|
||
Согласно Нобелевскому лауреату Амартье Сене (Amartya Sen), выступавшему 2 апреля на продолжающейся тридцать шестой сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию, односторонность мировоззрения западной цивилизации усиливает сепаратистскую настроенность стран, не относящихся к западному миру, что явствует из распространения исламского фундаментализма. По его утверждению, образование способно играть центральную роль в человеческом развитии в целом и в обеспечении безопасности людей в частности в силу целого ряда конкретных причин. Во-первых, неграмотность и неумение считать уже сами по себе являются источниками личной неуверенности человека. Критерием успеха выполнения самой первостепенной и насущной задачи начального образования является его непосредственный вклад в дело ликвидации такого глубоко укоренившегося в сознании индивида источника неуверенности в собственных силах и способностях. Во-вторых, базовое образование чрезвычайно важно для того, чтобы человек мог найти работу. Это особенно важно в нынешний век стремительной глобализации мира. Возможности более бедных и уязвимых слоев населения получать выгоды, которые несет в себе глобальная торговля, часто крайне ограничены из-за скудости образования. В-третьих, способность людей понимать и отстаивать свои законные права затруднена, если они неграмотны. Необразованность может напрямую вести к созданию ощущения неуверенности путем дистанцирования людей, лишенных образования, от доступных путей и средств для оказания сопротивления и преодоления таких лишений. В-четвертых, неграмотность также способна “заглушать” политические голоса “проигравших париев” общества, и, таким образом, непосредственно способствовать развитию в них чувства неуверенности. Несмотря на тот факт, что демократические государства способны работать сравнительно эффективно при сохранении неграмотности части населения, демократический глас народа может быть услышан гораздо сильнее в условиях, когда политические возможности помножены на обеспеченные социальные права и возможности. В-пятых, есть целый ряд свидетельств, что от образованности девочек в значительной степени зависит тенденция к снижению рождаемости. Похоже, что использование противозачаточных средств, так же как и решение иметь большее число детей, напрямую соотносятся с образовательным уровнем молодых женщин. Кроме того, согласно множеству подтвержденных данных, тенденция к снижению детской смертности зависит от уровня образования и грамотности женщин. Приступая к рассмотрению вопроса о социальном выборе, докладчик поведал, что многие решения, которые воздействуют на дальнейшую жизнь людей, принимаются ими не самостоятельно, а в ходе социальных процессов, в которых могут быть задействованы сразу несколько участников. Влияние, которые люди оказывают на принятие подобных коллективных или групповых решений, может играть решающую роль в таком выборе и зависеть от образовательного уровня каждого конкретного человека. Что касается решений, принимаемых в кругу семьи, уважительное отношение к интересам и благосостоянию женщин в сильной степени зависит от таких факторов, как грамотность и образовательный уровень женщин. Действительно, даже более низкий показатель выживаемости женщин по сравнению с мужчинами в развивающихся странах резко теряет свое значение с ростом образованности женщин. Наличие образования и умение ясно выражать свои мысли, знакомство с окружающим миром вне стен дома, наличие друзей и союзников во внешнем мире, а также возможность получения работы вне домашнего хозяйства могут играть важную роль в предоставлении молодым женщинам права большего голоса в коллективных решениях, принимаемых в кругу семьи. Молодые женщины влияют на довольно обширный круг решений внутри семьи, продолжил оратор. Сравнительно большое число фактов показывает, что повышение уровня образования и грамотности женщин ведет к снижению показателей детской смертности и рождаемости. Нельзя недооценивать воздействие образования как на реализацию прав и расширение возможностей индивида, так и на его участие в процессе принятия решений в социуме. Образование не только развивает наши способности и способствует формированию у нас лучшей системы ценностей, но и также развивает нашу способность к рассудочной деятельности. Характер и содержание образования имеют глубокое воздействие на формирование личности человека и его восприятие окружающих. В ходе занятий в классе студенты имеют возможность стать более ограниченными, агрессивными и нетерпимыми, либо развить свои способности рассуждать трезво и гуманно. Классификации цивилизаций “по ранжиру”, которая зачастую игнорирует тот факт, что люди оценивают себя бесконечным множеством способов, приводит к тому, что данное общество начинает воспринимать себя одномерно, что также серьезным источником для распространения “образования наоборот” и социальной ненависти. Ужасные проявления агрессивного и нетерпимого самоутверждения в сегодняшнем мире в одинаковой степени порождены как сектантскими школами, так и системой образования, предлагающей упрощенные представления об истории и грубые классификации, согласно которым одна группа всегда оказывается доминирующей. Односторонность мировоззрения западной цивилизации действительно усилила настроения сепаратизма в мире, не относящемуся к Западу, что хорошо видно на примере распространения исламского фундаментализма. Например, не существует никаких исторических оправданий, чтобы классифицировать науку и математику как западные явления, а религиозное мировоззрение как единственную основу обществ, отличных от западных. Напротив, в исторической перспективе, например, арабские и мусульманские общества в значительной степени способствовали развитию как науки, так и математики. Нобелевский лауреат призвал уделять большее внимание содержанию школьных образовательных программ во всех странах мира. Это, однако, вовсе не подразумевает принудительное введение глобальных указаний или руководящих принципов, а всего лишь вынесение дискуссии о содержательной стороне образовательных программ на обсуждение широкой общественности. Односторонние и якобы бесспорные системы классификации сеют раскол внутри обществ в отличие от тех, которые предлагают плюралистские и разнообразные классификации, в действительности сформировавшие современный мир. Уважительное отношение ко всему разнообразию личностей является ключом к созданию гармоничного современного мира. |
||
( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru |