Доклад: Программирование
регионального развития.
Щедровицкий П.Г.
Уважаемые коллеги!
Я подготовил к этому совещанию текст доклада, но г-н Хенсен, рассказывая
о кластерах, так меня воодушевил, что я решил обсудить, может быть,
более широкий круг проблем, вне которых и помимо которых, на мой взгляд,
вопрос о региональном развитии не может быть поставлен. А если он будет
поставлен, то, скорее всего, мы мало продвинемся на этом пути.
Если вы обратили внимание, то в последней таблице, которая была представлена
в этом докладе, все первые четыре пункта были связаны с чувствами -
чувством срочности, с готовностью, с обязательствами, с ориентацией
на сотрудничество и доверие. Т.е., в общем, с факторами, имеющими мало
отношения к нашему традиционному пониманию производительных сил.
Вот этот момент я в докладе считаю ключевым. Я думаю, что 95 % наших
трудностей в области планирования и реализации программ регионального
развития связаны с гуманитарными факторами - с факторами понимания,
готовности к диалогу и, что самое главное, готовности к соблюдению результатов
тех договоренностей, которые создаются в согласительных комиссиях, кластерных
группах, рабочих группах и межрегиональных совещаниях.
На сегодняшний день, с моей точки зрения, этому препятствует целый ряд
существенных социально-гуманитарных проблем. Первый и ключевой момент,
на который я бы хотел обратить внимание, заключается в том, что геоэкономическая
рамка - идея геоэкономики, идея того, что эффективность тех или иных
сфер деятельности зависит от места страны в целом и этих предприятий
в геоэкономическом пространстве. В настоящий момент она освоена, принята
и реально используется очень слабо. Когда мы говорим о региональном
развитии, мы продолжаем мыслить его как внутристрановой процесс, как
кооперацию, взаимодействие между предприятиями, находящимися на территории
страны или территориями-субъектами Федерации, которые тоже находятся
внутри этой границы.
Когда сегодня С.В. Кириенко говорил о том, что в замысле округа попробовать
наметить кооперацию между Приволжским и Уральским федеральными округами,
но и выйти за границы страны, посмотреть на регион с геоэкономической
точки зрения и увидеть совершенно другие границы, нежели границы округа,
то, с моей точки зрения, это понимание будет прокладывать себе дорогу,
дай Бог, в течение года, а может быть и более.
Второй важнейший момент - это ложная концепция конкуренции между территориями
Российской Федерации. При этом здесь наблюдается какой-то парадигмальный
слом сознания, потому что, с одной стороны, идет конкуренция за бюджетные
ресурсы, за бюджетные трансферты, и в ходе этой конкуренции территория
все время говорит о том, что она слабая, что она не может что-то сделать,
что ей нужна помощь со стороны федерального центра, а с другой стороны,
одновременно идет конкуренция за инвестиционные ресурсы, и территория
бьет себя в грудь и говорит, что она привлекательна.
Как эти две парадигмы сочетаются в одном пространстве и времени, честно
говоря, я никогда понять не мог. Более того, во многих документах, стратегиях
или планах развития принцип конкуренции с другими территориями, ближайшими
территориями в той же самой стране, в том же самом макрорегионе, заложен
в качестве одного из ключевых моментов стратегии. На мой взгляд, здесь
имело бы смысл от идеи конкуренции переходить к идее сотрудничества,
комплементарности и кооперации.
Третий момент, который, с моей точки зрения, здесь должен обсуждаться.
Это довольно странное представление о выравнивании условий социально-экономической
жизни. Да, этот тезис можно прочесть и в документах ЕС, и в документах
многих других стран. Он понятен, потому что люди, проживающие на территории
одной страны, действительно не могут находиться по уровню своего социального
и экономического развития в десятки раз дальше друг от друга, чем, скажем,
в других странах. Но возникает вопрос: можем ли мы сегодня четко наметить
те направления выравнивания, которые не отобьют мотивацию у сильных
и не создадут ложную установку у слабых. Как перевести этот принцип
в идею равного доступа к развитию, равного доступа к ресурсам развития,
в представления о новых инфраструктурах, которые могут и должны этот
доступ обеспечить?
В противном случае мы можем пойти по уже один раз пройденному пути,
когда на передний план будут вынесены некие социальные параметры. Они
почему-то будут названы параметрами качества жизни, и на основе этих
непонятно откуда взявшихся параметров будет происходить выравнивание
ситуации с уничтожением мотивации к развитию.
Четвертый, чрезвычайно сложный и, на мой взгляд, важный вопрос - вопрос
выбора приоритетов. Совершенно очевидно, что каждый субъект Федерации
на протяжении предыдущей истории сформировал какие-то направления своего
приоритетного развития. И когда начинается коммуникация в рабочих группах,
совещания губернаторов или совещания в аппарате полномочного представителя,
то каждый из них по понятным причинам выкладывает в качестве приоритета
эти моменты, наработанные долгой историей.
Я видел стратегические документы, в которых, например, есть двадцать
приоритетов. Или пятьдесят приоритетов.
Для любого управленца совершенно понятно, что это не приоритеты. Я думаю,
что приоритетов может быть два, три. Может быть, пять - для такого образования,
как округ. Но это означает, что нужно не просто обсудить и положить
списком некоторые позиции, которые потом не будут реальными приоритетами
в принятии решений. А нужно отказаться от того, с чем вы пришли на это
совещание. Нужно сказать себе, что те направления естественным образом
сложились, скорее всего не являются приоритетами, а в силу очень специфической
истории хозяйственного развития страны у нас близлежащие субъекты имеют
очень близкую хозяйственную структуру. Поэтому они конкуренты не только
потому, что они хотят конкурировать, но и потому что так сформировано
хозяйственное тело этих регионов: на них последовательно, входе этапов
освоения страны, размещались близкие по типу производства.
Спрашивается: можно ли добиться согласования приоритетов в тех направлениях,
где реально на сегодняшний день уже сложилась конкуренция? На мой взгляд,
это очень трудно.
Гораздо более реалистичным является выработка приоритетов нового типа
- не тех, которые достались нам в наследство от индустриального периода
развития страны, не тех, которые, даже будучи сформулированными и достигаемыми,
окажутся задами мирового геоэкономического развития, а каких-то новых,
которые направлены на создание перспективных площадок реального развития.
Наконец, последний момент - это готовность к коммуникации. Я опять сошлюсь
на то, что говорил г-н Хенсен. Если вы обратили внимание, ключевым рабочим
процессом выработки региональной политики является коммуникация. Да,
здесь в качестве методологической базы положена идея кластера - одна
из очень мощных и сильных идей регионального развития. Но даже если
вы возьмете какие-то другие проекты и другие процессы, другие понятия,
то первое, с чем придется столкнуться, это с организацией очень длительной
коммуникации, очень ресурсоемкой, занимающей много месяцев у людей,
достаточно занятых, которые каждый день принимают решения и включены
в реальные управленческие процессы.
Эта коммуникация и способность договориться друг с другом оказывается
ключевым фактором либо выработки, либо наоборот, отказа от разработки
программ регионального развития. Мне кажется, мы находимся в ключевой
точке, когда предыдущие приоритеты и предыдущие технологии региональной
политики, в общем можно сказать, завершились. Сегодня в наших руках
возможность выработать новые принципы и новые технологии, а затем закрепить
их в новых институтах.
Та региональная революция, которая произошла во многих странах мира
в 70-80-е годы, создала подобные институты через 7-10 лет. И нужно быть
готовым к тому, что новая федеральная региональная политика станет реальностью
не скоро и только в том случае, если мы с вами все вместе потратим на
это достаточно много нашего личного времени и личных усилий.
|