Главная Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip
Свойства муниципального образования как социально-экономической системы
Васильев
А.А., старший преподаватель
кафедры
управления и маркетинга
Многие проблемы
управления социально-экономическими процессами, происходящими в муниципальном образовании,
могут и должны решаться с помощью системного
подхода, общей теории систем и системного анализа. Овладение системными
знаниями и их практическое применение в муниципальном управлении составляет
основу научного подхода к принятию решений на муниципальном уровне. Они
составляют фундамент современной методологии изучения и управления
сверхсложными объектами, которыми являются муниципальные образования.
Система (греч. – «составленное из частей», «соединение», от «соединяю,
составляю») – объективное единство закономерно связанных друг с другом
предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе (БСЭ. Т.39. С 158.). В
системе действуют другие законы, нежели в окружающей среде, законы,
определяющие ее функционирование. Задача заключается в том, чтобы установить
совокупность элементов, которые подчиняются этим законам.
Системный подход – это общенаучная концепция, реализующая
системность в принципах и методах решения сложных проблем муниципального
управления. Подход к
решению проблем муниципального управления – это способ обоснования методологии
решения, он является первым шагом к решению существующих проблем. При системном
подходе сложная задача не разделяется на части, а напротив, сознательно
расширяется и усложняется, пока не будут учтены все существенные взаимосвязи.
Общая теория систем (по Л. фон Берталанфи)
– фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с
исследованием и конструированием систем. Она формирует методологические
основания как системного подхода в целом, так и теоретическую базу системного
анализа муниципального образования и управления.
Системный анализ – это
взаимосвязанное и комплексное рассмотрение всех вопросов, относящихся не только
к организации, функционированию и ликвидации муниципальных образований, но и к
методам руководства всеми этими этапами с учетом правовых, экономических,
природно-географических, политических и других аспектов.
Системный
анализ нацелен на решение конкретных задач управления муниципальным
образованием. Идеи и принципы системного подхода к теории муниципального
управления находят в системном анализе свое конкретное, предметное выражение.
Применительно к исследованию проблем принятия решений в муниципальном
управлении задачи системного анализа состоят в разработке методов содержательного
и формального системного описания объектов управления, выявлении
закономерностей их функционирования и развития, построении системной теории и
практических методов управления этими объектами. Это означает, что системный
анализ должен реализовывать основные функции
теории муниципального управления как науки – описательную (что это?),
объяснительную (как действует?) и предсказательную (как и куда развивается?).
Социально-экономическая система (СЭС) – это любое
социально-экономическое образование, в нашем случае муниципальное, обладающее
определенной свободой выбора формы деятельности
и представляющее собой единую организационную структуру, элементы
которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общей цели.
Социально-экономические
системы относятся к классу искусственных, организационных систем, т.е.
организаций, созданных и управляемых людьми, где люди составляют главный и
определяющий компонент. Любой уровень и любой элемент социально-экономической
организации местного сообщества, от муниципального образования в целом, до
отдельной социально-экономической единицы, например, микрорайона или
муниципального предприятия все они являются социально-экономическими системами
(СЭС).
Муниципальные образования
можно отнести к динамичным системам
– они являются постоянно изменяющимися системами. Всякие изменения,
происходящие в них, называются процессом.
Они являются вероятностными системами
– их функционирование может быть предсказано с определенной степенью
вероятности на основе изучения их прошлого.
Ключевым понятием теории
систем и определяющим свойством любой системы является ее целостность. Первичность целого – основной постулат теории систем.
В целостной системе - муниципальном образовании, отдельные его части -
транспорт, связь, ЖКХ функционируют совместно, составляя в совокупности процесс
функционирования системы - муниципального образования как целого. Каждый
элемент муниципального образования может рассматриваться только в его связи с
другими его элементами. Но в свою очередь, функционирование муниципального
образования не может быть сведено к функционированию отдельных его элементов.
Совместное функционирование разнородных взаимосвязанных элементов
муниципального образования порождает новое его функциональное свойство, не
имеющее похожего в свойствах составляющих его элементов. Это означает, что
свойство муниципального образования не сводится к сумме свойств составляющих
его элементов и вывода свойств целостной системы из свойств элементов - неаддитивность. Это имеет
принципиальное значение для понимания природы муниципального образования не
только как муниципального хозяйства, но и как территориального сообщества и
даже - территориальной корпорации.
Всем социально –
экономическим образованиям свойственна целостность. Местное сообщество и все
его составляющие элементы представляют собой единство многообразия форм,
направлений деятельности, организационных структур и т.п. в материальной и
духовной жизни (властные структуры, бизнес и общественные организации). Все эти
составляющие элементы существуют, поскольку существует само сообщество как
целое.
В понимании целостности
муниципального образования важным моментом является характер его отношений с
другими системами (государство, субъект федерации), составляющими в
совокупности окружающую среду, частью которой является и само муниципальное
образование. Муниципальное образование является относительно независимым от
окружающей среды, откуда следует, что оно реагирует на воздействие окружающей
среды и развивается (советы ® муниципалитеты), но при этом
сохраняет качественную определенность и свойство (как местное самоуправление),
отличающее его от других систем (государственного и регионального управления).
Специфика системного
исследования муниципального образования связана не усложнением методов анализа,
а с выдвижением нового подхода и направления, которые выражаются в стремлении
построить его целостную картину следующим образом.
Во-первых, при
исследовании муниципального образования как системы, описание его подсистем и
элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку подсистема или элемент
описываются не сами по себе, а с учетом их места в муниципальном образовании.
Во-вторых, исследование
муниципального образования оказываются, как правило, неотделимы от исследования
условий его функционирования.
В-третьих, источник
преобразований муниципального образования или его функций находится в самом
муниципальном образовании, т.к. оно является не просто системой, а
самоорганизующейся системой.
Важнейшей характеристикой
муниципального образования, как целостной системы является его структура. Под структурой понимается
совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию
муниципального образования как целостной системы (микрорайоны и районы в
городе, структура местной власти). При таком рассматривании муниципального
образования структура выступает, как способ описания его организации.
Структуризация определяется внутренними свойствами муниципального образования,
исходя из его параметров, и отражает реальную организацию в определенном виде и
с необходимой степенью подробности. Структура динамична по своей природе, ее
эволюция во времени и пространстве отражает процесс развития подсистем
муниципального образования (приватизация, муниципализация, поглощение малых
поселений).
С точки зрения системного
анализа, можно рассматривать различные элементы муниципального образования и их
связи. Здесь открывается возможности поиска
всевозможных внутренних отношений частей и целого в соответствии с теми или
иными заданными условиями исследований. Отсюда возникают множественность
системного подхода, возможность рассмотрения муниципального образования в
качестве различного набора систем. Структура
невозможна вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурна.
Но нельзя отождествлять понятия система
и структура. Если под структурой
понимается совокупность взаимосвязанных элементов, качественная природа которых
не учитывается, и главное внимание направлено на их связи, то под системой -
объект в целом со всеми присущими ему внутренними и внешними связями и
качествами.
С понятием структуры
тесно связано понятие элемент. Можно
утверждать, что в общем случае элемент не может быть описан вне его
функциональных характеристик: с точки зрения системы важно в первую очередь не
то, каков состав элемента, а то, что делается, чему служит элемент в структуре
целого. В системе, представляющей органическое целое, элемент и определяется,
прежде всего, по его функции как минимальная единица, способная к относительно
самостоятельному осуществлению определенных функций. Под элементом понимается
наименьшее звено в структуре муниципального образования, внутреннее строение
которого не рассматривается на выбранном уровне анализа. В соответствии со
свойством иерархичности любой элемент сам является системой, но на выбранном
уровне анализа он характеризуется только своим целостным свойством (структурные
подразделения органов муниципального управления, муниципальные предприятия и
т.п. – их структура и функции, цели и
задачи).
Связующим структуры и
элемента является понятие связь.
Выявление связей позволяет познавать предметы не непосредственно, а косвенно,
через другие предметы, находящиеся с ними
в той или иной связи. Связи бывают различные: взаимодействия
(координации), свойства, объектов, строения, функционирования и управления.
Особый вид связей взаимодействия составляют связи между отдельными людьми (к
примеру, муниципальными служащими), а также между отдельными коллективами
(муниципальных и коммерческих предприятий и организаций) и социальными
системами в муниципальном образовании. К ним можно отнести властные,
финансовые, информационные, организационные и другие связи. Любой закон природы
и общества – это есть внутренняя, устойчивая, существенная связь и взаимная
обусловленность явлений. Нет связи – нет
закона или закономерности!
Важным свойством
муниципального образования является бесконечность,
т.е. невозможность его полного описания конечным числом всех качественных и
количественных параметров. Муниципальное образование, может быть представлено
бесконечным числом структурных и функциональных элементов и подсистем,
отражающих политические и экономические, научно-производственные,
социально-культурные, экологические и демографические стороны жизни сообщества, его институтов и отдельных
организаций.
Из свойства бесконечности
описания муниципального образования следует его иерархичность, которая означает, что каждый его элемент в свою
очередь может рассматриваться, как целостная система (население,
природно-географическая среда, градообразующая база и жизнеобеспечивающая
система), элементы
которой также могут быть представлены, как системы (жизнеобеспечивающая:
ЖКХ, образование,
здравоохранение и т.д.), а с другой стороны, любая система лишь компонент
системы высшего уровня (муниципальное управление составная часть управления
регионом).
Целостность, структура, элемент, связь, бесконечность и иерархичность являются системообразующими
понятиями общей теории систем и являются основой системного представления
субъектов и объектов муниципального управления.
Системообразующие
свойства муниципального образования должны быть дополнены специфическими
свойствами организационных систем, к которым оно принадлежит.
Муниципальному
образованию, как организационной
системе свойственна непрерывность
функционирования. Оно существует, пока функционирует.
Социально-экономические, как и другие процессы непрерывны и не могут быть
остановлены, иначе муниципальное образование прекратит свое существование (исчезновение населенных
пунктов, преобразование муниципальных образований). Все процессы в
муниципальном образовании, как в живом организме, взаимообусловлены.
Функционирование частей определяют характер функционирования целого, и
наоборот. Функционирование муниципального образования связано с его непрерывным
изменением. Жизнедеятельность муниципального образования представляет собой
постоянное развитие, которое отражается в непрерывной функциональной и
структурной перестройке системы муниципального управления, его подсистем и
отдельных элементов.
Эволюция муниципального
образования определяется одним из важнейших свойств социальных систем – способностью к саморазвитию. Внутренним
источником саморазвития является непрерывный процесс возникновения и разрешения
противоречий (доходы - расходы, представительная - исполнительная власти,
выборы и др.). Противоречия, как движущая сила развития сообщества, возникают
из многообразия потребностей и интересов населения, многообразия культур, форм
и видов собственности и других сфер муниципального образования. Развитие
связано с усложнением системы муниципального управления, т.е. с увеличением ее
внутреннего многообразия (муниципальный
менеджмент, ТОС и другие направления).
Искусственное ограничение
многообразия ведет к застою в развитии и, в конечном счете, к деградации
муниципальной системы (однопартийная система, автократия). Для каждого этапа
развития муниципального образования существует свой уровень необходимого
многообразия, который обеспечивает дальнейшее его развитие. Многообразие в
сообществе определяется уровнем свободы людей в политической, экономической,
социальной, культурной и других сферах муниципального образования. Многообразие – это главный закон
общественного развития, и политики должны его учитывать как абсолютный
принцип деятельности на любом уровне управления обществом (федеральном,
региональном и муниципальном).
Муниципальному
образованию свойственна целенаправленность,
это означает, что оно обязательно должно иметь цели своего развития и двигаться
в направлении этих целей. Сознательная организация целенаправленного функционирования
муниципального образования и его элементов называется управляемостью. С помощью управления и самоуправления сообщество
определенным образом организует свое внутреннее многообразие, создавая,
политические, экономические, социальные, культурные и другие общественные
структуры и направляет их деятельность в соответствии с определенными целями
своего развития. В процессе жизнедеятельности муниципальное образование с
помощью целенаправленного управления разрешает постоянно возникающие
противоречия и реагирует на изменения внутренних и внешних условий. В
соответствии с изменяющимися условиями оно меняет свою структуру, корректирует
цели развития и содержание деятельности подсистем и элементов, т.е. происходит
целенаправленная самоорганизация муниципального образования, которая на
практике реализует его способность к саморазвитию. Чем адекватней и быстрее
муниципальное образование реагирует на изменения внутренних и внешних условий,
т.е. чем выше ее адаптивные свойства,
тем совершеннее механизм самоорганизации и, следовательно, выше эффективность
управления.
Одной из основных функций
самоорганизации муниципального образования является сохранение в процессе
эволюции его качественной определенности. Способность к сохранению качественной
определенности при изменении структуры муниципального образования и функций его
элементов называется устойчивостью.
Устойчивость муниципального образования связана с его стремлением к состоянию
равновесия, которое предполагает такое функционирование элементов, при котором
обеспечивается наивысшая эффективность деятельности местной администрации,
соответствующая целям развития. Муниципальное образование, как устойчивая
система постоянно находится в состоянии динамического равновесия, оно
непрерывно колеблется относительно положения равновесия, что является не только
ее специфическим свойством, но и условием непрерывного возникновения
противоречий как движущих сил эволюции. Например, противоречия между доходами и
расходами бюджета определяет тенденции эволюции муниципального образования в
целом и отдельных сфер жизнедеятельности населения.
Устойчивость
муниципального образования обеспечивается такими элементами самоорганизации,
как дифференциация и лабильность. Дифференциация
– это стремление муниципального образования к структурному и функциональному
разнообразию элементов, которые обеспечивают не только условия возникновения и
разрешения противоречий, но и определяют его способность быстро
приспосабливаться к меняющимся условиям. Помимо существующих муниципальных
организаций и предприятий часть муниципальных функций могут выполнять как
коммерческие структуры, так и общественные организации. Больше многообразия – выше
устойчивость, и наоборот. Лабильность
означает подвижность функций элементов структуры при сохранении устойчивости системы
в целом. В зависимости от политической и экономической ситуации меняется устав
муниципального образования с перераспределением полномочий и функций трех
основных элементов муниципальной власти - представительного и исполнительного
органов, и главного должностного лица.
Дифференциация и
лабильность в сочетании с иерархической структурой управления образует механизм адаптивности муниципального
образования, определяющий его развитие и устойчивость.
Управление муниципальным
образованием всегда происходит в условиях неопределенности, которая
определяется двумя главными его свойствами.
Первое - это
принципиальная неопределенность развития
муниципального образования, заложенная в его природе, вследствие частой смены
администрации и других факторов. Конкретный путь эволюции муниципального
образования относителен. Можно прогнозировать только общее направление
развития, содержащее различные траектории. Эта неопределенность всегда
присутствует при принятии решений в местных органах.
Вторым свойством является
неполная наблюдаемость процессов
функционирования муниципального образования. Многие политические,
социальные, экономические и другие процессы вообще не поддаются прямому
наблюдению и о них можно судить только косвенно, по некоторым конечным
результатам. Большинство процессов не имеют количественной меры и определяются
только качественными категориями (влияние отдельных лиц, с учетом их рейтинга,
на процессы в муниципальном образовании). Дискретно наблюдаемой является также
часть социально-экономических процессов, хотя существует их количественная
характеристика, например статистика, но она не дает полного представления о
происходящих явлениях, да и к тому же, дает запаздывающую информацию о
происходящих процессах. Неопределенность
развития муниципального образования и неполная наблюдаемость происходящих в нем
процессов составляют основные проблемы информационного обеспечения принятия
решений в местных органах и, да и не только в них.
СЭС, как сложные системы
классифицируют по степени их взаимодействия с внешней средой, т.е. с более
широкой системой.
Изолированные системы не
имеют связи с внешней средой.
Закрытые системы
испытывают влияние внешней среды, но обратного влияния не оказывают (как СССР с
его железным занавесом).
Открытые системы
взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь веществом, энергией и
информацией.
Все муниципальные
образования являются открытыми системами.
Муниципальное образование
может быть разделено на несколько частей, которые можно рассматривать как
самостоятельные структуры (к примеру, микрорайоны и районы в городе). Оно
обычно носит функциональный характер (промышленный, спальный и т.д.). Части
системы, внутреннее строение которых рассматривается на выбранном уровне
анализа, называются подсистемами (ЖКХ, образования, здравоохранения и др.).
Описание муниципального
образования производится с помощью его качественных и количественных
характеристик, именуемых параметрами. Параметры
составляют основу описания процесса функционирования муниципального
образования.
К важным понятиям
системного анализа относится понятие состояние
муниципального образования, под которым понимается совокупность значений
параметров его описания, зафиксированное на какой-либо момент времени. Функционирование муниципального образования
– это целенаправленное изменение его состояния во времени и пространстве.
Состояние муниципального
образования обычно определяется в соответствии с выбранным критерием
управления. Критерий - это некоторая
функция от состояния муниципального образования, отражающая цели его
функционирования в определенный отрезок времени. Использование в практике и
теории муниципального управления понятия критерий
весьма конструктивно и полезно. Он позволяет ранжировать муниципальные
образования в субъекте федерации и объективно подойти к оценке деятельности
главы муниципального образования.
Глава муниципального
образования является координирующим
элементом системы муниципального управления, согласовывающим действия
нижестоящих звеньев.
Структурные подразделения
администрации являются управляющими
элементами и образуют низший уровень муниципального управления,
непосредственно взаимодействующий с исполнительными элементами.
Муниципальные унитарные
предприятия (организации) являются исполнительными
элементами системы муниципального управления, которые выполняет
определенные функции, например, производят конкретную услугу или продукт.
Совокупное и целенаправленное действие исполнительных элементов муниципального
образования составляет процесс его функционирования.
Литература
1. Васильев А.А. Муниципальное
управление: Конспект лекций. 3-е изд., перераб. и доп. – Н.Новгород: Изд.
Гладкова О.В., 2003. -388 с.
2. Могилевский В.Д. Методология систем:
вербальный подход. –М.: «Экономика», 1999. -251 с.
3. Смирнов Э.А. Основы теории организаций:
Учеб. пособие для вузов. –М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998, - 375 с.
4. Спицнатель В.Н. Основы системного
анализа: Учеб. пособие. – СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. – 326 с.
Главная Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip