"Стратегия социально-экономического
развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015"
Бланк В.В.
Я
хотел бы рассказать о документе, который называется "Стратегия социально-экономического
развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015".
Данный документ разрабатывается рабочей группой по решению экспертного
совета при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном
округе от 6 июля сего года. Статус документа рекомендательного характера
для разработки программ социально-экономического развития Северо-Западного
округа в соответствии с указом Президента об учреждении постов Полномочного
представителя. Вы знаете, что там четко прописана важнейшая функция полпреда
- координация деятельности федеральных и местных органов власти и разработка
программ социально-экономического развития.
Горизонт разработки этого документа - 2015 год. Он выбран не случайно.
Он выбран потому, что мы, проанализировав имеющуюся правовую базу и будучи
не согласными с очень многими документами, исходим из того, что нужно
пользоваться той нормативной и правовой базой, которая имеется. Поэтому
мы согласовали свою стратегию до 2004 года с программой социально-экономического
развития РФ, утвержденной правительством. До 2010 года - с основными направлениями
социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, одобренную
правительством. И до 2016 года - с прогнозом демографических процессов.
Это дало нам возможность иметь надежную статистическую базу для проведения
расчетов, исследований, анализов. На весь период действия концепции мы
согласовали ее с существующими федеральными целевыми программами.
Что из себя представляет Северо-Запад сегодня? Северо-Запад сегодня это
11 субъектов Федерации, и в целом Северо-Запад в экономике страны занимает
около 9 %. Население - 9,9 %, площадь - 9,9 %, ВРП составляет 9,2 % от
валового продукта, промышленное производство - 9,7. Т.е. мы, грубо говоря,
- чуть меньше, чем одна десятая от России.
Что окружает Северо-Запад сегодня? В первую очередь, сегодняшнее положение
Северо-Запада определяют внутриполитические факторы. Это укрепление властной
вертикали (думаю, что с этим никто в этом зале спорить не будет), стабилизация
экономики (мы с вами видим, как это происходит на наших глазах), формирование
единого правового и экономического пространства.
Но что вокруг? В первую очередь, соревнование Севера и Юга. Основной вектор
- западная цивилизация и исламский мир. События 11 сентября это только
подтверждают. Дальше два взаимоисключающих и противоречащих друг другу
явления - глобализация экономики и региональная трансграничная оптимизация
экономики, когда структуры экономики, в первую очередь, инфраструктуры
совершенно не соответствуют административно-территориальному делению,
а в некоторых случаях - и государственному делению территорий.
Кому необходима стратегия? Обществу, власти, бизнесу, населению и международному
сообществу. Потому что мы можем рассчитывать только на свои силы. Запад,
пусть простят меня присутствующие здесь коллеги, нам не поможет. Власть,
население и бизнес должны договориться о том, куда и зачем мы идем. И
это мы должны объяснить международному сообществу. Не просить помощи у
международного сообщества, а спокойно объяснить, куда и зачем мы идем.
Власти, т.е. Федерации, округу, муниципалитетам стратегия нужна для ведения
бюджета, пространственного планирования, развития инфраструктуры, формирования
экономических стимулов для бизнеса и, что очень важно и в чем у нас колоссальный
пробел, - национальная идея для населения.
Бизнесу стратегия нужна для понимания своих экономических перспектив и
стимулов к развитию. Населению стратегия необходима для понимания своего
будущего и будущего своих детей. Международному сообществу наша стратегия,
региональная стратегия необходима просто для понимания своего собственного
будущего. Их очень интересует, в каком мире они будут жить.
Какие основные проблемы на Северо-Западе? В первую очередь, низкий уровень
жизни и демография. Посмотрите на цифры. 2000 год: на Северо-Западе живет
14 млн. 300 тыс. человек. Из них 30% (это самая скромная оценка) имеют
доходы ниже официального уровня. В 2015 году на Северо-Западе будет жить
примерно 12 млн. 800 тыс. человек, и миллионы (подчеркиваю: миллионы)
из них будут по-прежнему жить плохо, если мы ничего делать не будем.
Оценка ситуации по количеству населения: депопуляция. По качеству населения:
несоответствие качества населения экономическим задачам общества.
Один пример. ХХ век, Псковская область, демографическая катастрофа. Я
сам пскович, и могу только обратить ваше внимание на эти страшные цифры,
которые, на мой взгляд, должны просто ужаснуть всех. В 1940-й году примерно
на той же самой территории (тогда было другое административно-территориальное
деление) проживало 1 млн. 700 тыс. человек. 2000 год - 780 тыс. человек,
из них 45 % - бедные. 2016 год - 630 тыс. человек. Сколько тогда будет
бедных, будет зависеть от того, как мы будем работать.
Главные цели стратегии. Первая цель - воспроизводство человеческого потенциала
как ключевая задача обеспечения национальной безопасности. Повышение уровня
и качества жизни населения как важнейший элемент национальной идеи. Устойчивое
и сбалансированное развитие территорий как важнейшая задача государства.
Цель - воспроизводство человека. Воспроизводство человеческого потенциала
- ключевая задача обеспечения национальной безопасности. Тезис "нет населения
- нет страны", я думаю, ни у кого сомнений не вызывает.
Есть очень простые критерии. Социальный - доведение стандартов реального
потребления до уровня, необходимого для физического воспроизводства человека.
Мы все получаем командировочные по сто рублей, мы все знаем, что прожиточный
уровень в несколько раз больше, чем средняя зарплата во многих регионах.
Экономический критерий. Ликвидация противоречий между численностью, качеством
населения и экономическими задачами общества. Здесь выступал один из руководителей
АвтоВАЗа. Я думаю, что он подтвердит свои сложности с наймов рабочих простейших
специальностей, но которых на сегодняшний момент нет.
Экономические условия. Расчеты показывают, что если мы хотим хоть как-то
выйти на демографический баланс, мы должны в 2015 году выйти на среднедушевой
доход в 2100 долларов в год. Обратите внимание: это очень реальная цель,
мы можем ее достигнуть к 2015 году. Для справки: ООН оценивает доход примерно
в 6300 долларов или 3 доллара почасовой оплаты.
Следующая цель - повышение уровня и качества жизни населения. Критерии:
социальный (уровень жизни принятый и признанный обществом, в том числе
властью, бизнесом и населением), экономический (возможность для среднего
человека своим трудом заработать общественно приемлемый уровень жизни).
Необходимое условие: уровень благосостояния должен стать элементом национальной
идеи, а общество должно оценивать успехи среднего человека по соответствию
этим материальным критериям.
И вот мы получили оценку. Она была выведена экспертным путем и путем определенных
расчетов. В 2015 году ожидаемый реальный результат стратегии - национальная
идея. И, естественно, ее материальный элемент - это здоровье, полная семья
с двумя-тремя детьми, доступ к образованию и медобслуживанию, жилье, не
менее одной машины. Все это тянет на 50 тысяч долларов, которые желательно
заработать за 20 лет.
Следующая цель стратегии - устойчивое и сбалансированное развитие экономики.
Социальный критерий очень прост. Кто из сидящих в зале может четко посоветовать
своему ребенку, в какой ВУЗ идти учиться? Мы все задумываемся. Я относительно
молодой человек, и прекрасно помню, как в начале 80-х годов у меня не
было такого вопроса. Я четко знал, что если я пойду по инженерной стезе,
я знал, кем я буду. У наших детей этого, к сожалению, нет.
Необходимое условие - соблюдение пределов техногенной нагрузки на природу.
Баланс между внешним и внутренним рынком. Территориальная целостность
России. Об этом мы начинаем забывать.
Важнейшая задача, опережающая рост инвестиций - снижение ресурсоемкости,
экономическая интеграция с Европейским Союзом, оптимизация инфраструктуры,
снижение территориальной дифференциации в развитии и доходах населения.
Следующий важный критерий - экономический, который получен и экспертным
путем, и путем расчетов. Всего этого можно достигнуть, если темпы роста
экономики будут превышать 4,5 %.
Каким мы видим Северо-Запад и Россию в 2015 году? Результаты реализации
стратегии. Реальное включение экономики в глобальное разделение труда.
Реальная трансграничная оптимизация. Северо-Запад - это центр экономической
интеграции России и Евросоюза. Население - 12,8 млн., примерно 8 % от
населения РФ, среднедушевой доход - 2100 долларов.
Основные внутриполитические факторы. Россия - правовое демократическое
государство. Важнейшие геополитические факторы - продолжение соревнования
Севера и Юга, но уже по новому вектору: западная цивилизация, Индия, Китай.
Необходимое условие реализации стратегии. Если мы всего этого хотим достичь,
а именно воспроизводства человеческого потенциала (это требует минимальной
почасовой оплаты в один доллар), повышение уровня жизни до общественно
приемлемого уровня (это примерно 50 тыс. долларов на семью), мы как минимум
должны обеспечить темпы роста более 4,5 % - за вычетом инфляции, снижение
ресурсоемкости экономики - 2% в год, опережающий рост инвестиций - более
10 % в год, снижение региональной дифференциации по доходам населения
до уровня 40-50 % (сейчас - 1000 %).
Что может сделать власть для реализации стратегии?
1. Власть должна обеспечить безопасность и стабильность общества.
2. Координировать бюджетную политику Федерации и регионов, развивать межбюджетную
кооперацию.
3. Формировать для бизнеса экономические стимулы, экономические перспективы.
4. Формировать и пропагандировать среди населения национальную идею.
5. Формировать и реализовывать планы пространственного развития.
6. Обеспечивать соблюдение допустимых пределов техногенной нагрузки на
природу.
7. Координировать развитие инфраструктур и реализацию крупных проектов.
Совершенно необходимая вещь - государственная пространственная планировка,
размещение населения, производств и рекреационных территорий.
Что дает власти стратегия? В первую очередь, новый масштаб экономики,
округ. Этот масштаб позволяет иметь соизмеримые экономические и политические
возможности власти, соизмеримые с задачами региональной экономики и крупного
бизнеса. Совершенно новый экономический инструмент - координация и объединение
усилий регионов для реализации программ социально-экономического развития.
Приоритеты экономической политики. Размер почасовой оплаты - 1 доллар
в час. Реальный рост - более 4,5 %. Снижение ресурсоемкости - 2 % в год.
Способность привлечь инвестиции, снижение региональной дифференциации.
|