ЕВРОПЕЙСКИЙ КОДЕКС

ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ МЕСТНЫХ

И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

 

Европейский кодекс поведения для местных и региональных выборных представителей. Кодекс разработан экспертами Совета Европы и принят в качестве акта СЕ в 1999 г. Конгрессом Местных и Региональных Властей Европы, в состав которого входят и российские представители органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ, назначаемые Указом Президента РФ. Тем же решением КМРВЕ Кодекс рекомендован к внедрению в странах – членах Совета Европы.

Кодекс призван уточнить нормы поведения депутатов, и не вводится в действие единым актом. Его подписание – личное дело каждого выборного представителя, дорожащего мнением своих избирателей.

 

Преамбула

Конгресс местных и региональных властей Европы:

Подчеркивая, что местные и региональные выборные представители выполняют свои обязанности в рамках закона и в соответствии с полномочиями, данными им избирателями, и что они подотчетны всему населению своей местности или региона, в том числе и тем избирателям, которые не голосовали за них;

Считая, что соблюдение полномочий, данных избирателями, неразрывно связно с соблюдением этических норм;

Будучи глубоко озабоченным многочисленными скандальными судебными делами, в которых оказываются вовлеченными политические представители, совершившие правонарушения при исполнении должностных обязанностей, и отмечая, что местные и региональные выборные представители не гарантированы от таких правонарушений;

Будучи убежденным, что распространение кодексов поведения местных и региональных выборных представителей позволит укрепить доверие между местными и региональными политиками и гражданами..;

Будучи убежденным, что разработка этических обязательств местных и региональных выборных представителей внесет ясность в их функции и обязанности и подтвердит значение этих обязанностей..;

Особо отмечая, что все гражданское общество должно участвовать в восстановлении климата доверия, и подчеркивая роль самих граждан и СМИ в этом отношении..;

Предлагает приведенный ниже Кодекс поведения, направленный на повышение политической добросовестности местных и региональных выборных представителей:

 

I – СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Статья 1. Определение выборного представителя

Для целей настоящего Кодекса выражение “выборный представитель” относится к политику, наделенному властными полномочиями на местном или региональном уровне в результате первичных выборов (прямым голосованием) или вторичных выборов (избрание на исполнительную должность местным или региональным советом).

Статья 2. Определение функций

Для целей настоящего кодекса термин “функции” означает полномочия, обретенные в результате первичных или вторичных выборов, и все функции, выполняемые выборным представителем в рамках этих полномочий.

Статья 3. Цель кодекса

Цель настоящего кодекса состоит в том, чтобы уточнить нормы поведения, которых должны придерживаться выборные представители при выполнении своих функций, и информировать граждан о нормах поведения, которого они вправе ожидать от своих выборных представителей.

 

II – ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Статья 4. Верховенство права и интересов общества

Выборные представители пребывают в должности в соответствии с законом и должны действовать неизменно в соответствии с законом.

При выполнении своих функций выборные представители действуют в интересах общества, а не исключительно в своих прямых или косвенных интересах или в частных интересах отдельных лиц или групп лиц с целью извлечения из этих действий прямой или косвенной личной выгоды.

Статья 5. Цели осуществления полномочий

Выборные представители обязуются проявлять при выполнении своих функций усердие, гласность и готовность отчитываться за свои решения.

Статья 6 – Ограничения в осуществлении полномочий

При выполнении своих функций выборные представители соблюдают полномочия и прерогативы всех других политических выборных представителей и государственных служащих.

Они не поощряют других политических представителей или государственных служащих к нарушению при выполнении своих функций содержащихся в настоящей главе кодекса принципов и не помогают им в этом.

 

III – КОНКРЕТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Статья 7. Правила, касающиеся избирательных кампаний

Проводимые кандидатами избирательные кампании должны быть направлены на информирование общественности и разъяснение их политических программ.

Кандидаты не должны стремиться заручаться голосами избирателей иными методами, чем выдвижение убедительных аргументов и проведение дискуссий.

В частности, они не должны пытаться заручаться голосами избирателей, очерняя других кандидатов, путем насилия и/или угроз, вмешиваясь в подсчет голосов или выявление результатов голосования, обещая какие-либо льготы.

Статья 8 – Запрет на предоставление льгот

Выборные представители не выполняют своих функций и не используют своих должностных прерогатив в частных интересах отдельных лиц или групп лиц с целью извлечения из этого прямой или косвенной личной выгоды.

Статья 9 – Запрет на осуществление властных полномочий в своих интересах

Выборные представители не выполняют своих функций и не используют своих должностных прерогатив в своих собственных прямых или косвенных частных или личных интересах.

Статья 10 – Конфликт интересов

Когда выборные представители имеют прямые или косвенные личные интересы в делах, рассматриваемых в местных или региональных советах или исполнительных органах, они обязаны заявить о наличии таких интересов до проведения обсуждения и голосования.

Выборные представители воздерживаются от любого участия в обсуждении или голосовании по вопросу, в котором у них есть прямая или косвенная личная заинтересованность.

Статья 11. Ограничение на совмещение двух или более должностей

Выборные представители выполняют действующие законодательные и нормативные требования, направленные на ограничение совмещения двух или более политических должностей.

Выборные представители воздерживаются от совмещения других политических должностей в тех случаях, когда это будет мешать им в выполнении функций выборных представителей местного или регионального уровня.

Они также не должны выполнять функции, вступать в выборные должности, заниматься деятельностью или получать официальные назначения, которые предполагают надзор за выполнением их собственных функций выборных представителей или за которыми они должны осуществлять надзор в качестве выборных представителей.

Статья 12. Осуществление дискреционных полномочий

При осуществлении дискреционных полномочий выборные представители не предоставляют самим себе каких-либо прямых или косвенных личных льгот и не предоставляют каким-либо отдельным лицам или группам лиц льгот с целью извлечения из этого прямой или косвенной личной выгоды.

Любое решение должно детально обосновываться с указанием всех факторов, исходя из которых решение было принято, в частности, действующих правил и положений, а также того, в какой степени данное решение соответствует этим правилам и положениям.

При отсутствии правил и положений обоснование решения должно включать такие доводы, как соразмерность, справедливость и соответствие интересам общества.

Статья 13. Запрет на коррупцию

При выполнении своих функций выборные представители воздерживаются от поступков, которые, согласно действующим нормам внутреннего или международного уголовного права, можно квалифицировать как дача или получение взяток.

Статья 14 .Соблюдение бюджетной и финансовой дисциплины

Выборные представители обязуются соблюдать бюджетную и финансовую дисциплину, обеспечивающую надлежащее расходование публичных средств в соответствии с национальным законодательством.

При выполнении своих обязанностей выборные представители не предпринимают действий, направленных на нецелевое использование публичных средств и/или субсидий. Они не предпринимают действий, которые могли бы привести к прямому или косвенному использованию публичных средств и/или субсидий в личных целях.

Статья 15. Запрет на закрепление за собой некоторых назначений

При выполнении своих обязанностей выборные представители не принимают никаких мер по обеспечению после прекращения своих функций каких-либо льгот по будущему трудоустройству в государственных или частных организациях:

– над которыми они осуществляли надзор при выполнении данных функций;

– с которыми они установили договорные отношения при выполнении данных функций;

– которые были созданы в течение срока их полномочий или с использованием предоставленных им полномочий.

 

IV – СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Статья 16. Ограничение и декларирование расходов на проведение избирательной кампании

Кандидаты обеспечивают пропорциональность расходов на проведение избирательных кампаний и сохраняют их в разумных пределах. Они тщательно соблюдают любые требования действующего законодательства в отношении обнародования источников и сумм доходов, которые были предназначены для финансирования избирательных кампаний, а также характера и сумм расходов.

При отсутствии действующих правил на этот счет они предоставляют такую информацию по обычному запросу.

Статья 17. Декларирование интересов

Они тщательно соблюдают любые требования действующих законодательных правил в отношении обнародования или контроля их прямых или косвенных личных интересов, других занимаемых ими должностей, выполняемых ими функций или осуществляемой ими деятельности или изменений в их имущественном положении.

При отсутствии правил на этот счет они предоставляют такую информацию по обычному запросу.

Статья 18. Соблюдение мер внутреннего или внешнего контроля

При выполнении своих функций выборные представители не должны создавать препятствий обоснованным и гласным мерам контроля, которые принимаются внутренними или внешними органами.

Они тщательно выполняют любые решения этих органов, вступающие в силу немедленно или являющиеся окончательными.

При изложении мотивов своих действий или решений, подлежащих такому контролю, они должны особо отмечать наличие таких мер контроля и указывать, какие органы компетентны их осуществлять.

 

V – ОТНОШЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Статья 19. Обнародование и изложение мотивов решений

На протяжении всего срока своих полномочий выборные представители подотчетны всему местному населению.

Любое принимаемое ими решение должно детально обосновываться с указанием всех факторов, исходя из которых такое решение было принято, в частности, действующих правил и положений, а также того, в какой степени данное решение соответствует этим правилам и положениям.

В тех случаях, когда информация носит конфиденциальный характер, должны быть разъяснены причины конфиденциальности.

Выборные представители внимательно реагируют на любые запросы общественности, касающиеся выполнения их функций, причин принимаемых мер, функционирования служб и ведомств, находящихся в их подчинении.

 

VI – ОТНОШЕНИЯ С СОТРУДНИКАМИ МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Статья 20. Назначения

Выборные представители обязуются препятствовать найму административных сотрудников, который не основан на принципах признания заслуг и профессиональных способностей и/или для целей, не отвечающих потребностям ведомства. В вопросах назначения или служебного роста сотрудников выборные представители принимают объективные, разумные решения, проявляя должную внимательность.

Статья 21. Уважение статуса сотрудников местных и региональных органов власти

При выполнении своих функций выборные представители проявляют уважение к статусу подчиняющихся им сотрудников местных и региональных органов власти, не нанося ущерба законному осуществлению их служебных полномочий. Они не должны просить служащих или требовать от них принимать или не принимать те или иные меры с тем, чтобы прямо или косвенно получить личные льготы или предоставить льготы отдельным лицам или группам лиц с целью извлечения прямой или косвенной личной выгоды.

Статья 22. Укрепление статуса сотрудников местных и региональных органов власти

При выполнении своих функций выборные представители стремятся всемерно укреплять статус и расширять задачи подчиненных им сотрудников органов местного и регионального самоуправления.

Они содействуют и поощряют любые меры, направленные на совершенствование работы служб или ведомств, находящихся в их ведении, и на стимулирование труда работающих там сотрудников.

 

VII – ОТНОШЕНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 23

Выборные представители внимательно, открыто и в полной мере реагируют на поступающие от средств массовой информации запросы в отношении информации о выполнении ими своих функций, но не предоставляют какой-либо конфиденциальной информации или информации, касающейся частной жизни выборных представителей или иных лиц. Они содействуют любым мерам, способствующим освещению в средствах массовой информации их полномочий, выполнения ими своих функций и функционирования служб и ведомств, находящихся в их подчинении.

 

VIII – ИНФОРМАЦИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОДЕКСА И РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Статья 24. Распространение кодекса среди выборных представителей

Выборные представители обязуются изучить и усвоить все положения настоящего кодекса и правила, указанные в нем, и заявляют о своей готовности руководствоваться положениями настоящего кодекса.

Статья 25. Распространение кодекса среди общественности, сотрудников местных органов власти и СМИ

Выборные представители содействуют любым мерам по распространению настоящего кодекса среди подчиненных им сотрудников, общественности и средств массовой информации, а также по разъяснению этим лицам содержащихся там принципов.

 



Hosted by uCoz