Пресс-конференция по докладу

Центра стратегических исследований

Приволжского федерального округа

“Государство. Разграничение полномочий”

в Саратовской области

Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, положения являются совершенно новыми и принципиальными? Например, для меня было новым положение о властных полномочиях не как праве, а как обязанности властей, за нарушение которых можно предъявить иск, вплоть до уголовного, и предлагаемый конкретный механизм. Какие в Докладе есть совершенно новаторские положения?

Щедровицкий П.Г. Вы знаете, у меня специфический взгляд на этот Доклад, т.к. это результат годовой работы Центра стратегических исследований. Это второй Доклад, поэтому для меня он органически связан с тем, что мы делали в 2000 году. Напомню, в 2000 году мы занимались проблемой новой регионализации России, и в качестве ключевого вывода зафиксировали рост диспропорции между территориями, которые не снимаются традиционными методами государственной региональной политики. В этом плане мы к концу 2000 года пришли с пониманием того, что уровень диспропорции будет расти, если не будут найдены новые механизмы и институты государственной региональной политики. К этой теме придется возвращаться.

Вопрос 2001 года – это разграничение полномочий между уровнями и ветвями власти. Здесь, с моей точки зрения, по крайней мере, пять ключевых моментов. Первый момент. Мы исходим из того, что президентская власть – это особая ветвь власти, не сводимая к традиционному разделению на исполнительную и законодательную ветви. Мы исходим из того, что функция президентской ветви власти в системе разделения властей – разработка стратегии и стратегическая переориентация всех остальных институтов государственного управления. В этом плане, если хотите, президентская власть – голос будущего в настоящем.

Второй чрезвычайно важный момент заключается в том, что мы разбираем тройственную природу полномочий. С одной стороны это норма, с другой стороны, – управленческая функция, с третьей, – ресурсное обеспечение, причем речь идет не только о финансовых ресурсах, но и кадровых, технологических, организационных, информационных. Мы фиксируем на целом ряде конкретных примеров, что на сегодняшний день какое бы полномочие мы не взяли, мы сталкиваемся с дисбалансом. Например, нормы есть, а ресурсного обеспечения нет, либо есть и нормы, и ресурсное обеспечение, но не хватает социоуправленческих технологий, т.е. невозможно исполнить эту норму. Это второй важный момент, что полномочия имеют тройственную природу и между этими тремя моментами, ипостасями, компонентами должен быть баланс, и если этот баланс нарушен, то полномочие не может исполняться.

Третий важнейший момент. Мы фиксируем, что между уровнями власти (с ветвями сложнее, это может быть вопрос следующего года) существует отношение субсидиарности. Грубо говоря, это отношение взаимодополнительности тех функций, которые выполняются на различных уровнях, и возможности передать полномочия с одного уровня на другой. При этом очень важно, что на нескольких примерах мы показываем, что распределение полномочий – это не статическая конструкция: это конструкция, меняющаяся во времени, и которая должна меняться во времени, поскольку возникают новые контексты, новые вызовы, новые процессы. Даже если мы сегодня удачно распределили полномочия, мы не можем быть уверены, что завтра это распределение будет таким же эффективным как сегодня. Мы должны быть готовы к тому, что полномочия переходят с одного уровня на другой по принципу субсидиарности, т.е. по принципу взаимодополнительности. Если один уровень что-то не делает или не может сделать, тогда другой уровень должен компенсировать этот недостаток. Если кому-то не очень нравится слово “субсидиарность”, вырванное из средневековой философии, то тогда можно воспользоваться русским словом “солидарность” (солидарная ответственность).

Четвертый важный момент. Мы разбираем случаи, когда полномочия нельзя распределить потому, что их еще нет, они еще не оформлены. Перед государством стоит новая задача, по отношению к которой еще нет опыта (удачного, неудачного, распределения конфликтов, нормативного описания этой деятельности). Здесь надо начинать все “с нуля” – нужно не распределять полномочия, а сначала их надо описать, сформировать новый предмет ведения. Если мы посмотрим существующие документы, начиная с Конституции и заканчивая Уставом муниципальных образований, то можно спросить: откуда вообще мы знаем о том, какие полномочия существуют? Нет такого полномочия “жизнеобеспечение”, оно нигде не описано. Каждый житель имеет право на жилье, но там не написано, сколько там должно быть градусов. Это нигде не зафиксировано. Может быть, жилье у вас и будет, но в нем будет холоднее, чем на улице. Обязательство выполнено – право на жилье соблюдено. Мы попадаем в ситуацию, где эти полномочия достались нам в наследство либо от советского строя, либо из опыта других стран, и очень часто мы перестаем понимать, что стоит за этими полномочиями, что за деятельность, какие задачи? Поэтому очень важная проблема – это новые полномочия: как они возникают, описываются, нормируются, и потом возникает некоторая модель их распределения по уровням и ветвям власти.

Наконец, последний момент, который в основном изложен в приложении, в последней части доклада – стратегическая модель расширенного федерализма. Это некая гипотеза, которую мы предлагаем касательно перспектив стратегического развития российской государственности.

Вот пять основных тезисов, кроме описания тех случаев, которые приведены во второй и третьей главе. Вы обратили внимание, что один случай – это федеральное вмешательство (институт федерального вмешательства), второй – переосмысление контрольных функций государства. Это гипотеза необходимости создания контрольной счетной палаты, но она требует специальной проработки. Вот так, галопом по европам.

Вопрос: Какие новые задачи ставит перед собой ЦСИ? Была информация, что не удается пробить проект второго эшелона. Преодолен ли этот барьер?

Щедровицкий П.Г. Действительно, сейчас у нас два разных типа работы. Первый – мониторинг и авторский надзор за проектами первого поколения. Т.е. речь идет о проекте Комиссии по этнокультурной, профессиональной и гражданской идентичности. Сейчас он будет достраиваться еще одним подпроектом, который связан с исследованием национальных процессов финно-угорских народов. Есть проект “Культурная столица”, есть проект “Ярмарки социальных проектов и инициатив”. Сейчас мы делаем второй шаг в достаточно сложной работе по разработке моделей институтов региональной политики. 2-3 июля в Перми состоится форум “Стратегии регионального развития”, где мы надеемся создать площадку для диалога между федеральными органами власти, субфедеральными и муниципальными органами власти, крупными корпорациями, которые могли бы стать инвесторами в серьезные инфраструктурные проекты, и представителями гражданского общества. Если нам удастся запустить этот диалог, тогда можно будет сказать, что та часть указа президента от 13 мая 2000 года, где говорится о том, что округ должен выступить координатором территориальных программ развития, получит свое продолжение. На сегодняшний день выяснилось, что это чрезвычайно сложная задача. Как вы понимаете, у округа нет особых рычагов влияния на экономический процесс, и поэтому мы видим задачу в том, чтобы с одной стороны определить формат взаимодействия разных структур управления при разработке региональных программ, с другой стороны, – их содержание, т.е. что делать.

Если быть предельно честным, то даже для такого огромного территориального образования как Приволжский федеральный округ, мы можем сегодня себе позволить одну, две, три серьезных федеральных программы, которые бы отвечали на сегодняшние приоритеты развития. На большее нет средств. Следовательно, надо очень точно их выбрать и это достаточно длительный процесс. Во всех странах с большими территориями он всегда вызывает большие трудности, возьмите Канаду, Австралию...

Вопрос: Что Вы понимаете под комплексной программой?

Щедровицкий П.Г. Сейчас Правительство заявило, что основные вклады будут делаться в инфраструктуры нового поколения – это “Электронная Россия” и это образование. Мы уже сейчас понимаем, что эти вклады, сами по себе нужные, могут не дать своего результата, поскольку как только мы начинаем проводить информатизацию тут же возникает вопрос: откуда брать контакты? Везде будут стоять компьютеры, но что будет прокачиваться по этим каналам? Если брать связку между программой “Электронная Россия” и образованием, то выясняется, что у нас нет достаточного объема разработок в области дистантного обучения: нет достаточного числа учебных программ, для того, чтобы работать с этими программами, не подготовлены ни преподаватели, ни школьники. Это как снежный ком: направление правильное, но как только мы делаем шаг, то сразу понимаем – за что не возьмись, все требует серьезной доработки. Поэтому выбор двух-трех инфраструктурных проектов в Приволжском округе, которые бы работали на создание условий для деятельности бизнеса и гражданского общества, – это и есть задача этого шага. Скорее всего, сохранится институт федеральных целевых программ, но поменяется способ выработки этих программ. Поэтому мы ведем мониторинг проектов предыдущего поколения. Форум “Стратегии регионального развития” может закончиться формулировкой нескольких новых проектов.

Вопрос: То есть, в отличие от самарского, он будет более конкретным?

Щедровицкий П.Г. Да, он будет более конкретным. У нас есть кое-какие наметки, но прежде чем пройдет этап обсуждения, я не готов говорить. Это будут программы, рассчитанные на 3-4 года. Если первый запуск мы делали за два года, и во многом благодаря тому, что сами округа находились в стадии формирования, то сейчас по мере того как округа в большей степени будут заниматься контрольными функциями, возникает задача точно определить, что должно быть сделано одновременно в социокультурной и экономической областях… Первые опасения относительно того, что округ заберет какие-то полномочия входящих в него субъектов, прошли. Первые конфликты, разразившиеся на почве приведения законодательства в соответствие, если вынести Татарстан за скобки, то они как-то тоже завершились. Отношения нормализованы. Есть некое мнение, распространенное в элитах, что округ решает целый ряд задач, которые субъект никогда не сможет решить. У меня есть гипотеза, что если через несколько лет провести анализ инвестиционных ресурсов, которые были привлечены на территорию в результате деятельности округа, то мы получим некое физическое выражение результатов этой работы. Думаю, получится серьезная цифра, потому что не секрет, что многие инвесторы не приходили на территорию, т.к. наталкивались на административный барьер. Попытка решать вопрос на уровне субъекта часто заходила в тупик, причем многие случаи вообще не вписываются в понятие здравого смысла. Казалось бы, выгодно, всем нужно, создаются рабочие места, а причина лежит в личностном конфликте между представителем компании и представителем территории. Они не сошлись характерами, а регион недополучил несколько тысяч рабочих мест. Округ сглаживает.

Вопрос: То есть сейчас удается решить эти проблемы?

Щедровицкий П.Г. Округ сглаживает эти проблемы и выступает в функции неинституционального гаранта как договоренности, так и соблюдения этой договоренности. Поэтому я возвращаюсь к тому, что я говорил о форуме – наша задача сегодня создать площадку, завлечь на нее разных участников, создать пространство для диалога, чтобы они начали договариваться, а затем способствовать тому, чтобы по приоритетным направлениям это движение шло быстрее.

Вопрос: Вспоминается, про самарский Форум говорили, что, поскольку люди приглашались на основе самоокупаемости, то каждый говорил свое, и слушать других не хотел. Это неправильное мнение, но я так услышала?

Щедровицкий П.Г. Вообще, культура коммуникации достаточно низкая. Будем делать шаги вперед. Согласитесь, что культура коммуникаций низкая везде. Не значит, что она везде высокая, а на этом Форуме она была низкой. Люди не имеют привычки, во-первых, рассказывать о своих намерениях, нет привычки договариваться о взаимодействии, вступать в кооперативные отношения. Эта привычка должна вырабатываться. Здесь разные способы: можно на основе доброй воли, а можно через крики.

Вчера я прилетел, проведя день в Марий Эл. Там они все такие грамотные в привлечении инвестиций, только что они делали предыдущие 10 лет? А сейчас у всех от языка отскакивает: “Как важно привлекать инвестиции” и т.д. Почему? Потому что тяжелое положение и понятно, что своими ресурсами не справиться

Вопрос: Мне бы хотелось продолжить разговор про округ. В мире есть образования, подобные нашим округам (промежуточные между субъектами федеративного государства и центральными)?

Щедровицкий П.Г. Конечно, есть. Но есть несколько разных моделей. Например, во Франции институт префекта еще более жесткий, чем наш институт округов, поскольку префект совмещает и президентские, и правительственные полномочия. Он занимается координацией внешнеэкономической деятельности. Этот институт был создан еще при Наполеоне 200 лет назад, прошел несколько стадий развития, но до последнего времени считается наиболее эффективным для согласования федеральных и территориальных интересов.

Реплика: Хотя Франция не считается федеральным государством.

Щедровицкий П.Г. Скажем так, общестрановых и территориальных. Чем больше страна, тем существеннее различия между ее территориями в границах одной страны (почему я назвал Канаду и Австралию, – вы видите всю палитру климатических, хозяйственных, культурных, социокультурных различий), тем более важными оказываются институты региональной политики, регионального развития. Более того, как показывает опыт, анализы этих институтов не в королевских решениях. Это область постоянного творчества страны, чтобы в зависимости от меняющихся условий, задач, задач освоения ресурсов, геоэкономических условий менять эти модели.

<…>Давайте посмотрим. Мне звонит представитель некой компании и говорит: “Мы хотим приобрести акции такого-то завода. Как ты считаешь, стоит ли на это делать?”. Я, имея знания о том, что происходит на этом заводе, в этом регионе, даю некую рекомендацию. Что это как не институт? Я же консультант и таких как я много. Значит, существует определенный институт производства, обращения, распространения информации, на основе которого инвесторы принимают решение. <…>

Реплика: Есть институт консультантов.

Щедровицкий П.Г. Хорошо, тогда считайте, что институт президентской власти, который в соответствии с нашей гипотезой отличается от исполнительной. Полтора-два года назад муссировалось в прессе заявление кого-то из руководящих работников Правительства о том, что мы техническое правительство – что нам скажут, то мы и делаем. Помните, да? Что это для меня означает? Это означает, что Правительство дистанцируется от вопросов выработки стратегии. Оно говорит: “Вы вырабатывайте стратегию (кто-то), а мы исполняем”. В термине “исполнительная власть” содержится возможность такой трактовки. Тогда возникает вопрос: кто вырабатывает стратегию? Судебная власть не занимается стратегией. Законодательная власть делает нормы. Кто занимается стратегией? Если мы говорим, что никто не занимается стратегией, тогда мы должны признать, что общество движется не куда-то, и не для достижения каких-то целей, а движется хаотическим образом.

Реплика: Нормальным образом исполнительная власть должна предлагать законодательной проекты стратегических решений. А представители народа одобрять или не одобрять.

Щедровицкий П.Г. А откуда они их возьмут?

Реплика: Нанимать специалистов.

Щедровицкий П.Г. Опять не институциональное решение. Есть какой-то заговор, какая-то конспиралогия, где знают, что будет через 20 лет.

Вопрос: Почему? Они даже могут устраивать конкурс на выработку стратегий.

Щедровицкий П.Г. Я еще раз говорю, обратите внимание, стратегирование как функция не институционализировано. Вернемся на два года назад. Центр стратегических разработок был создан в Москве 23 сентября 1999 года. А до этого? Да, было какое-то количество номинировавших себя самостоятельно Центров стратегических исследований, прогноза. Вы собрались втроем…

Реплика: Они формировались вокруг личностей.

Щедровицкий П.Г. Наверное.

Реплика: Гайдар.

Щедровицкий П.Г. Да, вы втроем собрались и создали Центр стратегий. Никто не может вам сказать: “Ребята, чего это вы делаете?”. Я хотел бы обратить ваше внимание и внимание ваших читателей на то, что, по всей видимости, сегодня в мировой практике президентская ветвь власти отделилась от исполнительной власти именно по критерию “стратегичность”, “оперативность” и “тактичность” решений. Обратите внимание, в силу личностного потенциала, возможности привлечения ведущих экспертных кругов, – очень важные функции Президента, которые одновременно обращены и к внутренней, и к внешней политике. Президент с учетом того, что развиваются такие новые институты, как, скажем, “Восьмерка”, где встречаются личности и обсуждают ключевые проблемы развития мира и договариваются об определенных решениях. В силу целого ряда изменений, которые происходят, президентская власть берет на себя сложную функцию систем и обязанностей, связанную со стратегическим планированием.

Когда Путин инициировал создание Центра стратегических разработок и далее неоднократно обращал внимание на необходимость выработки стратегии, это и был его ответ на данную проблему. С моей точки зрения есть два ключевых действия прошедшего периода. Создание округов, направленное на удержание целостности страны. Не знаю, какова ваша точка зрения, но, на мой взгляд, задача решена. Это не значит, что установлено единство информационного, культурного, экономического пространства, это еще предстоит, но удержана целостность за счет не очень жесткого формата, через создание президентских округов.

Помните, как раньше в России были учебные округа, военные округа, разные членения. Создание института президентских округов, представляющих лишь его властную вертикаль, позволило решить этот вопрос. Второе – мощная международно-политическая инициатива по превращению России в шарнир мировой системы безопасности. С одной стороны, – особое членство в НАТО, с другой – создание контура безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Месяц назад полуторогодовые усилия в этом направлении завершились на наших глазах очень специфическим решением, которое можно считать гигантским прорывом вперед. По сравнению с этим вспомните, что обсуждалось еще два года тому назад в очень конфликтной стратегии “расширение НАТО на Восток” – “не расширение НАТО на Восток”. Вот два основных действия. Сегодня предметом интереса Президента становится вопрос о возможности экономического роста, а значит, и о деятельности Правительства по обеспечению этого экономического роста. Третий вопрос повестки дня.

Вопрос: У меня сложилось впечатление, что если раньше нас собирали в кучу и куда-то везли, то сейчас изменилась тактика работы? Это действительно так?

Щедровицкий П.Г. Я не сторонник монументального подхода к управлению. Я считаю, что сегодня эпоха сетей, гибких структур, мобильных корпораций, которые умеют перестраиваться, которые построены по модульному принципу и умеют перестраиваться в зависимости от меняющихся обстоятельств. Два года назад я исходил из того, что у округов есть три возможных сценария развития.

Первый – стать инновационным институтом государственного управления. Второй – стать антикризисным центром (антикризисной системой профилактики разрешения кризисных ситуаций). Третий – превратиться в расширенную систему контрольных функций, потому что если вы следите за этим процессом, вы понимаете, что никакая структура не хочет себя реформировать (в т.ч. и любой орган государственной власти), т.е. нужен кто-то, кто инициирует эти изменения. Если мы понимаем, что сегодня период реформирования государственности, административной реформы, понятно, что кто-то должен инициировать это процесс, и тогда президентская власть берет на себя эту задачу. Сегодня я на 90% уверен, что все округа больше будут тяготеть к исполнению контрольной функции.

<…>Как старый педагог, методист начального обучения, понимаю одну проблему: в классе всегда есть отличник, ребенок, который все делает за пять минут. Если ты начнешь ориентироваться на него, то ты загубишь класс, а дальше как в горы ходят – ориентироваться надо на последнего. Устойчивость системы задается последним. Если мы хотим, чтобы система работала как система, а не как набор эксклюзивных решений, то мы должны понимать, что ПФО в силу многих обстоятельств, был более склонен к инновационным решениям. Но это не может становиться функцией всех остальных, если они по разным причинам не хотят и не могут это делать. Мне лично было бы интереснее заниматься управленческими инновациями, но я буду этим заниматься в другой форме. Если вы следите, то знаете, что за последние два года произошли существенные изменения: стали много говорить об инновациях, все подчеркивают, что, может быть, это один из единственных прорывных вариантов развития страны. Может оказаться так, что инновационная задача будет решаться какими-то другими структурами. Если так, то меняются задачи ЦСИ.

В этом смысле я сейчас склонен больше внимания обращать на кооперацию между Центром стратегических исследований Приволжского округа, Центром стратегических разработок “Северо-запад”, Центром стратегических разработок “Сибирь”. Формировать между ними определенную кооперацию и в постановке задач, и в их решении. Соответственно, часть инновационных функций надо выводить за рамки Центра стратегических разработок. Я не знаю куда, как это будет оформлено, но как-то будет оформлено.

Вопрос: Возникали какие-нибудь недопонимания?

Щедровицкий П.Г. Я считаю, что какую-нибудь минимальную сеть партнеров по среде СМИ мы сформировали, и в этом нам удалось донести до них смысл того, что мы делаем. По вопросу я вижу, что вы следите за публикациями и вырабатываете свою точку зрения, значит, мы добились своего – какая-то совокупность СМИ, конкретные головы конкретных людей понимают, что мы делаем и зачем.

Теперь, прежде чем мы не сформируем конкретную четкую программу приоритетов, нам не с чем выходить. Сейчас мы выходим с Докладом. Мы объезжаем все регионы и в каждом регионе мы презентируем Доклад 2001 года. Я не доволен тем, как это делалось в прошлом году, в этот же период, может быть чуть раньше (январь, февраль, март). Мы презентировали Доклад прошлого года, и я не очень этим доволен.

Сейчас мы постарались уделить больше внимания разъяснению наших позиций по Докладу. Это основное. Проекты – дело хорошее, но проектов миллион. Вот он, сухой продукт. Это то, что мы в конце года сдаем Кириенко, на основе этого делается доклад Президенту, с которым в декабре Кириенко ходил к Владимиру Владимировичу, и у них состоялось довольно развернутое обсуждение этих вопросов.

Вопрос: Уже нового Доклада?

Щедровицкий П.Г. Нет, этого Доклада в конце прошлого года. Сейчас (не знаю, следите вы или нет) мы уже объявили конкурс на замещение должностей в Главном контрольном управлении. Т.е. кейс, связанный с контрольными функциями уже получает свое оформление, сначала экспериментальное, через конкурс, а после того, как в результате конкурса у нас появится более жесткая модель реформирования этих контрольных функций, будет проведена эта реформа, может быть в масштабе округа, а может быть и в целом. Хотя, честно говоря, я не видел еще Сергея Владеленовича после его последней встречи с Президентом, но по телефону он сказал мне, что получено добро.

Вопрос: Т.е. создание Контрольно-счетной палаты?

Щедровицкий П.Г. Это направление. Сейчас я точно не могу сказать как далеко мы по нему продвинемся. Может быть, решение окончательное будет чуть иным. Здесь задан коридор, куда двигаться. Понятно, что на сегодняшний день контрольные функции разобщены, дублируют друг друга, несистемны и с этим нужно работать. Объявлен конкурс на замещение должности федерального контролера, и в этом смысле это будет новая деятельность. Кстати, могу сказать, что мы его еще почти не объявили, а у нас уже тысяча заявок.

Вопрос: Я хочу вернуться к теме экономического роста, которую Вы затронули. Рост происходит, но обратите внимание на то, что он экстенсивный, что не появляется ничего нового. В основном это рост за счет сырья. Не появляется разработок, наукоемких технологий, экспорт остается сырьевым. В чем причина этого, и есть ли какие-то стратегические наработки, чтобы коренным образом переломить ситуацию? Например, Китай продает компьютерное железо, Индия – компьютерные технологии, а мы нет. Почему?

Щедровицкий П.Г. Моя позиция по этому поводу достаточно хорошо прописана и известна. Она родилась не сегодня, да и не вчера. Я об этом начал говорить фактически с 1992-93 года. Она исходит из следующего.

Первое. В мире предстоит новый виток индустриального развития. Центрами этого неоиндустриального развития будут, с одной стороны, Китай, с другой стороны, – Европа. При этом масштабы роста, которые сегодня можно прогнозировать, впечатляющи. Речь идет об увеличении объемов и географии производства в 2-3 раза, а любое индустриальное производство упирается в потребление сырья, следовательно, спрос на сырье, в том числе и из России, будет расти, и ничего стыдного в этом нет. Другое дело, что это сырье нужно добывать не варварским способом, как очень часто в Западной Сибири добывали нефть, когда снимали сливки, а все остальное в силу специфики добычи нефти и газоконденсата теряли, потому что если сливки снял, то остальное уже никогда не добудешь.

Речь идет об использовании максимально новых решений в области транспорта, потому что слишком высоки издержки, если их сравнивать с традиционными ресурсами и центрами, на которые сегодня опирается мировая экономика. Например, нефть в Персидском заливе дешевле, значит здесь можно добиваться какой-то конкурентоспособности.

Третий момент – надо постепенно увеличивать глубину и масштаб разработки, внедрять ресурсосберегающие технологии и т.д. и т.п. И я все время подчеркивал и сформулировал это даже в такой эпатирующей форме, что пусть Запад будет информационным придатком России. Эти разговоры про сырьевой придаток нужно забыть и понимать, что производство, добыча, транспорт, переработка и экспорт сырья – нормальная специализация, просто к ней нужно относиться по-хозяйски. Но, если мы посмотрим на динамику макропроцессов, то мы поймем, что наряду с этим процессом, т.е. процессом неоиндустриализиции и относительного роста потребления сырья, есть вторая тенденция, а именно ресурсосбережение, которая инициируется, прежде всего, потребителями, потому что они не хотят львиную долю себестоимости платить за сырье. Поэтому они начинают вкладываться в новые технологии как экономные потребители. Если вы понимаете, что вам надо платить за электричество дороже, то, наверное, вы будете по возможности выключать в туалете свет, а если вы понимаете, что вам нужно поддерживать тепло и это стоит дороже, то, наверное, вы не пожалеете денег на замазку и замажете стекла. Точно так же и любой другой потребитель: если он заинтересован в сырье, то он будет искать способы его более рачительного использования.

А что это означает? Это означает, что сырьевой комплекс и является квазирынком для новых технологий, потому что тот, кто потребляет сырье, и тот, кто его производит, заинтересован в более эффективном его использовании. Эта часть у нас в стране в силу целого ряда причин, в том числе в силу оторванности ВПК от гражданской экономики и отсутствия достаточного объема технологии двойного назначения, была нарушена. Проблема не в том, что у нас сырьевая специализация, а в том, что у нас сырьевые отрасли не являются заказчиками на новые технологии в достаточно объеме. Почему? Потому что новые технологии в тот момент, когда они создаются, всегда очень дороги, и для того, чтобы их пропихнуть, чтобы они достигли технологического статуса, нужно делать вклады.

Раньше таким мотором инновационного развития была война. Мы не жалели денег на науку, проектные разработки, НИОКРы и прочее из ВПК, потому что под видом гонки вооружений на самом деле создавался квазирынок для инноваций, и государство в такой форме поддерживало пионерские разработки, потому что ни один бизнесмен в таких объемах и в такой длительности никогда не будет вкладывать деньги. Вспомнить тот же самый Интернет: кто его финансировал? Конечно Пентагон в течение 25 лет, прежде чем он приобрел форму, достаточную для рыночного распространения. И какую систему инноваций ни взять, она всегда проходит через это.

Значит надо стимулировать сырьевые компании для того, чтобы они внедряли новые технологии, в том числе, за счет роста цены на сырье. И второй момент – создание такой системы производства, обращения и использования знаний, которая в мировой практике получила название национальной инновационной системы. Сейчас реформирование Министерства науки и технологии, создание там сквозной системы управления, связанной с поддержкой инновационного комплекса, стимулирование венчурных фондов, т.е. фондов, которые как раз вкладывают в новые технологии рисковые деньги, о чем даже Президент сказал в Послании, если вы его читали внимательно.

И есть некоторые шаги для создания второй специализации для страны. Помимо сырьевой, еще и инновационная. А предпосылки для этого, на мой взгляд, есть, и вместе с журналом “Эксперт” мы проводили конкурсы инновационных проектов, вчера даже показывали по телевизору призеров по РТР. Вывод понятен – Россия продолжает сохранять свои позиции на рынке уникальных технических изобретений. Аппараты разного рода, приборы разного рода продолжают оставаться поприщем для русских Кулибиных. Вполне возможно, что это мощное направление для инновационной специализации страны. Дальше под это придется менять массу вещей, от системы подготовки кадров до государственной политики в этой области, но это уже что-то и с этим можно работать. Если страна стоит на двух ногах, т.е. на сырьевой и инновационной, то она, конечно, более устойчива. Вероятность того, что будет сильный объем в обрабатывающих секторах, я считаю пока низкой.

Вопрос: Вы взаимодействуете с Комиссией Козака?

Щедровицкий П.Г. По инстанции. <…>

Вы знаете, перед ними стоит другая задача: они не только делают пилотные проекты и занимаются концептуализацией, как мы, но они должны произвести перелопачивание (извините за термин) всей нормативной базы.

<…> Дело в том, что комиссия работает. Там очень понятный и четкий план. По времени они немножко не успевают, потому что огромный объем работ, не хватает специалистов для такого системного реформирования законодательства, но у них есть конкретная задача: есть нормативная база, и она должна быть в большей степени увязана по вертикали, диагонали и горизонтали, потому что многие законодательные решения в разных областях принимались параллельно, исключая друг друга. Если есть дисфункция, то, как известно, это самое хорошее дело для тех, кто не хочет выполнять закон. На секунду представьте себе массив нормативной базы. Что касается меня, то я к такой работе не способен, потому что если мне дать пять редакций закона, то уже на третьей я перестаю видеть различия, а поскольку за словами стоит очень часто большой смысл и большие интересы, то умение в двадцать третьей редакции увидеть какие-то новые статьи, новые слова – это уникальная способность, мне недоступная, поэтому в Комиссии господина Козака я человек совершенно ненужный и бессмысленный.

Вопрос: Дело в том, что в конце того года много говорилось о проекте приграничья. Он умер?

Щедровицкий П.Г. Ну, не так. Он, знаете, заморожен. Он не умер. Ну, смотрите, из-за нескольких разных вопросов. Из-за того, что совсем непонятно, кто этим должен заниматься. Взвалить еще и этот круг вопросов на полпреда у меня просто рука не поднимается. А вот кто на федеральном уровне должен начать это на себе концентрировать, я не знаю. Возможно что-то типа рабочей группы представителя безопасности, но к этому еще очень долго идти. У всех много дел, а граница, как вы понимаете, – это действительно проблемный вопрос. Это и, так сказать, таможня и контрабанда, и наркотики

Реплика: Но и сотрудничество и взаимодействие.

Щедровицкий П.Г. Вот в том-то и дело. И в этом смысле в существующей отраслевой системе специализации просто сегодня непонятно, кто мог бы за это взяться. Вот у нас идет очень серьезный и важный процесс, когда часть вопросов внутренней политики, вплоть до эмиграции и национальных проблем начинает на себя брать Министерство внутренних дел. Но это очень похоже, скажем, на немецкую модель. В Германии Министерство внутренних дел занимается всем, вплоть до культурной политики. И это расширительная трактовка. А у нас непонятно, где это можно крепить. А вопрос тяжелый, поэтому мы его пока лишь теоретически прорабатываем.

Может быть, мы сейчас сделаем совместный проект между дальневосточным экспертными кругами, Карелией и Оренбургом, для совместной проработки собственной темы “Новый тип границ”. Может быть. Но это такое, предварительное решение.

Вопрос: Скажите, это новый, второй ваш Доклад… А первый Доклад имел какие-то практические результаты, тот, который был посвящен пропорциям развития? Удалось ли их как-то уменьшить, какие-то решения приняты?

Щедровицкий П.Г. Во-первых, он делался “с колес” и за очень короткий срок. Потому что, как вы помните, мы начали только в июне работать. Т.е. у нас был вообще даже не год, а полгода. Поэтому задача, скорее, состояла в том, чтобы привлечь к этому внимание. Я должен вам сказать, что сам факт публикации на одном листе бумаги показателей экономического, социального, культурного развития пятнадцати субъектов, уже дал свои результаты, потому что за предыдущие десять лет исчезла всякая практика, и у многих губернаторов и желание с кем-то себя сравнивать. Они у себя в территории рассказывают, что они самые лучшие, а как там на самом деле никто, естественно, не проверит. В тот момент, когда мы положили это на один лист бумаги, вдруг выяснилось, что в одном вопросе одни лучше, в другом – другие. Но, естественно, еще есть и худшие, в разных вопросах, и это оказало очень сильное влияние и на сами административные элиты, и на общественное мнение. Поэтому, я считаю, что даже этот первый шажочек, был полезен.

А дальше мы привлекли внимание к этой теме, и сейчас эта линия будет продолжаться в вопросе о стратегии регионального развития и таких институтов государственной региональной политики, о которых я уже говорил. Нам надо постепенно завершаться. У нас еще четыре минуты есть.

 

 

 

 

Пресс-конференция П.Г. Щедровицкого.

Реплика: Как всегда получаются накладки, связанные с тем, что когда обсуждали такой фундаментальный труд, как Доклад Центра стратегических исследований, желающих высказаться достаточно много, но поскольку пресс-конференция назначена, я думаю, что, безусловно, надо начать. И руководитель Центра стратегических исследований ПФО Петр Георгиевич Щедровицкий, он перед вами, оставил тот зал обсуждений, пришел сюда. И рядом с ним находится пресс-секретарь Петра Георгиевича, Нина Матусевич. Я ей передаю слово, для того чтобы провести сегодняшнюю пресс-конференцию.

Матусевич Н. Добрый день, уважаемые коллеги. Мы сейчас начнем пресс-конференцию. Петр Георгиевич ответит на ряд ваших вопросов. Сначала, наверное, так как большинство из вас, к сожалению, не было на обсуждении Доклада сейчас в той аудитории, начнем с какого-то вступительного слова. А затем, я думаю, к нам присоединится Олег Борисович Алексеев. Это первый заместитель Петра Георгиевича и руководитель Комиссии по пространственному развитию федерального округа. Мы проехали уже Чувашию и Мордовию, вот сегодня прилетели к вам. Я думаю, что Петр Георгиевич расскажет об этом более подробно.

Щедровицкий П.Г. Уважаемые коллеги, мы презентируем для общественности и представителей государственных органов управления Доклад от 2001 года. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, посвященный проблематике разграничения полномочий.

В названии указана более широкая тема: “Разграничение полномочий и развитие российской государственности в стратегической перспективе”. Т.е. речь идет не только о тех моментах, которые надо решать сегодня и завтра, но и некотором направлении развитий государственных институтов и, в целом, системы государственного управления. Это второй Доклад Центра стратегических исследований. Первый был подготовлен за полгода существования округов в 2000 году, и, в свою очередь, был посвящен проблематике новой экономической регионализации России. С докладом можно познакомиться на сайтах центра и на сайтах округа. И ключевым выводом, который мы сделали осенью 2000 года, был вывод о том, что пространство экономических регионов больше уже не совпадает с административными границами субъектов федерации, и именно осмысление и попытка управлять процессами экономической регионализации является одним из фундаментальных основоположений тех действий, которые предпринимает президент, создавая федеральные округа.

В этом году, в соответствии с темой года, мы занялись исследованием и описанием проблем, связанных с разграничением полномочий. В Докладе есть несколько ключевых тезисов, из которых я бы выделил три. Первый тезис о тройственной природе полномочия, о том, что любое полномочие включает в себя норму, функцию управления и ресурсное обеспечение. Если эти три момента разбалансированы друг с другом, полномочие не может осуществляться, и мы это видим вокруг себя, когда для решения поставленных функциональных задач нет нормативного обеспечения ресурсов, под существующей нормой нет функций и технологии управления, ну и так далее.

Второй ключевой тезис состоит в том, что распределение полномочий носит динамический характер. И даже если мы с вами сегодня удачно разграничим полномочия в той или иной области, ориентируясь на процессы и задачи сегодняшнего дня, то вполне вероятно, что через шаг, по мере изменения ситуации, внешних вызовов, хода процессов, эту задачу придется решать по новой. Поэтому надо с самого начала относиться к проблеме разграничения полномочий как к динамическому процессу, и понимать, что полномочия могут передаваться с одного уровня управления на другой, и от одной ветви власти к другой, в соответствии с принципами, которые по существующей юридической правовой традиции мы называем принципами субсидиарности. Субсидиарности в российском языке нет, в свое время существовало понятие “солидарная ответственность”, т.е. взаимные отношения компенсации и поддержки между различными уровнями и ветвями власти.

И, наконец, третий тезис, на который мы тоже обратили внимание в ходе наших исследований. Говоря о разграничении полномочий, мы очень часто упускаем ситуации, где эти полномочия вообще еще не существуют. Они не названы, не описаны, не нормированы. Мы сталкиваемся с некими проблемами, но к кому обратить решение этих проблем в существующей системе власти и отношения управления, даже непонятно.

Многие полномочия достались нам в наследство от предыдущих этапов социального и экономического развития, и нуждаются в существенной трансформации. Самым простым примером является сфера жилищно-коммунального хозяйства, которая, как вы понимаете, возникла в тот момент, когда жилье и коммунальные услуги были обобществлены, десубъективированы, а сегодня кто именно возьмет на себя отдельные части этого важного процесса жизнеобеспечения и, прежде всего, в городских агломерациях, является вопросом проблемным и создает целый ряд конфликтов. Каждый из нас их наблюдает ежедневно, в том числе и на своем собственном опыте.

Этот Доклад, Доклад Центра, осенью года его исполнения представляется Полномочному представителю Президента Сергею Валентиновичу Кириенко, а тот, в свою очередь, на этой основе и на основе других разработок, которые делает Аппарат Полномочного представителя, другие аналитические центры, готовит доклад Президенту. Который тоже, в конце года, ему представляется. Поэтому тот материал, с которым при желании вы можете ознакомиться более подробно, дайджест которого, резюме которого изложено в розданных вам материалах, этот Доклад нашел также свое отражение в документах, переданных Президенту Российской Федерации. Ну, вот. Наверное, все. Я готов ответить на вопросы.

<…>

Щедровицкий П.Г. Да, действительно, мы заинтересованы сейчас и проводим работы по обобщению опыта деятельности института федеральных инспекторов, главных федеральных инспекторов и, в общем, конечно, моя точка зрения здесь известна. Я считаю, что постепенно этот институт должен двигаться от контрольных функций к контрольно-аналитическим, и даже проектно-аналитическим. И, насколько я знаю, Сергей Владеленович даже обсуждал с Президентом необходимость выстраивания института федеральных инспекторов не по территориям, а по проблемам. Это такой очень интересный, сложный вопрос, который, может быть, будет развитием вашей мысли.

<…>

Щедровицкий П.Г. Вы знаете, что касается первого, то, на мой взгляд, Олег Борисович исчерпывающе сказал. И я могу только повторить в несколько более жесткой форме. А именно: Президент Российской Федерации имеет право в рамках своих полномочий, своей компетенции создать любые структурные подразделения. Поэтому, если он создал округа, институт Полномочных представителей Президента, то, значит, ему виднее было, зачем это надо делать и т.д. В тот момент, когда он решит, что они выполнили свои задачи и нужно их трансформировать во что-то, он примет соответствующее решение.

В этом плане я считаю, что перспектива конституционно-правового закрепления созданного не очень рациональна. Существует другой мировой опыт. Ну, например, во Франции существует институт префектов, которые объединяют президентские и правительственные полномочия. Опять же, на мой взгляд, для России это не очень органичное решение. Но опыт такой есть, если в итоге вдруг станет понятно, что нужно создавать какой-то подобный институт, то это уже будет вопрос конституционно-правового закрепления. В частности, сейчас Минэкономразвития озабочено и собирается, в том числе, на территории Приволжского округа ставить этот вопрос как экспериментальный: как должны работать его территориальные подразделения? И, насколько я знаю, даже достигнута договоренность с Германом Оскаровичем Грефом, что осенью пройдет конкурс на замещение должностей экспертов Минэкономразвития на территории Приволжского федерального округа.

Что касается местного самоуправления, то тут тоже мне не нужно ничего особенного городить. Я считаю, что позиция президентской ветви власти выстроена достаточно определенно, что это несомненное завоевание демократического процесса предыдущих лет и институт самоуправления не только не должен быть уничтожен, но, наоборот, должен получить развитие. Вот вопрос о том, как развитие институтов самоуправления должно быть связано с общеадминистративной государственной реформой, – это, конечно, вопрос дискуссионный. Мы с вами точку зрения высказываем и в Докладе есть даже специальный кейс по институтам федерального вмешательства. Желающие могут познакомиться, мы там свою позицию высказываем. С нашей точки зрения, этот институт не только не устраняет права местного самоуправления, но, наоборот, позволяет их реализовывать. Потому что сегодня права граждан на самоуправление ограничены долгами и несостоятельностью, финансовой несостоятельностью, институтов местного самоуправления. Я не могу, на самом деле, свои права осуществить, потому что накопились долги, и не могу осуществлять деятельность.

Что касается третьего вопроса, то тут мне понятна эта точка зрения, эта позиция. Она высказывается представителями определенной конституционно-правовой школы, и в Докладе, в общем, выказана другая точка зрения. Поэтому может быть правильно то, что было сказано, что на пересечении двух разных точек зрения формулируется проблема. Я считаю, что здесь необходимо учитывать то, что часть полномочий, традиционно выполнявшихся государством, передается на надгосударственный уровень. Например, европейский процесс, который проходит на наших глазах. Возникают макрорегиональные институты управления, и поэтому, конечно, в этих условиях изменение функций и полномочий государственных органов должно происходить неминуемо. Вы видите, что сейчас в области безопасности Россия выступает инициатором создания такого сложного, шарнирного механизма, где система безопасности, которая олицетворена в НАТО, и система безопасности в Тихоокеанском регионе начинают друг с другом связываться и замыкаться, в том числе через стратегическое посредничество России. Поэтому, как только такая система будет дальше артикулироваться, возникнет ряд новых функций. К этому нужно быть готовым, и, на мой взгляд, бессмысленно от них отпихиваться, не замечать, и нужно наоборот понимать, что это изменение.

Вопрос: Безусловно, подобные разработки готовятся для конкретных заказчиков, например, государственных органов, и обсуждаются узким кругом специалистов. Мне кажется несколько необычным, что вы представляете результаты своей работы широкому кругу общественности. Значит ли это, что вы не очень надеетесь на положительный отклик от государственной власти (не столько от самого Сергея Владеленовича Кириенко, сколько от дальнейшей инстанции) и рассчитываете, что ваши идеи будут поддержаны общественными организациями, партиями, т.е. общественностью в широком смысле?

Щедровицкий П.Г. Вы знаете, я здесь исхожу из очень простой гипотезы, которая заключается в том, что ключевая проблема сегодня – легитимность власти. Легитимность – это очень тонкий институт, опирающийся в основном на доверие. Это и доверие к функционированию власти, это и доверие к проектам и программам ее трансформации и развития, ее понимание и участие. Поэтому целый ряд действий, прежде всего президентской ветви власти, как вы, наверное, видели, в последние годы направлено именно на решение этого вопросов. Это и Гражданский форум, на территории округа это отработка механизмов социального партнерства как в форме “Культурной столицы”, так и в форме “Ярмарки социальных проектов”, это развивающийся диалог с конфессиями, который для округа – вопрос номер один, а для страны он тоже становится одним из ключевых вопросов, особенно после известных событий и процессов.

Поэтому мне кажется, что директрисса намечена, и здесь ничего выходящего за рамки президентского Послания мы не делаем. Да, мы обращаемся к обществу, потому что мы считаем, что общество – заказчик на работу государственных органов, и создатель системы общественного контроля над деятельностью государственных органов, без которого эта деятельность может быть в любой момент неэффективной.

Алексеев О.Б. Мне хотелось бы сказать про саму модель решения тех задач, которые поставлены. Огромную роль играла Прокуратура, и не зря прокурор здесь, перед вами, потому что мы делали так, чтобы многие вопросы привести к решению в соответствии с законами через протесты, и все они исполняются. Последнее заседание Думы – пять протестов прокурора по законам Саратовской области, которые опять были приняты. Как бы они не принимались, где-то с обидой, но реализация многих вопросов идет.

То, что сегодня мы обсуждали вопрос разграничения полномочий – на самом деле очень нужный и важный вопрос, важный для всей страны, не только для округа и регионов. Мы сегодня делим, что и кто должен делать, где и чьи полномочия и кто и где хозяин. Когда грани ответственности будут четко определены, не будет этих выяснений отношений, безусловно, особенно в местном самоуправлении. Сегодня для того, чтобы они могли существовать, им нужно дать нормальные бюджетные отношения. Как можно это сделать? Или нужно принимать закон минимальных социальных стандартов на территории каждого из субъектов и на основании этого составлять, а после этого посмотреть – сколько не хватает из этого: или дотаций, или транспорта, или еще чего-то другого. При этом те, кто дает финансы, имеют право это проверять, а не так бессмысленно управлять, как сегодня хочется многим регионам управления. Я считаю, что логика, которую мы сегодня отрабатываем или хотим довести, и Комиссия Козака, которая работает для того, чтобы каждый знал, где его полномочия и его ответственность перед людьми и перед законом.

Щедровицкий П.Г. Это был Олег Борисович Алексеев, первый заместитель ЦСИ и руководитель Комиссии по пространственному развитию при Полномочном представителе в регионе.

<…> Нет задачи что-нибудь привести в соответствие. Более того, в общем, мы должны с вами понимать, что даже задача приведения законов в соответствие была вызвана не тем, что это такая задача все привести по кругу, а она была вызвана теми дисфункциями, которые возникли в рамках федеративного строительства и тем, что у нас сложилась ситуация, когда ограничены права граждан, права предпринимателей, поставлены административные барьеры на пути движения информации, услуг, капитала и т.д. И это препятствует экономической реформе. Если вы вспомните, как ставился вопрос: что раньше – экономическая реформа или политическая, государственная реформа?

Мы все понимаем, что реформа государственного управления – вещь достаточно дорогая. Мы прекрасно понимаем, что по мере повышения качества и эффективности работы госорганов, придется ставить вопрос о содержании этих институтов, потому что не может быть такого, чтобы в частном секторе зарплата в несколько раз, а то и в десятки раз выше, чем в государственном. Это значит, что все специалисты будут туда утекать, а мы будем иметь каждый раз столкновение с какими-нибудь проблемами. Поэтому государственное строительство было выведено на передний план именно потому, что никакая экономическая реформа не была бы реализована, потому что она разбилась бы об административные барьеры, которыми всю страну перерезали.

В ПФО (сейчас это смешно даже вспоминать) мы анализировали точку, где с одной стороны Ульяновская область, где губернатор тогда был Горячев, с другой стороны Татарстан, а с третьей стороны Самара. Вы проезжаете три километра и попадаете в другую страну, в ней другие законы. В одном субъекте федерации вы можете что-то делать, а в другом не можете. Не действует ряд ключевых законов и норм, которые поддерживают права личности, предпринимателя и т.д. Поэтому нужно все время удерживать эту временную перспективу. Почему это делать, зачем это делать, а если это сделано, то какие новые задачи…

Поэтому, нет задачи перерезать территории. Более того – любое административное решение этой проблемы ничего не даст. Поэтому есть совершенно другой вопрос (я это вчера сформулировал в совершенно в другом субъекте ПФО) – мы должны забыть термин “тенденциозный субъект федерации”. Если мы этот термин забудем, то это означает, что менять административные границы, может быть, и не надо, пусть они остаются. Но если мы понимаем, что существует некая территория, которая объективно не обладает воспроизводственным потенциалом, или воспроизводственные процессы нарушены, как они нарушены вложенными субъектами федерации (Таймыр и Красноярский край). Нарушены воспроизводственные процессы, все сводится к взаимодействию между “Норильским никелем”, который дает 60% бюджета и Законодательным Собранием и Администрацией Красноярского края. Сейчас пойдут выборы, и вся ситуация опять повториться, опять будут конфликты. Поэтому здесь нужно искать решение.

В законодательном поле заложена возможная механика этого решения через референдум, через добровольное объединение. И мне кажется, что на какие-то вещи нужно смотреть спокойнее, без излишней серьезности, но одновременно понимая то, для чего это делается.

Матусевич Н. Уважаемые коллеги, у нас осталось буквально 5-7 минут, поэтому последние 2-3 вопроса. Я еще хочу добавить, что к нам присоединился Сергей Градировский, главный советник полпреда в ПФО.

<…>

Щедровицкий П.Г. Вы знаете, во-первых, так нельзя сказать, что не ведутся, потому что, вообще то, первой окружной программой была Южная программа. Так, конечно, есть своя специфика, связанная с войной, военными действиями и т.д., но вы можете познакомиться с этими документами. Вы можете к ним по-разному относиться, но такой факт есть. Кроме того, вы знаете, что ЦСР “Северо-Запад” выступил с инициативой доктрины развития Северо-запада России с учетом взаимодействия с европейским процессом.

Поэтому такие разработки ведутся. Может быть, они не очень хорошо подвигаются, я может быть здесь более активен. Слава Богу, есть много всего интересного.

<…>Я бы сказал, что для ПФО ситуация более решаемая. Я позволю себе маленькое отступление, но с моей точки зрения, сегодня вообще решается очень серьезный вопрос: где будет еще одна каркасная структура экономического развития России за исключением Москвы и СПб? В общем, у целого ряда экспертов есть подозрение, что единственно место, где она может состояться – это ПФО и, скажем, Приволжско-уральский регион. Здесь для этого есть целый ряд дополнительных предпосылок. На самом деле, это очень серьезный, очень важный вопрос. Что касается Сибири, то там они больше, хотя бы в силу территории. Вообще те процессы, которые происходят в Сибири и на Дальнем Востоке, сейчас очень настораживают Президента и Правительство, и это в ближайшее время будет предметом серьезного изучения и планирования. У нас по границе с Китаем живет 7-8 млн. человек, и в целом в Сибири и на Дальнем Востоке меньше 30 млн., а по границе Северного Китая с Россией живет 280 млн. человек, и Северный Китай достаточно беден. А как только Президент России говорит о необходимости вступления России в ВТО, Китай говорит о том, что Китай целиком и полностью поддерживает вступление России в ВТО, но при том условии, что будет снято ограничение на импорт рабочей силы. В общем надо очень серьезно отнестись ко всей этой проблематике и понимать, что институты федеральной и региональной политики могут быть ключевым звеном решения проблемы.

Реплика: Я дополню. Дело в том, что если посмотреть на то, что мы с вами проводили “Социальную ярмарку-2001” в Саратове, сегодня будет проходить ярмарка в Тольятти, где примут участие Южный, Северо-западный и Уральский округ. Это результат того, что дан пример, и этот пример положительно начал тянуть к тому, чтобы участвовать. И много таких программ, которые начинались на территории ПФО, а потом появлялся интерес у других округов. Их очень много, и я считаю, что кто-то должен быть всегда инициатором или заводилой, потому что мы привыкли к тому, что если никто ничего не делает, то и не надо. Пришел один, зацепился и около него возникает система, которая начинает работать. Я думаю, что эта схема сегодня начинает работать по все России.

Щедровицкий П.Г. Но, с другой стороны, я бы здесь сказал, что все инициативы приходят из ПФО. Слава Богу, что есть какое-то взаимодействие и кооперация.

Реплика: И конкуренция.

Реплика: Я хотел сказать два слова. Если в городе Саратове живут люди, которые считают себя европейцами, что с географической точки зрения очевидно, а с точки зрения сознания еще не совсем очевидно, то тем, кто считает себя европейцами, интересно узнать то, что происходит.

После объединения в Европе происходит следующее – там реализуется политика Европы регионов, т.е. вопрос об административных границах в рамках социального и культурного развития уже снят. Такие процессы характерны. Например, объединились, или практически объединились два города, находящихся в разных государствах – Копенгаген (Дания) и Мальма (Швеция). Они построили мост, который их соединяет, у них появилось совместное управление целым рядом инфраструктур. Это города, которые, в общем, несмотря на то, что их разделяет водная преграда, находятся рядом. Другие процессы происходят в городах, которые не находятся рядом: создается конгломерация, если позволите, куда входит Милан, Мюнхен и Амстердам. Это города, которые не имеют общей границы, но, тем не менее, они действуют в одних интересах и одних целях. Т.е. процессов происходит очень много, поэтому с точки зрения перспективы было бы неплохо тем, кто из Саратова задать вопрос: с кем кооперируется Саратов? Потому что, очевидно, что значительное число проблем, которые придется решать в ближайшем будущем, одним Саратовом решаться не могут, нужны партнеры. Кто? Какие ваши интересы на Севере, на Западе, на Юге? Где они?

Матусевич Н. Уважаемые коллеги, это был последний вопрос.

Щедровицкий П.Г. Большое спасибо, всех благ.

Hosted by uCoz