Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

САМООРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

Материалы четвертого Всероссийского постоянно действующего научного семинара
"Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе"

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ ГОРОДА – ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ?

В.Г.Чуркин, З.З.Муллагалеева, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

Раньше, во времена советской власти, город рассматривался лишь как территория, на которой наиболее эффективно могли размещаться и функционировать предприятия определенных министерств и ведомств. Они в свою очередь определяли качество жизни людей. Большинство услуг население получало за счет этих предприятий. И чем масштабнее были эти предприятия - металлургические, нефтеперерабатывающие, химические, военные и др., тем больше преимуществ имели жители и сам город, на территории которого они размещались. Деятельность местных органов властей сводилась к координации деятельности этих предприятий, с тем, чтобы они своевременно реагировали на проблемы развития города.

Начиная с 1992 года ситуация кардинально изменилась. Кроме государственной появилась муниципальная, смешанная (совместная государственная и муниципальная) и частная собственность. И на каждом уровне появился свой хозяин. А это означает, что и предприятия уже имеют своих акционеров, которых проблемы города напрямую не касаются. Местная власть не может надеяться и ждать с их стороны материальной поддержки, но может с предприятиями сотрудничать и взаимодействовать в целях развития города. И этому способствуют существующие законы.

Например, закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” дает такие полномочия городу, как:

·         утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

·         принятие планов и программ его развития;

·         установление порядка распоряжения муниципальной собственностью и др.

Следовательно, в настоящее время особая роль в развитии города принадлежит имеющимся экономическим и финансовым его возможностям.

Но до сих пор не завершено формирование муниципальной собственности, особенно много вопросов, связанных с муниципальной землей. Не так много источников финансирования расходов города: постоянно меняются законы, ограничивающие и так незначительные финансовые возможности города. Поэтому возникает разрыв между доходами и расходами бюджета города. К тому же бюджет пока не отвечает экономическим интересам города, а соответственно и потребностям населения. Законом о местном самоуправлении даются большие полномочия не только городской власти, но и жителям города, с тем, чтобы они активно помогали решать имеющиеся проблемы.

Идеальное представление будущего города лежит на поверхности: чтобы не было никаких проблем в жизни населения, а соответственно и у местных органов власти. Но здесь-то как раз и лежит весь корень зла: население идеал понимает по-своему, город – в силу “зажатости” существующими законами и проблемами далеко не местного значения – трактует несколько по-иному. Поэтому возможность разрешить этот гордиев узел лишь одна: разобраться с правами и обязанностями одной (населения) и другой стороны (местных органов власти).

Пока нет единого мнения по вопросу, как могут сотрудничать органы местной власти и население. Существуют различные точки зрения. Например, одни считают, что, если информировать население о деятельности исполнительных и законодательных органов города, а их, в свою очередь, о проблемах и потребностях населения, то это может в итоге повлиять на эффективность развития города, а, следовательно, и на качество жизни населения. Другие считают, что все зло в недостатке “хороших” законов, которые развязали бы руки местным властям в принятии определенных решений. Третьи полагают, что население должно принимать более активное участие в разрешении существующих проблем и в самом процессе управления городом.

Поиски истины идут, но достаточно сложно, методом проб и ошибок, иногда достаточно серьезных. Вся деятельность местных органов власти в области экономики осуществляется исходя из интересов местного населения. Поэтому муниципальные власти ответственны перед населением за решение большого круга вопросов: насколько эффективно финансируются социальные мероприятия, своевременно ли выплачивается заработная плата бюджетникам, пенсия, пособия и т.д. Органы местной власти отвечают также перед населением за соблюдение законов и правовых актов (и федеральных, и областных, и городских). Эта ответственность объясняется самим определением местного самоуправления. Местное самоуправление –– это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения.

Эта деятельность населения осуществляется через органы местной власти. Но ответственность за то, что происходит на территории города обоюдная, т.е. как отвечают местные органы власти перед населением, так и население отвечает за их действия, и со своей стороны должно осуществлять контроль деятельности исполнительных и представительных органов власти.

В уставе города устанавливается порядок и условия ответственности местных органов власти в результате утраты доверия населения. А это, в свою очередь, является элементом народовластия. Т.е. население может выразить недоверие выборным должностным лицам местного самоуправления через местный референдум или отзыв депутата.

В уставе города закрепляются также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов местного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Воздействие на деятельность органов власти города по отдельным вопросам может осуществляться через органы общественного контроля, созданные по инициативе официально зарегистрированных объединений граждан.

Население может управлять участком территории, где непосредственно проживает. Например, жители вправе формировать органы территориального общественного самоуправления (в форме кондоминиумов).

Кроме того, население через своих представителей может присутствовать при обсуждении концепций, программ дальнейшего развития города, принимать непосредственное участие в их разработке, осуществлять экспертизу проектных документов.

Но для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов местного самоуправления, контроля за их деятельностью очень важна инициатива жителей города, их заинтересованность в решении вопросов местного значения, т.к. местное самоуправление осуществляется населением. И высшее право – волеизъявление населения – не нуждается в утверждении какими-либо государственными органами или органами местного самоуправления. Решения, принятые сходом (собранием) граждан, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления.

Варианты участия населения в управлении экономикой города пока только обсуждаются. И только в отдельных городах подходят к этому вопросу творчески.

Жители могут вносить свои предложения по изменению устава города, если он по каким-то вопросам не соответствует возникающим проблемам. Но, чтобы вносить эти изменения, по крайней мере, следует прочитать Устав города. А это для большинства жителей в силу разных причин является недоступным.

Но, если изучение Устава города лежит на совести самих горожан, то плохая информированность о происходящих экономических событиях исходит в большей степени от исполнительной власти. И, в этом случае своевременная информация и обмен ею со всеми заинтересованными сторонами может снизить недоверие горожан и сократить достаточно большое количество нареканий в адрес исполнительных властей. Но и здесь существует проблема: население города уже не желает просто воспринимать статистическую информацию о происшедшем или констатацию принятого решения, а хотело бы воздействовать на происходящие события. Таким образом, необходима не только информация, но и постоянная обратная связь с различными слоями населения.

Но, если одна из сторон (местная власть) постоянно делает попытки узнать проблемы населения города и вовремя на них откликнуться, то вторая сторона (население) не всегда правильно реагирует на права местного самоуправления. По устоявшейся привычке ожидает, что всеми вопросами без участия населения могут и должны заниматься люди, ответственные в силу своей профессии за жизнедеятельность города. Очень часто встречаются такие высказывания: “их учили, пусть и работают”, или же “кухарка не может управлять”.

Конечно же, если все население начнет заниматься решением всех существующих проблем, может возникнуть хаос. Понятно, что, если исполнительные и законодательные органы будут учитывать пожелание и просьбы каждого горожанина, то в итоге будут не в состоянии выполнять свои непосредственные задачи. Поэтому следует создавать небольшие, компактные группы, которые будут изучать потребности населения и от их имени выражать свою позицию перед администрацией и законодательным органом города.

На практике возможны разнообразные формы участия населения в управлении городом и, в частности, экономикой города. И в каждом городе население самостоятельно определяет целесообразность создания той или иной структуры.

Например, это могут быть либо общегородские гражданские объединения, либо центр общественных инициатив. Но в любом случае эти общественные организации должны служить связующим звеном между населением и местной властью. Кроме того, через эти организации может осуществляться обмен информацией обеих сторон (населения и местной власти). Таким образом, через подобные общественные организации осуществляется привлечение населения к непосредственному управлению экономикой городом.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 



Hosted by uCoz