Опыт применения активных методов обучения
Васильев А.А. ст. пр. каф. упр. и марк. ВВАГС
Коренные изменения, происходящие в России (регионализация, информатизация и др.), собственные проблемы образования, требуют его реформирования, использования в учебном процессе современных, активных методов и сочетания различных форм преподавания.
В их основе лежат следующие принципы:
- воспитание и стимулирование в студентах уверенности в собственных силах и самостоятельности мышления;
- формирование и развитие способности к самообучению и саморазвитию;
- раскрытие и поощрение творческого потенциала студентов.
В свою очередь эти принципы базируются, во-первых, на праве преподавателя самостоятельно определять содержание и методику своего курса и, во-вторых, на праве студента выбирать свой путь достижения желаемого результата.
Научная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, смыслом становится не столько ориентирование студента на усвоение готовых истин, а совместный с преподавателем и другими студентами поиск решения реальных жизненных проблем. Это в значительной степени определяет содержание и методы процесса обучения.
Бальная накопительная система предусматривает постепенное накопление баллов студентами путем поощрения активности их участия в различных формах учебных занятий.
Сначала предусматривается входной тестовый контроль базовых знаний студентов (как правило, по категориям, основным понятиям и терминам) и этим же тестом заканчивается курс обучения. Таким образом, определяется результативность обучения.
Далее в различных формах занятий используется поощрение активности студентов по следующим критериям:
в лекциях-дискуссиях – за правильный ответ или дополнение преподавателя – 1 балл;
на практических занятиях:
за доклад (в пределах 7-10 минут по каждой теме) – от 5 до 10 баллов (при 9 темах = 90б.);
за уточняющий или развивающий вопрос к докладчику – 1 балл;
за разработку и решение конкретной ситуации – до 30 баллов на группу (группа сама их распределяет, в зависимости от вклада участника);
за тест (по каждой теме) – до 10 баллов (при 9 темах = 90 б.);
за достижения определенного результата в компьютерной деловой игре – до 30 баллов (три градации: 10, 20 , 30, далее не добавляется);
за реферат (в стандартном исполнении объемом около 20 стр.) – до 30 баллов.
Теоретически активный студент максимально может набрать (90+30+90+30+30+30) 300 баллов. Для получения отличной итоговой оценки по курсу ему необходимо набрать (300х0,8) 240 баллов, а для хорошей – (300х0,6) 180 баллов.
При использовании такой системы преподаватель получает возможность экономить время, которое он затрачивает на поиск и первичную обработку различной исходной информации для лекций и практических занятий, т.к. в этом ему активно помогают сами студенты в формах докладов, разработки конкретной ситуации или написания рефератов. Все эти студенческие труды составляют информационный банк преподавателя. В последующем он использует их при подготовке лекций, практических занятий и тестов, обеспечивает ими студентов-дипломников.
В этой системе происходит поощрение студентов за самостоятельную работу и ориентирование их на решение реальных ситуаций под руководством и контролем преподавателя.
При таком взаимодействии со студентами у преподавателя есть возможность активизировать их самостоятельность. Здесь главное в том, чтобы сформулировать задание, тест предельно индивидуально, так чтобы невозможно было списать или просто скомпилировать готовый ответ.
Главная цель активных семинаров – научить студентов применять теоретические знания для решения конкретных практических задач.
Работа в форме реферата пишется по установленной тематике, либо по согласованной с преподавателем теме и должна быть защищена перед группой. Она развивает логическое мышление и аналитические способности студентов, приучает к самостоятельной работе, способствует саморазвитию. Предполагается, что она является частью будущей дипломной работы и при соответствующем уровне исполнения, может, представляется на различные конкурсы студенческих научных работ. Данные работы входят в информационную базу преподавателя и активно используются при написании дипломных работ. А по общим результатам и результатам защиты диплома, студента проявившего заинтересованность в изучении данного курса можно рекомендовать в аспирантуру по соответствующему профилю.
Промежуточный контроль уровня усвоения знаний происходит путем тестирования по каждому разделу (теме), что является также хорошим стимулом усвоения новых знаний.
Данная система не реализуется сразу и полностью, а внедряется постепенно, по мере подготовки материалов преподавателем. Она помимо студентов, активно стимулирует и самого преподавателя к саморазвитию, постоянному обновлению своего арсенала знаний по своему предмету и методов его преподавания. Ведь в конечном результате уровень знаний студента в значительной степени определяется уровнем подготовки самого преподавателя.