Rambler's Top100 Темы докладов Приволжского форума "Стратегии регионального развития"


Официальное выступление на открытии форума
Кириенко С.В.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я поздравляю вас с открытием первого окружного Форума "Стратегии регионального развития". Свое приветствие я бы хотел начать с благодарности губернатору Самарской области К.А. Титову и всем присутствующим руководителям области, потому что область выступила инициатором того, чтобы этот первый форум проходил здесь, на территории Самары.

Это не случайно. По темпам своего развития Самара показывает удачную стратегию регионального развития. У региона есть, чему поучиться. Задача, которая поставлена сегодня на повестку дня, представляется нам очень важной.

Как вы знаете, Президент Российской Федерации на 2001 год основной целью для федеральной власти, в том числе для округов и института полномочных представителей поставил задачу разграничения полномочий. Действует федеральная комиссия по разграничению полномочий, действуют окружные комиссии, задача которых - выработать точные критерии разграничения полномочия во всех сферах управления государством и экономикой. Говоря о разграничении полномочий, мы больше привыкли говорить о проблеме лишь межбюджетных отношений, полномочий в сфере налогового регулирования, полномочий в сфере законодательства. Но невозможно говорить о разграничении полномочий, не ответив на вопрос о согласовании действий в таком важном вопросе, как определение и выработка стратегий.

Я знаю, существует такая точка зрения, что выработка стратегии - это удел исключительно федеральной власти. Это было бы большой ошибкой и большой глупостью, потому что невозможно выработать единую стратегию без учета региональных особенностей, без учета региональной специфики. Да, макроэкономическая стратегия, стратегия внешнеэкономической деятельности это задача, которая может решаться только на федеральном уровне совместными усилиями всех регионов.

Но нормальное экономическое развитие, пространственное, культурное будет только тогда, когда будет оптимальное сочетание между генеральной стратегией, выработанной на федеральном уровне, и стратегией развития регионов. Это должен быть такой слоеный пирог, потому что это стратегия развития субъектов Российской Федерации, развития городов и районов музыкальных образований, вплоть до крайней точки - местного самоуправления, потому что стратегия развития есть у каждой территории.

Вторая задача. Регионы, в рамках которых происходит выработка стратегии развития, не всегда определяются административными границами. И говоря о стратегиях развития, мы должны говорить не об административных, а об экономических регионах. Большой вопрос, который предстоит обсудить, - каковы критерии определения таких регионов. Один из вариантов, который дают нам специалисты, заключается в том, что экономическим регионом является такой регион, в рамках которого может происходить полное воспроизводство. И это очевидно не совпадает с административными границами.

Сегодня это видно по реальному размещению и развитию экономики. Мы сейчас говорил с губернатором о том, что когда сельскохозяйственные и агроперерабатывающие предприятия начинают развиваться в Самарской области, на них очень быстро исчезают границы, и они начинают с приобретения паев в Самарской области, потом приобретают паи в Пензенской, Ульяновской. Для них это единый экономический регион.

То же самое сегодня происходит и с энергетикой. В Самаре сегодня расположен центр управления энергетической компанией, которая объединяет, кроме Самарской области, еще и Ульяновск, Саратов. По модели этой компании сегодня идет РАО ЕЭС, выстраивая энергетические компании не по административным границам, а по технологически и экономически целесообразным границам.

Второй вопрос, который перед нами встанет - о стратегиях региона какого масштабы мы говорим? Можно говорить о стратегии каждого города, и она будет отдельной. Это очевидно, потому что разрывы в экономическом состоянии, в доступе к ресурсам развития разные у Самары и Тольятти, у Тольятти и Сызрани. Такой же пример можно привести и на примере любого другого субъекта РФ, потому что разрывы внутри субъектов, между малыми городами и столицами больше, чем разрывы между субъектами. Это важная новая особенность, с которой мы сегодня сталкиваемся.

С другой стороны, мы можем говорить не только о масштабах областей. У нас есть предварительная договоренность с руководством Уральского федерального округа, что, рассматривая стратегию экономического развития, мы должны будем говорить о стратегии развития регионов, которые входят и в Приволжский федеральный округ и в Уральский, и частично в Центральный федеральный округ. А вообще говоря, не ответив на вопрос, что будет происходить на сопредельной территории Казахстана и как в этих стратегиях развития будут использоваться подходы к транспортным коридорам, границе, к развитию региона Каспийского моря, мы не ответим на вопрос о стратегии развития ни одной отдельно взятой территории.

Еще один вопрос - кто должен быть участниками процесса выработки стратегии. Да, безусловно, федеральный центр. Да, безусловно, регионы и муниципалитеты. Но, видимо, это в обязательном порядке еще и бизнес, и финансово-промышленные корпорации, потому что у них есть своя стратегия, которая тоже не совпадает с региональными границами, и крупные корпорации простраивают себе стратегию на большой регион или на страну в целом.

Это стратегия людей, которые здесь живут. Если раньше критерием определения стратегии развития региона было количество произведенного здесь бензина, добытой нефти, металла, или выращенной пшеницы, то сегодня все больше критерием развития является уровень качества жизни людей, которые живут на этой территории. И это не всегда определяется количественными показателями произведенной продукции.

Перед нами встает еще одна задача, которую предстоит обсудить в течение Форума. Это выработка критериев качества: какое развитие считается качественным, какое развитие считается устойчивым? Какие критерии позволяют нам определить, правильная или неправильная эта стратегия развития?

Еще один вопрос, на который мы должны будем вам ответить: как должны происходить согласования этих планов? Что делать в случае, когда планы, разработанные федеральным центром, регионом, муниципалитетом и крупной корпорацией, не совпадают между собой? Здесь же не может быть правового и виноватого. Стоит задача сделать так, чтобы согласование этих стратегий проходило в условиях взаимодополнения и взаимной выгодности. Разработка механизмов такого согласования является важнейшей и приоритетной задачей. Насильно никто не будет реализовывать стратегию. Можно выпустить закон, указ Президента, или распоряжение губернатора, но это не значит, что крупная корпорация, имеющая филиал в этом регионе, начнет действовать, как написано в распоряжении. Она будет развиваться так, как считает целесообразным.

И либо мы найдем способы договориться об этом, выработать стратегию, которая окажется взаимовыгодной, либо каждый будет реализовывать свою. Еще одна проблема заключается в том, что конечно мы живем в условиях конкуренции, и концепция конкурентных преимуществ регионов имеет сегодня серьезное развитие не только в Российской Федерации, но и в мире. Конечно, с этой точки зрения, регионы конкурируют между собой.

10 лет назад экономический потенциал Ульяновской области и Самарской был практически одинаков. Сегодня мы видим совершенно разное экономическое состояние регионов. Вот он, результат стратегии: Самара выиграла в конкуренции по сравнению с Ульяновской областью. Но государство отвечает за уровень жизни людей, на какой бы территории они ни находились, и люди не виноваты в неправильных решениях, принятых теми или иными руководителями. Значит, стоит задача выравнивания. Но оно не должно привести к иждивенчеству и к принципу, что кто-то за регион решит все его проблемы. Это одна часть проблемы.

А вторая часть заключается в том, что если мы будем рассматривать стратегию развития региона внутри РФ только как способ конкурировать друг с другом, то это приведет к тому, что мы все вместе будем проигрывать в рамках открытой экономики. Вы знаете позицию, которую сформулировал Президент РФ: только на выгодных для России условиях. Но тем не менее мы ставим вопрос о вступлении в ВТО, открытии экономических границ, и мы можем оказаться в ситуации, когда будем похожи на команду футболистов, выехавших на международный чемпионат, но занятых не тем, чтобы забить гол в чужие ворота, а тем, чтобы показать, что каждый бегает быстрее или бьет по мячу лучше, чем остальные игроки в команде, пиная по коленям друг друга и проигрывая игру в целом.

Следовательно, стоит важная задача: как сделать так, чтобы в условиях конкуренции за привлечение инвестиций, в условиях конкуренции регионов между собой суметь найти согласованную стратегию, которая была бы выигрышна для страны и для макрорегиона в целом. На эту задачу нет простого ответа. Если мы посмотрим, что происходит сегодня в реальности, то увидим, что часто двигаемся именно по такой модели: главное - действовать быстрее соседнего. К какому демпингу и потерям мы приходим при этом на внешнем рынке и во внешнеэкономических позициях России, это достаточно очевидно.

Я хочу завершить свое выступление следующим. Вместе с руководителями регионов у нас принято решение и оно согласовано с руководством России: мы ставим своей задачей, начиная с этого момента (я надеюсь, что форумы у нас станут регулярными), сформировать стратегию развития большого региона округа, причем не точно совпадающего с границами округа. Я уже сказал, что у нас есть договоренность с руководством Уральского федерального округа.

Т.е. мы попробуем посмотреть большой регион Поволжья и Урала и построить приоритеты стратегии развития, которые могли бы быть обобщающими и объединяющими для всех регионов, входящих в состав округа. Это не простой процесс. Он болезненный, потому что выбор приоритетов кому-то нравится, а кому-то нет.

Но делать вид, что мы не видим этой проблемы, и потихонечку каждому продолжать писать свои стратегии - занятие бессмысленное. Поэтому мы такой процесс начинаем. Это задача и рабочих групп, которые будут формироваться и в аппарате полномочного представителя. Мы договариваемся со всеми губернаторами, что соответствующие экспертные группы будут сформированы на уровне регионов, причем в добровольном режиме. То есть если регион считает это для себя интересным, он включается в работу. Если нет, то он может в работу не включаться, но означает, что стратегия будет написана для него. И если все остальные начнут по ней действовать, то, нравится это или не нравится, он окажется внутри нее.

Это задача для Центра стратегических исследований Приволжского округа и экспертов, которые там работают. Думаю, что это задача для всех присутствующих.

Хочу обратить ваше внимание, что весь наш разговор в течение Форума будет не просто теоретическим. Первый выход из этого: к концу октября мы представляем от округа первый проект доклада Президенту и Федеральной комиссии по разграничению полномочий. Следовательно, все, что касается темы разграничения полномочий, которая следует из вопросов стратегии развития, все, что будет наработано здесь в течение двух дней, будет включено в этот доклад. Это во-первых. А во-вторых, все, что мы наработаем в рамках Форума, станет основой для начала разработки большой стратегии макроэкономического региона. Это говорит о том, насколько важна и значима работа, которая нам предстоит.

Еще раз хочу поблагодарить хозяев, которые взяли на себя огромный труд и сделали большую работу по организации нашего Форума. Поздравляю вас с началом работы. Успехов!


наверх | назад | вперед
© 2000-2001 ЦСИ ПФО, Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
Hosted by uCoz