Мы начинаем публикацию аналитического обзора текущих событий. Периодичность - 2 раза в месяц. Будет доступен архив обзоров.


Cводка текущих событий
15 августа 2002


РЕЗУЛЬТАТЫ РЯДА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Независимый исследовательский центр РОМИР провел очередное мониторинговое исследование, посвященное отношению к Президенту. Всего было опрошено 2000 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. На вопрос, в какой степени вы доверяете или не доверяете Президенту, опрошенные ответили: полностью доверяют - 32,5%, скорее доверяют - 38,3%, скорее не доверяют - 14,4%, полностью не доверяют - 7,2%. Затруднились ответить 7,6% участников опроса. В августе 2001 г. РОМИР также проводил опрос на эту же тему, и тогда о полном доверии Путину заявили 29,4% респондентов, 41% опрошенных - скорее доверяли ему, скорее не доверяли - 14,3%, полностью не доверяли - 8,8%. Затруднились ответить на вопрос - 6,5% респондентов.
Если бы президентские выборы состоялись в ближайшее время, во второй тур вместе с Путиным вышел бы Шойгу. Таки данные предоставил 5 августа ВЦИОМ по итогам опроса, проведенного 26-29 июля среди 1600 россиян. Рейтинг доверия к главе МЧС впервые оказался выше, чем у Зюганова - 18% против 14%. Таким образом, идея правых о недопущении во второй тур президентских выборов кандидата от КПРФ оказалась вполне осуществима, но не для единого кандидата от либералов (какового и ныне нет, и в обозримом будущем не предвидится), а для главного спасателя страны. И хочет того Шойгу или нет, Кремль может попытаться использовать его для оттеснения Зюганова на второй план в борьбе за кресло Президента. Участие в выборах популярного главы МЧС может поставить крест на политических амбициях верхушки КПРФ. Ведь, если Шойгу и вправду удастся оказаться вторым по итогам первого тура выборов, в КПРФ неминуемо произойдет новый раскол, преодолеть который партия вряд ли сможет. Кроме Зюганова, других лидеров у коммунистов нет, а по его авторитету будет нанесен сокрушительный удар. В итоге левые окажутся без лидера, а значит, перестанут представлять из себя политическую силу, с которой Кремлю пока приходится считаться.
Если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее время, "Единая Россия" (ЕР) и КПРФ получили бы по 29% голосов. На третьем месте с 10% оказалось бы "Яблоко", далее - ЛДПР (7%), СПС и "Женщины России" (по 6%), "Россия" (Г.Селезнев - 3%), "Русское национальное единство" (2%), Аграрная партия, Объединенная социал-демократическая партия (ОСДП М.Горбачева) и Народная партия - по 1%. Как отмечают социологи ВЦИОМ, за прошедший месяц значимые изменения в партийных пристрастиях россиян произошли только в по отношению к ЕР и "Яблоку" (в июне они имели соответственно 25% и 6%, в то время как КПРФ два месяца подряд получала по 29%).
Основной задачей Правительства 44% участников этого же опроса считают снижение цен. 38% - индексацию зарплат, пенсий, вкладов в соответствии с ростом цен. 34% опрошенных полагают, что Правительство должно уделять больше внимания борьбе с коррупцией и расхищением госсобственности, 33% - укреплению порядка и законности, борьбе с преступностью, 31% - госконтролю над ценами, 29% - укреплению рубля, повышению его курса. Среди вариантов ответов также были: выплата задолженности по зарплате, пенсиям, стипендиям - 22%, финансовая поддержка сельского хозяйства - 20%, возвращение в госсобственность предприятий ключевых секторов экономики - 19%, финансовая поддержка госпредприятий - 18%, укрепление ВПК и обороноспособности страны - 16%, поддержание гражданского мира и согласия - 14%, сбор налогов - 9%, гарантии вкладов - 6%, наполнение прилавков товарами - 3%. Сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов.

ВОКРУГ ПЕРСПЕКТИВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСБЮДЖЕТА 2002 Г.
Министерство финансов прогнозирует по итогам 2002 г. профицит федерального бюджета в объеме 58,3 млрд. рублей (0,53% ВВП), ВВП - в размере 10,9 трлн, рублей, сообщил 31 июля представитель Минфина. В Законе "О федеральном бюджете" профицит планировался на уровне 178,3 миллиарда, а ВВП - 10,95 триллиона. По оценкам Минфина, доходы превысят заложенный в Законе показатель на 17,7 млрд. рублей и составят 2 трлн, 143,4 млрд. рублей (19,66% ВВП), расходы также увеличатся на 137,7 млрд. рублей и достигнут 2 трлн. 85,1 млрд. рублей (19,13% ВВП). Представитель Минфина сообщил, что, согласно ожидаемому исполнению бюджета, непроцентные расходы с учетом единого социального налога (той его части, которая направляется в федеральный бюджет для выплаты базовой части пенсий) составят 1 трлн. 818,5 млрд. рублей (16,68% ВВП), процентные - 266,6 миллиарда (2,45% ВВП). По итогам исполнения федерального бюджета в 2001 г. профицит составил 216,1 млрд, рублей (2,4% ВВП), доходы - 1 трлн. 592,3 млрд. рублей (17,5% ВВП), расходы - 1 трлн. 376,2 млрд. рублей (15,1% ВВП).
6 августа А.Кудрин попытался объяснить, почему его ведомство прогнозирует троекратное снижение профицита бюджета-2002. Получилось в общем убедительно, но противоречиво. В частности, он сказал: "Прежде всего, на изменение прогнозных показателей повлияло решение о выкупе Правительством у ЦБ пакета акций Внешторгбанка, для чего Правительство намерено эмитировать гособлигации на сумму 42 млрд. рублей. Дело в том, что по характеру их получения это - заимствования, а по целевому использованию - расходы, что и отражено в бюджете". Здесь нужно иметь в виду, что, согласно летним поправкам к Закону "О бюджете", за 99,9% акций ВТБ Правительство расплатится с ЦБ специально выпущенными облигациями со сроком погашения в 2012 г. При этом у ЦБ есть право частично предъявлять эти бумаги к досрочному погашению начиная с 2004 г. То есть в текущем году никаких реальных расходов по сделке с ЦБ Правительство не понесет. Отчего же тогда снижается профицит? Еще 32,5 млрд. рублей дополнительных расходов Кудрин связывает с использованием бюджетополучателями остатков средств на их счетах, перешедших с 2001г., "что предусматривается статьей 113 Закона "О бюджете". Но статья 113 устанавливает лишь предельный размер внешнего долга РФ. Необъяснимая неточность! И к тому же разве об этих неизрасходованных средствах Минфин узнал только сейчас? Почему эти расходы не были учтены в прежних прогнозах? Сомнений не вызывают разве что комментарии Кудрина по поводу 20 млрд. рублей дополнительных расходов, представляющих собой ссуды субъектам РФ на выплату зарплат бюджетникам с погашением в 2003 г. В этом году они отражаются как расходы, а в следующем будут отражены как доходы. С доходами дело обстоит так: по итогам 2002 г. Минфин ожидает снижения бюджетных доходов (без учета поступлений от единого социального налога) на 24 млрд. рублей. Недобор налогов вызван введением льготы по возмещению НДС для вновь введенных объектов строительства, а также неопределенной базой по налогу на прибыль. Таким образом, по словам Кудрина, фактическое сокращение профицита в 2002 г. составит 24 млрд. рублей недополученных доходов и 20 миллиардов ссуд регионам. То есть остальные 74,5 миллиарда (42 - на выкуп ВТБ и 32,5 - на расходы 2001 г.) - это как бы виртуальные расходы, которые, тем не менее, отражаются в бюджете и портят картину. В общем, министр дал понять, что троекратного сокращения бюджета бояться не надо.
Недавно заместитель Кудрина С.Колотухин не исключил вероятности снижения внешнего долга РФ до 116-117 млрд. долларов вместо ожидавшихся 130 с лишним миллиардов. И если анализировать выступление Кудрина с учетом этого прогноза, то оно уже не будет выглядеть таким загадочным. По рынку не первый год ходят разговоры о том, что Минфин через доверенных лиц скупает российские валютные долговые обязательства, тем самым досрочно их погашая и уменьшая размер суверенного дога РФ. Анонимные источники в Минфине дают понять, что эти разговоры небезосновательны. Получается, Правительство тратит профицит на снижение долгового бремени, чтобы в 2003-04 гг. уменьшить нагрузку на бюджет. И за троекратное снижение профицита его надо не ругать, а хвалить. Правда, все это не отменяет проблемы снижения доходов, и Кудрин сообщает, что Минфин вынужден прибегать к дополнительным источникам покрытия дефицита бюджета. А именно - к свободным ресурсам Пенсионного фонда (ПФ), ставшего в последние месяцы крупнейшим инвестором на рынке ГКО-ОФЗ. Это принципиально новая ситуация: впервые ПФ начинает столь сильно влиять на формирование бюджета. Основная сумма внешнего долга в текущем году - 7 млрд. долларов. И она должна быть чем-то замещена, чтобы не возникло проблем с исполнением бюджетных обязательств. Чиновники Минфина уже говорили, что готовы отказаться от размещения еврооблигаций на 1 млрд. долларов до конца этого года. Остается только внутренний рынок госбумаг, с которого нужно привлечь по меньшей мере 5 млрд. долларов. Но он такой емкостью не обладает: весь внутренний рынок сейчас - порядка 150-160 млрд. рублей. Получается, вся надежда на ПФ и Сбербанк, хотя это и не совсем рыночный метод. И выходит, что огромное сокращение профицита бюджета и впрямь не так страшно. А то, что Кудрин говорит непонятно, продиктовано исключительно финансовой дипломатией.
В финансовом резерве на начало января имелось около 89 млрд. рублей. За год должно было прирасти еще 105 миллиардов. Но Правительство первые два квартала непрерывно платило. Возвращало налог на прибыль и НДС (50 миллиардов); трансфертами, ссудами компенсировало регионам повышение зарплат бюджетникам (12,5 миллиарда); поднимало довольствие военнослужащим (25 миллиардов); приняло решение отдать регионам не 50%, а 60% акцизов на бензин и утвердило новые ссуды (еще около 22 миллиардов). Порядка 45 миллиардов обошлась Чечня. И с начала года резерв похудел более чем вдвое, составив (с учетом новых поступлений) 37-40 млрд. рублей. Программа же госрасходов уже перевыполнена на 137,7 млрд. рублей, причем платить капитальную часть внешнего долга Белый дом планирует именно из профицита, финрезерва и доходов от приватизации. Минфин планирует на январь 2003 г. "дефицит наполнения" финрезерва в размере 65-80 миллиардов. "Касьяновская" группировка в Правительстве устами Колотухина предлагает перестраховаться и занять за рубежом 1-2 млрд. долларов. Но это нанесет жестокий удар по аппаратному и политическому реноме Кудрина: именно он требовал от Президента ограничить финансовую поддержку силовиков, сформировал ориентированный на приоритетную выплату внешнего долга бюджет, и в его устах такое предложение будет выглядеть признанием собственной несостоятельности как госменеджера.
Путин принимает близко с сердцу заботы своего фаворита, оставленного Касьяновым один на один с бюджетным кризисом. В следующем году ожидаются серьезные финансовые проблемы, в том числе связанные с обслуживанием внешнего долга. Бюджетное напряжение ощущается уже в этом году и будет нарастать. Естественно, возникает много идей, связанных с затягиванием петли на шее олигархов. Возможно, именно поэтому Кремль и затеял интригу вокруг подготовленных Администрацией Президента (АП) поправок к Закону "О недрах". Первый вариант поправок, подготовленный в аппарате замруководителя АП Д.Козака и поступивший в Правительство 24 июля, носил радикальный характер: ключевым его моментом был вопрос о собственности на добытое минеральное сырье - она закреплялась за государством. Поправки вызвали резкое недовольство сырьевых олигархов. 31 июля Козак направил в Правительство новый, смягченный вариант поправок, из которого следует, что сырьевым олигархам в 6-месячный срок с момента вступления поправок в силу придется подать в Минприроды заявки на обмен действующих лицензий на договоры концессии. Их уже нельзя будет отобрать решением Правительства. Только по суду. Это должно подсластить олигархам горечь пилюли. В новом варианте разведены собственность недропользователя на добытое минеральное сырье и нахождение сырья в его, недропользователя, хозяйственном ведении. Зачем? А затем, что сырье может быть собственностью частной компании, а вот право его экспорта возьмут да и закрепят за каким-либо ГУП в системе Минэнерго или за госкомпанией типа "Роснефти". Не сейчас, а когда-нибудь. Но дамоклов меч над олигархами будет висеть. Также законопроект дает возможность государству увеличить рентные платежи (например, плату за концессию). Окружение Путина дает олигархам понять, что в случае чего им придется скинуться на выплату внешнего долга. Для начала - в форме повышенных концессионных выплат.
Однако показательно, что Козак не стал комментировать второй вариант документа, хотя откомментировал первый. Видимо, речь идет о его серьезном аппаратном поражении. Впрочем, "плата по договору концессии устанавливается в размере налога на добычу полезных ископаемых, установленного в момент заключения указанного договора", что, по мнению экспертов, увеличивает ее вдвое. Тем самым Козаку частично удалось сохранить лицо и придать своему отступлению элемент торга. По словам вице-президента "Интерроса" С.Алексашенко, "испугав бизнесменов разговорами о национализации, закончили банальной заявкой на удвоение рентных платежей". Но еще не известно, в каком виде поправки Козака пройдут Правительство и парламент. Вполне возможно, их сущность окажется еще более выхолощена. Тем более что в сентябре представители частных компаний примут участие в подробном рассмотрении и обсуждении концепции. Впрочем, вопрос о поправках к Закону "О недрах" - это лишь первый тур борьбы вокруг проблемы собственности на сырье. Второй будет связан с созданием Горного кодекса, который должен вобрать в себя содержание многочисленных законодательных и подзаконных актов в этой сфере. И не исключена попытка включить в этот проект идеи, связанные с "национализацией сырья". Что, по большому счету, было бы разумно.
Но борьба между различными группировками в Кремле ведется по большому количеству вопросов, и, естественно, судьба полезных ископаемых тоже будет в центре этой борьбы. Озвученную Козаком идею будут использовать как дубинку все задействованные силы во внутриаппаратных интригах. Некоторые СМИ уже высказали версию, что поправки - первый шаг в многоходовой комбинации, направленной на снятие Касьянова. И в самом деле, если предположить, что поправки все же будут воплощаться в жизнь, придется менять Правительство. Ведь у нынешнего кабинета совершенно иная экономическая стратегия, которой предложение об изменении Закона "О недрах" противоречит. А с точки зрения президентских выборов, принятие таких поправок и не в пользу Путина. Большую часть средств, которые олигархи могут потерять, они выделят на то, чтобы их не потерять. А для этого придется уже напрямую бороться с властью. Здесь возможно и вступление в борьбу каких-то поддержанных олигархами партий (не только опереточных, как та, которую пытается создать Березовский, но и серьезных), и выдвижение альтернативных кандидатов в Президенты. И уже из чувства самосохранения Путин вряд ли допустит принятия этих поправок. Он может лишь попугать олигархов, но создавать массу могущественных врагов - самоубийство.
Если все эти ухищрения все же не приведут к успеху, Кремль будет вынужден дать Белому дому отмашку на рост инфляции. Это, конечно, упростит внутренние заимствования и даст возможность удержать на должном уровне повышенные предвыборные социальные расходы. Но в то же время это может стать концом правительственной карьеры не только Касьянова, но и Кудрина, и Грефа, и других либералов.

КОНЕЦ ДЕШЕВОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ?
1 августа Правительство не стало размещать на Лондонской фондовой бирже глобальные депозитарные расписки, выпущенные на 5,9-процентный госпакет акций нефтяной компании "Лукойл". Всего в уставном капитале компании государству принадлежит 15% акций. Согласно официальной версии, Российский фонд федерального имущества (РФФИ) счел непривлекательными суммы, предложенные инвесторами за ценные бумаги компании. По общему мнению прессы и экспертов, осторожность российских чиновников свидетельствует об окончании эпохи дешевой приватизации, характерной для времен Ельцина, когда от приватизации Венгрия получила почти 14 млрд. долларов, Польша - свыше 12, а Россия (при несопоставимости масштабов экономик трех стран) - всего 8,3 миллиарда. С концом эпохи Ельцина изменился подход к приватизационным процессам. Первой действительно достойной сделкой стала продажа нефтяной компании ОНАКО. За нее, не самую крупную, работавшую всего лишь в пределах Оренбургской области, государство выручило 1,08 млрд. долларов. С тех пор было объявлено, что приватизация будет носить "штучный" характер, но масштабных сделок в нефтяной сфере до сих пор не было. Зато предстоящие операции по продаже госкомпаний стали готовиться тщательно и долго. Два года назад было объявлено, что "Роснефть" и "Славнефть", а также госпакет акций "Лукойла" будут проданы. Последняя операция - наименее масштабная, тем не менее была проведена серия презентаций в Лондоне, Бостоне и Нью-Йорке, которые должны были повысить интерес потенциальных покупателей к пакету акций. По сведениям информированных изданий, изучив предложения, чиновники приватизационного ведомства выяснили, что могут рассчитывать на сумму, на 12 млн. долларов меньше запланированной - 750 миллионов. И объявили о переносе продажи на неопределенный срок.
По мнению некоторых изданий, руководство Компании по проектной приватизации, созданной специально для этой операции, не ошиблось: сразу после объявления о том, что сделка не состоится, акции "Лукойла" начали быстро расти в цене - на 3% в день. Вполне вероятно, что, столкнувшись с жесткой позицией российских чиновников, желающие приобрести акции в следующий раз не станут слишком занижать цены. Можно также предположить, что, получив опыт работы с акциями "Лукойла" российские приватизаторы будут чувствовать себя более уверенно, когда настанет день продажи акций "Славнефти", первый пакет которых (19,6%) будет выставлен на аукцион в России уже в текущем году.
В то же время история с продажей части госпакета акций "Лукойла" выглядит неоднозначно. Правительство заявляло, что готово получить 13,2 доллара за акцию. Незадолго до начала конкурса минимальная цена поднялась до 14 долларов. Этот факт говорит о том, что инвесторов четко сориентировали на минимально допустимый уровень цен. То, что обозначенный уровень приемлем для рынка, показали и торги на российских фондовых площадках в день аукциона, когда обыкновенные акции "Лукойла" торговались выше 14 долларов. Более того, в ходе конкурса интерес покупателей к выставленному на продажу пакету изначально был высоким: при предложении в 12,5 млн. депозитарных бумаг спрос был зафиксирован в объеме 16,6 миллиона. В этой ситуации вряд ли кто-либо из участников стал бы экспериментировать, указывая в заявке заниженную цену. Таким образом, поведение Правительства и его объяснение причин отказа от продажи выглядят нелогично. А ведь с каждым отказом осуществить в дальнейшем продажу госпакета "Лукойла" будет все сложнее. Во-первых, провал мероприятия непременно вызовет недоверие инвесторов. Во-вторых, спорной кажется сама мотивировка относительно неблагоприятной ситуации на рынке. Да, западные фондовые рынки переживают не лучшие времена, и теоретически это могло бы служить поводом для переноса аукциона на осень и объяснить действия Правительства. Но нет никаких оснований полагать, что осенью ситуация улучшится. Более того, велика вероятность ослабления экономики США, а вместе с ней и мировых фондовых рынков. А это означает, что к тому времени при продаже госпакета можно не выручить и той цены, которая в этот раз рассматривалась как неприемлемая. И это не единственный фактор, способный повлиять на цену акций "Лукойла". Ситуация в Бразилии чревата скорым дефолтом этой страны по еврооблигациям, а это может привести к общему изменению отношения инвесторов к развивающимся рынкам, включая российский. Увеличение производства и экспорта нефти может повлечь снижение мировых цен на нее и, следовательно, стоимости нефтяных компаний. Поэтому крайне высока вероятность того, что в ближайшее время акции "Лукойла" подешевеют.
Но есть еще один немаловажный аспект - недооцененность "Лукойла". И если итоги конкурса рассматривать в этом ракурсе, то несостоявшаяся продажа госпакета акций компании может рассматриваться как позитивный факт. С учетом размера компании, объемов запасов сырья и международных проектов "Лукойл" не может стоить значительно дешевле "ЮКОСа". Капитализация "Лукойла" может быть увеличена в результате реформирования компании. Но все же это обстоятельство вряд ли стало основной причиной отказа от конкурса. О том, что "Лукойл" имеет запас капитализации, давно известно и Белому дому, и РФФИ.
Обобщая приведенные доводы, можно заключить, что причины принятого решения лежать не столько в имущественно-корпоративной, сколько в доходно-бюджетной сфере. Параллельно с провалом аукциона по "Лукойлу" Правительство объявило об отказе от выпуска еврооблигаций, поступления от которого должны были составить значительную долю доходов государства (проект бюджета-2003 предусматривает такую возможность в объеме до 1 млрд. долларов). На первый взгляд, на фоне обостряющихся бюджетных и внешнедолговых проблем оба шага выглядят нелогично. И все же государство демонстративно подчеркивает свои намерения. Объяснения Кудрина о том, что долговую проблему предполагается решать за счет повышения доходов от приватизации и увеличения продажи драгоценных камней и металлов, а также увеличения внутренних заимствований, неубедительны. Ситуация с продажей акций "Лукойла" противоречит словам министра. А поступления от продажи драгоценностей - капля в море и не в состоянии решить проблемы. Серьезное увеличение внутренних заимствований выглядит настораживающе, так как планы самого Минфина по развитию этого рынка предполагают плавный его рост не более чем на 5% в год. В связи с этим все больший вес обретают предположения о том, что в 2003 г. Россия не намерена обслуживать внешний долг в полной мере и потребует его реструктуризации (весомые доводы в пользу этого могут появиться у нее весьма скоро). В этом случае действительно могут не понадобиться новые внешние заимствования, а также продажа госпакета акций "Лукойла".
Тем временем, по сведениям из президентских структур, губернатор Чукотского АО Р.Абрамович готовит приватизацию части акций алмазодобывающей компании "АЛРОСА". Во время выборов президента Якутии представители федеральной власти высказывались за то, чтобы акции этой компании были консолидированы в "единый федеральный пакет". Но теперь "семья" Ельцина уговаривает Путина отказаться от этого намерения и в целях "повышения эффективности работы компании" распределить якутскую часть акций среди частных инвесторов. Предполагается, что ими станут члены "семьи" (Абрамович, Юмашев, Юмашева-Дьяченко), а также родственники президента Якутии В.Штырова и его предшественника М.Николаева.

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Перенос на осень обсуждения в Госдуме пакета законопроектов по реформе РАО "ЕЭС России" стал предупреждением лично Чубайсу, который своими политическими амбициями возбудил подозрительность АП. Еще в марте-апреле фракции ОВР, "Нардепа" и группа "Регионы России" достаточно благосклонно относились к реформе. Переоценка произошла с подачи куратора Госдумы от АП В.Суркова. Затем попросил притормозить пакет реформ Касьянов, а следующий удар нанес сам Путин, устроив жестокий разнос руководству РАО за его решение повысить тарифы в пострадавших от наводнения районах ради изыскания 218 млн. рублей на восстановительные работы. По некоторым сведениям, в ближайшее время по Чубайсу будет нанесен новый мощный удар реформами РАО, политическое решение об этом со стороны Путина и АП уже есть. И главному энергетику остается держать удар и вести кулуарную борьбу в стенах Госдумы.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЮ РОССИИ В ВТО
Иллюзия полного консенсуса между Правительством и бизнес-сообществом по вопросу о вступлении в ВТО просуществовала недолго. Нарушил идиллию глава компаний "Русский алюминий" и "Базовый элемент" Дерипаска. 5 августа СМИ распространили его заявление, в котором он подтвердил свое крайне скептическое отношение к вступлению в ВТО. По словам олигарха, нарастающие макроэкономические проблемы последних месяцев подтвердили его базовый тезис: место ВТО - во втором десятке российских задач, а исследования о безвредности вступления для экономики РФ проведены некорректно, так как учитывают очень ограниченный набор факторов. Объективный же анализ возможен только при условии публичной дискуссии с участием экспертов от российского бизнеса. При этом претензии Дерипаски относятся не столько к Правительству в целом, сколько к главе "профильного" в данном случае ведомства - Минэкономразвития: "Искусственное ускорение вступления в ВТО является серьезной методологической и одновременно практической ошибкой господина Грефа". Позиция министра накладывает серьезные ограничения на содержание работы будущих составов Правительства, делая их заложниками сиюминутных амбиций некоторых нынешних министров, справедливо считает бизнесмен.
В пресс-службе "Базового элемента" появление этого заявления объяснили рядом публикаций СМИ, в частности "Известий", в конце июля - начале августа, посвященных итогам состоявшегося 23 июля Совета по предпринимательству при Правительстве. Тогда Греф с удовлетворением отметил, что позиция крупных бизнесменов по отношению к ВТО даже более либеральна, чем у Правительства. Затем кабинет решил смягчить многие переговорные позиции, и не последнюю роль при этом сыграло мнение олигархов. В ряде материалов, вышедших по итогам Совета, подчеркивалось, что позиция предпринимателей была общей и даже противник вступления в ВТО Дерипаска фактически поддержал Правительство. Резкая реакция Дерипаски на эти утверждения, помимо вполне понятного желания не допустить неверного толкования своих слов, может иметь и политическое значение: ему неудобно выглядеть сторонником ВТО в глазах лоббистов различных отраслей промышленности. Ведь против форсированного вступления в ВТО выступает и Российский союз товаропроизводителей (РСТ). "Проблема вступления в ВТО - это проблема национальной безопасности России", - заявил 5 августа заместитель руководителя службы информации РСТ А.Степанов. По его мнению, в настоящее время Россия не готова к такому шагу. По подсчетам РСТ, в результате вхождения в ВТО прекратят существование производства примерно в 900 городах с общей численностью населения 40 млн. человек - треть населения страны. "России надо вступать в ВТО, но, как сказал Президент, поспешать надо медленно, - отметил Степанов. - Китай готовился к вхождению в ВТО 14 лет, в течение которых завалил мир своей продукцией". По мнению Степанова, многие условия вступления в ВТО неприемлемы для РФ. Так, заметил он, российское сельское хозяйство нуждается в господдержке, а правила ВТО не позволят оказывать ее в должной мере. Таким образом, баталии вокруг вступления РФ в ВТО разгораются с новой силой. Фактор времени особенно обостряет их - переговоры входят в завершающую стадию, так что можно ждать самых неожиданных событий, более драматичных, чем сожжение чучела Грефа или митинги под лозунгом "ВТО - это смерть!"
Тем временем 12 августа первый замминистра экономического развития и торговли И.Матеров на заседании трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений заявил, что при благоприятном ходе переговоров Россия может вступить в ВТО в конце 2003 - начале 2004 года. При этом он особо подчеркнул, что присоединение к ВТО возможно только на приемлемых для России условиях.

О НОВОЙ РЕЗИДЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТА НА БАЛТИКЕ
Принято решение о строительстве новой официальной резиденции Президента России в Калининградской области, на территории Национального парка "Куршская коса". По информации источника в президентских структурах, под резиденцию отведено 12 га заповедного соснового леса на берегу Балтийского моря, примерно в километре от поселка Рыбачий - главного населенного пункта косы. Бюджет проекта по строительству виллы и многочисленных вспомогательных зданий, по предварительным данным, составляет 50 млн. долларов. Во время пребывания Президента доступ жителей Рыбачьего и туристов к пляжам будет ограничен. Скорее всего, желание Путина получить резиденцию в Калининградской области обусловлено не только его тяготением к прекрасным ландшафтам, но и стремлением подчеркнуть, что анклав останется неотъемлемой частью Российской Федерации, по крайней мере до тех пор, пока Путин не отойдет от власти.
Впрочем, Путин не представляет себе, какие проблемы ждут его в новой резиденции. Дело в том, что с середины лета пресноводный Куршский залив начинает цвести. И начала сентября всю косу накрывает страшная вонь. Сможет ли Президент отправлять свои обязанности или отдыхать в таких условиях?

ВОПРОСЫ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В Санкт-Петербурге состоялись несколько примечательных партийных мероприятий. 30 июля было образовано санкт-петербургское региональное отделение "Партии жизни" (ПЖ). А 1 августа было принято решение о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Учредительный съезд пройдет 7 сентября. Эти два абсолютно различных, на первый взгляд, события роднит тот факт, что оба связаны с председателями верхней и нижней палат парламента - Мироновым и Селезневым.
В первом случае связь, скорее, косвенная. Пока члены ПЖ лишь робко выражают надежду на то, что в будущем их может возглавить Миронов. И хотя пока он называет свое потенциальное лидерство в партии слухами, такой вариант развития событий не исключен. Новый Закон "О политических партиях" призван жестко структурировать политспектр и оставляет все меньше времени для неопределившихся. Выбор невелик - или примкнуть к уже существующим силам, или успеть сделать что-то свое. Наметившаяся тенденция к усилению роли партий свидетельствует о том, что одинокому политику без партийной поддержки будет все труднее. Время "независимых" проходит. Поэтому и перед Мироновым, пока не ассоциировавшим себя ни с кем, кроме всенароднолюбимого Президента, встает дилемма, от решения которой во многом зависит его политическое будущее (к тому же, по сведениям из кремлевских источников, в АП уже разочаровались в спикере). Став фигурой федерального масштаба, Миронов перерос региональный уровень возглавляемого им движения "Воля Петербурга" и нуждается в общероссийской структуре. А тот факт, что ПЖ активно формируется членами "Воли", и дает основания говорить о причастности спикера к процессу партстроительства. В ПЖ этого и не скрывают и даже гордятся тем, что он счел возможным присутствовать на ее учредительном съезде. Лидер такого масштаба "Партии жизни" жизненно необходим: при полном отсутствии харизматических, узнаваемых фигур и внятной политической идеологии штурм Олимпа власти для ПЖ вряд ли реален. В силу объективных и субъективных причин даже партии с устоявшимися брэндами (СПС, "Яблоко", ЛДПР и другие) испытывают немалые трудности, прикидывая, смогут ли на грядущих выборах преодолеть 5-процентный барьер. Поэтому ПЖ имеет шансы утвердиться в политическом пространстве лишь в том случае, если попадет под крыло известных людей. И в этом смысле имя Миронова может сыграть "жизнелюбам" на руку.
Сторонники левого центра рассчитывают на популярность Селезнева, для которого весьма кстати оказался шумный выход из КПРФ. Возможно даже, что он был запланирован. Ведь очевидно, что созданное два года назад движение "Россия" Селезнев лелеял не для "того парня". Нарушить партийную иерархию амбициозному спикеру не удалось, а быть вторым, учитывая многолетнюю коммунистическую традицию сменяемости генсеков, можно до смерти. Создание РСДРП отчетливо демонстрирует стремление Селезнева потеснить коммунистов на левом фланге и окончательно отодвинуть их от центра. За 10 лет своей новейшей истории КПРФ так и не смогла перестроиться в сторону социал-демократии, имеющей неплохие позиции во всем мире. Кстати, социологические замеры показывают, что социал-демократическая идея весьма перспективна и в России - подавляющее число российских граждан живут социальными ожиданиями.
Попытки занять левый центр уже были, достаточно вспомнить "Отечество" Лужкова. Но они были обречены на провал в силу близости к власти. Конечно, сторонники Селезнева подальше от властных коридоров, но их заявления о том, что новая партия строится снизу, подтвердит только жизнь. Видимо, основной задачей РСДРП станет четкое позиционирование организации в пику коммунистам, в том числе радикальным. Успех детища Селезнева будет напрямую зависеть от того, насколько филигранно будет проведена эта работа. Кстати, вполне очевидно, что название партии выбрано Селезневым не случайно, ее аббревиатура полностью совпадает с аббревиатурой Российской социал-демократической рабочей партии, созданной в 1898 г. и ставшей родоначальницей КПСС. Видимо, Селезнев решил использовать этот "раскрученный лейбл", но КПРФ намерена воспрепятствовать его попыткам посягнуть на партсобственность. В уставе КПРФ сказано, что именно она является правопреемницей КПСС, и потому, если Селезнев все же присвоит своей партии это название, коммунисты намерены оспаривать это решение через суд. (Между прочим, в КПРФ может произойти "финансовый" раскол. До сих пор ее главным спонсором является крупный бизнесмен Г.Семигин, занимающий посты вице-спикера Госдумы от аграриев и председателя исполкома Народно-патриотического союза России. Он тесно связан с Зюгановым и дает деньги именно под него, тем самым обеспечивая устойчивость позиций вождя. Но многие члены руководства партии уже не верят в перспективность Зюганова и хотят избавиться от Семигина. На последнем закрытом пленуме ЦК секретарь ленинградского обкома КПРФ Ю.Белов заявил, что спонсоры не могут обуславливать свою поддержку какими-либо условиями, и напомнил, что Ленин менял спонсоров, как только они начинали выдвигать политические требования. Возможно, это свидетельствует о том, что противники Зюганова в партруководстве уже нашли кого-то вместо Семигина, кто будет помогать партии, а не лично Зюганову. Вопрос о смене лидера партии и поиске новых спонсоров непременно возникнет осенью. По некоторым признакам, именно тогда ряд областных организаций КПРФ намерен потребовать созыва внеочередного партсъезда).
Интересно, что при всем различии между ПЖ и будущей РСДРП общие черты в их идеологии видны невооруженным взглядом. Во-первых, и те, и другие считают, что либеральные реформы 90-х годов проводились "волюнтаристски и непоследовательно", в результате чего страна сползла на грань экономической и социальной катастрофы. Во-вторых, при оценке современной ситуации неизменным является реверанс в сторону действующего Президента с "наметившимся созидательным переходом и вектором надежды". Между тем заявлять о безоговорочной поддержке Путина - значит, стройными рядами вливаться в "Единую Россию". Подобного и в ПЖ, и в РСДРП наверняка не хотят. Но желание до поры до времени оставаться в фарватере президентского рейтинга абсолютно адекватно нынешним российским реалиям. Поэтому не удивительны сентенции "селезневцев" о том, что с ЕР "мы можем идти параллельным курсом".
Безусловно, учитывая близость создаваемых партий к высшему руководству, можно в какой-то мере прогнозировать их перспективность. Но быть твердо уверенным в их политическом будущем рано. В России очень много неожиданных факторов, которые могут кардинально поменять ситуацию, и "спикерские легионы" должны пройти проверку временем. По сведениям источника в руководстве ПЖ, сейчас поставлена задача раскрутить рейтинг партии до 3-4%, сделав ее таким образом привлекательной для возможных союзников, наиболее предпочтительным из которых является ЕР, в избирательный список которой и надеются попасть "жизнелюбы". Но опыт показывает, что фавориты крайне неохотно делятся местами в избирательном списке с маломощными союзниками, предоставляя им от щедрот не более 1-2 проходных мест. Иное дело, если космические рейтинги ЕР окажутся дутыми. Тогда ПЖ и ЕР действительно имеют неплохой шанс заключить союз и благополучно провалиться на выборах. Впрочем недоброжелатели утверждают, что руководство ПЖ ставит и более прагматичную задачу: зарегистрироваться для участия в парламентских выборах, а затем продать места в партсписке авторитетным бизнесменам, тем самым существенно пополнив партбюджет.
Тем временем Кремль неофициально предложил лидерам ЕР, ПЖ, ОСДП и Народной партии создать единую структуру для участия в парламентских выборах 2003 г. По информации из президентских структур, проект объединения, получивший неофициальный идентификатор "Клуб четырех коней им. О.И.Бендера", разработан В.Сурковым на основании прямого поручения Путина, обеспокоенного тенденцией перехода аппаратной борьбы между кланами в его окружении в плоскость публичной политики и потому считающего, что одна пропрезидентская партия значительно лучше четырех. Идея объединения вполне устраивает и олигархов, уполномоченных финансировать президентский проект, ведь одна партия дешевле четырех. Правда, не ясно, как в одной политберлоге уживутся такие амбициозные политики, как Шойгу, Миронов, Горбачев и Райков. Околокремлевским политтехнологам придется поломать над этим голову.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТУРНЕ РУКОВОДСТВА "ЕДИНОЙ РОССИИ"
Летнее затишье руководство ЕР использовало для масштабного турне по регионам с целью наблюдения за ходом собственного партстроительства и оценки ситуации в преддверии парламентских выборов. Как заявил 12 августа в Москве председатель генсовета партии А.Беспалов, проехавшись по 19 субъектам Федерации от Камчатки до Чечни, он и его коллеги по партии вернулись под сильным впечатлением от увиденного и теперь намерены не только вносить коррективы в свою работу, но и выступить с рядом инициатив общероссийского масштаба. В частности, как сообщил руководитель думской фракции ОВР В.Володин, осенью ЕР скорректирует свои позиции по наиболее актуальным вопросам, таким как реформы в электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Кроме того, своими глазами увидев жизнь глубинки, Володин настаивает на том, чтобы приоритетным направлением деятельности государства стала масштабная газификация страны. Еще одной задумкой на осень является проведение "нулевого" чтения федерального бюджета в рамках Госсовета. Несмотря на то, что мнения губернаторов по проекту бюджета не будут иметь юридической силы, "тем, кто будет этот бюджет выполнять, нужно дать возможность высказать свое мнение", считают руководители ЕР.
Отдельной темой в отчете о турне прозвучала оценка ситуации в Чечне. Беспалов, оговорившись, что высказывает личную точку зрения, заявил: "Правды между федералами и местным населением найти невозможно. Поэтому надо это прекращать". Члены генсовета приняли участие в конференции чеченского республиканского отделения, на котором его главой был избран Ф.Клинцевич. В ЕР пояснили, что в Чечне в первую очередь "надо заново учиться договариваться", а лучше всего это умеет делать именно Клинцевич, у которого есть опыт переговоров с бандитами в Афганистане. Кроме того, на этой конференции было принято обращение к Путину с просьбой инициировать создание условий для принятия конституции Чечни и проведения в республике выборов главы исполнительной власти. На этом посту в ЕР видят только А.Кадырова. В целом главную задачу на Северном Кавказе в партии формулируют так: "Нужно, чтобы Чечня вновь стала многонациональной и туда смогли вернуться все, кто этого хочет".
Основную вину за эскалацию напряженности в российско-грузинских отношениях руководство ЕР возлагает на Шеварднадзе. Беспалов, Клинцевич и Володин призвали "назвать все своими именами" и провозгласить, что "интересы России должны быть превыше всего". "Своими именами" политика Шеварднадзе была названа предательской и двурушнической, направленной исключительно на сохранение личной власти. Володин напомнил, что Россия до сих пор поставляет в Грузию электричество и газ за полцены, и настало время ударить кулаком по столу и сказать: "Хватит, Эдуард Амвросьевич!". Под конец Шеварднадзе предложили либо "самому уйти в Панкисское ущелье и там возглавить боевиков", либо "решительно навести порядок на своей территории".
В целом, подводя итоги высказываниям руководства ЕР, можно сделать вывод, что "медведи" в наступающем политическом сезоне готовы громко заявить: "Есть такая партия!". По их оценке, к концу 2003 г. ее численность достигнет нескольких миллионов человек. Провозгласив, что "политическая и социальная стабильность в стране достигнуты", руководители ЕР, похоже, имеют впечатляющие амбиции. В частности, уже прозвучало предложение разрешить госчиновникам категории "А" (т.е. министрам и губернаторам) вступать в партию. В ЕР уверены, что "только партия" может эффективно контролировать работу государства.
Тем временем в ЕР придумали единую парткарточку. Она удобная, пластиковая, современная, с микрочипом. Заменяет партбилет. То есть можно ее в любой момент и практически в любой ситуации предъявить. Можно как бюллетенем голосовать ею на выборах. Можно прийти в интернет-кафе, засунуть ее куда-то и увидеть на экране новые партинициативы. Вдобавок ко всему парткарточкой можно оплачивать членские взносы. Не дай бог, конечно, ее потерять. И не только потому, что взносов партия родная не досчитается и в интернет не выйти, чтобы посмотреть, а не вступили ли какие-нибудь порнодивы в ЕР. А потому главным образом, что на парткарточкином чипе записана вся информация о члене партии. Попав в чужие руки, парткарточка становится почти компроматкарточкой. Конечно, члены ЕР все до единого люди благонадежные и благовоспитанные, но это как раз и плохо: ведь информацией о них враги не для того будут пользоваться, чтобы в пример их плохим гражданам ставить. Черт его знает, чем все это может обернуться? Тем более, что скоро в партии будут миллионы пламенных борцов. Надо же знать, кто они такие, эти бесчисленные единороссы, и откуда их столько? В уставе-положении про парткарточку сказано: "Используется для участия в голосовании по всем вопросам внутрипартийной жизни и при внутрипартийных выборах". Клинцевич поясняет: каждый член партии сможет "прийти и высказать свою точку зрения с помощью своего партийного билета". Вот это просто восхищение вызывает. Некоторые единороссы, особенно те, что в Думе, как поднимутся на трибуну, чтобы высказать свою точку зрения без всякой помощи, так сразу всем хочется, чтобы они спустились оттуда немедленно и замолчали навсегда, а парткарточку, то есть партбилет, на стол положили. А так - вставил парткарточку куда-нибудь в микрофон, и стой себе спокойно, пока чип, внутрь вделанный, будет говорить всякие умные вещи на весь зал, и на камеру, и на всю страну. Причем подобное техническое переоснащение - дело только на вид трудное, потому что ЕР даже на самые простые, незатейливые парткарточки легко и свободно собирается потратить до 5 млн. долларов. Деньги эти компенсируют за счет членских взносов этих самых грядущих миллионов партийцев. Обещают, по крайней мере. Теперь представьте, если потом введут в обращение думающие парткарточки, сколько же горячих сторонников появится у ЕР и немедленно вступят в ее ряды. Никто больше не скажет, что у России две беды - дураки и дороги. Дураков не будет, и одной бедой станет меньше.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕФОРМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Кремль готовит неприятный сюрприз губернаторам - к 15 сентября должна быть завершена работа над тремя законопроектами, которые навсегда отравят им жизнь. Реформа будет настолько непопулярной, что уже сегодня разработчики признаются, что осуществление наиболее радикальных идей будет отложено до переизбрания Президента - на середину 2004 г.
Федеративную реформу поручено проводить Козаку. Именно он возглавил специальную рабочую группу, где прорабатываются ее детали, и именно его жесткость и последовательность, как надеются в Кремле, позволит провести через Госдуму и Совет Федерации готовящиеся решения. Начнется реформа с переписывания трех важных законов - "Об общих принципах организации местного самоуправления", "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Федерации". Как только Госдума примет эти законы хотя бы в первом чтении, Правительство подведет под них финансовую базу, то есть внесет правку в бюджетный и налоговый кодексы. Предполагается, что работа над изменениями закончится к 1 декабря. Действующий сейчас закон "О финансовых основах местного самоуправления" будет упразднен, а прописанные в нем нормы в сильно измененном виде распределятся по перечисленным законопроектам.
Если события будут развиваться гладко, основа будущей реформы успеет пройти через три чтения в Думе и Совет Федерации еще до конца весенней сессии 2003 г. До этого момента законы вряд ли столкнутся с серьезными сложностями, но следующий этап реформы, который должен сильно облегчить жизнь муниципальным властям, вселяет ужас в губернаторов и мэров. Речь идет о так называемых "необеспеченных" мандатах - расходах, прописанных в федеральных законах, но четко ни за кем не закрепленных. Такого рода пробелов в законах масса. К примеру, депутаты Госдумы имеют законное право на служебные автомобили в своих избирательных округах, но совершенно не ясно, на чьи деньги эти машины должны покупаться. Но больше всего дыр - в законах о всевозможных льготах и социальных пособиях. Если большинство пособий элементарно не выплачивается, то от льгот на проезд в транспорте или на коммунальные услуги, которыми пользуются многие граждане, страдают муниципальные власти. Эту часть законодательства планируется перекроить наиболее основательно. Масштабы проблемы огромны: министр труда А.Починок в марте оценил стоимость социальных законов в 6 трлн. рублей. Путин, Правительство и, соответственно, Козак твердо настроены значительно сократить число федеральных льготников до минимума - в их число войдут только герои СССР и РФ, участники Великой Отечественной войны и боевых действий, пострадавшие от радиации, инвалиды и военные пенсионеры.
Но если Президент и следующий созыв нижней палаты парламента могут по крайней мере выбрать для непопулярных мер удобный момент в начале своих сроков, то шансы действующих губернаторов и мэров на переизбрание резкое сокращение льгот и пособий сильно убавит. Часть из них придется восстанавливать региональными законами и уже из местных бюджетов возмещать муниципалитетам убытки от тех же скидок на коммунальные услуги. А на то, чтобы своими силами компенсировать все льготы и пособия, прописанные сейчас в федеральных законах, не хватит денег ни у одного субъекта Федерации. "Естественно, все этим недовольны, но адресовать эти упреки Правительству как минимум несправедливо, - сказал замглавы департамента Минфина по межбюджетным отношениям А.Лавров, работавший в комиссии Козака. - Правительство этих законов не вносило и всегда выступало против них. Это дело рук тех же депутатов, губернаторов и членов законодательных собраний, которые раньше в Совете Федерации все это почему-то одобряли. Денег на эти законы нет ни в одном бюджете: ни в региональных, ни в местных, ни в федеральном. Конечно, удар больше всего придется по муниципальным предприятиям, которые становятся убыточными". В подготовленной под общим руководством Козака "Концепции разграничения полномочий по вопросам межбюджетных отношений", на основе которой сейчас переписываются законы, вопрос о льготах поставлен в жесткой форме: "В бюджетной системе существует большое количество необеспеченных мандатов, размывающих ответственность органов власти разных уровней за выполнение возложенных на них функций и вызывающих хроническую несбалансированность региональных и местных бюджетов. Сокращение, а в перспективе - полная ликвидация необеспеченных мандатов является основополагающей предпосылкой для повышения эффективности функционирования органов госвласти и местного самоуправления". Такой прагматический сброс балласта из социальных льгот поможет федеративной реформе достичь и своей главной политической цели - укрепив позиции муниципалитетов, лишить могущества региональные власти.

К ВОПРОСУ ОБ УКРУПНЕНИИ РЕГИОНОВ
Кремлю становится сложно управлять 89 регионами, а потому в ближайшее время он может перейти к процессу укрупнения территорий. Такой вывод можно было сделать из выступления перед журналистами 5 августа полпреда Президента в Сибирском федеральном округе Л.Драчевского. Находясь в Эвенкийском АО, он заявил буквально следующее: "Укрупнение территорий - это злободневная проблема, которую выдвигает сама жизнь, поскольку управлять 89 субъектами Федерации чрезвычайно сложно". Далее полпред привел в пример то, как удачно протекает процесс объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО, где уже действуют спецкомиссии по объединению. Аналитики тут же поспешили сделать вывод о том, что Кремль решил вернуться к давней идее укрупнения регионов. Наиболее активно ее обсуждение шло сразу после образования федеральных округов. Но к осени 2000 г. ажиотаж угас. Кремль тогда дал понять, что укрупнение регионов в ближайших планах Президента не значится. И вот - новая вспышка интереса.
Однако все оказалось значительно проще, чем выглядело на первый взгляд: полпреда просто неверно поняли. Оказывается, на пресс-конференции в Туре вопрос об укрупнении субъектов задала Драчевскому красноярская журналистка, попытавшись тем самым заставить его высказаться по вопросу о возможном объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Решив ответить на этот вопрос, полпред предупредил, что выразит мнение не Кремля и даже не представителя Президента в СФО, а личное мнение гражданина Драчевского. После чего и высказался о том, что 89 регионов для России много. А после того, как весь этот контекст был отброшен, на свет родилась "сенсация". Ранее с подобными заявлениями уже выступали полпред Президента в Северо-Западном федеральном округе В.Черкесов и С.Миронов, заявивший, что готов выступить гарантом процесса объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, а если потребуется, то и других регионов, вынашивающих идею объединения. Так что личное мнение Драчевского никакого отношения к Кремлю не имеет.
С другой стороны, факт выступления полпреда на крайне болезненную для многих регионов тему показателен. Дело в том, что эвенкийский лидер Б.Золотарев является ярым противником объединения, на чем, в свою очередь, настаивает таймырский губернатор А.Хлопонин. Еще до начала предвыборной кампании в Красноярском крае он рассчитывал уговорить Золотарева изменить мнение, но тщетно. Возможно, вопрос Драчевскому и его ответ - заказная акция в поддержку хлопонинской позиции, лежащей в основе его избирательной кампании.

ПЕРЕГОВОРЫ В.ПУТИНА И А.ЛУКАШЕНКО
14 августа в Москве состоялись переговоры президентов России и Белоруссии. "Не ждали" - так в двух словах можно оценить их итоги. На пресс-конференции (все думали, что на ней в очередной раз будет обсуждена приверженность обеих сторон идее взаимного сближения) Путин, устав от бесплодных споров о темпах и методах создания единого государства, предложил Лукашенко два варианта быстрого решения проблемы. В обоих интересы Александра Григорьевича оказались проигнорированы. Первым Путин предложил создать единое государство с российской Конституцией. Иными словами - войти в состав России. Президент РФ заявил о необходимости проведения референдума, на котором будут предложены следующие принципы создания единого государства.: "Первое: обеспечение равенства прав и свобод граждан объединенного государства - то, о чем сегодня в аэропорту говорил Александр Григорьевич. Второе: равенство регионов России и Белоруссии как субъектов единого государства. Третье: создание единых органов власти единого государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Белоруссия, в отличие от России, - унитарное государство. Будущее совместное государство может быть только федеративным, я по-другому себе это не представляю". По сути, это заявление Путина в корне меняет весь ход затянувшихся переговоров. Ведь договор о создании сообщества России и Белоруссии, а потом и союзного государства был подписан еще в 1996 году, но до сих пор не был принят основной документ союзного государства - конституционный акт. И вот теперь предложена просто Конституция РФ. Путин также предложил конкретные шаги по созданию единого государства: в мае 2003 года провести референдум в обеих странах по поводу их объединения, в декабре - выборы в единый парламент союзного государства, а весной 2004 года - выборы единого президента российско-белорусского Союза. Кроме того, Путин предложил перенести сроки введения единой платежной единицы - российского рубля - с 2005 года, как это было оговорено ранее, на 1 января 2004 года, причем предложения на этот счет уже сформулированы Центробанком России и будут переданы белорусским коллегам. В подтверждение того, что в России совершенно конкретно представляют себе будущую финансовую систему единого государства, Путин напомнил, что ЦБ РФ уже выделил 3,5 млрд. рублей в рамках кредита Белоруссии и еще 1 миллиард в ближайшее время будет выделен. Также выделены уже 60 млн. долларов на поддержание платежной единицы Белоруссии, 40 млн. долларов будут выплачены уже в ближайшее время. Совершенно очевидно, что свои инициативы Путин привязывает к событиям российской политической жизни - парламентским и президентским выборам. В 2004 г. истечет первый президентский срок Владимира Владимировича и он будет легко переизбран на второй. Шансов у Лукашенко составить ему конкуренцию на выборах главы нового государства нет никаких. Возможно, именно поэтому президент Белоруссии отказался от подробных комментариев на эту тему и спешно - сразу по окончании переговоров, даже не отобедав, улетел в Минск.
Путин предложил и иной варианта дальнейшего развития и формирования российско-белорусского Союза - по типу Евросоюза во главе с союзным парламентом.
Лукашенко еще утром говорил о своей крепкой дружбе с Путиным и о том, что его никто и ничто не сможет с ним поссорить. Но после таких предложений, кажется, потерял дар речи. Во всяком случае, никакого скандала он публично не закатил. Прилетев в Минск, Лукашенко удержался от резких выражений и только сообщил, что модель ЕС ему нравится, а объединение - не очень, но все варианты, предложенные Путиным, не являются окончательными. Конечно, не являются. Если белорусский батька даже после последних потрясений найдет в себе силы и дальше продолжить цивилизованный разговор с Москвой, ему могут напомнить о гораздо более мягких вариантах объединения - например, о германском, в котором наш Президент большой специалист. Германский вариант не требует изменения Конституции, восточные земли были просто присоединены на правах земель, изменения политического устройства не потребовалось.
Предложение Путина заставляет вспомнить об идее максимально продлить срок пребывания нынешнего президента у власти, которая не оставляет его окружение (а возможно, и его самого). Создание единого государства обязательно повлечет за собой выборы его президента, а потому является отличным поводом списать нынешнему главе России первый президентский срок. Очевидно, что, если Путин победит на союзных выборах 2004 года, он будет считаться в первый раз избранным главой нового государства. Это значит, что питерская команда будет рулить страной как минимум до 2012 года (перевыборы в 2008 году она как-нибудь выиграет), а в случае учреждения 7-летнего срока президентства в союзном государстве - до 2018 года. И складывается впечатление, что Путин уже начал готовиться к союзным выборам. Его предложение перейти на российские рубли уже с 1 января 2004 года для России, на первый взгляд, не совсем выгодног. Белорусы давно высказывали идею о том, чтобы рубль как можно скорее заменил "зайчики", но российская сторона к этим предложениям всегда относилась скептически. Однако в свете политических перспектив такой шаг оказывается вполне оправданным. Общие деньги и единый эмиссионный центр в Москве рано или поздно заставят Белоруссию страстно захотеть войти в состав России. В свое время из-за денег мы и разошлись - Москва в 1991-1992 годах просто силой выпихнула Белоруссию из рублевого пространства, так что ей волей-неволей пришлось обретать независимость, хотя она и сопротивлялась. И что бы там ни говорил Лукашенко по возвращении из Москвы, а главная цель, ради которой он ввязался в историю с Союзным государством, как никогда близка - Россия решилась-таки взять Белоруссию на содержание, и даже на год раньше, чем планировалось. Правда, на таких условиях, чтобы Лукашенко не забывал своё место.
Впрочем, возможно и еще одно объяснение произошедшего - противоположное. Москва поставила на объединении с Белоруссией жирный крест. Идея объединения слишком популярна у электората, и если Кремль сам откажется от объединения, то это не может не сказаться на рейтинге Путина. Пусть уж лучше отказывается чужой, в сущности, нам батька. Объединиться-то мы всегда успеем.

УКРАИНА ГОТОВИТСЯ РАСТОРГНУТЬ ДОГОВОР С РОССИЕЙ
По имеющимся сведениям, в администрации Кучмы подготовлен особый документ, согласно которому на территории Украины не должны находиться военные формирования другого государства, и в ближайшее время Киев инициирует переговоры с Москвой по этому вопросу. В результате три севастопольские бухты, в которых стоят российские корабли (Южная, Карантинная и Севастопольская), должны будут отойти к украинским военным. Между тем договор о базировании Черноморского флота РФ в Крыму подписан в 1997 г. на 20 лет с правом продления. И вот теперь Киев хочет его разорвать, хотя знает, что Россия до сих пор не создала альтернативную базу флота. При этом в Киеве, видимо, забыли, что договоренность о базировании ЧФ завязана на газовых долгах. За три бухты Украине реструктуризировали 3 млрд. долларов задолженности. Сейчас за Киевом остается около миллиарда. Готовясь к резкому разговору с Москвой, Киев пытается разыграть западную карту. Один из тезисов названного документа гласит: страны НАТО "должны понимать, что без Украины система безопасности Европы будет неполноценной".
Hosted by uCoz