Основные тенденции трансформации управления сложными социально-экономическими системами

Старший преподаватель кафедры

 управления и маркетинга ВВАГС

 Васильев А.А.

 

Глобальные изменения, произошедшие в конце прошлого века, затронули все стороны человеческой жизни, что непосредственно повлияло на состояние и положение сложных социально-экономических систем (государств, регионов, муниципальных образований) в современном мире. Чтобы ответить на многочисленные вызовы внешней среды они вынуждены совершенствовать управленческую структуру и методы, распределять функции с учетом происходящих в мире изменений.

К ним относятся глобализация, которая стирает государственные границы и приводит к образованию мировых рынков капиталов и товаров, формированию всемирной информационной сети, созданию новых союзов государств и международных организаций. Регионализация, связанная с тем, что в последнее время происходит реструктуризация политического, экономического и социокультурного пространства государств. Изменения также происходят как в самой системе политической власти, так и в механизмах функционирования демократических институтов. Существенный вклад вносит в это и современная научно-техническая революция, особенно в области связи и информатики.

Одной из важнейших причин происходящих преобразований является ежегодное увеличение бюджетных расходов, что приводит к дефициту государственного, региональных и муниципальных бюджетов, в свою очередь негативно влияющих на их экономическое положение и развитие. Повсеместно происходит рост недовольства населения качеством государственных и муниципальных услуг и механизмом их распределения.

Для решения существующих проблем, следует сосредоточить все усилия на следующих основных направлениях:

- повышать эффективность государственного и муниципального управления и предоставления населению более качественных услуг;

- развивать партнерские отношения между органами власти государства, региона, муниципального образования  и бизнеса, и оптимально разделять ответственность каждого уровня и сектора за решение насущных проблем;

- налаживать тесную связь между государственной, региональной и муниципальной властью с одной стороны и обществом с другой, активно привлекать население к управлению.

На сегодня проявляются следующие основные тенденции в трансформации управления сложными социально-экономическими системами.

1. Децентрализация. Является одним из способов повышения эффективности государственного управления. Она реализуется в двух формах - передачи отдельных полномочий и функций на нижний уровень управления при сохранении властной вертикали и создания автономных структур (у нас муниципальных образований и ТОС), обладающих собственными ресурсами для реализации возложенных на них полномочий.

Она способствует созданию благоприятных условий для повышения эффективности принимаемых решений и улучшения обслуживания населения. Необходимым условием децентрализации является соответствие полномочий, ответственности и ресурсов.

2. Регионализация. Процесс пространственного развития государств в последнее десятилетие характеризуется понятием "регионализация". В России нарастает правовое, государственно-административное, социокультурное и экономическое своеобразие отдельных территорий – субъектов федерации.

На сегодня, существенно изменившаяся структура и организация экономики страны, изменение ее положения в глобальном мире, а также изменения социально-политических процессов внутри общества привели к тому, что сложившаяся в эпоху индустриализации пространственная организация, реализованная в транспортных и инженерных инфраструктурах, системах расселения, перестала соответствовать реальной структуре сегодняшней хозяйственной и социально-политической жизни. Поверх административно зафиксированных границ старых индустриальных регионов стали формироваться новые регионы.

3. Совершенствование структур и деятельности органов государственного и муниципального  управления. Практика развитых стран определяет новую тенденцию в государственном и муниципальном управлении - замену вертикальных административных структур на горизонтальную сеть автономных государственных и муниципальных организаций, имеющих определенные полномочия. При этом используются новые методы: контрактное управление, внутренний и внешний аудит, консалтинг и др.

В государственном и муниципальном управлении происходит дальнейшее разделение функции формирования политики, которая концентрируется в одних органах, и функции ее исполнения, которая может возлагаться на различные автономные государственные и муниципальные организации. В управление все шире внедряются механизмы рыночных отношений и современные методы менеджмента, используемые в частных компаниях, такие как, маркетинг, логистика, стратегическое планирование и управление и др.

В деятельности государственных и муниципальных органов основной упор делается на развитие аналитических, прогностических, контрольных и оценочных функций, а так же на повышение качества подготовки и принятия решений.

Происходит постепенный переход от частных показателей деятельности государственных и муниципальных органов, таких как "экономия, эффективность, результативность", к совершенно новым глобальным категориям "мониторинг и диагноз проблем, разработка новой политики, ее развитие и реализация".

4. Развитие персонала и реформирование государственной и муниципальной службы. Персонал всегда был важным стратегическим ресурсом для достижения целей государственной и муниципальной политики и его развитие является главной задачей в совершенствовании управления сложными СЭС. Реформирование государственной и муниципальной службы охватывает следующие области: систему оплаты труда и стимулирования государственных и муниципальных служащих; систему обучения и повышения квалификации, а так же продвижения персонала; методы отбора и найма сотрудников; формы аттестации и критерии оценки; пенсионную политику; политику равных возможностей в государственной и муниципальной службе.

В условиях перехода от старых бюрократических норм и правил к современным, возникает вопрос о новой этике государственной и муниципальной службы, опирающейся на такие фундаментальные принципы, как ответственность и подотчетность, порядочность и открытость.

5. Совершенствование управления имуществом, бюджетом и финансами. Ограниченность ресурсов и процесс децентрализации требуют изменений в бюджетном и финансовом управлении. В отношении разработки и исполнения бюджета наметились следующие направления совершенствования:

- использование процесса разработки бюджета "сверху вниз", когда федеральное правительство определяет общий размер расходов и принципы их распределения;

- определение государственным и муниципальным структурам сметы расходов на год без подробного деления по статьям, при этом экономия остается в их распоряжении;

- разработка новых показателей деятельности управленческих структур, сначала им определяется вид производимого "продукта", а затем устанавливаются соответствующие показатели по затратам, количеству и качеству, при этом  они сами решают, как достичь планируемого результата;

- использование финансового менеджмента, применяемого в бизнесе;

- использование среднесрочных и долгосрочных показателей и оценок при разработке бюджетов всех уровней.

6. Приватизация и муниципализация. Происходит дальнейшая приватизация отраслей и предприятий, где деятельность государственных и муниципальных органов не эффективна. Она приводит к уменьшению роли государственного и муниципального сектора и соответственно увеличению значения частного сектора в управлении и владении собственностью. Здесь происходит не только передача государственной и муниципальной собственности в частное владение, но и заключение контрактов с частными организациями на выполнение определенных услуг на конкурентных условиях. В этом процессе становится важным дать населению альтернативные возможности получения услуг.

Но, в тоже самое время наблюдается процесс муниципализации, когда происходит передача предприятий и организаций социальной сферы из собственности акционерных обществ и организаций в муниципальную.

7. Информатизация. В совершенствовании систем государственного и муниципального управления важную роль играют информационные и коммуникационные технологии, способствующие повышению эффективности работы государственного и муниципального аппарата.

Если на первом этапе происходило обеспечение органов государственного и муниципального управления информационной и компьютерной техникой, то на втором, ставится задача повышения эффективности от вложений в информационные технологии, в совокупности с процессом совершенствования организационных структур и работы аппарата. Здесь в качестве основных можно выделить следующие направления:

-              формирование общефедеральных информационных сетей, объединяющих  специализированные федеральные, региональные и муниципальные;

-              создание «электронного Правительства» и «электронных муниципалитетов»;

-              использование информационных систем для анализа социальных показателей и проблем, и выработки на их основе оптимальных решений.

Повсеместно создаются специальные структуры, отвечающие за внедрение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной и муниципальной власти.

8. Повышение качества и совершенствование распределения государственных и муниципальных услуг. В современных условиях необходимо образовывать структуры государственного и муниципального управления, ориентированные прежде всего на потребителей. Следует изменить ценностные ориентиры, сложившиеся в аппарате управления, и поставить во главу угла учет интересов и удовлетворение потребностей населения. Здесь важно не только учитывать интересы населения, но и учесть и использовать непосредственную связь между уровнем и качеством жизни населения с конкурентоспособностью государственной, региональных и муниципальных экономик.

9. Мониторинг социально-экономических процессов и результатов. Совершенствование управления требует создания соответствующего механизма отслеживания и оценки управляемых процессов и полученных результатов, что позволит определять направления, где удалось достичь наибольшего прогресса, а где происходит отставание.

В целом, анализ происходящих преобразований позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, необходимость реформ в государственном (региональном и муниципальном) управлении объективна, стратегия, намеченная Президентом и реализуемая Правительством, и ожидания в обществе совпадают;

во-вторых, в стране продолжается процесс формирования новых институтов и механизмов одновременно с продолжающимися экономическими и политическими преобразованиями;

в-третьих, разрабатывается концепция, основанная на замене бюрократической системы гибкими автономными организационными структурами, ответственными перед населением и развивающими партнерские отношения с бизнесом и обществом;

в-четвертых, совершенствование управления направлено на повышение эффективности и результативности работы властной вертикали в государстве, повышение ее ответственности за качество услуг населению.

 



Hosted by uCoz