Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

САМООРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

Материалы четвертого Всероссийского постоянно действующего научного семинара
"Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе"

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

М.А. Данченко, институт оптического мониторинга СО РАН, Томск

Проблема разработки системы рационального использования природных ресурсов заключается в создании механизма оптимального сочетания рыночных отношений с государственным регулированием природопользования.

В настоящее время определяющим аспектом современного состояния использования природных ресурсов в России является постепенный переход от командно- распределительной системы, основанной на централизованном планировании и выполнении правительственных директив, к рыночной экономике. Этот период характеризуется появлением новых форм эксплуатации природных ресурсов, при которых их использование и большая часть работ по воспроизводству ресурсов осуществляется частными предпринимателями или государственными предприятиями в соответствии с рыночными стимулами. Вместе с тем в условиях рыночной экономики важная роль в решении вопросов регулирования природопользования, воспроизводства, охраны и защиты природных ресурсов отводится государству.

Важными аспектами эффективности использования природных ресурсов в рыночных условиях являются, с одной стороны, надежность прав собственника на ресурсы, с другой - государственное регулирование экономической деятельности. Государство, используя различные способы влияния, устраняет недостатки рыночной системы, осуществляет распределение общественного дохода. Широкая сфера вмешательства государства в вопросы регулирования и контроля за природными ресурсами увеличивает силу государства в охране всех социальных ценностей и интересов, но в то же время ограничивает свободу предпринимателей в использовании природных ресурсов наиболее выгодным для них способом.

Рассмотрим структуру функционирования эколого-экономической системы.

Средством активного воздействия на эколого-экономическую систему служит, прежде всего, сама производственная деятельность, продукты которой (здания, техника, новые технологии) входят в эту систему и преобразуют ее (производство и эксплуатация техники, строительство зданий, дорог, сетей энергообеспечения и т.д.). Эта деятельность, опираясь на технический прогресс, осуществляется независимо от каждого конкретного хозяйства и требований экологии. С одной стороны, она обеспечивает увеличение производства биологического продукта и улучшение жизни людей, а с другой - стихийно развивающееся производство, массовое строительство постоянно нарушают экологическое равновесие. Примеры таких нарушений многочисленны - загрязнение среды, эрозия почвы, обезлесивание, отравление гербицидами и др. Для борьбы с ними необходимы ужесточение контроля, внедрение запретов и норм на осуществление определенных производственных процессов, использование средств экологической защиты, проведение специальных мероприятий по оздоровлению окружающей среды.

Поэтому простейшая эколого-экономическая система (ЭЭС) преобразуется в более сложную систему, которую можно описать как “Природа - Предприятие - Управление”, в которой помимо прямых и обратных связей имеются также прямая положительная и обратная отрицательная связи.

Таким образом, управление можно охарактеризовать как самоорганизацию взаимосвязей между Природой и Предприятием, которая приводит к намеченным результатам, или как саморегуляцию ЭЭС. Управление основывается на необходимой информации о системе и направлено на улучшение функционирования управляемых совокупностей элементов системы.

Функции управления в такой системе выполняет государственный Управляющий орган. Управляющий орган - это мозговой центр, анализирующий информацию об экологическом состоянии системы, определяющий экономические параметры производства, имеющий полномочия налагать штрафы, предоставлять налоговые льготы, оценивающий и контролирующий полученные результаты.

Управляющий орган выдает “разрешения” на развитие производства и принимает решения о необходимости воздействия на систему с целью ее преобразования и совершенствования. Цель такого управления - поддерживать все элементы системы на уровне соответствия принятым экономическим, социальным и экологическим нормам и требованиям, придавать ей устойчивость, способность к саморазвитию.

Наряду со средствами общего контроля, в рамках самой экологической деятельности Управляющего органа необходимо знать положительные и отрицательные реакции управляемой системы на ранее проводимые акции Управляющего органа.

Функции управления системой заключаются также в целесообразной направленности всех процессов, происходящих в ЭЭС, и в создании желательных материально-энергетических обратных связей с усилением достигнутого положительного эффекта.

Структура функциональных отношений эколого-экономической системы “Природа - Предприятие (Хозяйственная деятельность) - Управляющий орган” представляет собой целостную, самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему, формирующуюся в естественных и измененных техногенной деятельностью условиях природных и социально- экономических образований (см. рисунок).

Управляющий орган и Природная среда взаимодействуют условно, так как Управляющий орган прямо не воздействует на Природную среду. Управляющий орган осуществляет мониторинг состояния Природной среды и, исходя из полученных данных, составляет прогнозы развития Предприятия и планирует его деятельность по использованию природных ресурсов.

Взаимодействие Управляющего органа и Предприятия характеризуется наличием прямой и обратной связи, а также прямой положительной и обратной отрицательной связей.

Процесс управления заключается в установлении Управляющим органом для Предприятия Заданного состояния или показателей, которые можно разделить на три основные группы (на схеме они представлены блоками: Экономическое регулирование, Экологическое регулирование, Социальное регулирование). Управление осуществляется на основе государственных законов, инструкций, нормативных актов и пр., являющихся обязательными для исполнения Предприятием, а также рекомендаций Управляющего органа, на основании выполнения которых предоставляются поощрения либо, при невыполнении их, налагаются санкции или штрафы.

На входе Предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности использует природные ресурсы из Природной среды, обязательные для выполнения экологические ограничения и нормативы, рекомендации по социально- экономическому развитию от Управляющего органа.

Выходом для Предприятия служит некоторое загрязнение окружающей среды, созданный им в процессе производственной деятельности Биологический продукт, а также расширение материально-технической и социальной базы предприятия (увеличение материальных активов) и приобретение более эффективных ресурсосберегающих технологий (увеличение нематериальных активов).

Перечисление части налоговых платежей, в денежном или натуральном выражении, для функционирования Управляющего органа является обратной связью между Управляющим органом и Предприятием.

Прямая положительная и обратная отрицательная связь между Предприятием и Управляющим органом осуществляется в процессе контроля и анализа выполнения Предприятием доведенных до него социальных, экологических и экономических нормативов и показателей. Действительные значения этих показателей являются Текущим состоянием и по мере приближения к Заданному состоянию обусловливают наличие того или иного вида связи.

Эколого-экономическая система такого вида является относительно замкнутой и не только саморегулирующейся, но и самоорганизующейся. Саморегуляция осуществляется через обратную отрицательную связь: чем больше отклонение текущего состояния от заданного, тем больше величина штрафных санкций (обратная отрицательная связь); и наоборот, чем меньше величина рассогласования, тем больше величина поощрений (прямая положительная связь). Заданное состояние эколого-экономической системы выступает в роли аттрактора, выводящего систему на устанавливаемый путь. Заданное состояние является подвижным, растущим. Поэтому система является самоорганизующейся.

Таким образом, государственное регулирование использования природных ресурсов должно основываться на принципиально новых подходах к системе управления природопользованием. Рыночные отношения не могут выполнять функции развития оптимальных отношений общества и окружающей среды. Отношения общества к использованию природных ресурсов должны строиться на основе признания идеи устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, так как трудно переоценить их огромное влияние на жизнедеятельность всего человечества.

Для осуществления государственной политики в области рационального использования природных ресурсов, необходимо обоснование не только экономического механизма использования природных ресурсов, но и системы экологических ограничений режима природопользования. Система экологических ограничений и регламент природопользования должны исходить из свойств природных объектов. Они не могут быть изменены ни общественным укладом, ни системой экономики.

Рациональное использование природных ресурсов, внедрение новых ресурсосберегающих технологий требует перехода на принципиально иные эколого-экономические отношения. Чрезвычайно важной задачей сейчас является разработка фундаментальных основ охраны Природной среды, опирающихся на теорию самоорганизации и формирования целостных социальных экологических систем. При помощи знаний о принципах функционирования систем и законов самоорганизации можно будет отслеживать состояние системы в любой момент ее функционирования, что немаловажно для принятия эффективных управленческих решений.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz