Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

САМООРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

Материалы четвертого Всероссийского постоянно действующего научного семинара
"Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе"

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНЕРЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА

М.Ю. Журавский, Ю.А. Журавский, Кузбасский государственный технический университет, Кемерово

В современных условиях внимание ученых все больше обращается на раскрытие глубинной сущности организации механизма государственной власти. Это объясняется необходимостью теоретического и практического обобщения взаимообусловленности внутригосударственных связей, выявления тенденций их развития.

Регулирование социально-экономического развития предполагает всесторонний учет результативности государственного устройства. Современная практика требует учета функционирования государства в состоянии устойчивости, изменчивости и инерции социально-экономических связей.

Необходимо своевременно оценивать изменение экономической ситуации и более полно использовать возможности и преимущества реформ. С развитием экономических реформ изменяется возможность и результативность государственного устройства.

Организация и самоорганизация власти не одно и тоже. Первая неминуемо находится под воздействием других отношений, усиливающих или ослабляющих взаимосвязи, выраженные в ней. Следовательно, может быть усиление или ослабление движущей силы власти она может быть нейтрализована и находиться в состоянии инерции.

Инерция находит свое выражение, прежде всего в форме осуществления государственной власти, которая подвергается различным внешним воздействиям через количественные связи. Так, например система бюджетного распределения денег нейтрализуется настолько, насколько проявляется уравнительное распределение, и наоборот. Инерция в реализации возможностей государственной власти приводит к ее ослаблению и парализации. Это имеет место за счет противодействующих факторов, которые проявляют свою силу в такой степени, в которой они нейтрализуют действия государственной власти. Отсюда, регулирование инерционных систем в организации государственной власти требует последовательного предотвращения противодействующих факторов путем их ослабления и смягчения.

Инерция проявляется в управлении самоорганизацией государства через замедленное развитие его противоречий и в результате противоборства противоположностей (например, прогнозирование развития народного хозяйства и стихийности).

Государство как саморегулирующая система полностью реализует себя и приобретает силу в механизме самоорганизующихся государственных структур, в процессе их взаимодействия. Именно здесь происходит проявление и вместе с тем сглаживание отрицательных последствий самоорганизации власти. В механизме саморегулирующихся государственных структур осуществляется нивелирование их отрицательных последствий. Например, действие механизма разделения государственных функций предполагает воздействие на него механизма осознания всей государственной власти, который уменьшает узкую профессиональную направленность работников. Поэтому нельзя в теории и на практике подходить к рассмотрению управления самоорганизацией власти изолированно от других социально-экономических взаимосвязей.

В условиях реформирования общества учет и преодоление негативных сил, порождаемых действием самих самоорганизующихся государственных структур, имеет особенно важное значение для создания условий реформирования государства. Эффективность самоорганизации государства проявляется в удовлетворении общественных потребностей. Негативные проявления самоорганизации власти способствуют инерционным тенденциям в обществе, а также снижению эффективности производства и замедлению разрешения социально-экономических противоречий. Нельзя сводить все негативные процессы в хозяйствовании к отклонениям от взаимосвязей, выраженных в государственной самоорганизации. Необходимо связывать отрицательные последствия самоорганизации власти как с внутренней противоречивой ее сущностью, так и с внешними факторами. Такими внешними факторами могут быть, например, напряженная международная обстановка или стихийные бедствия.

Возможность усиления инерционных тенденций в использовании саморегулирующихся государственных систем власти обусловлена консерватизмом и деформацией отдельных элементов социально-экономических отношений. Поэтому самоорганизующиеся государственные системы выступают фактором реформирования общества при условии преодоления инерционных тенденций в самих государственных структурах.

В условиях реформирования экономики инерция в развитии и использовании самоорганизации власти преодолевается целым комплексом условий, заложенных в самих государственных структурах. Главная ступень в решении этой задачи – ускоренное разрешение противоречий самоорганизации государства между его единством и многообразием свойств. Обнаружение направлений реформирования государства на этом уровне сложно, но вместе с тем очень важно, потому что здесь идет речь фактически об общественном развитии. Поэтому преодоление инерции в развитии самоорганизации государства предполагает развитие моментов отрицательности и самодвижения.

Преодоление инерции в самоорганизации государства осуществляется: 1) путем разрешения его противоречий, нахождения и использования внутренних общественных сил, порождающих качественно новые общественные связи; 2) посредством выявления новых форм выражения самоорганизации государства, нового его содержания; 3) путем движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, к становлению новой структуры самоорганизации государства. Поэтому учет инерционных тенденций – это важнейший элемент в управлении самоорганизацией государства. Совершенствование общественных отношений на нынешнем этапе требует наиболее полной реализации возможностей самоорганизации государства.

Механизм реализации самоорганизации государства включает в себя ряд звеньев. К ним относятся познание и разрешение противоречий, отражаемых структурными элементами самоорганизации государства; возрастание роли государственного экономического регулирования; непрерывное приведение в соответствие государственного устройства, экономических реформ и социального мышления человека.

Недоучет какого-либо звена в саморегулировании государства порождает усиление инерции в развитии взаимосвязей. Она может найти свое выражение в реализации его любого структурного элемента.

Таким образом, реформирование общественных связей обусловливает особенности развития государственного устройства. В этом процессе могут проявиться инерционные тенденции развития. Они связаны со сложным взаимодействием между самими элементами самоорганизации государства, их противоречивой сущностью. С развитием управления самоорганизацией государства изменяются формы проявления в нем инерции и пути ее реализации.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz