"Без федеральной
горизонтали нет целостности России"
Алексеев О.Б.
Говоря о власти, мы чаще всего используем метафору “вертикали”.
Она символизирует соподчиненность и иерархичное устройство власти в
государстве, показывает, как верховная власть пронизывает своими действиями
все уровни организации и управления и
одновременно является лифтом, по которому продвигаются служивые люди,
идет информация о состоянии дел в стране. Каждый уровень вертикали власти
имеет свой горизонт понимания, знания, ответственности. Вертикаль также
ассоциируется с каналом
передачи команд, сверху вниз, таким образом, чтобы было обеспечено единое
понимание и исполнение. В последнее время понятие “вертикаль власти”
все чаще употребляют рядом с понятием “единство власти”, единое правовое
пространство.
Однако такое устройство власти - сугубо вертикальное, иерархичное -
выводит за границы внимания вопрос о целесообразности децентрализации
(централизации) полномочий и функций в государстве, делегировании их
с высшего этажа власти на более низкие или перевода с низких на более
высокие, стимулировании взаимодействий государственных структур между
собой на каждом уровне (горизонтали) власти, субсидиарной (взаимной)
ответственности органов власти, межведомственных взаимодействий.
Стремиться к объединению усилий в решении однотипных задач, реализации
проектов совместной деятельности.
Если вертикаль власти предусматривает четкое разделение границ компетенции
государственных должностных лиц, то горизонталь указывает нам на необходимость
преодолевать административные границы и межведомственные барьеры.
Горизонтальные связи возникают, когда того требуют конкретные вопросы,
конкретные проекты, не совпадающие по своему масштабу с установленными
по тем или иным основаниям административными границами и ведомственными
интересами.
Работа в установленном горизонте власти - движение вглубь вопроса, в
его содержание. По сути, освоение содержания государственного управления.
Внутренние границы и барьеры
Работа аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации
по приведению нормативно-правовой базы субъектов Федерации и органов
местного самоуправления движется относительно успешно и уже видно окончание
этой работы. В 2002 году будет восстановлено единое нормативно-правовое
пространство. По отношению к федеральному центру все субъекты Федерации
выстроят свое законодательство единообразно, однако при этом может так
получится, что Россия все равно останется непрочным союзом 89 частей,
а не целостным государством, в котором его субъекты готовы действовать,
принимая на себя долю ответственности за все происходящее в стране,
а не только за происходящее в границах своей территории. Единство нормативно-правовой
системы государства, таким образом, еще не означает его целостности.
В связи с этим мы спрашиваем себя, чем должна быть дополнена, развита
федеральная вертикаль для восстановления целостности.
Порядок установления внешних и внутренних границ - является безусловной
прерогативой государства. Степень проницаемости внешних границ зависит
от выбранной политической модели, глубины интеграции в мировое сообщество,
наличие внутренних границ
- всегда вопрос силы центральной власти. Ни для кого не секрет, что
внутренние границы возникли и значительно укрепились в последние годы.
Эти границы не только ущемляют свободу передвижения товаров и капиталов,
разрушают единство и доступность
инфраструктур государства, но и значительно влияют на социальную мобильность.
Местные сообщества в значительной части субъектов Федерации сегодня
заметно более закрыты для новых людей, чем ранее. Это приводит к разрушению
большинства деловых,
культурных, экономических, социальных связей внутри России. Все дороги
России сегодня проходят через центр - Москву. Подчас это самый быстрый
и в ряде случаев самый дешевый способ перебраться из одного региона
в другой.
Наличие внутренних границ, закрывающих каналы для федеральных горизонталей,
разрушает воспроизводственные процессы, отрицательно влияет на активность
крупного и среднего бизнеса, бизнеса, который способен выйти за административные
границы
своего города, области или республики, однако самостоятельно не может
преодолеть административные барьеры, нуждается в протекции власти.
Заметно снизилось число уровней, в которых происходят горизонтальные
связи. Раньше это были: районы, города разного размера, области и края,
министерства и ведомства, предприятия различного масштаба.
В соответствии с разработанной в советское время схемой промышленного
районирования, в России были организованы ассоциации делового и экономического
сотрудничества. К великому сожалению все усилия этих ассоциаций ушли
на лоббирование интересов
каждого отдельного субъекта Федерации в федеральных и президентских
целевых программах, а число собственных проектов оказалось так малым,
что можно говорить, что гора родила мышь и то, по недоразумению. В каком-то
смысле деятельность этих ассоциаций носила лицемерный характер: рядом
были призывы к крупным инфраструктурным проектам и закрытие создание
границ для товаров и
капитала. Сегодня такие ассоциации не имеют перспектив своего развития.
Но от этого создание федеральных горизонталей не становится ни менее
актуальным, ни менее сложным.
Федеральные горизонтали способны обеспечить заметное разнообразие проектов
различных масштабов.
Сегодня предпринимательская прибыль вне зависимости от вида деятельности
связана в первую очередь с правильно выбранным масштабом проекта. Это
же касается и задач государственного и муниципального управления и проектирования.
Один тип проектов -
хорош для малых городов, другой посилен крупным, третьи проекты могут
быть оптимально реализованы на уровне и при поддержке органов государственной
власти субъектов Федерации. Очевидно, что были и есть проекты межрегиональные
- прямая забота
Полномочных представителей. Например, в Приволжском и Уральском округах
это Межрегиональные управляющие энергетические компании. Или реконструкция
и управление аэропортом в Екатеринбурге. Очевидно, что этот проект имеет
межрегиональное значение, не должен быть замкнут в границы Свердловской
области.
Горизонтальные связи - условие плодотворной соревновательности и конкуренции.
Без них не создать прорывных отраслей и не нормализовать жизнь людей.
Совместно вертикаль и горизонталь федеральной власти задают устойчивую,
жесткую и одновременно гибкую конструкцию гарантирующую целостность
России.
Аппараты полномочных представителей сегодня в лице Главных федеральных
инспекторов имеют ключевые позиции на федеральной горизонтали. ГФИ,
являясь представителями федеральной власти, Президента Российской Федерации
способны двигаться в одном
горизонте, надстраиваясь над внутренними интересами того или иного региона.
Утверждение “сильные региона - сильная Россия” - правильное, однако,
89 субъектов Федерации лишь 89 частей России, а не самая целая и неделимая
Россия.
К огорчению, федеральные структуры унаследовали так называемый ведомственный
подход к решению государственных задач, сегодня и Правительство Российской
Федерации воспринимается как ведомство, способное действовать не в интересах
всей страны, а своих собственных.
Аппараты полномочных представителей в силу того, что они фактически
объединяют функции Президентской ветви власти и ряд задач исполнительной,
способны удерживать баланс федеральных, региональных и отраслевых интересов
под контролем. Качество этого
контроля зависит от горизонтальных взаимодействий Полпредов и ГФИ.
Перед государственной службой стоит сегодня важнейший вопрос об освоении
новых методов управления. Одним из таких методов является проектное
управление. Ныне существующие ведомства чаще всего работают в проектном
режиме: они разрабатывают и проводят через соответствующие структуры
решения о запуске проекта и сами разворачивают его, все в тех же ведомственных
границах. При этом “чужие” проекты отвергаются. Таким образом, утрачивается
смысл государственного управления: создание равных условий, поддержка
инноваций, организация нормальной работы систем жизнеобепечения. Проектная
активность должны уйти в частный сектор, а вот проектное управление
крепко засесть в государственных структурах.
Федеральная горизонталь - насущная задача Без нее не провести реформу
государственной кадровой политики, подготовки и переподготовки государственных
служащих.
Необходим механизм горизонтальных перемещений государственных служащих.
Без нее не провести реформу системы долгосрочного пространственного
развития и территориального планирования и координацию крупных инфраструктурных
проектов. Ландшафт выходит за административные границы.
Не будет реализована программ ресурсосбережения, в связи с тем, что
значительная часть таких программ требует локализации систем жизнеобеспечения.
Не будет проведена инвентаризация активов и обязательств ( собирание
общественных фондов страны) и повышение эффективности управления государственной
собственностью, так как активы мигрируют через границы невидимым простым
глазом образом и т.д.
Задачи института президентской власти и полномочных представителей.
Именно институт полномочных представителей призван соединить федеральную
вертикаль стратегического видения с федеральной горизонталью обеспечения
прав граждан на доступность ресурсов развития.
Скрепить федеральные вертикали обручем аппаратов полномочных представителей,
усилив связи между федеральными ведомствами, оказывая поддержку предприятиям,
развивающими свой бизнес, особенно инновационный, и выходящими за границы
места своего рождения.
Разрушит все внутренние границы: экономические, социальные, культурные,
религиозные, политические; и будет содействовать объединению страны,
формированию ее единства и целостности.
|