Российская государственность

в гражданско-правовой и корпоративной перспективе


1. Государственность в структуре открытого миропорядка

1.1. Государственность как стратегическая реальность

Осмысляя перспективы дальнейшего развития российской государственности, начинать приходится не с понимания того, что для нас сегодня государственность значит, а с выбора той позиции, откуда она, государственность, ощущалась бы как практически достижимая и действенная, эффективная реальность.

На наш взгляд, это позиция вновь-обретаемого отношения к государственности как стратегической реальности.

Вновь, поскольку государство – уже в силу юрисдикции разума, одновременно практического и теоретического, – стратегично по своему историческому замыслу и природе. Но именно по причине бренности всех исторических реальностей оно, государство, сохраняет свою стратегичность только при условиях ее нарочитого воспроизводства, т. е. при наличии адекватной политической воли и мысли.

 Так что вопрос о стратегическом сегодня в России – это вопрос не столько управленческий, сколько – и сразу – вопрос:

– о смысле и судьбе её, России, государственности;

– о ценностях и возможностях развития как такового (и, в частности, о том, в какой мере стратегии, являющиеся организационными инструментами управления, непременно должны быть замкнуты на процессы развития, а не на какую-то иную процессуальную реальность);

– и замкнуты именно на государство, или же, наряду с ним, и на иные формы социально-правовой организации, сомасштабные стране?

Почему так? Да потому, что сегодня наиболее критичными для судеб государственности как таковой – и не только в России – являются уже не столько национальные революции, приведшие к появлению на исторической арене (ныне увядающих) национальных государств, и не столько социальные революции, ставшие причиной возникновения классовых (в частности, социалистических или, в более мягком варианте, социальных) государств, сколько социальные и культурные изменения, связанные с инновационными научно-техническими и, одновременно, проектно-организационными волнами1.

А так как именно стратегизм замыкает сегодня на себя проектно-инновационный фронтир экономических, социальных, культурных и антропологических изменений, влияющих также и на изменение в структуре государства, государственность – особенно же у нас, в России, – буквально в последние несколько лет остро стала ощущаться как стратегическая реальность и проблема2.

А раз так, начальными и граничными условиями рассмотрения вопроса о государственности и государстве должна стать – в первую очередь и по преимуществу – точка зрения стратегического, а не политического или правительственно-менеджерального управления3.

При этом часто приходится слышать, что время национальных государств безвозвратно уходит.

Для России это, между прочим, означало бы, что для многообразия этносов и субэтносов, составляющих «многонациональный российский народ», нет уже исторической возможности дорасти до полноценной, – по европейским меркам, – нации.

Но это еще полбеды: поскольку этнологи уже заговорили о постнациональной этничности, можно, подхватив эту терминологическую инициативу, пуститься в поиски постнациональной государственности, а затем и социальности... и т.д.

Как следовало бы методологически реагировать на эту не слишком правдоподобную ситуацию? Ответ таков:

Разрабатывать концепты правового, гражданского, социального, сетевого или как-то иначе обозначенного государства именно как постнационального (двигаясь при этом не столько в сторону глобального космополитизма, сколько в сторону культивирования постнациональной гуманитарной этничности).

Далее, расширять рамки федерализма, включая в поле государственного влияния – сначала проектно-гипотетически, а затем практико-управленчески – все новые институциональные типы «субъектов федерации» (к примеру, города, конфессии, национально-культурные автономии, крупнейшие общественные объединения и т.д.).

А затем – за счет последовательно проводимой рефлексивной, проектно-аналитической проработки – включать в игру все новые управленческие функции и интенции, обладающие значимым стратегически-интеграционным потенциалом, последовательно расширяя при этом круг социально-коммуникативных отношений, доступных гражданско-правовому (и гражданско-политическому) оформлению. Ввиду того, что данная работа относится к жанру методологического, а не предметного исследования, многие термины, хорошо определенные в традиционных научно-предметных контекстах, приходится употреблять в «измененном смысле», уясняемом контекстуально. Это вынужденное неудобство в первую очередь затронуло такие базовые юридические предикаты, как «публичный», «гражданский», «цивилитарный» и т.д.

Хуже дело обстоит с либерально-демократическим кредитами, выданными миру сходящей-де на нет национальной государственностью.

Поскольку национальные государства известны нам, прежде всего, в форме буржуазно-демократической государственности, опиравшейся на так называемый «средний класс» (располагающийся где-то между сверхкрупными и мелкими частными собственниками), возникает вопрос: исчезает ли –

с необходимостью – в этой исторической перспективе денационализации государственности, – о необходимости которой на нашем веку возмечтали снова русские постбольшевики, – так же и средний класс? Ибо это была бы уже не просто постнациональная социальность, а нечто до сих пор социологически невообразимое.

Не этот ли «социологический Х» имеют в виду социал-футуристы всех мастей, когда говорят о глобальном гражданском обществе или о коммунитарно-сетевой инфраструктуре процессов глокализации?

Указав на обсуждаемые сегодня перспективы формирования постнациональной и постсоциальной государственности, мы хотели лишь заострить проблемный смысл суждения о том, что заново приходится спрашивать: об эффективности чего, – государства ли или иных каких общественно-правовых реальностей, – теперь может и должна идти речь?

1.2. Расщепление управленческого, политического
и гражданско-правового измерений государства

В опубликованном в 2001 году Докладе ЦСИ речь шла об опережающем развитии инновационной экономики, трендах мирового геоэкономического развития и процессах новой регионализации России4.

Было показано, что имевшая место в 80–90-е годы в России административно-политическая регионализация стала одним из факторов, препятствующих формированию национального инновационного комплекса, и не способна далее обеспечивать устойчивое развитие, экологическую безопасность страны и благосостояние ее населения.

Аналитические исследования ЦСИ 2001 году в области разграничения полномочий (и ответственностей) позволили выявить еще один значимый для развития страны фактор: социальная составляющая экономической политики государства зависит от динамики спадов и подъемов мирового финансово-экономического процесса.

Таким образом, налицо два разнонаправленных и плохо соотносимых вызова устойчивому развитию страны:

– национальный инновационно-технологический комплекс должен реагировать на информационный фронтир научно-технического развития (т. е. способность государства управляться с потоками новых знаний и технологий),

– а национальный комплекс, отвечающий за стратегию финансово-экономического роста, должен обеспечивать достаточный уровень непрерывности и устойчивости развития.

При этом, отталкиваясь только от геоэкономических, геополитических и прочих глобальных вызовов, мы не получаем еще никаких оснований для умозаключений об ослаблении роли государства в условиях фактически формирующегося ныне открытого миропорядка.

Напротив, опыт интенсивно развивающихся – на инновационной и рефлексивно-стратегической основе – стран и декларируемые ими от имени мирового сообщества цивилизационные императивы глобального развития говорят как раз об обратном.

Хотя, с одной стороны, действительно:

– увеличивается прозрачность национальных границ для товарных, финансовых, информационных или миграционных потоков;

– унифицируются применяемые в разных странах мира организационно-управленческие стандарты и технологии;

– уменьшается эффективность административно-управленческих функций нынешних государств5.

С другой – именно там, где развивается инновационный сектор экономики и практикуется полноценное стратегическое управление, государственность не слабеет, а трансформируется, приобретая новый сетевой формат, обеспечивающий динамическую готовность реагировать на вызовы (и возможности) развития и столь же динамическую устойчивость (надежность) относительно его шансов и рисков.

Отсюда признаваемый многими аналитиками вывод: жизнеспособность и конкурентоспособнось современного государства зависит от его способ-ности – в реальном времени – перепроектировать, перестраивать и переналаживать управленческие структуры, унаследованные от унитарного, «вертикально-интегрированного», административно-технологического государства вчерашнего дня.

Поэтому стратегической установкой на пути к современному эффективному государству могла бы стать последовательная замена их управленческими структурами сетевого типа:

· синтезирующими в себе современные информационные и проектные технологии управления;

· расширенное понимание федерализма, предполагающее увеличение разнообразия участников федеративных отношений на условиях вменения им ответственности за полученные полномочия и ресурсы;

· опирающимися на принцип субсидиарности, обеспечивающий взаимную правомочность (и ответственность) всех действующих участников публично-правового процесса;

· способных работать в широком диапазоне отношений социального партнерства.

1.3. Расширенный порядок федеративных отношений –
отправная точка правовой политики

Итак, отправной точкой выбора эффективной правовой политики стало сегодня представление о том, что само понимание государственности – в глобально срастающемся мире – претерпевает существенные изменения.

То, что еще вчера в государстве казалось неотменно целостным, сегодня расщепляется на части, которые затем встраиваются в иные, отличные от государства системные целостности (в гражданское общество, культуру или обновляющиеся конфессии)6. Целое государственности, ее духовную оправданность и историческую жизнеспособность приходится переосваивать – аналитически и практически – вновь и вновь.

Так, развитие в сторону сетевого государства приводит к одному из центральных вопросов современного правопонимания и практики государственно-правового строительства – к расширенному федерализму.

Послеогарёвский опыт государственно-правовых реформ в России показывает, что «стратегический урок» их мог бы состоять в том, чтобы научиться:

– видеть перспективу сменяющих друг друга стратегически значимых типов федерализма;

– выбирать логистику федеративных отношений, дающую возможность проводить эффективную правовую политику развития государственности.

При этом приходится иметь в виду, что, как таковые, федеративные отношения не исчерпывают практически необходимого набора тех общественных отношений, с которыми современное государство имеет дело в публично-правовом пространстве (гражданском обществе и гражданском государстве).

Не меньшее значение в общественной жизни имеют, к примеру, партнерские, ассоциативные или коалиционные отношения, не говоря уже о корпоративных.

Сегодняшний выбор федеративных отношений в качестве отправной точки государственно-правовых реформ – это, на наш взгляд, стратегическая ставка, обусловленная исторической незавершенностью российских реформ после 1985 г.

По мере того, как из государственно-правовой жизни будет изживаться родовая травма борьбы субъектов федерации за национальный суверенитет, – а на его место начнет заступать свойственный гражданскому государству суверенитет права, – от языка федерализма, пусть и расширенного, можно будет шаг за шагом переходить к языку гражданско-правовой интеграции общества.

Тем самым мы утверждаем, что только на первом этапе текущей государственно-правовой реформы ее целесообразно вести на основе федеративной модели. Далее можно будет сделать следующий шаг: от федеративной модели – к гражданскому государству как современной форме публично-правовой корпорации7.

 


2. Государственность в пространстве правопонимания

Отправляясь от концепта национального государства, которое во многом остается источником понимания государственности как таковой, стоит вспомнить, что национальному государству, – как и совпадающему с ним по времени исторического завершения театру классицизма, – было свойственно единство места, времени и действия, а также языка, актерского состава

(т. е. населения) и... многого другого, о чем речь должна идти особо.

Не приходится удивляться, что судьбу национального государства связывают с тем, что единство его сегодня все более диверсифицируется и что результаты этого процесса позиционируются далее в иные, отличные от государства системные целостности8.

В этой части послесловия мы проследим три наиболее показательные, на наш взгляд, историко-типологические тенденции трансформации государственности и её правопонимания:

– Экстенсивно-морфологическую по своей сути тенденцию распространения практики федерализации на все большее число различных по своей социальной природе «субъектов федерации».

На этой фазе операции расширения термин «федерализм» сохраняется для обозначения всех допустимых видов государственно-политической интеграции в обществе.

– Интенсивную, интенционально-функциональную тенденцию, в рамках которой признается, что государственно-политическая интеграция в принципе может быть реализована на любой признанной социально-значимой интенции/функции управления в обществе.

Частным случаем такой тенденции является рассматриваемый ниже более подробно функциональный (системно-деятельностный) федерализм (п.2.2).

– Модально-аксиологическую тенденцию развития правопонимания, выходящую уже за рамки государственнического взгляда на общественные процессы, когда процедуры социальной интеграции реализуются на любого рода социально-признанных аксиопрактиках креативного, коммуникативного и рефлексивного оперирования с ценностями.

Общим для перечисленных тенденций является их причастность к действительности стратегической интеграции, фокусирующейся в современном правопонимании не столько вокруг онтологического качества целостности (тотальности), сколько вокруг экзистенциально-прагматического качества цельности (integrity)9.

 

2.1. К системодеятельностной типологии федеративных отношений

2.1.1. Расширенный, экстенсивно-морфологический федерализм.

О федерализме речь заходит во всех тех случаях, когда мы имеем дело с какими-то пресуверенными социально-историческими образованиями, т. е. с такими, что могли бы претендовать на суверенитет, или когда-то им обладали, или же обладают им в данный момент.

В современной российской практике это, – помимо квазигосударственных национальных республик и автономных областей, – при определенных условиях могли бы быть национально-культурные автономии, конфессии (особенно номинированные «традиционными» для России), крупные города, некоторые общественные или профессиональные союзы, обладающие признаками публично-правовых корпораций, и т.д.10

При этом в процедуре морфологического расширения нами имеются в виду конкретные, реально мыслимые субъекты правоотношений, которые:

– не только могут быть подведены (а как в европейском неофедерализме, и подводятся) под понятие суверенного субъекта федерации,

– но и реально участвуют в политико-правовой практике федеративных отношений на равных правах с другого типа субъектами11.

Этот тип федерализма потому значим в правопонимательном плане, что в его рамках возможные субъекты федерации известны нам не только как юридические конструкты, но и как представления повседневной практической жизни, из опыта самих этих отношений в жизни граждан, т. е. членов гражданского общества.

Расширенный экстенсивно-морфологический федерализм – это, в сущности, нулевая точка развития постнациональной государственности: самая доступная для правотворческих инициатив, но отнюдь не самая перспективная в проектно-правовом плане.


2.1.2. Функциональный федерализм пришел из практики социалистической мысли начала XX века, приступившей к обоснованию социальной политики данными и понятиями социологии.

При этом правопонимании в структуре государства, – наряду с тремя традиционными для Нового времени классами (дворянством, крестьянством и «средним» городским классом частных собственников), – стали видеть и анализировать гильдии, синдикаты, корпорации и иные как естественно-исторические, так и вновь возникающие социальные образования.

На этом пути было развито много разных вариантов так называемого социального права, не потерявшего своего значения до сих пор. Более того, из этого именно интеллектуального источника черпало свое вдохновение движение за социальную защиту, оказавшее – наряду с реальным социализмом Советской России – влияние на социально-политический климат современного мира.

Функциональным же этот тип федерализма был назван русским правоведом С. И. Гессеном потому, что в рамках этого правопонимания элементами федеративных отношений стали считаться разной природы и разного масштаба, – но непременно социологически мыслимые (в рамках раннего социологического функционализма), – сообщества, внутри общества, как целого, наделенные не только своей особой функцией и внутренней организацией, но и своим особым правом.

Предикат «функциональный» в определении этого типа федерализма является принципиальным и в онтологическом, и в организационно-деятельностном отношениях12.

2.1.3. Одной из разновидностей функционального является так называемый ресурсный федерализм, для определения специфики которого важен известный прецедент бюджетного федерализма.

На самом деле речь при этом идет конечно же о бюджетно-финансовом федерализме, поскольку в теле современной государственно-управленческой практики финансы – это рефлексивный, универсально измеримый и критериально-замыкающий ресурс, а бюджет – инструмент работы с этим ресурсом. А потому Минфин РФ имел все основания определить на этом ресурсе особый тип федеративных отношений.

Перед нами тут не только управленчески-политическая инициатива, но и методологический ход, эвристические возможности которого можно далее просматривать на разных типах гипотетически не менее универсальных ресурсов (например, экологических, информационных или человеческих).

Любой ресурс, который можно помыслить и освоить в форме замыкающего и обладающего функцией универсальной меры, в принципе может быть положен в основу соответствующего типа ресурсного федерализма.

Возьмем, к примеру, информационные ресурсы. Со ссылкой на Окинавскую хартию, программу «Электронная Россия» или – в методологическом кон-

тексте – на концепт информационного общества/государства по схеме ресурсного федерализма в идейный оборот априорно вводятся проектно-стратегические концепты виртуального, или электронного, государства, задаваемого на ресурсе, методологически постулированном под именем «информации».

2.1.4. Одной из разновидностей модально-аксиологической интеграции общества является его цивилитарная интеграция, основываемая на критериях той или иной формальной рациональности.

Важнейшим для государственного строительства типом формальных рациональностей является само право. Поэтому сторонники этического социализма в начале XX века ввели в юридический дискурс представление о суверенитете права, отличном от суверенитета государства. И усмотрели тенденцию развития правопонимания в том, что все подразделения общества должны быть пронизаны и как бы «прошиты» правом.

При этом право мыслится как та замыкающая целое общества транссидиарная инстанция, вокруг которой в случае гетерономии, т.е. многозакония, отстраивается множество правовых порядков (и само государство).

Один из способов просмотра таких транссидиарных инстанций состоит в том, что в поле юридического дискурса вводится концепт цивилизационных императивов развития миропорядка, и в качестве одного из таких императивов называется суверенитет права13.

В отличие от манеры рассмотрения проблем развития миросистемы с приставкой «гео», как бы спроецированных на пространственную оболочку планеты, миропорядок как таковой не совпадает ни с геополитикой, ни с геоэкономикой, ни с геокультурой, ни с какими-либо еще своими геопроекциями. У миропорядка, – если относиться к этому концепту мало-мальски серьезно, – свои тенденции и стратегемы развития. Они-то и называются цивилизационными императивами.

Поэтому, говоря о будущности государства и права, нельзя ограничиваться функционалистской точкой зрения и говорить о том, что их развитие определяется исключительно развитием экономики или политики. Государство существует не только в сфере управления, где оно рассматривается как система, детерминированная экономическими, социальными или политическими процессами. Оно осуществляется также и в сфере права как такового.

И когда оно видится и осуществляется в сфере права, его будущность определяется цивилизационными императивами, автономными тенденциями развития государственности как таковой. Да, в условиях глобализации, но мыслимой не в смысле гео, а в смысле наращивания собственных институтов миропорядка как такового (в том числе и его юридических институтов).

2.1.5. Более доступной для правопонимания разновидностью модально-аксиологической интеграции общества можно считать идентитарный федерализм, задаваемый той или иной процедурой идентификации – этнической, культурной, конфессиональной или какой-то иной.

До недавнего времени главным цивилизационным императивом современности можно было считать права, свободы и достоинство человека, кое-как еще помещавшихся в границах поля юридической рациональности. После того как в «Хартии Европейского союза об основных правах» постулировано право на упоминавшуюся уже integrity, потребность вывода правопонимания за рамки юридического дискурса стала более чем очевидна.

Речь о правопонимании теперь должна была бы идти в рамках экзистенциально-антропологической интеграции, отдаленно перекликающейся с рамочной проблематикой человеческого потенциала14.

Это тоже тип федерализации общественных отношений, но просматриваемый на историческую формацию вперед. Мы знаем, что в концептуалистике прав человека эта рамка тем или иным способом работает уже сейчас – вне зависимости от того, близок он нам субъективно или далек.

Можно сказать, что если экстенсивно-морфологический федерализм, трактуемый в плоскости межнациональных отношений и национальных государств, является нулевой точкой развитости процессов социально-правовой интеграции общества, то экзистенциально-антропологическое состояние – это ее бесконечно-отдаленная, идеализированная точка.

И тем не менее это собственная, внутренняя для правовой мысли и правопонимания идеализация: в том смысле как понимал идеальное Гегель, т.е. как отношение конечного и бесконечного, а не только как идеал практического разума (по Канту).

Именно поэтому концептуалистика и практика защиты прав человека представляют собой сегодня символический порядок врастания государства в сферу права.

После краткого просмотра различных тенденций/стратегем движения правопонимания и, одновременно, правопорядка стоило хотя бы намекнуть на возможные отношения между перечисленными точками его роста. А может быть, и увидеть, что реалистично при выборе той или иной стратегии, а что нереалистично.

В частности, стоит понять, почему в 2001 году имело смысл всерьез заниматься темой разграничения полномочий. Да потому, что работа над ней позволяет в какой-то мере творчески продвинуться в понимании природы функционального федерализма.

Иное дело, что в реальной практике государственного строительства сегодня в России работа эта – не более чем стратегический маневр, и никакого проектного и программного содержания в теме разграничения полномочий её инициаторами, кажется, заложено не было.

Да, в организационно-практическом смысле не заложено, зато наша управленческая элита – в доступную ей меру мысли, – может быть, сможет свести между собой экстенсивно-морфологический и функциональный смыслы федерализма, что было бы для нее не так уж и мало.

Наметив типологию тенденций/стратегем процессов социально-правовой интеграции, мы зафиксировали отдельные фокусы развития правопонимания и тем самым сделали пространство правопонимания более многомерным. И далее можем спрашивать теперь: каковы возможные траектории движения к государственности в этом многомерном пространстве?


2.2. Подробнее о функциональном, или системодеятельностном федерализме

Стоит напомнить, что функционализм в поле государственно-правовой мысли – вовсе не изобретение времен системного подхода или возникновения социологии. Напротив, различение функции и органа, выполняющего ее, функции и морфологии – довольно древнее различение, восходящее, скорее всего, к метафоре организма. Такой функционализм был известен по крайней мере со времен Аристотеля, а то и ранее.

Для убедительности сошлюсь на Иоанна Солисберийского, одного из идеологов папской правовой реформы XI–XII веков, с которой, как считается, повелось европейское право Нового времени15.

«Хорошее устройство (общества) состоит в правильном распределении задач (функций) между его членами и в соответственных свойствах, силах и внутренней организации каждого отдельного члена; в том, что все члены должны дополнять друг друга и оказывать друг другу взаимную поддержку при исполнении ими своих обязанностей, никогда не теряя из виду благо другого и испытывая скорбь от вреда, причиненного другим»16.

Перед нами яркий пример социологического функционализма, с точки зрения которого и государственное, и, одновременно, общественное целое состоят из обособленных образований (органов, или подсистем), имеющих определимые функции.

Говоря нынешним системодеятельностным языком, смысл предлагаемой нами версии функционализма можно выразить так: функция – это такое категориальное представление (понятие), которое в рамках системного умозрения и системосообразных организационных практик представляет деятельность как таковую17.

А поскольку человек по природе существо деятельное, то без функционального самоопределения ему никак не обойтись.

Однако, в отличие от средневекового функционализма, для которого первичной была идея обязанности и отсутствовала идея прав личности как таковой, для правового функционализма Нового времени первично признание прав личности (в том числе по отношению к государству)18.

В рамках того, что потом – в 40-е годы XX века – будет названо С. И. Гессеном функциональным федерализмом, государство претерпевает функциональную диверсификацию и определяется как «координирующая организация общества, и функция его (т. е. государства. – О.Г.) заключается… в том, чтобы представлять полноту взаимосопряженных деятельностей в функционально расчлененном обществе»19.

Задача государственной структуры – не только выявлять и обеспечивать функциональность его отдельно взятых органов и непротиворечивость, бесконфликтность их софункционирования, но еще и поддерживать «полноту взаимосопряженных деятельностей». Причем носителями этих деятельностей могут быть самого разного рода сообщества (коммуниумы), ассоциации, союзы, цеха и т.д.

Для правильной ориентации в коллизиях современной горсударственности важно помнить, что это правопонимание в истории Нового времени предшествовало формированию государства национального. С ним именно правовая европейская мысль и практика вошла в Новое время, а потом только оформлялся известный ныне тип национального государства20.

Обратим внимание также на то, что в рамках функционального федерализма задача государства определяется термином «координация».

Координация (на латыни), или синтаксис (на древнегреческом) – это сополагание многих порядков и, одновременно, сами эти вместе-соположенные порядки. Скоординировать – значит привести множество порядков в функционально-деятельное соответствие.

В том числе и в первую очередь имеются в виду разные правопорядки, разные системы прав. У каждого из сообществ, координируемых данным правопорядком, налицо свое правовое выражение и правовое оформление, но они соответствуют друг другу.

Государство приводит их в соответствие друг с другом. И, стало быть, изначальной для этого правопонимания является, с одной стороны, констатация неустранимой множественности, разноустремленности наличных сообществ, а с другой – функционально понятая потребность в их соупорядоченности (скоординированности). Государство сводит множественности

порядков и множественности функционально заданных сообществ в системодеятельностное целое.

Понятно, что отсюда именно и возникнет методологема функционального федерализма: функционально организованное государство «определенно уполномочивает каждое функциональное объединение решать все те дела, которые относятся к его функции, без всякого вмешательства в его нормативные операции со стороны какого бы то ни было постороннего органа»21.

Важно, однако, и то, что в Новое время координирующая функция/деятельность государства принимала определенный институциональный вид: у того же Гессена приведено мнение П. Коула о том, что координирующая организация имеет не столько административный, организационно-управленческий, или законодательный, сколько судебный характер. То есть утверждается дожившая до наших дней первичность судебной практики (с ее характерной состязательностью сторон) в установлении государственно координируемого правопорядка.

В этом цивилизационном императиве обращает на себя внимание практика правовой оценки, реализуемая судебными институтами.

В суде не только разрешаются споры и принимаются решения о виновности или невиновности подсудимых, не только определяются наказания за те или иные совершенные – и установленные судом – преступления, но сначала выносятся правовые оценки22.

По мере укрепления и самораскрытия новоевропейской правовой традиции становилось все более очевидным, что первичная функция суда – не функционально-практическая, а скорее смысло- и целерациональная, а тем самым и цельнодеятельностная, т. е. – с точностью до разделяемого нами отождествления функции и мыследеятельности – это как раз правовая оценка, из которой следует соответствующая ей практическая санкция.

То обстоятельство, что координирующая функция государства опирается на реализуемые в судебных институтах аксиопрактики (констатацию ценностей и варьирование оценок), крайне важно, на наш взгляд, для понимания исторических судеб европейской государственности. Дальнейшее развитие функционального федерализма и вело к тому, что не только и не столько судопроизводство, но и другие аксиологические функции стали структурировать институциональное поле государственности23.

Прежде всего, конечно, – экспертные. Поэтому по достижении состояния развитого рефлектированного функционализма суд – в его ритуально-инсценированной форме – стал дополняться другими институтами и процедурами полагания ценностей, вынесения оценок, защиты достоинства и свобод и т.д. В частности, на этом именно месте взросли институты экспертизы, аналитических оценок, культурологической критики и т.п.

Функциональный федерализм выявляется в чистом виде как раз тогда, когда культура аксиофицировалась и на поверхность общественного сознания вышли «ценности», а очевидной становится проблематика, названная Ф. Ницше «переоценкой ценностей»24.

Оценка, отнесение к ценностям, переоценка ценностей, которые в сфере искусства осуществляются художественной критикой, в научно-технической сфере стали называться экспертизой. А в сущности, обе они функционально эквиваленты правовой оценке, ранее – в государственно-правовой практике – даваемой в судебном порядке. Судебно-правовые, критические, экспертные оценки и всякие прочие другие операции с ценностями схожи между собой.

Если сама по себе ценность – это операнд, а оценивание – операция, то все действия, функционально эквивалентные оцениванию, институционализируются по одной и той же модели25.

Высвобожденный и расширенный функциональный федерализм действительно живет на сообществе экспертов и непременно предполагает аналитику и критику как созначные себе действия.

Недаром важнейшая философская и одновременно правовая система Нового времени, построенная И. Кантом, состояла из трех «Критик». Это принципиальнейший момент в развитии того типа рациональности (разума) и, вместе с тем, того типа правопорядка, который складывался в Новое и Новейшее время. Отсюда, кстати сказать, уже в XX веке и «критические теории» Франкфуртской школы, и заостренная социально-культурная критичность ранней методологии, сохранившаяся сегодня разве что у «праотца» московской методологии А. А. Зиновьева.

В вырожденном виде критицизм институционально наличествует в институтах оппозиции, оппонирования… и был докастрирован до идеи плюрализма (разнообразия, многоукладности и т.д.).

Суть коммуникативной демократии (в духе Ю. Хабермаса) не в бесконечных форумах, телешоу и чатах, – от которых всем давно уже тошно, – а в том, что коммуникативный процесс структурируется критическими и экспертными суждениями, вынесением оценок и выявлением их оснований, наконец, оценками и переоценками самих ценностей, поиском самоценного (подлинного) и другими действиями с ценностями и посредством ценностей.

Итак, первое расширение функционального федерализма – это дополнение судебных институтов – аксиопрактическими институтами (экспертно-аналитическими, критическими и т.д.).

Вспомним также, что система разделения ветвей власти, канонизированная на пороге Нового времени – как раз при становлении национальной государственности, – давно стала бы тормозом ее дальнейшего развития, не будь путей, позволяющих без нее обходиться. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную – государственническая идеологема, обосновывающая независимость членов Конституционного суда как верховных жрецов и охранителей государственности. Честь им и хвала, если они достойно выполняют свои функции! Но это модель государственности, сложившаяся в дополитическую эпоху, в эпоху, когда не было еще современных политических партий и не начал работать в полную силу механизм представительной демократии.

Поэтому институты новой государственности нарастают скорее вокруг проектно-аналитических (и критических) функций, чем судебных; вокруг гипотетики рисков и шансов, чем лобовых угроз безопасности26.

Следующее важное расширение федеративного правопонимания связано с внутренней открытостью общества.

Государство как координирующая организация должно блюсти интерес своей – никогда не готовой и никогда никому до конца не данной – функциональной целостности.

А из этого обстоятельства, среди прочего, следует примат внутренней политики, что бы там ни говорили про глобализацию и ее влияние на судьбы государственности. Как раз чем интенсивнее процесс глобализации, тем функционально важнее становится политика внутренняя, а не внешняя.

Не отсюда ли нынешние судорожные поиски так называемых закрывающих технологий, обеспечивающих внутреннюю целостность и устойчивость становящегося на наших глазах гражданского государства?

Но только теперь это не территориальная целостность «пешеходного периода» истории, не занавешенность «занавесами», а функциональная целостность как синоним надежности и устойчивости.

Потому что функциональная целостность есть нечто, постоянно складывающееся и нуждающееся в поддержании (воспроизводстве). Она никогда и никому не дана заведомо (априори). Состав тех функций и сообществ, что образуют тело и ткань государства, не задан априорно. Они непрерывно возникают и развиваются, деградируют и отмирают, имеет место их де- и рефункционализация, они заявляют о своих правах и добиваются их.

Можно сказать, что состояние функциональной целостности нуждается в постоянном отслеживании, пересхватывании, в выявлении и поддержании новых функций там, где они только-только прорастают, там, где важно увидеть, что налицо функциональный прибыток деятельности, «прибавочный элемент», как называл его К. Малевич. Это очень важный момент онтологического полагания – внутренняя открытость.

Конечно, внешняя открытость – тоже существенный момент. Но открытое общество открыто не только вовне, но и внутрь самого себя. М. М. Бахтин ввел в философско-антропологический оборот замечательный оксюморон – «внутренняя вненаходимость». Человек описывался им как находящийся не только на пересечении разных, извне данных сообществ, сетей, пространств и т.д., но и как внутренне вне самого себя пребывающий, сам себе вненаходимый27.

Поэтому у человека есть своя сокровенная глубина, есть сердце, откуда исходят помыслы (мотивы), существенно отличные от внешних целей и причин.

То же самое – в любом функциональном целом, включая государство. В нем самом прорастает его собственная самость, и она исторически не предзадана и не фиксирована ни в мифическом национальном характере, ни, новомодно говоря, в системе не весть откуда взявшихся идентичностей.

Внутренняя цельность (integrity) – это динамическая реальность, динамическая самость, динамическая идентичность28.

Собственно, задача 2001 года о разграничении полномочий – в своей государственно-правовой правде – и осмыслена в контексте функционального федерализма, ибо тремя функциями координирующей деятельности государства являются:

– во-первых, «размежевание компетенций», разграничение их;

– во-вторых, предупреждение конфликта интересов между разными компетенциями, выявление и снятие их;

– в-третьих, наделение наличных сообществ правомочными функциями (задачами).

Наделение не в смысле целеналагания извне (проектирования за других), а в смысле выдачи хартий, регистрации уставов, т. е. в правовой огранке, в артикуляции присущей им самим функциональности, а тем самым и в обеспечении социальной приемлемости их функционирования, ныне иногда именуемой «политической корректностью».

Важно, что не только разграничение функций/полномочий и конфликт интересов являются предметом урегулирования в функционально-федеративном государстве. Для понимания его особенностей и связанных с ними правовых последствий надо научиться видеть куда более развернутую палитру дисфункций.

Да, конфликт – это наиболее классический предмет правового урегулирования. Но к числу дисфункций относится и то, что Э. Дюркгейм назвал аномией, аномалией, по отношению к закону, к номосу. Он причислял к аномиям, в частности, самоубийство, наркоманию.

Аномии – не катастрофы, обрушиваюшиеся на нас не весть откуда. Напротив, они имманентны структурам тех обществ, в которых имеют место. Поэтому их иногда называют социальными патологиями. Поэтому-то борьба с распространением наркотиков или терроризмом не факультативный, а собственный «предмет ведения» государственно-политической деятельности.

Кроме аномий, стоит еще обратить внимание на социальный параморфоз, перерождение институциональной ткани общества. Некоторые ткани склонны перерождаться, и справиться с ними можно только операбельным путем. Не обязательно их уничтожать, можно их купировать постановкой на износ: пусть доживают отпущенный им век, не мешая другим. Но и в этом случае следует сделать

ясным, что такой тип самоустроения, говоря словами В. Л. Глазычева, социально неприемлем. Мы это констатируем, даже если не можем с ним справиться.

И, конечно же, – нигилизм, и в особенности невротический, угнездившийся на уровне психических реальностей29.

Невротический нигилизм – это уже не идеологическая установка, каким был нигилизм литературных героев Н. Лескова и И. Тургенева. Кто не знаком с сообществами, где ирония, эвристичность манифестаций, игровые эскапады как бы сами собой перерождаются в банально-тусовочный, нахраписто-хамоватый стеб, который и есть выражение невротического нигилизма, когда уже просто ни на чем взор положительно остановиться не может и удовлетворяется человек разве что в раздраженном унынии.

Можно сказать, что свои дисфункции – как естественно-исторические факты – можно выявить в каждом типе государственности и правопорядка. Выявить и отрабатывать – тем или иным способом.

Поэтому, когда сегодня речь заходит о разграничении полномочий, она должна вестись не только в проектно-программной направленности, но также и в смысле устранения ряда совершенно очевидных дисфункций, в которые, как в черные дыры, утекает все – и энергия, и финансы30.

Еще одна причина, по какой стоит отнестись к концепту функционального федерализма с надлежащим вниманием, – такой цивилизационный императив становящегося миропорядка, как его синхронная связанность.

Чем больше увеличивается синхронная связанность, в том числе и за счет развития транстерриториальных сетевых коммуникаций, тем сильнее сгущается вокруг нас так называемая «современность».

Синхронность и есть современность, наше общежительство в одном и том же времени. Чем интенсивнее мы живем в общем времени, чем сильнее синхронизированы процессы на земном шаре, тем функциональная открытость государств интенсивнее, тем проблематика внутреннего порядка и внутренней политики становится энергичнее, тем дисфункции и ограничения более актуальны во внутренне-политическом горизонте.

Поэтому тип организованности государства, тип власти и господства, называемый функциональным федерализмом, будет и далее, с одной стороны, спонтанно генерироваться, а с другой – усиливаться.

Равно как и запрос на проектно-программную готовность к такому развитию событий.

Стоит иметь в виду, что развитие – в значительной своей части – суть не что иное, как развитие событий. Не увеличение или уменьшение объемов каких-то ресурсов, не рост разнообразия их наличия или интенсивности их использования, а прежде всего развитие потоков событий, одни из которых по отношению к другим обладают управляющим воздействием.

Когда потоки событий становятся более интенсивными, пропорционально возрастает потребность в проектной и программной готовности к управлению ими. В этого рода готовности и состоит, по большей части, искомая нами стратегичность государственного управления.

Конфуций говорил, что мир можно познавать, не выходя за порог своей хижины. Точно так же можно быть стратегом и в своей трехчленной семье, на своих 8 кв. м. Можно быть стратегом по отношению к коллективу своих субличностей и выстраивать свою психотехническую программу так, чтобы там была их полная функциональная связанность (психопрактическая федерация), а не шизофренический разброд. Вопреки распространенному среди корпоративных стратегистов мнению суть стратегического не в масштабах деяния, а в самоопределении, в занимаемой позиции по отношению к нему.

Стратегичность – в первую очередь искусство правильного и ответственного поведения, боевое по природе своей искусство.

Следующее вслед за синхронной связанностью расширение связано с отходом от холистически-аксиоматического понимания целого, при котором все функции замыкаются на одно и то же целое. Когда все социальные и правовые функции в обществе приписываются государству, а оно стремится до неразличимости слиться с порядком, который по сути своей призвано лишь поддерживать, тогда на управленческую вахту заступают сторонники этатистского интегризма, готовые государством (а по сути – собою) покрыть всё и вся.

При функциональном федерализме государство само является лишь одним из типов сообществ, именуемым словом «общество». Оно не является целым, тем более аксиологически заданным единственным целым. В этом различении, кстати сказать, и состоит сегодня основная идея фундаменталистов-государственников (заединщиков) с государственниками, ориентированными менеджерально-технократически.

Для гуманитарного люда в функции целого сегодня может выступать культура, так же как для верующего – церковь. Для тех же, кто не остался верен правде права, в функции целого продолжает выступать само право, по-прежнему обеспечивающее нормативно-ценностную связанность общества. Не государство, а именно право, причем как суверенное право.

Как только государство начинает считаться единственным источником права, а свою систему управленческих функций отождествлять с правопорядком, так возникает этатизм, рано или поздно перерождающийся в тоталитаризм (весьма знакомый нам тип самоустройства жизни).

Еще раз: целое не задается при функциональном федерализме аксиологически. Всякий державник мыслит целое как единственное образование, исповедуя принцип тождества целостности и единства. Но целостностей – в реальности, не в возможности только – много разных. Поэтому нужно уметь мыслить в обществе отношения соцелостности разных целостных – в себе и друг по отношению к другу – образований.

Поэтому культура отделяется от государства, оба они отделяются от церкви, но продолжают взаимодействовать внутри общественного целого. Это разные целые, каждое из которых более или менее охватывает все общество. Но они по-разному функционально определены. Каноническое право церкви – это одно, а конституционное право государства – совсем другое. Между ними может быть координация (конкордат), но и при этом ни одно из них не покрывает и не подчиняет себе другого.

Обратим внимание: холистско-аксиологическому пониманию общественных целостностей (в том числе государства) на смену приходит рефлексивно-коммуникативное, синергийно-кооперативное их понимание, базирующееся на принципах суб- и транссидиарности. И неофункционализм, ориентированный на экспертно-критическую и проектно-аналитическую модальности деятельности.

Итак, помимо федерализма эмпирико-морфологического типа мыслимо такое гуманитарно-технологически обустройство общества, при котором правопонимание государственности группируется вокруг функционального федерализма.

Поэтому и стоило в 2001 году потратить столько усилий на осмысление и методологическую проработку темы разграничения полномочий, надеясь на ее примере (и на тех кейсах, что оказались доступными в тот момент) положить представления, экспертно-аналитические оценки и стратегические практики для этого типа государственности.

Утверждается, что заниматься разграничением полномочий осмысленно возможно только в рамке стратегического подхода (в той мере, в какой она доступна нам – сегодня в условиях того государства, в котором мы Божьей милостью обретаемся), – и только с точки зрения такого правопонимания, каким является функциональный федерализм.

Если мы не мыслим государственность функционально (т. е. системо-деятельностно), если тем самым сама задача разграничения полномочий не является для нас программно-осмысленной, ни о каком стратегировании и речи быть не может, ибо тогда оно попросту излишне.


3. К стратегии развития сетевой государственности

3.1. Правовая политика – инструмент государственного строительства

Инициативами и усилиями последних двух лет по укреплению российской государственности прорисовываются контуры правовой политики, на принципах которой могла бы далее целенаправленно наращиваться институциональная сеть президентской ветви власти.

В рамках работ по разграничению полномочий в ПФО были предварительно сформулированы следующие элементы оформляющейся в текущей фазе государственного строительства правовой политики:

1. Важнейшими из них справедливо считаются решения о том, какие функции и объекты сегодня следует оставлять за федеральным уровнем власти (минимизируя ее обязательства и тем самым сохраняя возможность концентрировать федеральные ресурсы на стратегически важных направлениях развития), а какие целесообразно было бы передать в субсидиарную ответственность на региональный и муниципальный уровень31.

2. В ходе анализа проблем разграничения полномочий выяснилось, что её целесообразно решать не только применительно к уже известным, государственно-управленческим функциям и объектам государственного управления (предметам ведения), но и применительно к новым предметам ведения.

Развивая сетевое государство, целесообразно предусматривать возможность опережающего, проектно-заданного встраивания в систему государственно-управленческих вновь возникающих и номинируемых функций, ранее не включавшихся в их официально принятую организационную логистику.

В первую очередь это касается функции стратегического планирования, обеспечивающей проектную готовность к развитию, и производных от нее проектно-аналитической и контрольно-аналитической функций стратегического планирования.

3. Следуя принципу субсидиарности и аксиоматике расширенного федерализма, целесообразно ориентироваться на распределенно-сетевую реализацию этих функций, т. е. способствовать встраиванию их в управленческие структуры регионального и муниципального уровня, а не централизовать их на федеральном уровне.

Признавая стратегическую направленность государственного управления прежде всего за президентской ветвью власти, мы тем самым признаем, что она должна иметь сетевую природу: с одной стороны, продолжаясь в институциях территориально или функционально ориентированных представителей (и, далее, в институтах федеральной инспектуры), а с другой – служить порождающей матрицей для иных ветвей и уровней власти.

В предыдущих частях публикуемого Доклада были сделаны выводы о целесообразности матрично-сетевого построения управляющих структур на примере контрольно-аналитической функции стратегического управления (см. материалы Раздела 3).

4. Значимой метафорой для стратегии сетевой перестройки системы государственного управления может служить расширенный переговорно-стратегический формат так называемой «20-ки», введенный специально для военно-политической интеграции России в сложившуюся структуру.

«20-ка» – это по сути дела резервно-стратегическая площадка, которая при благополучном течении международно-интеграционного процесса сможет далее стягивать на себя организационно-управленческие функции, которые, вероятно, возникнут в будущем, но еще не вполне очевидны сегодня.

Подобный резервно-стратегический подход просматривается во многих решениях, принятых в рамках государственно-правовой реформы, разворачиваемой в стране в последние два-три года.

Проводя его далее, мы, весьма вероятно, столкнемся с проблемой встраивания проектных организационно-управленческих решений в публично-правовую ткань гражданского государства и общества.

Есть основания считать, что особо остро эта проблема будет звучать в области проведения в жизнь экономически обоснованной социальной политики.

 


3.2. Стратегическое номинирование и мотивационная мобилизация 32

Одна из основных стратегических функций президентской ветви власти – указание на новые для страны зоны стратегической проработки, выявление характерных для них стратегически значимых проблем и задание на них новых, инновационных стратегий для их решения.

Коль скоро речь идет о проблемах внутристрановых, внутриполитических – это всегда проблемные области взаимодеятельности, зоны функционально-нормативной, а потому и управленчески-правовой неопределенности:

– агентов принципиально разной социальной природы (людских сообществ, социальных институтов и ассоциаций, организаций, фирм и корпораций, административных структур и т.д.),

– преследующих принципиально разные интересы,

– с неопределенными контактными границами и

– правоотношениями между ними и

– столь же неопределенным порядком государственного участия в процессах, протекающих в этих зонах.

Сложность усилий по снижению стратегической неопределенности (для себя) и повышения собственной предсказуемости (для других) состоит еще и в том, что неопределенность эту – в условиях принципиальной установки на предприимчивость и открытость взамодействия – никак нельзя считать заведомым злом.

Скорее речь должна идти:

– о все более интенсивных и спонтанных самоизменениях мировой среды, в которой непрерывно возникают социальные образования, состоящие из элементов разной социальной природы (институциональных, коммунитарных, корпоративных и т.д.) и функционально-эквивалентные органам государственной власти;

– о фактической «ползучей» адаптации госструктур к этим функциональным элементам, создающей немалые риски ослабления и вырождения государственности как таковой;

– о необходимости такой правовой политики и вытекающих из нее стратегий развития таких структур государственного управления, которые были бы способны предвосхищать дисфункции (и параморфоз) государственных оргструктур и обеспечивать новое, более эффективное позиционирование государства во внешне- и внутристрановом пространстве его функционирования.

И тем не менее можно сказать, что основной интенцией/функцией стратегической деятельности является как раз снижение уровня стратегической же неопределенности, а потому и уровня рисков в сфере безопасности, конкурентоспособности страны и жизнеспособности ее населения.

В рамках так понятой стратегии обнаруживаются и отрабатываются:

– системные вызовы, связанные с глобальными гражданско-правовыми, государственно-правовыми и международно-правовыми тенденциями становления миропорядка (по схеме внешний или внутренний «вызов/ответ»);

– системные неопределенности, противоречия и конфликты интересов в государственно-правовом строе и во внутренней политике страны (по схеме «шансы/риски», связанные с реструктурированием и реинтеграцией интересов);

– поиск и выбор приемлемой для России модели государственности, обеспечивающей ей неоспоримое право голоса в глобальных дебатах о будущем миропорядке, сильные позиции в глобальной технико-экономической (цивилизационной) конкурентоспособности и культурно-экологическую жизнеспособность.

Для того чтобы процесс стратегического номинирования, а затем и освоения протекал успешно, т. е. нарастающей волной, необходима сеть, являющаяся своего рода функциональным продолжением (на субфедеральных уровнях) института президентства и соединяющая в себе функции:

– инсталляции и «раскрутки» стратегических инициатив;

– определение, вовлечение (мотивационная мобилизация) партнеров по данной стратегии и организации их взаимодействия;

– проектного обеспечения номинированной стратегии.

В настоящее время эти функции призваны были выполнять институты полномочного представительства Президента РФ в федеральных округах, которые могут быть доразвиты до функционально-полноценных федеральных инспектур, выполняющих не столько надзорно-контрольные, сколько информационно-аналитические и проектно-аналитические функции (разумеется, с полноформатным субсидиарным разделением их между государством, предпринимательским корпусом и общественностью).

3.3. Стратегическая согласованность развития

В сложившейся российской ситуации президентская ветвь власти оказалась важнейшим местом принятия стратегических решений, обеспечивающих:

– достаточный уровень национальной безопасности,

– реализацию национальных интересов страны в мире,

– воссоздание национального инновационного комплекса,

– проведение стратегически-ориентированной правовой (законодательной) и управленческой (исполнительской) внутренней политики33,

– достижение политически-устойчивого и социально-согласованного развития страны.

Эффекты стратегически значимых структурных изменений становятся эмпирически наблюдаемыми – по разным оценкам – в масштабах 5–10 или даже 10–15 лет.

Отсюда, во-первых, следует потребность в федерально-субфедеральном мониторинге стратегических планов, дающем возможность убедиться, как федеральные планы «доводимы» до субфедеральных (и доводятся ли вообще).

Эту специфическую функцию окружного стратегического управления, деятельностно реализующую принцип субсидиарности, можно было бы назвать стратегическим согласованием региональных и федеральных стратегических планов.

А во-вторых, потребность в планировании и контроле достижения промежуточных (среднесрочных) программно-стратегических эффектов, посредством которых достигаются результаты долгосрочные.

И, в-третьих, в силу этого на окружном уровне возникает новая функция оперативно-стратегического управления, в котором стратегия становится инструментом политического планирования.

Проектно-аналитическое и организационное освоение этой группы функций должно, на наш взгляд, послужить адаптации методов программно-целевого управления к потребностям в развитии проектно-стратегических практик государственного управления.

3.4. Переосмысляя внутреннюю политику

Исходя из гипотезы стратегического характера президентской ветви власти34, естественно одну из важнейших функций ее видеть в поддержании стратегически осмысленного равновесия между целесообразностями внешней мировой и внутренней страновой политики государства.

При этом приходится считаться с тем, что смысл этого равновесия не схватывается вполне ни схемой «мировой вызов / страновой ответ», ни альтернативой «однополюсный / многополюсный мир».

Как показывает опыт строительства Европейского союза, смысл этот мало проясняется и перспективами учреждения «мирового правительства» или построения «всемирного гражданского общества».

Ибо, во-первых, Россия сама составляет значительную часть того мира, который шлет-де ей свой вызов, а во-вторых, национальные интересы, которые она должна-де отстаивать в поисках ответов на мировые вызовы, есть величина исторически переменная, меняющаяся в зависимости от состояния и направленности течения мирового процесса.

Одним из приобретений стратегически ориентированной модели государственного управления, реализуемой президентской властью в России, является твердое признание стратегического характера национальных интересов. При этом они стали не только рамкой, но и объектом особой функции деятельности стратегического управления.

Стратегически значимые проблемы, интересы, ресурсы и партнеры, – определяемые как результат проектно-аналитической работы, – реализуются в доктрине, а необходимые для решения проблем и реализации интересов институционально-правовые матрицы – в правовой политике и программах организационного развития системы государственного управления.

И, во-вторых, именно открытость страны мировым вызовам и расширение круга внутристрановых участников процессов, происходящих в мире, привело Россию к необходимости формулирования полноценной внутренней политики, и притом в открытом же – стране и миру – публично-правовом пространстве гражданского государства.

 


3.5. Основная задача социальной политики: освоение и эффективное использование социальных ресурсов

Дискуссии последних лет о стратегических приоритетах развития привели, кажется, к согласию о том, что ни безопасность страны, ни гражданский мир, ни успешность отечественного производителя на открытых рынках не могут быть устойчивыми:

· если большинство жителей страны не имеют общих для них ценностей и устремлений;

· если предлагаемые обществом устремления и ценности не обещают нам – в ощутимом завтра – жизненного успеха, достатка и здоровья;

· если со стороны населения нет информированного согласия с происходящими в стране изменениями, нет встречной гражданской поддержки проводимых властью реформ;

· если в обществе не складывается новая социальная солидарность и широкое социальное партнерство для решения значимых проблем развития страны.

Мы постоянно убеждаемся в том, что невозможно выстроить реалистическую стратегию развития без активного участия граждан в выборе и проведении в жизнь этой стратегии.

Исследования общественного мнения, материалы прессы, данные включенного наблюдения говорят о том, что для людей важно, чтобы в каждом городе, регионе, округе сообщества граждан имели бы возможность работать над проектами своей будущей жизни и публично обсуждать их.

Опыт проведения в Приволжском федеральном округе Ярмарок социальных и культурных проектов «Пермь-2000» и «Саратов-2001» также свидетельствует о том, что общество давно готово к прямому участию в поддержке социального и гуманитарно-культурного развития, к принятию ответственности за него и эффективному использованию полномочий.

Это дает основание утверждать, что в российском обществе имеются значительные социальные ресурсы, слабо используемые пока государственной властью для решения важнейших проблем общественного развития.

Стало быть, необходима социальная политика, опирающаяся на современные гуманитарные технологии и управленческие компетенции, способная более полно мобилизовывать наличные в обществе социальные ресурсы.

Заметным шагом на пути вовлечения общественных сил в общее дело развития страны стал прошедший в конце 2002 года в г. Москве «Гражданский форум». Вместе с тем круг проблем социальной политики не сводится к государственной поддержке инициатив гражданских сообществ и так называемых «некоммерческих общественных организаций».

Соответственно, способность государства к выработке социальной политики, позволяющей совместить обеспечение социальной стабильности – с поддержкой процессов развития, становится сегодня критерием эффективности государственного управления и требованием к разграничению функций и полномочий и компетенций (как внутри государственного механизма, так и между обществом и государством).

Политикам, экспертам и специалистам в области стратегического управления в ближайшее время предстоит ответить на вопрос: в рамках какой социальной политики, при каком понимании гражданского согласия и социального партнерства могут быть обеспечены устойчивость, согласованность и управляемость общественного развития?

Большинство аналитиков и экспертов по вопросам эффективности регионального развития сходятся в том, что опираться в этой работе придется на две группы критериев:

· политико-правовые, формулируемые в терминах легитимности государства в глазах граждан и различных социальных групп населения;

· системно-технологические критерии, говорящие о том, что эффективное государство будет:

– устойчивым, – когда на практике будет освоен управленческий режим нормального, «бесперебойного» функционирования;

– согласованным, – когда наряду с органами государственной власти и местного самоуправления в решении проблем общественного развития активное участие будут принимать профессиональные сообщества, некоммерческие организации и крупные бизнес-структуры;

– управляемым, – когда установка на сохранение и наращивание уровня управляемости (по согласованным направлениям и стратегиям развития) станет общей стратегической ставкой всех партнеров по развитию.

Разработка принципов экономически реалистичной и граждански оправданной социальной политики, ее организационно-управленческих основ и институционально-правовой поддержки могла бы стать одной из основных исследовательских и проектно-аналитических задач разработки стратегии регионального и окружного развития на 2002–2003 годы.

В ходе работы над проблемой разграничения полномочий (и ответственностей) в 2001 году аналитиками и экспертами ПФО было выработано понимание процедуры разграничения как охватывающей не только административно-управленческие функции органов государственной и муниципальной власти, но и социально-управленческие функции различных сообществ, общественных организаций, публичных, промышленных и иных корпораций, вносящих существенный вклад в протекание процесса общественного развития.

Благодаря этому расширению в ходе проведения Ярмарки социальных и культурных проектов «Саратов-2001» были высказаны предложения по превращению Ярмарки в программный инструмент развития и управления социальной политикой.

Предлагается также в рамках подготовки к Ярмарке-2002 продолжить проектно-экспозиционную работу над моделями гражданской идентичности, основанными на информированном согласии населения с приоритетами социальной политики и нацеленными на поиск взаимоприемлемого уровня социальной солидарности в обществе вокруг идеи гражданской государственности.

1 За краткостью изложения приходится оставить в стороне противопоставление понятий «революция/эволюция», «революция/реформа», «революция/контрреволюция», а также такие кентавр-концепты, как консервативная революция и т.д. Можно сказать, что для проблемного поля, очерченного понятиями революции, реформ, модернизаций, перестроек и т.д. и сфокусированного сегодня вокруг концепта инновации, куда более значимо отношение революции и инновации, а также весьма соблазнительные игры с критериями «инновационной целесообразности».

2 Всего лишь одно из многих суждений на сей счет: «Нынешнее состояние российского законодательства, технология его совершенствования и обновления, перспективы развития и пути кардинального улучшения применения, исполнения и соблюдения законов – предмет специального проекта соответствующей стратегии, которая настоятельно необходима». – Цит. по: Мамут Л. С. Стратегия взаимодействия государства и гражданского общества в условиях современной России // Государство и право на рубеже веков. Проблемы истории и теории. – М., 2001. С.10.

3 Еще раз о значении события «11 сентября». В сферах политики и государственного управления менеджмент не только следит за случающимися событиями, но и реагирует на них даже в тех случаях, когда не участвует в их производстве. Поэтому для стратегического мониторинга необходимо не только политико-управленческое видение (vision), но и собственно стратегическое смотрение (provision).

4 На пороге новой регионализации. Москва: Центр стратегических исследований ПФО, 2001.

5 Что и дает основание сторонникам радикальных концепций глобализации говорить чуть ли не об отмирании государства как такового.

6 Пожалуй, самым больным из всех возникающих здесь вопросов остается, – ввиду его наибольшей очевидности, – вопрос о возможностях сохранения государством своей территориальной целостности. Обсуждение подобных вопросов сводится, как правило, к обнаружению потребности обновления международно-правовой риторики. – См.: Ален Бьюкенен. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. – М.: Изд-во «Рудомино», 2001.

7 Публично-правовую форму корпоральности на сегодня можно считать наиболее развитой, во-первых, в силу свойственных ей качеств институциональности, рефлексивности и спонтанности, а во-вторых, ввиду того, что она одновременно удовлетворяет исходным очевидностям и гражданского общества, и государства как такового.

8 Возможность произвольного выбора (и смены) системных целостностей для понимания и/или решения тех или иных проблем составляет содержание постулируемого нами принципа транссидиарности (повышения системного ранга анализа и сдвижки его горизонта от части к целому), дополнительного принципу субсидиарности (понижению системного ранга и сдвижки горизонта от целого к части).

9 См., в особенности, ст. 3 принятой 7 декабря 2000 г. Хартии Европейского союза об основных правах и комментарии к ней в издании: Хартия Европейского союза об основных правах. Комментарий. – М.: Юриспруденция, 2001. С. 71–72.

10 Напомню, что трактовка федерализма исключительно в плоскости межнациональных отношений и национальных государств – это специфически советская манера правопонимания государственности.

11 Ясно, что и в этом случае принципиальное равенство суверенитетов и прав участия не исключает особенных условий федерализации тех или иных участников федеральных отношений.

12 В своей интерпретации системно-онтологической и организационно-деятельностной трактовки функциональности мы следуем традиции Московского методологического кружка. – См., в частности: Громыко Ю.В. Московская методологическая школа: социокультурные условия возникновения, идейное содержание, проблемы развития // Вопросы методологии, 1991. № 4; Щедровицкий Г.П. Перспективы и программы развития СМД-методологии // Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М.: Школа культурной политики, 1997; Генисаретский О.И. Методологическая организация системной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в строительстве (теория и методология). – М.: Стройиздат, 1975.

13 См., например: Алексеев. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М.: Норма, 2001. С. 137–237.

14 Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Человеческий потенциал как проблема национальной безопасности // Человек. 1996. №3.

15 См., например: Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

16 Цит. по: Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Собрание сочинений. – М.: РОССПЭН, 1999. С. 380. Цитаты, которые автор этой работы обильно приводит из трудов Г. Коула и А. Пенти, даются далее только со ссылкой на страницу этой работы С. И. Гессена.

17 См. Щедровицкий Г.П. Теория деятельности и ее проблемы // Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М.: Школа культурной политики, 1997. С. 242–278; Генисаретский О.И. Схема организационно-методологического описания деятельности // Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет. – М.: МОНФ, 2000. С. 173–190; Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С. Выготского. К идее мыследеятельностной антропологии. – М.: Пайдея, 1996.

18 «Понятие обязанности первично по отношению к понятию права, подчиненному и относительному. Право действует не само по себе, а лишь через обязанность, которой оно соответствует…» и далее: Симона Вейль. Укоренение. Пролог к Декларации обязанностей по отношению к человеку // Укоренение. Письмо клирику. – Киев, 2000. С. 29. О первичности долга и обязанности в практиках правопонимания см. также: Бибихин В.В. Философия права // Журнал наблюдений. 2001. № 1. С.4–33.

19 Гессен С.И. Указ. соч. С. 394.

20 Исаев И.А. Метафизика власти и закона. – М.: Юристъ, 1998; Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. – СПб.: Алетейя, 1999. С. 175–212; Марача В.Г., Матюхин А.А. Юридическое мышление: право в методологической перспективе // Розин В.М. Юридическое мышление (формирование, социокультурный контекст, перспективы развития). – Алматы, 2000. С. 260–291.

21 Гессен С.И. Указ. соч. С. 395.

22 Видимо, санкция имеет еще тот же этимологический смысл, что и санация, – смысл, связанный со здоровьем, с солнцем и светом. Санкция – это еще и оценка, и, по умолчанию, ценностное оправдание (откуда ожидание признания вины осужденным).

23 См. также: Нерсесянц В.С. Юридическая аксиология // Политико-правовые центры: история и современность. – М.: УРСС, 2000. С. 5–30.

24 О процессах аксиофикации культуры см.: Генисаретский О.И. Воображение и рефлектированный традиционализм // Генисаретский О.И. Навигатор: методологические продолжения и расширения. – М.: Путь, 2002.

25 Обращаясь к расширенной схеме мыследеятельности (табл. 1), мы видим, что в позиции мышления (для человека как логического оператора) операции организуются в дискурсы, дискурсивные формации, а операнды – в тексты.

Таблица 1

 

Мышление, взятое в своем операциональном составе, и есть мыследеятельность, а прорабатываются ею тексты

(и иные знаковые реальности). В позиции же коммуникации (и для человека как коммуникативного оператора) операциями являются коммуникативные действия, а операндами – однокоренные коммуникации коммуниумы (сообщества). Для деятельности (человека-актора, -агента) операции организованы в технологии, а операндами являются мегамашины, операционные системы (в духе Л. Мамфорда).

Тройка понятий «оператор, операция, операнд» упорядочивается системными категориями структуры, к категориальному полюсу которой относятся институты, процессы (к этому полюсу относятся традиции) и функции (а к этому полюсу относятся практики).

Ранее нами было показано, что институты – то же самое, что и традиции, но только институты мыслятся в реальности социальной структуры, тогда как традиции – в реальности социально-исторического процесса. Поэтому когда мы говорим «институты» и «институционализм», мы на самом деле рядом с ними имеем в виду традиции и традиционализм. Считается, что исторически первичные институты были именно традиционными институтами, хотя теперь хорошо известны также и наново учреждаемые, проектируемые институты. В реальном правопонимании мы имеем дело с единым узлом институтов, традиции и практики. За каждым из институтов всегда стоит та или иная практика

(и традиционность). Это важно потому, что процесс, с которым имеет дело стратегически-мыслимое программирование, – технологичен, устроен из операций, и он всегда программируется как своего рода мегамашина. Программируется не тот естественный процесс, который разрабатываемая программа в ходе своей реализации будет артифицировать и артикулировать. Поэтому программы развития всегда делаются для каких-то институциональных структур (мегамашин).

Стратегирование тоже предполагает свои технологики и их институциональное обустройство. Например, мы утверждали не раз, что функция стратегирования присуща президентской ветви власти, а институт полномочного представителя – это институт, который эту функцию реализует в порядке субсидиарной ответственности. И он предполагает определенные требования к оператору, только операторы определенного типа могут на этих местах находиться и быть эффективными, так же как другие операторы могут быть эффективными на других местах. Так же как одни более склонны и пригодны для государственной службы, а другие – к предпринимательству.

26 Кстати сказать, в книжице К. Столла «Яйцо кукушки, или Преследуя шпиона в компьютерном лабиринте», повествующей о том, как некий хиппи-программист-анархист – под впечатлением от вторжений хакера в его компьютерную систему – становится системным государственником, дан весьма реалистический пример описанной проблематики. Похоже, сетевое сообщество склонно хотеть сильно действующего компьютерного права, а не уклоняться от него всеми возможными способами. Компьютерная юрисдикция соответствует природе сетевых реальностей. И это вовсе не правовая отсебятина, а вопрос устойчивого функционирования информационных сетей и функционально связанных с ними сообществ.

27 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. С. 475; Генисаретский О.И. Художественные истоки стиля // Генисаретский О.И. Упражнения в сути дела. – М.: Русский мир, 1993. С. 66–81.

28 Хотя – при внутренней слабости целого – действительно, нам проще отражаться во внешних зеркалах. Да и приятнее на раутах иметь дело с дипломатами где-нибудь в Гейдельберге, чем с шахтерами в Кузбассе или с колдунами в Карпатах. А откуда происходит идентичность, и в чем она отлавливается, это другой вопрос.

29 См. Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 1994.

30 Вспомним, к слову сказать, такой «стратегический кейс» времен зрелого застоя, как мелиорацию, по всей России оставившую после себя только трубы, второе десятилетие красующиеся по полям всей страны.

31 Напомним, что, согласно принципу субсидиарности, передача функций не означает отказа от ответственности за их выполнение. Речь скорее идет о соблюдении разделенной консолидированной ответственности.

32 Генисаретский О.И. Новая регионализация России //Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Чебоксары, 4–5 июля 2001 г. С. 75–77.

33 Когда говорится о собирании и сплочении страны России, стоит иметь в виду, что, хотя мир, куда входит страна, лежит вне её пространственных границ, от того он не более чуждый нам и чужой, чем внутренний мир, лежащий внутри границ страны. Поэтому внешняя политика такая же собственная часть стратегии страны России, как и её внутренняя политика.

34 Институт президентства – и его функциональное продолжение в так называемой президентской ветви власти – представляет собой институционально и функционально автономную подсистему государственно-политической системы власти/господства.

Часто поминаемое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей сложилось в эпоху, когда политика не обособилась – в достаточной мере – от государственного управления и когда не окрепли еще политические институты представительной демократии (парламент, партии, парламентские и электоральные процедуры и т. п.). Обособление политики и ее размещение в публично-правовой сфере привело к тому, что счет частей политической системы стал вестись не на так называемые «ветви» (единого древа государственной власти), а на ее функции и институциональные (подсистемы).

Ясно ведь, к примеру, что СМИ – с точки зрения мало-мальски осмысленного правопонимания – никакая не ветвь власти (ни 4-я, ни 44-я), хотя политическое влияние их в некоторых (особенно предэлекторальных) ситуациях может быть очень велико.

Медийная власть, так же как власть экономическая, культурная и т.д., – не более чем метафора. Прямые реализации подобных метафор коварны и ведут к правовому нигилизму и/или к околоправовым утопиям. Что, кстати сказать, и произошло с марксизмом, принявшим экономику за основу (базис) права.

Точно так же знание, информация или техника могут быть силой, мощью (power), но никак не законом или правом (low).

Конечно, само по себе слово «ветвь» может быть сохранено для метафорического обозначения функционального автономного комплекса институтов государственной власти, и в этом смысле можно говорить о президентской ветви власти, но вряд ли стоит придавать юридический смысл спорам о том, является ли президентство самостоятельной ветвью или частью исполнительной ветви власти. Проще и правильнее рассуждать об этих материях на языке институтов, функций и полномочий.