Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

САМООРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

Материалы четвертого Всероссийского постоянно действующего научного семинара
"Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе"

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ В ХХI ВЕКЕ, ОСНОВАННЫЕ НА КОНЦЕПЦИИ НООССФЕРЫ

В.С. Данилова, Якутский государственный университет, г. Якутск

Если исходить из того утверждения, что в ХХI веке не будет условий для свободной самоорганизации государственной власти, то можно прийти к заключению, что в грядущем столетии человечество не успеет вступить в эпоху ноосферы. Формирование ноосферы можно представить как процесс самоорганизации устойчивых целостностей в природе и обществе, а ноосферу никак нельзя отождествить с однополюсным миром. Она соответствует миру многополюсному и именно поэтому является устойчивым образованием. Процесс ноосферогенеза может идти неравномерно по поверхности Земного шара. Это связано с различием социально-экономических условий в разных странах и континентах. В отдельных странах могут происходит процессы, близкие к свободной самоорганизации власти, которые в сочетание с другими самоорганизационными процессами в экосистемах, в сфере сознания будут способствовать образованию “островов” ноосферы. Таким образом, можно надеяться, что в ХХI веке процессы ноосферогенеза будут идти активно.

Вопросы государственного устройства приобретают в настоящее время особое значение так как их решение связано с такими проблемами как потребление, перераспределение огромных ресурсов энергии, вещества, информации. Объективно закономерным является непрерывный рост материального производства, в том числе увеличение массы и энергетической мощности всеобщей материально-технической системы, которую можно уже считать планетарной. Человечество непрерывно вовлекает в этот процесс новые предметы, конструкции, технологии, техногенные процессы, которые находятся в противоречии с естественными законами природы. Человек ХХ века испытал на себе всю тяжесть неправильных и односторонних государственных решений. Амбициозные и функционально безграмотные(и не всегда компетентные) правители делали человека прошлого столетия безгласным исполнителем в разрушительных войнах, односторонней идеологии, губительных авантюрах.

В настоящее время становится ясным, что требования, предъявляемые к государственному устройству, становятся особенно важными. В условиях экологического кризиса, истощения запасов органических полезных ископаемых, сохраняющейся до сих пор угрозы термоядерной войны и ряда других глобальных проблем - цена государственных ошибок становится непомерно высокой и ставит под угрозу само существование человечества.

I. Тенденции в современном государственном устройстве, способные тормозить дальнейшее развитие человечества
       Из опыта государственного устройства в ХХ веке можно выделить несколько негативных тенденций, которые не должны получить развитие в XXI веке.

1. Современное государственное устройство является продолжением производственных и общественных отношений индустриального общества. Во многих странах, государство до сих пор поддерживает отдельные мероприятия направленные на “борьбу с природой” или недостаточно противостоит им. Здесь можно упомянуть сохранение узковедомственных интересов и структур, недостаточно грамотную экологическую экспертизу, неосмотрительное расходование полезных ископаемых и многое другое. Все основные системы индустриального общества (образование, здравоохранение, городское хозяйство, экономика и финансы, национальные отношения) переживают сейчас кризис.

2. Роль государства в обозримом будущем будет усиливаться. Разговоры о том, что вскоре оно будет отмирать, как показывает весь опыт ХХ века - несостоятельны. В настоящее время государство неоправданно ослабило своё влияние по некоторым исключительно важным направлениям общественного развития. Человек должен иметь право на защиту от преступности, насилия, проявлений сексуальной революции, примитивной культуры, унификации. С другой стороны, государство должно обеспечить определённую меру свободы каждого человека, в пределах которой должно происходить формирование личности и без чего, дальнейшее развитие человечества невозможно.

3. В современном мире появилось много тайного и, умело организованного, зла. Наркобизнес, мафия, коррупция, теневая экономика сопровождаются сложнейшими технологиями своего сохранения и развития, самой жёсткой организацией и дисциплиной. Противостоять всему этому могут только сильные государства и, созданные на их основе планетарные структуры.

4. В современных условиях власть чётко стратифицирована, все её агенты и участники названы и определены. Важнейшими из них являются: субъект, объект, ресурсы, механизмы власти. Кроме того, имеются многочисленные способы классификации понятий “государство” и “власть” по самым различным, в том числе и утрачивающим своё значение, признакам.

5. Все основные национальные и государственные идеи должны быть связаны с основным принципом синергетики и принципом системности. В соответствии с первым из них государственная идея должна представлять собой общечеловеческую (планетарную) идею адаптированную к этническим и государственным особенностям. То есть, планетарная идея должна устойчиво коррелировать с соответствующими идеями отдельных государств и их субъектов. Согласно второму из этих принципов, национально-государственные идеи должны быть целостными (включать в себя все возможные типы взаимодействий) и быть связанными с внутренними и внешними устойчивыми динамическими равновесиями. Первое такое равновесие соответствует взаимодействиям между отдельными элементами систем, соответствующих государствам или их субъектам, второе - взаимодействиям государств (субъектов) с окружающей средой.

6. В России ситуация усугубляется тем, задачи стоящие перед народом и перед властью в значительной степени разные. Перераспределение собственности, взаимодействие центра и регионов, развитие экономики и финансов - до сих пор воспринимается властью односторонне, без учёта всех реальных интересов народа и его отдельных социальных групп.

II. Основные предпосылки для устройства государства и власти в XXI веке

В XXI веке государства должны сочетать в себе две основные тенденции: самоорганизацию и целенаправленность. Если бы политическая и экономическая среда большинства государств мира оставалась естественной, то можно было бы в качестве основной тенденции государственного строительства выбрать тенденцию самоорганизации. Однако в реальности вышеупомянутая окружающая среда далека от естественного состояния и, прежде чем, говорить о том какая из тенденций предпочтительнее, необходимо выявить в каких пределах эти тенденции могут быть использованы.

Назовём следующие предпосылки для совершенствования государственного устройства.

1. Выявление всех основных каналов взаимосвязи государства с окружающей средой и установление интенсивности, периодичности и других параметров подобных воздействий. Самым главным здесь является выявление именно всех каналов воздействий, потому что в противном случае выявление соответствующих конкретному государству систем, будет неправильным, а использование самоорганизационных процессов в его пределах - опасным.

Подобный анализ приводит к важным следствиям и, прежде всего, к отделению конкретных воздействий друг от друга. На это следует обратить особое внимание. Взаимопереплетение различных процессов и явлений должно осуществляться не случайным образом, но в соответствии с ритмами природы пронизывающими всю Вселенную, поскольку любая природная система находится в поле досягаемости этих ритмов.

2. Образование ноосферы и восхождение человечества к “ноосферному человечеству” предполагает прохождение обществом и государствами нескольких этапов: информационного общества, экологического общества, этапа планетарного сознания. Каждый из этих этапов имеет свои конкретные задачи, но их объединяет и общая цель - сохранение биосферы, её устойчивости, а также обеспечение возможности естественной эволюции для биосферы. Каждый из этих этапов вносит свой вклад в биосферную безопасность - основу устойчивого развития человечества.

Ноосферная реальность - самая сложная и синтетическая из всех реальностей. Ее существование связано со взаимным сосуществование различных процессов, связанных с переносом вещества, энергии, информации на различных уровнях структурной организации природы. Таким образом, в ноосферной реальности сочетание процессов в пределах одного уровня структурной организации природы дополняется взаимовлиянием различных уровней друг на друга. Существование ноосферы может предполагать наличие условий для свободной самоорганизации государства.

3. Ноосферная реальность меняет представление о субъекте и объекте. “Ноосферный человек”, “ноосферное человечество”, “ноосферное сознание” являются онтологическими понятиями, разъединение которых на субъект и объект практически невозможно. Перечисленные категории способны стать и категориями государственного устройства. Поэтому выделение в понятии “власть” субъекта, объекта, а также его разбиение по традиционным сферам, функциям и т.п., оказываются не соответствующими реалиям информационного общества, как важнейшего этапа ноосферогенеза.

4. В XXI веке у власти появится много новых граней. Это вовсе не будет означать усложнения власти, создания её новых институтов. Наоборот, сама основа власти, её вертикаль будет упрощаться. Усложнение будет происходить через привлечение всё больших слоёв населения к сотрудничеству с властью. Будет усиливаться роль различного рода экспертизы, социологических опросов и исследований. Всё это будет совершенствовать “обратную связь” и местное самоуправление (по социальным, хозяйственным и многим другим вопросам). При этом должно усиливаться сотрудничество власти с интеллектуалами и интеллигенцией.

5. Коммуникативные отношения между государствами, отдельными группами в различных государствах, переходят на новый уровень. Все биогеотехноциклы ноосферы являются замкнутыми, следовательно, информационные циклы, а также всё что обеспечивает ноосферное сознание также должно быть замкнутым. Широкая коммуникативность и информированность будут способствовать выявлению преступных и разрушительных тенденций. Зло стремится к тайне, ограничениям на информацию и взаимодействовать с устойчивыми циклами ноосферы не сможет.

 III. Предпосылки для изменений в государственном устройстве России

Кризис, охвативший в настоящее время все страны планеты, особенно остро проявляется в России. Он затронул все сферы жизни, в том числе властные структуры и государственное устройство. Последние обычно были сдвинуты в России к авторитаризму, а государственные изменения вслед за требованиями времени, сильно опаздывали. Но всё равно все преобразования в России: реформы, демократизация, интеграция в мировое сообщество возможны только при сильной государственной власти.

Среди тенденций, имеющих особое значение для России, необходимо отметить следующие.

1. Усиление роли государства. Государство в настоящее время сильно ослабло, его структура становится рыхлой и грозит распадом. Однако распад России приведёт не только к национальной, но и к общемировой катастрофе. Между тем, стержнем российской государственности может стать строительство ноосферы, которое опирается, с одной стороны, на идеи особенно близкие России (соборность, коммунизм), а с другой стороны - на общекосмическую идею глобального универсализма.

2. Укрепление взаимосвязи власти и интеллигенции. Их взаимоотношения в России были очень трудными, но именно на основе гармоничного взаимодействия интеллигенции и власти возможен расцвет России в XXI веке. Интеллигенция может способствовать ликвидации противоречий между властью и народом, создать между ними устойчивую “обратную связь”.

3. Создание концепции многополюсного мира, имеющей для многонациональной России особенно важное значение и способных нормализовать отношения между различными этносами как в её пределах, так и с соседями (ближними и дальними). Только процессы свободной самоорганизации во всех сферах существования человека могут привести к устойчивому многонациональному российскому государству. Но к сожалению в настоящее время нет условий для осуществления таких процессов.

Таким образом, принципы управления государством в ХХI веке, ориентированные на процессы самоорганизации, следует рассматривать в свете концепции ноосферогенеза. Эта концепция способна охватить все многообразие и сложность процессов в природе и обществе, так как она является синтетической, комплексной, опирается на фундаментальные результаты ряда естественных наук и на достижения философской мысли.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

Hosted by uCoz