Материалы конференции | ||
Ноябрьское обсуждение Комиссии ПФО по пространственному развитию в Казани высветило остроту ситуации, сложившейся в сфере управления развитием городов – практически нет квалифицированных специалистов, способных решать задачи целостного пространственного развития городов. По единодушному заключению экспертов в России число еще действующих специалистов такого рода не превышает двух десятков, учитывая Москву, С.-Петербург и еще несколько крупнейших городов. Исчезновение крупных НИИ, в которых выпускники вузов в течение пяти – семи лет могли проходить реальное обучение искусству городского планирования, означает, что через десять – пятнадцать лет специалистов не останется совсем. При том, что в западном мире такого рода специалистов более чем достаточно, надежды на их приглашение необоснованны не только в связи с несоизмеримостью оплаты услуг, но также в связи с глубочайшим, структурным несоответствием урбанистической ситуации в России и в странах как Запада, так и Востока.[1] Экспертное сообщество, представленное на заседании Комиссии достаточно полно, пришло к единодушному убеждению в необходимости и целесообразности отработки и реализации на базе округа образовательного проекта «Урбанистика». Выбор ПФО как площадки развертывания проекта обусловлен не только позитивными факторами (деятельность ППП, развитие сети ЦСИ – ЦСП), но и негативными – на всех других площадках. Задачу подготовки необходимых специалистов невозможно решить на учебной базе Московского архитектурного института или С.-Петербургской архитектурно-строительной академии по идеологическим соображениям. Имеющиеся кафедры градостроительства насквозь пропитаны духом формального, чисто архитектурного подхода к городам, воспроизводят его и не в состоянии воспринять актуальное знание. В Московской инженерно-строительной академии предпринимаются робкие попытки перестройки образовательного процесса, однако уровень профессуры недопустимо низок. Во всех архитектурных школах фиксируется снижение интереса студентов к записи на специализацию «градостроительство», – по понятным коммерческим причинам, но в то же время отмечено, что потенциальных специалистов легче найти в Высшей школе экономики (Москва), на философском факультете ЛГУ, на факультетах экологии и социологии. Наконец, междисциплинарная специфика городского планирования такова, что трудно или даже вообще невозможно обучить необходимой интегральности мышления вчерашних школьников за пять лет вуза. В связи с вышеуказанным, сложилось следующее представление о необходимом образовательном проекте. 1. Наиболее продуктивной надлежит счесть 2-летнюю магистратуру для городских планировщиков, исходно рассчитанную как получение второго образования. 2. Целесообразно отстроить такую магистратуру как сочетание лекций и семинаров с короткими периодами стажировки в ЛенГипрогоре и в НИИПИ Генплана Московской области, при развитой системе дистанта через Интернет (согласие названных институтов заявлено на заседании Комиссии). 3. Профессиональное курирование магистратуры (программа, лекторы, включая зарубежных, стажировки и пр.) целесообразно осуществлять силами Комиссии ПФО по пространственному развитию, при формировании в ее рамках специализированной рабочей группы. 4. Наиболее целесообразно, чтобы Клуб Шести выступил в роли Попечительского совета проекта, поскольку именно крупнейшие города в наибольшей степени испытывают дефицит городских планировщиков. 5. Работу Магистратуры по проекту «Урбанистика» целесообразно трактовать как долевое инвестирование со стороны участников Клуба Шести, равно как и тех региональных и городских администраций, что способны осознать необходимость финансирования штучной подготовки ключевых специалистов[2]. Ориентировочная стоимость работы магистратуры в течение двух лет при 20 студентах, отобранных по конкурсу, включая стипендии, гонорары профессуре, командировки на стажировки и техническую поддержку, должна составить порядка 200 тыс. у.е. (или 100 тыс. у.е. в год)[3] 6. Наиболее целесообразным местом для организации магистратуры видится Нижегородская архитектурно-строительная академия,[4] имеющая опыт сотрудничества с ЮНЕСКО и ассоциацией Большая Волга. 7. Принимая во внимание все вышесказанное, разумно счесть вопрос организации магистратуры для городских планировщиков по проекту ПФО «Урбанистика» одной из первоочередных тем для ближайшего заседания Клуба Шести. [1] Если на Востоке городские поселения, даже крупнейшие, находятся в окружении традиционных сельских территорий, каких в России ничтожно мало, то на Западе специалист имеет дело со сложившейся в целом урбанистической ситуацией с преимущественно маломасштабными, корректирующими проектами. В России мы сталкиваемся с ситуацией, когда в силу кумуляции последствий госпланирования разных эпох, речь идет практически о создании городской среды заново. [2] При этом инвестирующие администрации должны исходно согласиться с тем, что для подготовки 1 специалиста такого рода необходимо вложить средства в подготовку 4 – 5 таких специалистов, и что стипендия магистранта не может быть ниже 200 у.е. в месяц. [3] При 2 стипендиатах от города, участвующего в проекте, его расходы должны составить 10 тыс. у.е. в год. [4] Самарская , Архитектурно-строительная академия также может рассматриваться в качестве опорной базы, однако, учитывая географическое и психологическое преимущество Н.Новгорода, он представляется предпочтительнее. Ректоры обоих учебных заведений являются членами Комисии, что существенно для улучшения шансов внедрения проекта. |
||
|
© 2000-2001 ЦСИ ПФО,
Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
|