Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

 Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного самоуправления

 

О принципах делегирования государственных полномочий муниципальным образованиям в Сахалинской области

 

Псягин Г.Н. Зам. председателя Ногликского районного Собрания депутатов.

В контексте создания условий для становления и функциони­рования органов местного самоуправления, в целом муниципаль­ных образований проблема порядка передачи (делегирования) муниципальным образованиям отдельных государственных пол­номочий является проблемой актуальной, потому что формиро­вание собственных доходов местных бюджетов весьма проблема­тично. Даже по нашему, северному нефтегазовому району Саха­лина принятие первой части Налогового кодекса Российской Фе­дерации, в формулировке ст. 15, объем местных налогов и сборов сократился до 1,9%. Причем вряд ли эти пять видов налогов стимулируют нас увеличивать сбор местных налогов и сборов. Если при действии ст. 21 Закона «Об основах налоговой систе­мы» мы упорядочивали и уточняли порядок платежей по мест­ным налогам и сборам и добились их увеличения в разы (21501,0 тыс. руб.), то по Налоговому кодексу РФ только 1955,0 тыс. руб. Органы местного самоуправления как бы ограничены воз­можностями лишь земельного налога.

По регулирующим федеральным налогам: Сахалинская обла­стная Дума 05.11.98 г. приняла Закон Сахалинской области «О минимальных долях федеральных налогов, закрепляемых за му­ниципальными образованиями Сахалинской области» и устано­вила Ногликскому району доли:      

• по налогу на прибыль организаций – 0.186;

• на подоходный налог - 1,742;

• по НДС - 1,312,

рассчитываемые по базе 1997 г.

Что произошло?

К примеру, до действия указанного Закона Сахалинской об­ласти мы получали в 1997 г.:

• от налога на прибыль 12524,0 тыс. руб., то после ввода 1050,0 тыс. руб. в 1999 г. и  на 2000 год 1284,0 тыс. руб.;          

•от налога подоходного 16 738,0 тыс. руб. после ввода 12 030,0 тыс. руб. в 1999 г. и в 2000 год 12 751,0 тыс. руб. от НДС 223,0 тыс. руб., то после ввода 2574,0 тыс. руб.  и на 2000 год 3077,0 тыс. руб.            

Если в 1997 г. мы от трех регулирующих федеральных налогов получили 30 485,0 тыс. руб.. то в 1999 г.— 15834,0 тыс. руб., И два раза меньше, и на 2000 г. заложено 17112,0 тыс. руб.(56% от 1997 г.).                                              

Таким образом, узаконивание «минимальных долей» сокра­тило наш бюджет практически вдвое. Но Сахалинская областная? Дума фактически следовала букве Федерального закона «О фи­нансовых основах местного самоуправления». На федеральном уровне несмотря на «Основные направления государственной политики в области местного самоуправления» и разного рода «концепции», которые преследуют благие намерения для станов­ления и развития местного самоуправления, на самом деле под­резают его финансовые основы. Удерживают местные бюджеты на плаву лишь налог на ЖКХ и фиксированные налоги на иму­щество организаций и на недра.

Если бы Государственная Дума внесла изменения в часть пер­вую Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 15, и пере­дала на уровень местных налогов и сборов «Налог на недвижи­мость» и фиксированную долю в 90% подоходного налога, то объемы налоговых поступлений в местные бюджеты составили бы 61% от всех «собственных доходов» местного бюджета.

Груз проблем тянет органы местного самоуправления вниз и заставляет оправдываться перед населением. Ведь собственные потребности муниципальных образований, жизненно важные для населения, покрываются лишь на 59%.

Если с помощью нефтяников удалась с октября прошлого года «вогнать» в график выплаты зарплаты бюджетникам, то креди­торская задолженность еще велика и на 01.04.2000 составляет 43736,0 тыс. руб., т.е. 1/3 доходов муниципального бюджета. Велика она по коммунальным услугам, отчислениям в фонды, оплате проезда в отпуск. В катастрофическом положении нахох­лится жилищно-коммунальное хозяйство.

Износ жилого фонда и инженерных сетей составляет 80%, т.к. поселки построены в 20-30 гг. и сохранились еще от японских концессий. Существуют проблемы с водообеспечением. Справедливости ради можно отметить, что органы государственной власти Сахалина из вносимых районом в областной бюджет 71 млн. руб. выделили 4 млн. руб. на достройку газопровода в секторе индивидуальной застройки и начало строительства корпуса больницы. Вместе с тем, остаются проблемы водообеспечения качественной питьевой водой, реконструкции улиц и вывода ветхого жилья из эксплуатации.                  

Часть проблем можно было бы решать самостоятельно при условии выполнения государством гарантий в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения» и многочисленных льгот гражданам. Это практически 60% местного бюджета,                                          

До 1999 г. даже попыток решения этой проблемы не было, а выделяемые средства муниципальным образованиям на исполнение государственных полномочий в социальной сфере не включались в нормативы регулирующих федеральных налогов.

Финансовое положение района в 1997-1998 гг. было удручающим. Долги по зарплате составляли шесть месяцев, кредиторс­кая задолженность составила до 80-90% годового собственного бюджета. Население обращалось в суды по вопросам невыплат детских пособий, задолженностей по книгоиздательской деятель­ности и т.д., устраивались митинги и забастовки. Только при формировании областного бюджета на 1999 г. был найден кон­сенсус. В доходной и расходной частях областного бюджета по­явилось разграничение «собственные доходы местных бюджетов» и «доходы, передаваемые из областного бюджета, на исполнение государственных полномочий».

Положение стало исправляться. Однако Администрация Са­халинской области и Сахалинская областная Дума тормозят окон­чательное решение многих проблем. Во-первых, передаются на уровень района не средства, а лишь налоги, которые необходимо собрать. Во-вторых, неизвестно, из каких расчетов и по какой методике определяются объемы передаваемых налогов на испол­нение десяти Федеральных законов. В-третьих, не передаются материальные ресурсы, как это установлено федеральным зако­нодательством.

К примеру, область установила объем финансирования на ЗАГСы в сумме 104,0 тыс. руб., фактически истрачено непосред­ственно на отдел ЗАГС райцентра 140,0 тыс. руб., плюс в селах и поселках 60,0 тыс. руб., всего перерасходовано из местного бюджета 96,0 тыс. руб. Для нас эта сумма существенна. И так по многим позициям. Не хватает средств на дотации по лекарствам, на социальные выплаты ветеранам и т.д.

Область приняла в июле 1999 г. закон «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Са­халинской области на регистрацию актов гражданского состоя­ния». Закон получился, на мой взгляд, ущербным. В нем ярко проглядывается одна задача: «быстрее сбросить проблему, и пусть органы местного самоуправления сами расхлебывают эту кашу». В дальнейшем, по заключению Российского научного центра ме­стного самоуправления, было установлено, что он противоречит федеральному законодательству.

Существенной проблемой было то, что «наделение» является односторонним, мнения органа местного самоуправления и его согласия не спрашивали, согласительных процедур не вводили. Указывая органам местного самоуправления создать структуры ЗАГСов, закон не установил статус отделов и статус служащих. Кроме того, право контроля за ЗАГСами область оставила толь­ко за собой. Отсюда и возникли коллизии, выразившиеся не только в том, что не хватало областных выделяемых средств на ЗАГС, но и служащие были поставлены в двусмысленное поло­жение: то ли они «государевы», то ли они «муниципалы». С 1 апреля 1999 г. органы государственной власти области повысили в 1,5 раза заработную плату своим служащим. На муниципаль­ном уровне сделать то же самое не представляется возможным. Следовательно, и отдел ЗАГС оказался в проигрыше (как и рай-финотдел, отдел социальной защиты и другие).

В январе 2000 г. наше районное Собрание депутатов вырабо­тало и приняло (как бы в противовес) проект закона Сахалинс­кой области «О делегировании органам местного самоуправле­ния муниципального образования «Ногликский район» отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населе­ния». В порядке законодательной инициативы в нем в отличие от аналогичного областного закона были четко прописаны цели и за­дачи делегирования, принципы делегирования, приоритетом кото­рых стало согласие органов местного самоуправления принять на себя отдельные госполномочия, равноправие и взаимоуважение сто­рон, ответственность перед населением и государством, законность. »  Далее был четко определен перечень делегированных полно­мочий, порядок делегирования. Также четко сформулированы статус и функции органа, который будет исполнять на месте эти государственные полномочия. Этот отдел именуется «отдел при администрации», а работники сохраняют статус государствен­ных служащих.

Не менее важен раздел вышеуказанного законопроекта о по­рядке разрешения споров.

Это решение лишь части проблем в сфере передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Намного сложнее будет механизм передачи, делегирования или наделения государственными полномочиями в области образова­ния, культуры, здравоохранения. При условии решения этих про­блем в цивилизованном порядке 60% статей расходов будет выве­дено из местного бюджета и направлено на неотложные нужды по поддержанию материально-технической базы и социальной сферы.

Понятно, что органы местного самоуправления выходят дале­ко за рамки финансирования тех мероприятий, что определены Бюджетным кодексом РФ. Это происходит также в сфере финансирования районных военкоматов, противопожарной службы, районного отдела внутренних дел, налоговой инспекции, пре-1 доставлении льгот федеральной почтовой связи, охране лесного | хозяйства.        

            Например, по статье «противопожарная служба» в 2000 г. было заложено 2,3 млн. руб., а в 1997 г. -  557 тыс. руб. На РОВД за 1997-1999 гг. выделено на 1.409,0 тыс. руб. больше, чем собирается местных налогов на эти цели.

Вывод один: необходимо ускорить выработку и принятие фе­дерального закона «О порядке передачи органам местного само­управления государственных полномочий».  Необходимо, на мой взгляд, выработать модельный закон субъектов РФ «О передаче (делегировании) муниципальным об­разованиям отдельных государственных полномочий в сфере об­разования, культуры, здравоохранения, социальной сфере, уп­равлении природными ресурсами.

И субъект Российской Федерации, и муниципальное образо­вание должны чётко видеть, какие виды полномочий могут пере­даваться на муниципальный уровень, а какие нет, примерно ка­кой объем материальных и финансовых ресурсов должен переда­ваться для их реализации, в каком порядке и по каким принци­пам, какова методика их расчета.

                   

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

обучение французскому языку недорого
Hosted by uCoz