В качестве первого материала мы размещаем текст Блуся Павла Ивановича, начальника отдела социального развития аппарата администрации Пермской области.

 

ТЕЗИСЫ ПО ДОКЛАДУ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В целом, позитивно оценивая постановку в Докладе большинства проблем, вместе с тем необходимо обратить внимание на определенное несоответствие стратегических ориентиров и тактических действий.

Так, например принципиальное признание неравенства субъектов в экономическом плане по объективным основаниям не подкреплено системой действий федеральной власти по стимулированию регионов к зарабатыванию дополнительных средств. Политика бюджетного федерализма должна стимулировать территории к зарабатыванию средств, однако такие механизмы министерствами экономразвития и финансов пока не предлагаются.

Говоря о социальной политике, считаем, что тезис о социальном равенстве для определенных групп населения не является оправданным, ибо как только мы начинаем использовать категориальный подход, так сразу же снижается социальная и экономическая эффективность социальной помощи, ибо необходимы механизмы адресной помощи конкретному человеку. При этом абсолютно верным является ликвидация патерналистского подхода.

Идеи Доклада, изложенные в разделе “Социальная политика в современном эффективном государстве” в целом созвучны Концепции социальной политики, утвержденной Законодательным Собранием Пермской области в ноябре 2001 года.

Принципиальное значение имеет постановка вопроса о делегировании государством ответственности за развитие из государственной компетенции в частную. При этом, однако, не уделено внимание проблеме неготовности контрагентов, какими по праву считаются общественные организации и бизнес - структуры, принять такую ответственность на себя.

Важным аспектом Доклада является развитие. Однако потребуются значительные усилия всех уровней власти, всех структур гражданского общества для определения целей, критериев и параметров развития, а самое главное для его устойчивого финансового обеспечения в условиях бюджетного недофинансирования, для практического внедрения принципов субсидиарности.

Необходимо последовательно вырабатывать стимулы к диверсификации властных полномочий, к их делегированию общественным организациям.

Следует согласиться с тезисами Доклада об обязанностях органов власти и их ответственности перед населением. Некоторыми чиновниками служба в органах власти продолжает восприниматься как привилегия, что подкрепляется прописанными в соответствующих нормативных актах, но не обеспеченными финансовыми средствами правами. В Докладе ничего не говорится о проблеме разной степени ответственности чиновников федерального, регионального и муниципального уровней и неадекватной этому материальной обеспеченности. Считаем этот аспект важным при планировании административной реформы.

Дискуссионные вопросы:

Как преодолеть до сих пор существующие в обществе иждивенческие настроения, выражающиеся в ожидании законов о минимальных государственных социальных стандартах, по которым государство приняло бы на себя обязанность формирования т.н. минимальных региональных и муниципальных бюджетов?

Факт принятия государственных стандартов будет означать не необходимость государства брать на себя обязанность, а ответственность государства за обеспечение уровня жизни населения на подведомственной территории. Такие стандарты стали бы мерилом необходимого уровня жизни. Они не должны быть минимальными, они должны носить оптимальный характер, быть индикаторами, нормативами.

Центр должен исходить из идеи принципиального неравенства субъектов РФ в экономическом плане. Новая модель пространственного развития строится по схеме “пространства потоков” (финансов, технологий, человеческого капитала) – в противовес прежней схеме “пространства мест” (где в качестве “мест” могли рассматриваться территории субъектов Федерации).

Проблема “выравнивания социально-экономических уровней развития регионов”. Как уже было сказано, федеральный центр должен исходить из идеи принципиального экономического неравенства субъектов Федерации. Выравниваться должны не уровни экономического развития, а минимальные стандарты и степень их гарантированности, правовой защищенности.

Минимальные стандарты должны быть определены законом, и их нарушение – т.е. невыполнение властью своих обязанностей по их обеспечению – должно влечь за собой ответственность как за нарушение закона. В случае, когда подобное нарушение закона не отслеживается “автоматически” контрольными и надзорными органами, у граждан должна быть возможность потребовать

восстановления своих прав в судебном порядке. Это не уравниловка, а сближение ценности условий жизни на всей территории страны. И здесь огромное значение приобретает соблюдение принципа равенства независимо от места жительства. Привилегии по национально-территориальному признаку недопустимы.

…При этом институты власти понимаются как структуры, которые самоорганизуются, подстраиваясь под возникающие задачи, адаптируются к вызовам времени, к значимым процессам, которые протекают в стране и в мире, т.е. государство стремится постоянно улавливать “действительное положение дел”.

Вряд ли институты власти способны к самоорганизации в условиях реформирования.

“Разными путями государство в лице его чиновников уклоняется от саморефлексии и критического анализа институциональной развитости государственного управления” (из Доклада).

 

 

 

Отличный гороскоп для Вас: самый сильный приворот.
Hosted by uCoz