Rambler's Top100  Комиссия по пространственному развитию

 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ К “КОНЦЕПЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИВЕСТИЦИЙ”

Работа органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций состоит из нескольких взаимоувязанных направлений деятельности:

  • Определение ориентиров стратегического развития области (республики) в целом и различных типов муниципальных образований.
  • Анализ потенциала и используемых (возможных) ресурсов развития.
  • Анализ качества рабочей силы и рынка труда в области (республике).
  • Выработка (концепция, программа области (республики)) отношения к развитию предпринимательства.
  • Отработка перечня услуг (проектный сервис), которые органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать частному бизнесу.
  • Развитие в области (республике) современного института государственного и муниципального заказов.
  • Отработка механизмов регулирования деятельности финансово-кредитных и финансово-инвестиционных институтов.
  • Отработка нормативно-правовая база инвестиционной деятельности.

 

По приоритетам задачи могут быть расставлены следующим образом:

  1. Нормативно-правовые вопросы привлечения инвестиций.
  2. Институциональная структура организации инвестиционных процессов: “Агентство развития”.
  3. Проектный сервис.
  4. Государственный и муниципальный заказ.
  5. Нормативно-правовые вопросы участия бюджетов в инвестиционных проектах по развитию инфраструктуры.
  6. Публикация намерений и заинтересованности. Использование Интернет. Описание мест, куда привлекаются инвестиции.
  7. Характеристика состояния рынка недвижимости.
  8. Льготы – в зависимости от количества создаваемых рабочих мест (подключение Центра занятости).
  9. Стратегический план области (республики).
  10. Пространственная организация области (республики) и инвестиционное проектирование по направлениям: города, приграничное сотрудничество, межгородская инфраструктура, транзиты, капитализация места. (Различные масштабы проектов)
  11. Работа над областными (республиканскими) и муниципальными программами и проектами.
  12. Оценка качества человеческих ресурсов и квалификации. (Соотнесение инвестиционных проектов и качества рабочей силы, прежде всего в управлении).

 

Общие положения по рассматриваемой теме

Задачи привлечения инвестиций являются следствием вопросов и направлений социально-экономического развития. Не обсудив и не сформулировав их нельзя перейти к условиям привлечения инвестиций.

Ниже приводятся положения, обычно характеризующие структуру направлений местного социально-экономического развития.

Местное экономическое развитие осуществляется посредством:

  • поощрения частного предпринимательства;
  • эффективного использования местных ресурсов;
  • создания новых рабочих мест;
  • порождения новых источников личных доходов, способствующих повышению уровня жизни;
  • расширения налогооблагаемой базы для увеличения доходной части местного бюджета.

 

Стратегия процесса экономического развития территорий разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально-общественного самоуправления на основе составленных ими проектов и программ развития.

Разумеется, местное экономическое развитие осуществляется в рамках заданных извне региональных и страновых экономических условий. Но оно же определяется результатами предпринимательской и производственной активности местных участников, принадлежащих государственному, частному или "общественному" секторам экономической деятельности.

Со своей стороны, члены различных сообществ имеют возможность активно влиять на направленность процессов экономического развития, защищать и продвигать в нем свои экономические интересы и для этого вступать с другими сообществами - и с органами власти - в отношения социального партнерства.

 

Главные цели местного экономического развития в контексте улучшения инвестиционного климата области (республики) и муниципальных образований

Развитие, сохранение и расширение бизнеса вместе с привлечением предпринимателей - главные цели местного экономического развития, потому что бизнес - это двигатель экономики квартала, города, области (республики) или страны. В условиях преодоления командно-административной модели экономики важно, чтобы местные сообщества создавали и сохраняли динамичную предпринимательскую культуру.

Развитие бизнеса, обычно, служит сразу нескольким задачам, которые включают в себя:

  • создание рабочих мест путем поощрения или ускорения открытия новых видов бизнеса и роста малого бизнеса;
  • выявление новых источников дохода для целевых категорий населения;
  • диверсификацию местной базы экономики;
  • обеспечение экономической стабильности с тем, чтобы местные фирмы стремились остаться в сообществе; и
  • минимизацию количества провалов в бизнесе и предотвращение сокращения числа рабочих мест.

 

Перечень минимально необходимых организационно-административных и содержательных мероприятий

  1. Анализ местной экономики
  2. Обеспечение руководства
  3. Управление проектами
  4. Предоставление проектных услуг
  5. Обеспечение финансами (гарантиями) и предоставление льгот
  6. Создание и поддержка благоприятной для бизнеса обстановки
  7. Организация агентства экономического развития как некоммерческой организации

 

Анализ принципов успешного местного экономического развития

Принцип 1. Организация частного/государственного предприятия, основанного на рыночных принципах, с целью создания долгосрочных рабочих мест, получения доходов и достижения благосостояния.

Реализация данного принципа предусматривает реорганизацию местного экономического уклада на основе долгосрочности, понимания сравнительных преимуществ городов и области (республики), гибкой реакции на новые требования и возможности.

В России и области (республике) принятие данного принципа сталкивается с отсутствием практики самостоятельного долгосрочного планирования собственной деятельности органами местного самоуправления. Качество муниципальной управленческой работы таково, что стратегическое планирование остается пока недоступным для большинства местных структур управления.

Бюджетный процесс выстраивается исключительно на один текущий год в связи с постоянно меняющимися источниками формирования местных бюджетов, местная аналитическая база в основном ориентирована на крупных налогоплательщиков, а средств влияния на их деятельность местные органы власти практически не имеют.

Местные администрации очень часто напрямую занимаются хозяйственной деятельностью, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

 

Принцип 2. Упор на экономическую базу. Данный принцип базируется на развитии экспортного потенциала территории, дающего рабочие места и способствующего импорту благосостояния. Таким образом, предлагается провести выявление компаний, формирующих местную экспортную экономическую базу, выработать стратегию по расширению и диверсификации этой базы.

Реализация данного принципа в России и области (республике) сталкивается: с неразвитой сетью местных торгово-промышленных палат; отсутствием инвестиционных механизмов модернизации местной инфраструктуры, влияющей на себестоимость продукции местных производителей.

 

Принцип 3. Развивать сравнительные преимущества. Данный принцип состоит в развитии отраслей, имеющих сравнительные преимущества на внешнем рынке.

Для России и области (республики), на первый взгляд, нет никаких препятствий для выявления сравнительных преимуществ местных предприятий на внешнем рынке. Основные затруднения лежат в формах и методах поддержки таких предприятий. Задача в российском контексте может формулироваться как интеграция промышленного потенциала территории в общую программу продвижения области (республики) на внешних рынках. То есть, вопрос в средствах и методах взаимодействия местных властей и руководителей крупных предприятий.

 

Принцип 4. Устранение рыночных барьеров. Рыночные барьеры подразделяются на:

Высокие затраты на получение информации или заключение сделок;

Рыночные предрассудки;

Нежелание рисковать;

Недостаточный уровень конкуренции;

Государственные нормативы или государственная политика.

Для России и области (республики) целесообразно выделить состав работ по преодолению рыночных барьеров для двух типов местных предприятий. Первый тип - предприятия, работающие на международный рынок, второй тип - предприятия, работающие на внутри российский рынок. Для первых характерны рыночная стратегия и сугубо денежные формы расчетов, для вторых – во многом, использование денежных суррогатов и, как правило, работа вне конкурентной среды.

 

Принцип 5. Устранять причины, а не симптомы. Принцип сводится к формированию предпринимательской основы управления предприятием и стратегии прямых инвестиций и создания новых предприятий.

Для России и области (республики) это означает формирование идеологии предпринимательства и всяческое поощрение предпринимательской активности. Сегодня в большинстве регионов существуют значительные бюрократические препятствия для деятельности предпринимателей. Предприятия оцениваются чиновниками как совокупность материальных ресурсов, а не уровнем предприимчивости.

 

Основные этапы стратегического планирования местного экономического развития

 

Этап 1. Оценка местной экономики

Оценка местной экономики помогает определить:

  • те проблемы, с которыми сталкивается экономика, или те из них, которые так или иначе, могут ее затронуть;
  • преимущества в области (республике) конкуренции одних сообществ по сравнению с другими;
  • препятствия на пути к достижению целей и задач экономического развития;
  • региональный, общенациональный и международный контексты и их влияние на местную экономику, с учетом изменчивости этих факторов во времени;
  • местные свободные ресурсы, пригодные для использования в осуществлении плана развития, и
  • мнения и суждения членов сообщества, способные помочь или помешать достижению результатов.

 

Развитие предпринимательства невозможно без наличия соответствующих площадей и инфраструктуры. Прежде чем расположиться и приступить к деятельности, фирма учитывает физическое состояние зоны. Этот профиль может основываться на назначении площадей, зонировании и локализации, стоимости и цене площади, состоянии зданий, свободной площади и ее поглощении, строительной деятельности, местах для парковки, состоянии инфраструктуры и окружающей среды, включая качество воды и воздуха. Учитывая, что многие местные администрации владеют земельными участками, создание банка данных о свободных участках - важное средство в осуществлении экономического развития.

 

Минимальный перечень факторов (индикаторов) оценки местной экономики

  1. Экономическое положение.
  2. Характеристики населения.
  3. Характеристики рабочей силы.
  4. Физическое состояние.
  5. Бизнес-климат.
  6. Ресурсы образования.
  7. Качество жизни (Этот фактор используется для описания культурных, исторических, рекреационных возможностей, а также для описания состояния окружающей среды. Все они играют важную роль, когда речь идет о привлечении нового бизнеса. Данные, характеризующие этот профиль, таковы: наличное жилье, его качество и стоимость, общественные услуги, качество системы образования, университеты, колледжи и профшколы, уровень преступности и налоги, взимаемые с населения. Их восприятие во многом зависит от конкретного человека. То есть, высокий уровень жизни, по мнению одного, может оказаться совсем не высоким для другого ).
  8. Опросы
  9. Финансовые инструменты поддержки бизнеса
  10. Долговой капитал
  11. Косвенное финансирование
  12. Прямые инструменты финансирования
  13. Капитал активов (Капитал активов имеет отношение к инвестициям, которые не требуют от фирмы погашать долг).

 

Этап 2. Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий

Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Учитывая уровень экономических потребностей и отсутствие опыта в области (республике) современного планирования экономического развития, краткосрочные планы приобретают особое значение. Во-первых, они показывают сообществу, что изменения на самом деле происходят, а это, в свою очередь, ведет к росту участия сообщества в них. Видя реальные подвижки, люди не могут оставаться безучастными. Во-вторых, успехи, достигнутые в короткие сроки, усиливают легитимность последующих изменений и инициатив. И, наконец, опыт работы с малыми проектами пригодится при разработке экономической концепции общего характера.

Далее через цели определяются задачи. Задачи устанавливают стандарты показателей и выявляют те секторы, которые нуждаются в помощи. Чтобы быть эффективными, они должны быть выполнимыми и измеримыми.

Стратегии определяют способ достижения целей и задач стабильного экономического развития. Они объясняют, каким образом можно достичь цели, но не указывают ни этапов, ни сроков ее достижения. Бывают случаи, когда для достижения цели может понадобиться более чем одна стратегия. Хорошая стратегия всегда должна иметь реалистический характер и не ставить невыполнимых задач. Всего имеются три общих типа стратегий:

  1. организационные стратегии, определяющие пути организационного развития;
  2. программные стратегии, ориентированные на развитие, менеджмент и постановку/исполнение конкретных программ;
  3. функциональные стратегии, направленные на административные и вспомогательные нужды и призванные обеспечить эффективность и действенность группы.

 

Этап 3. Выявление, оценка и распределение проектов по приоритетам

Распределение по приоритетам предполагает оценку проектов исходя из таких критериев, как организаторские способности, финансирование, приоритетность, выполнимость, совместимость с другими программами и инициативами и т.д. Зная свои нужды и то, в какой мере каждая программа отвечает этим нуждам, сообщество сможет принять к исполнению эти программы, руководствуясь приоритетами. Умение расставить проекты по приоритетам - одна из тех проблем, которая, по мнению экспертов, является общей для администраций.

 

Этап 4. Составление планов действий

Планы действий намечают шаги, которые необходимо осуществить для внедрения принятых проектов, и показывают, какими способами эти проекты поддерживают стратегический план. Хороший план действий позволяет предвидеть проблемы и дает рекомендации, как справиться с ними. Кроме того, он является последней возможностью проверить наличие и готовность систем экономической, политической, технической и т.д. поддержки. План действий представляет собою:

  • перечень поставленных задач, включая порядок их выполнения в соответствии с другими заданиями;
  • реалистические сроки осуществления различных действий;
  • следствия и результаты, ожидаемые от действий;
  • указание, кто, или какая организация ответственна за каждое задание;
  • финансовые запросы, включая выявление источников финансирования;
  • мониторинг процесса и стандартов оценки развития программы.

 

Этап 5. Внедрение планов действия

Внедрение означает нечто большее, чем хорошо составленные планы действия. Тем не менее, успех процесса внедрения зависит от того, насколько хорошо было проведено планирование. Местное сообщество должно прийти к общему согласию по ключевым вопросам, договориться о действиях, которые следует предпринять, о ресурсах, необходимых для осуществления этих действий, и об ожидаемых от них результатах.

 

Этап 6. Мониторинг и оценка результатов

Поскольку стратегическое планирование - процесс, требующий адаптации к меняющимся местным условиям, сообщества должны вести мониторинг программ, чтобы обеспечить их эффективность и постоянную релевантность. Даже если стратегическое планирование имеет долгосрочный характер, эволюция программы все равно должна проверяться через короткие промежутки времени.

 

Маркетинг территории и повышение инвестиционной привлекательности

В прежние времена вопрос о размещении производственных мощностей решался простым волевым решением "свыше". Однако теперь правила игры определяются прежде всего возможностью получения прибыли, а также тем, ценой каких усилий эта прибыль может быть заработана.

Итак, четыре кита маркетинга, четыре "Р": product (продукт), place (позиционирование), price (цена), promotion (продвижение).

Местные органы власти - не единственный, но главный участник процесса продвижения территории на инвестиционный рынок. Они играют основную роль в этом процессе не только в силу своих полномочий, но и поскольку обычно вокруг них концентрируются усилия бизнеса, общественных организаций и жителей по улучшению жизни.

1. Наличие взаимопонимания и согласия между органами государственной власти субъекта Федерации и муниципалитетами, между законодательной и исполнительной властью "на местах".

2. Только объединение представителей различных групп населения, предпринимателей и общественных организаций под руководством местных органов власти может решить, в каком городе, районе будут жить их дети, взять на себя ответственность за такое стратегическое решение и начать совместные действия по реализации выработанного стратегического плана . Именно такое партнерство может дать достойных лидеров для своей территории.

  1. Можно формально объединить любые силы, но успех не придет, если все участники этого процесса не будут себя чувствовать на равных с властью и между собой. Создать именно партнерские отношения - задача всех сторон.
  2. Для того чтобы придать "продукту" нужные качества, грамотно определить "покупателя", разработать план действий "продавца", необходимо собрать в одну команду людей, понимающих природу предпринимательства и знающих маркетинг как науку.
  3. Нельзя сосредотачивать все усилия на разработке только одного варианта. В зависимости от реакции "рынка" наготове должны быть как дополняющие основной варианты, так и альтернативные.
  4. Только сотрудничество с грамотными финансистами, четкий прогноз доходов и точная калькуляция расходов могут обеспечить финансовые тылы программе.
  5. Объективная, соответствующая истине статистика, поиск других объективных источников информации позволят своевременно вносить коррективы в процесс реализации программы.
  6. Надежно функционирующая инфраструктура – это телекоммуникации, подача электричества, воды, газа, дороги - основа для будущего развития "серьезного" бизнеса. Никакой инвестор не захочет работать на территории, где ему по чужой вине в прямом и переносном смысле могут "перекрыть газ".
  7. Поиск и тщательный анализ чужого опыта, поиск поддержка новых лидеров, развитие системы общественного самоуправления - это направления деятельности, несомненный положительный эффект от которых может сказаться на всех сторонах жизни территории.

 

Привлечение инвестиций. Основные функции агентства по привлечению инвестиций

  1. Мероприятия по привлечению инвестиций (продвижение): расширение охвата инвесторов, включая рекламно-пропагандистские материалы и контакты с клиентами.
  2. Информация и исследования: совершенствование информационных систем для потенциальных инвесторов, понимание их нужд и действия по увеличению конкурентоспособности определенной территории.
  3. Инвестиционные услуги: оказание разнообразной помощи инвесторам на начальном этапе и их последующая поддержка (изучение конкурентного положения региона, обслуживание инвестора, услуги по организации посещения объекта, услуги, относящиеся к последующим стадиям проекта).
  4. Руководство: постоянное наблюдение за выполнением программы и ее поддержка в ходе осуществления, внесение изменений в тактику и стратегию там, где это необходимо.

 

Оптимальным вариантом является комплексное решение этих задач, предпочтительно в рамках единой организации.

 

Мероприятия по привлечению инвестиций (продвижение)

Выбор каналов продвижения, web-site, устные презентации на встречах, приглашение компаний и посреднических фирм.

 

База данных для инвестора

Обычно инвестиционные агентства должны предоставлять инвесторам пять категорий информации. Агентство должно постараться систематизировать сбор информации по этим категориям и разработать надлежащие форматы предоставления информации для инвесторов. Общие сведения о политической, экономической и коммерческой ситуации и сведения по законодательству. Инвестору незамедлительно потребуется подробная информация об инфраструктуре региона, о земле, трудовых ресурсах и коммуникациях. Агентство с помощью областной (республиканской) и муниципальных администраций должно быть в состоянии предоставить инвестору данные по наиболее важным для него ресурсам. Это:

  • трудовые ресурсы - в частности, их наличие, уровень квалификации, возможности подготовки кадров;
  • земельный статус - правовая база для приобретения или аренды земли, фабрики и офисных площадей, и гарантии, предлагаемые для страхования контрактных обязательств;
  • коммуникации - телекоммуникации, электричество, газ, вода, канализация, вывоз отходов;
  • транспортно-экспедиторские возможности - перевозки автотранспортом, железной дорогой, авиаперевозки, таможня;
  • услуги экономического характера - строительные, транспортные, таможенные, услуги по ремонту и техническому обслуживанию, услуги по охране.
  • Сведения о затратах, связанных с ведением дел в регионе. В такие показатели издержек обязательно должны входить:

  1. налогообложение (федеральные, областные (республиканские) и местные налоги);
  2. ставки заработной платы, в зависимости от категории (разряда), плюс обычно предоставляемые дополнительные льготы;
  3. стоимость земли/аренды в городе и районе;
  4. коммуникации (электричество, газ, вода, канализация, вывоз отходов, телекоммуникации).
  5. Порядок и процедура организации хозяйственной деятельности в области (республике) и муниципальных образованиях.

 

Руководство

Руководство агентством по привлечению инвестиций является сложной задачей, требующей большого внимания к частным деталям, а также способности одновременно контролировать выполнение множества различных задач. Руководитель обязан нести ответственность за общее руководство программой и за качество предоставляемых агентством услуг.

 

наверх | назад | вперед
© 2000-2001 ЦСИ ПФО, Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
Hosted by uCoz