Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел III. «Механизм разрешения противоречий в законодательстве субъектов Федерации и органов местного самоуправления»

 

Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики

 

Орлов В. В. Консультант управления организационно-контрольной работы Департамента организации контроля и кадров Комитета по организационно-аналитической и кадровой работе Администрации Белгородской области.

Реформа органов местного самоуправления в Российской Фе­дерации находится в общем контексте мер по децентрализации власти в период перехода от бюрократического, тоталитарного государства к конституционному.                           

Реформирование системы органов местного самоуправления не должно происходить спонтанно, под неё необходимо подвести прочную правовую базу, которая бы конкретизировала конституционные принципы организации и деятельности местного самоуправления. При подготовке и принятии необходимых законода­тельных актов надо учитывать ряд обстоятельств, которые, на наш взгляд, характерны для начавшегося процесса реформ в этой области государственного строительства.                 

Во-первых, по своей сущности образование системы новых органов носит не политический, а административный характер, поскольку речь идёт, прежде всего, о передаче самоуправляю­щим субъектам права самостоятельного осуществления функций управления подведомственной территорией.

Подтверждением этого служит и то, что органы местного само­управления не являются звеном системы органов государствен­ной власти.

Во-вторых, поскольку, как было уже отмечено, органы мест­ного самоуправления не входят в систему государственной влас­ти, характер их взаимоотношений между собой не может стро­иться на принципах соподчинённости. В силу этого органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления становят­ся по существу равноправными субъектами правовых отноше­ний.

В-третьих, перелив властных полномочий на местах будет и уже происходит по двум основным каналам:

• наделение органов местного самоуправления собственной ком­петенцией в решении вопросов местного значения;

• делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Таким образом, современная концепция организации местного самоуправления в России, основные принципы которой закреп­лены Конституцией Российской Федерации, изначально содер­жит в себе определённого рода дуализм.

С одной стороны, в своей деятельности органы местного само­управления будут связаны с интересами местного населения, а с другой - с интересами государства в целом.

Между двумя видами интересов возможны столкновения, которые могут привести к нарушению известного баланса и в конечном счёте к конфликтным ситуациям.

1. Поскольку прерогативы деятельности органов местного са­моуправления ограничены исключительно функциями управле­ния, по своей сути не носят характера осуществления государ­ственных властных полномочий и не являются проявлением по­литической власти, считаем нецелесообразным при нормативном установлении подряда формирования органов местного самоуп­равления предусматривать выдвижение кандидатов от полити­ческих партий и общественных движений. Предоставить это пра­во необходимо исключительно группам населения, проживаю­щим на данной территории.

2. На общефедеральном законодательном уровне представля­ется целесообразным определить предметы ведения органов мест­ного самоуправления, а также процедуру их установления в слу­чае возникновения спорных ситуаций между органами государ­ственной власти и местного самоуправления.

3. В законодательном порядке необходимо также установить процедуру делегирования отдельных государственных полномо­чий органам местного самоуправления: порядок контроля за осу­ществлением делегированных полномочий, а также ответствен­ность за надлежащее их исполнение.

4. Важно в законодательном порядке установить порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между органа­ми государственной власти и местного самоуправления.

5. Необходимо чётко определить особенности организации и деятельности органов местного самоуправления в городах. Это диктуется спецификой городского управления, а также сложив­шейся мировой практикой и историческими традициями России, от которых нам не следует отказываться.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz