Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел III. «Механизм разрешения противоречий в законодательстве субъектов Федерации и органов местного самоуправления»

 

Приложение

Концепция дальнейшего развития местного самоуправления  в городе Москве

1. Основные итоги

Одним из главных направлений реформирования системы управления городом, которое проводится в Москве с 1991 года, является последова­тельное утверждение принципов самоуправления. В прошедший период в рамках двойного статуса городских органов власти (государственного и местного) и двухуровневой организации местного самоуправления, предус­мотренных Уставом города Москвы, создана правовая база функциониро­вания местных органов власти, уточнены границы территориальных обра­зований, проведено в основном распределение функций и полномочии на уровнях: город — административный округ — район. При этом был реа­лизован принцип соразмерности полномочий местных органов власти фи­нансовым ресурсам, которые находятся в распоряжении районной админи­страции с учетом конкретных социально-экономических условий.

С введением в 1997 году института советников и формированием район­ных Собраний фактически началось функционирование важной составля­ющей части местного самоуправления — представительных органов власти районов. Постепенное расширение их полномочий дало возможность нако­пить полезный опыт самоуправления, дальнейшее развитие получила ини­циатива населения.

Решены вопросы муниципальной службы. В большинстве своем актив­но работают территориальные органы, создана и действует система подго­товки кадров руководителей и специалистов для районного уровня. В це­лом районные управы стали элементом стабильности в управлении городом.

Развитию местного самоуправления в городе способствовал принятый с учетом законодательной инициативы московских органов власти Федераль­ный закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 17 марта 1997 года №55-ФЗ.

В настоящее время созданы все предпосылки для перехода к новому этапу осуществления местного самоуправления на территории города, ос­новными чертами которого должны стать: сосредоточение функций местно­го самоуправления в полном объеме на районном уровне, обеспечение фи­нансовых и материальных условий для его функционирования, самостоя­тельность и ответственность органов местного самоуправления за решение задач, определенных законами города в рамках федерального законо­дательства с учетом особенностей Москвы как города федерального значе­ния и столицы Российской Федерации. Реализация нового этана должна способствовать повышению уровня решения местных вопросов, усилению

потенциала районной власти. При этом не должно быть нанесено какого-либо ущерба управляемости городом, единству городского хозяйства.

2. Исходные положения

Органы власти города утрачивают двойной статус и осуществляют свои полномочия только как органы государственной власти. Все вопросы, име­ющие общегородское значение и влияющие на сохранение единства город­ского хозяйства, включаются в предметы ведения города (статья 15 Устава города) и подлежат решению органами государственной власти Москвы.

Сложившееся территориальное деление города сохраняется.

В соответствии с 41едеральным законодательством Москва как городс­кое поселение является муниципальным образованием, в котором выбор­ные городские органы местного самоуправления не создаются. Органы мест­ного самоуправления в городе Москве формируются по внутригородских муниципальных образованиях, которые образуются в границах районов города.

Меняется правовой статус районных управ — из органов, выполняющих функции органов местного самоуправления, они становятся органами местного самоуправления.

Таким образом, система местного самоуправлений в городе приводится  в соответствие с федеральным законодательством.  

Принципиально новым в предлагаемой модели самоуправления являй­ся установление предметов ведения органов местного самоуправления и формирование бюджетов муниципальных образований (районов города)!

3. Предметы ведения органов местного самоуправления в районах

 

Вопросы местного значения, в основном, уже определены законами го­рода. Предлагается их в целом сохранить, уточнив виды и содержание ра­бот и услуг к вопросам местного значения могут быть отнесены:

Установленные Федеральным законодательством —

1. Выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возрас­та шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством.

2. Организация и осуществление опеки и попечительства, в том числе над детьми, оставшимися без попечения родителей, в соответствии с феде­ральным законодательством и законами города.

3. Обеспечение нрава жителей района на участие в выборах органов госу­дарственной власти и местного самоуправления, в референдумах.

Установленные Федеральным законом «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в РФ», законами города —

4. Принятие и изменение Устава внутригородского муниципального об­разования, контроль за его соблюдением.

5. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение мест­ного бюджета.

6. Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся, в собственности или в ведении района.

7. Принятие планов и программ развития муниципального образования.

8. Организация и содержание муниципальных архивов.

9. Участие в планировке и застройке территории района в порядке» ус­тановленном законом города.

10. Создание условий для строительства жилищных и социально-куль­турных объектов на территории района.

11. Обеспечение санитарного благополучия населения муниципального образования, уборка и вывоз бытовых отходов.

12. Благоустройство, ремонт и озеленение придомовых, внутридворовых территорий.                                      13. Организация работы по сбору и вывозу брошенного и разукомплек­тованного автомобильного транспорта, производство работ по ликвидации самовольно построенных гаражей и автостоянок, решение вопросов размеще­ния металлических тентов.

14. Участие в осуществлении мероприятий по охране окружающей среды на территории района.

15. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

16. Организация праздничных и других зрелищных мероприятий.

17. Организация внешкольной, культурно-воспитательной работы с деть­ми и подростками па территории района, организация и содержание детс­ких муниципальных учреждений.

18. Содействие в работе центров социальной защиты, учет нуждающих­ся в социальной поддержке, оказание социальной помощи нуждающимся за счет средств местного бюджета, содействие благотворительности.

19. Учреждение муниципальных организаций и предприятий, основан­ных на праве хозяйственного ведения.

20. Организация общественных работ, осуществление других, мероприя­тий, способствующих занятости населения, за счет средств местного бюджета.

21. Содействие работе органов охраны общественного порядка на терри­тории района.

22. Сохранение памятников истории и культуры местного значения.

23. Организация и содержание районной информационной службы.

24. Создание условий для деятельности местных средств массовой ин­формации.

25. Содействие созданию кондоминиумов, территориальных общин, ре­ализации городских жилищных программ.

26. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и оказание им содействия в решении жилищных вопросов.

27. Организация регистрации животных, площадок для выгула собак.

28. Укрепление материально-технической базы районных управ.

29. Проведение научных работ, включенных в районные программы.

30. Взаимодействие с общественными организациями, разработка и реа­лизация социально значимых программ для населения за счет собственных средств.

31. Участие в реализации принципов социального партнерства на пред­приятиях, расположенных на территории муниципального образования.

32. Создание условий для развития органов территориального обществен­ного самоуправления.  

4. Государственные полномочия (полномочия города Москвы)

1. Текущий ремонт и эксплуатация городского жилого и нежилого фон­да, расположенного на территории муниципального образования.

2. Ремонт и эксплуатация дорожных покрытий, за исключением дорог городского значения.

3. Текущий ремонт и эксплуатация объектов социальной сферы. Могут быть рассмотрены также вопросы наделения районных управ полномочиями по капитальному ремонту жилищного фонда и объектов со­циальной сферы.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета. Наделение государственны­ми полномочиями (полномочиями города) производится законами города с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий.

5. Бюджет муниципального образования

Наличие бюджета является обязательным условием осуществления мест­ного самоуправления. В настоящее время в городе имеется законодательство о финансовых ресурсах района и созданы достаточно насыщенные целевые бюд­жетные фонды развития территорий района.

Формирование местного бюджета осуществляется администрацией рай­она совместно с представительным органом местного самоуправления в соот­ветствии с предметами ведения муниципального образования.

* * *

Порядок формирования и исполнения районных бюджетов осуществля­ется по единой методологии, определяемой Бюджетным кодексом Российс­кой Федерации и соответствующими законами города Москвы.

Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов возлагается на Московское городское казначейство.

Для формирования местных бюджетов возникает необходимость:

1. Разработки нормативов минимальной бюджетной обеспеченности ме­стных бюджетов.

2. Определение полномочий органов местного самоуправления по фор­мированию и исполнению бюджетов внутригородских муниципальных об­разований.

3. Определение источников и размеров доходной части местных бюджетов.

4. Разработка механизма регулирования доходов местных бюджетов.

5. Определение порядка казначейского исполнения местных бюджетов и осуществления финансового контроля.

7.                           Создание финансовых структур органов местного самоуправления.

6. Муниципальная собственность

 С учетом реализации полномочий органов местного самоуправления не­обходимо:

— определить принципы формирования муниципальной собственности, порядок ее регистрации, распоряжения и отчуждения;

— уточнить порядок передачи городской собственности в управление органов местного самоуправления.

При определении собственности на землю необходимо исходить из того факта, что земля в городе Москве принадлежит городскому сообществу от­дельной собственности на землю внутригородских муниципальных образо­ваний не должно быть. Порядок пользования городскими землями органами местного самоуправления устанавливается законом города.

7. Представительный орган местного самоуправления

В настоящее время функции представительного органа в районах осу­ществляют районные Собрания, которые имеют право избирать главу Уп­равы, утверждать смету доходов и расходов района, контролировать дея­тельность главы Управы и должностных лиц. В состав районного Собрания

входят советники районного Собрания и глава Управы.

* * *

Необходимо изменить статус районного Собрания. Районное Собрание будет состоять из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего 1 избирательного права. Предлагается на переходный период сохранить действующее название выборных лиц местного самоуправления (глава Управы, председатель районного Собрания, заместитель председателя районного Собрания)

8.Глава Управы

В связи с предлагаемым изменением статуса района глава Управы должен стать главой внутригородского муниципального образования, выборным должностным лицом, организующим работу районного Собрании возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории внутригородского муниципального образования. Функции I главы Управы должны быть скорректированы с учетом изменения его статуса.                                                         

В переходный период представляется целесообразным продлить полномочия действующих глав управ до избрания нового представительного органе местного самоуправления в районе.                                   

С учетом сложившихся традиций целесообразно сохранить назначение органа местного самоуправления в Москве — районная Управа. Подразу­мевается, что районная Управа состоит из районного Собрания и избранно им главы Управы, возглавляющего районное Собрание и администрацию района. Законодательство должно допускать возможность, что администрацию может возглавить утвержденный районным Собранием районный управляющий.

9. Ответственность представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований

Ответственность районного Собрания и главы Управы перед государством следует определить в соответствии со статьями 47,48,49 Закона РФ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российс­кой Федерации» (в редакции Федерального закона от 04.08.2000 № 107-ФЗ), предусматривающими ответственность в случае нарушения ими Кон­ституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава города Мос­квы, законов города Москвы.

В случае, если районное Собрание принимает нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим законодательству и не отме­нен районным Собранием в установленном законом порядке, то районное Собрание может быть распущено законом города Москвы. В случае, если глава Управы издает нормативный правовой акт. который признан судом. Противоречащим законодательству и не отменен главой Управы в установ­ленном законом порядке, то глава Управы может быть отрешен от должно­сти Мэром Москвы.

10. Устав муниципального образования

В условиях города Москвы целесообразно принятие устава представи­тельным органом внутригородского муниципального образования на осно­ве Примерного устава, разработанного органами власти города с участием районных Собраний, органов территориального общественного самоуправ­ления и населения и утвержденного Московской городской Думой.

11. Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления

Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы и орга­нов местного самоуправления регулируется посредством принятия законов города и иных правовых актов города Москвы, а также заключения со­глашений и договоров между органами исполнительной власти города, пре­фектами административных округов и районными Управами. В целях обес­печения взаимодействия могут создаваться совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, действующие на постоянной или временной основе.

Органы государственной власти города обязаны осуществлять контроль за соответствием издаваемых органами местного самоуправления правовых актов федеральному законодательству и законодательству города Москвы.

В целях обеспечения единообразия вида, порядка принятия и вступле­ния в силу нормативных правовых актов органов внутригородских муници­пальных образований считать целесообразной разработку модельных право­вых актов органов местного самоуправления по вопросам их деятельности.

12. Развитие территориального общественного самоуправления

Порядок организации и осуществления территориального обществен­ного самоуправления определен Законом города Москвы от 10 июля 1996 года «О территориальном общественном самоуправлении в городе Мос­кве».

Дальнейшее развитие местного самоуправления предполагает поддерж­ку инициативы населения, содействие созданию дееспособных объедине­ний, которые могут на договорной основе реализовывать некоторые полно­мочия органов местной власти в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры.

Задачами первостепенной важности в данном направлении являются:

— определение принципов экономической и финансовой деятельности Территориального общественного самоуправления;

— определение порядка передачи территориальному общественному само­управлению отдельных полномочий по решению вопросов содержания жилого фонда и объектов внешнего благоустройства в границах их территорий;

 — определение условий правового режима имущества территориально­го общественного самоуправления;

   — определение порядка взаимодействия органов местного и территори­ального общественного самоуправления.

13. Совершенствование законодательства города Москвы

по вопросам местного самоуправления  

Осуществление указанных выше подходов потребует изменения действую­щего законодательства по вопросам местного самоуправления. Необходимо:

1. Внести изменения в Устав города Москвы;

2. Разработать и принять законы города Москвы: «О местном самоуп­равлении в городе Москве», «О материально-финансовых основах деятель­ности органов местного самоуправления в городе Москве» («О бюджете района города Москвы»), ««О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными государственными полномочиями (полномочиями города Москвы) «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в районах города Москвы».                                               

3. Внести изменения и дополнения в законы города: «О бюджетном процессе в городе Москве», «О порядке передачи району города Москвы полномочий по управлению объектами собственности города Москвы», «О муниципальной службе в районах города Москвы».

   4. Разработать и принять ряд документов, регламентирующих отношения государственных органов власти и органов местного самоуправления в  городе Москве, в том числе программу поддержки местного самоуправления в городе Москве. Одновременно целесообразно совместно с админист­рацией города Санкт-Петербурга провести работу по подготовке проекта - Федерального закона «Об особенностях организации местного самоуправ­ления в городах федерального значения».

14. Переходный период.

Учитывая, что срок полномочий избранных в декабре 1999 года в соот­ветствии с действующим законодательством города Москвы советников районных Собраний и глав районных управ составляет 4 года, представля­ется необходимым законодательно установить переходный период до кон­ца 2003 года. Очередность работ определить:

2001 год — внесение изменений в Устав города Москвы, подготовка и принятие закона города Москвы «О местном самоуправлении в городе Москве», завершение в основном формирования нормативно-правовой базы местного самоуправления, передача отдельных полномочий, предусмотренных Концепцией, на уровень районов с соответствующим финансовым обес­печением при формировании бюджета на 2002 год в рамках функциониро­вания целевых бюджетных фондов развития территорий районов.

2002 год — разработка консолидированного бюджета Москвы на 2003 год, включающего бюджеты районов с учетом принятия соответствующих нормативных правовых документов, регулирующих вопросы местного само­управления в городе Москве.

2003 год — проведение в каждом муниципальном образовании выборов представительного органа местного самоуправления с последующим избра­нием главы Управы из его состава и полное вступление в действие право­вых актов города по вопросам организации местного самоуправления.

Приведенный выше документ знаменует собой качественно новый этап теперь уже не развития, а становления местного самоуправления в Москве в частности и в России в целом.

Каковы последствия внедрения нововведений в московскую систему организации местного самоуправления - этот и многие другие вопросы будет стоять перед участниками Четвертой Все­российской ежегодной научно-практической конференции, ко­торая по традиции состоится в кампусе «Кунцево» Междуна­родного университета (в Москве) в сентябре 2001 г.

Как всегда по ее итогам будет выработано компетентное решение, а наиболее яркие доклады участников будут опубли­кованы в «Вестнике Международного университета (в Моск­ве)» серии «Государственное и муниципальное управление».

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz