04. 03. 03

Обеспечение устойчивого экономического подъема: ЕЭК ООН публикует "Обзор экономического положения Европы, 2003 год, № 1"

Обеспечение устойчивого экономического подъема: ЕЭК ООН публикует "Обзор экономического положения Европы, 2003 год, № 1"

Пресс-релиз ECE/GEN/03/P06

Женева, 28 февраля 2003 года

Во второй половине 90-х годов экономические показатели Европейского союза были довольно благоприятными: годовые темпы прироста реального ВВП составляли в период 1997-2000 годов от 2,5 до 3,3%, при этом быстро росла занятость, а темпы инфляции были умеренными. Однако в 2001 году темпы экономического роста сократились, а в 2002 году - еще более замедлились.

Комментируя первый выпуск "Обзора экономического положения Европы 2003 года", Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН) г-жа Бригита Шмегнерова отметила: "Если такая динамика сохранится, то Европейский союз даже не приблизится к достижению тех масштабных стратегических целей, которые были согласованы в ходе Лиссабонского совещания Европейского совета в марте 2000 года на оставшуюся часть первого десятилетнего периода нового тысячелетия. Основной задачей сейчас является обеспечение основы для поддержания устойчивых, стабильных темпов роста в среднесрочной перспективе".

Экономический подъем ЕС в 2003 году зависит от Соединенных Штатов

Надежды на подъем в 2003 году связываются с циклическим подъемом в Соединенных Штатах, который призван послужит "локомотивом" глобального экономического роста. Однако крупные внутренние и внешние диспропорции в Соединенных Штатах Америки (т.е. задолженность домохозяйств и корпораций, а также дефицит баланса по текущим операциям) в настоящее время ограничивают их способность продолжать играть эту роль. По существу, в Соединенных Штатах Америки сейчас необходимо уделять более значительное внимание росту чистого экспорта, что означает главным образом переход от закупок импортных товаров на закупки товаров отечественного производства в целях снижения крупного дефицита платежного баланса до более приемлемого уровня. Средство достижения этого - повышение ценовой конкурентоспособности, т.е. ослабление доллара. Этот процесс был запущен после начала снижения курса доллара в 2002 году и продолжался в начале 2003 года.

Разумеется, следствием этого будет то, что ожидаемый циклический подъем в Соединенных Штатах окажет на другие страны и регионы менее значительное влияние, чем это предполагается в существующих прогнозах. Это свидетельствует о том, что необходимо в большей степени полагаться на внутренние источники экономического роста как в Западной Европе, так и в Японии. В свою очередь это будет действенным образом способствовать процессу коррекции в Соединенных Штатах Америки для более плавного экономического роста благодаря повышению импортного спроса в других странах мира.

Экономическому росту могут способствовать реформы в области рынков капитала труда и товаров, и необходимость дальнейшего прогресса в этих областях не вызывает сомнений. Однако в условиях нынешнего экономического цикла необходимо также, чтобы экономическая деятельность подкреплялась экономической политикой, в большей степени направленной на ускорение экономического роста. В конце 2002 года произошло дальнейшее ослабление денежной политики в зоне евро, однако, учитывая ухудшающиеся перспективы экономического роста, можно сказать, что эта мера была "и недостаточной, и запоздалой". В настоящее время требуется дальнейшее снижение учетных ставок, принимая во внимание сохраняющиеся низкие темпы роста в трех странах зоны евро с наиболее крупной экономикой, особенно в Германии.

Пересмотр Пакта о стабильности и росте

Экономические изменения в зоне евро в 2002 году вновь привели к коллизии между нормами финансовой политики, закрепленными в Пакте о стабильности и росте (ПСР), и краткосрочными стабилизационным потребностями отдельных стран. Главное обоснование финансовых норм ЭВС заключается в том, что они направлены на защиту ЕЦБ от давления со стороны стран с высокой задолженностью, которые добиваются содействия в сокращении масштабов своих долгов. Чрезмерно высокий уровень государственного заимствования также рассматривается как фактор, повышающий опасность того, что влияние растущих учетных ставок будет ощущаться и в других странах - членах ЭВС. Хотя в этих обоснованиях есть определенные противоречия, само собой разумеется, что в долгосрочном плане сохранение задолженности вызывает существенную озабоченность, особенно с учетом растущих финансовых потребностей, обусловленных старением населения. Необходимость обеспечения баланса между поколениями, т.е. справедливого распределения финансового бремени и расходов по социальному обеспечению между лицами различных поколений, представляет собой огромную политическую задачу. Степень влияния этих финансовых факторов существенно варьируется по странам, однако, если не принять своевременно соответствующих мер, они могут подорвать ЭВС. Вместе с тем в связи с грозящими диспропорциями, обусловленными демографическими факторами, возникает также более широкий вопрос о том, во всех ли случаях показатели отношения государственной задолженности к ВВП являются надлежащим критерием осмотрительности финансовой политики или же финансовой уязвимости.

Однако главным в вопросе, касающемся количественных финансовых правил, является не только то, что в них всегда имеется элемент произвольности, но и то, что они могут также быть чрезмерно жесткими в непредвиденно сложных условиях, когда требуется большая степень гибкости. Недавние предложения Европейской комиссии направлены на устранение некоторых озабоченностей в отношении проциклической ориентации Пакта о стабильности и росте путем смещения акцента с мер по укреплению финансового положения в среднесрочной перспективе на меры по циклической корректировке бюджетного дефицита, а также путем повышения значимости критерия государственной задолженности в процессе контроля за бюджетом. В то же время в связи с ухудшением экономической конъюнктуры в 2002 году сроки достижения главных финансовых целевых показателей (в целом сбалансированных бюджетов) были перенесены с 2004 на 2006 год. Хотя эти новые правила являются шагом в правильном направлении, они не применяются к странам, имеющим значительный бюджетный дефицит, от которых требуется сокращать свой структурный дефицит на 0,5% от ВВП в год начиная с 2003 года, а это означает, что они должны будут проводить проциклическую политику, несмотря на ухудшающиеся экономические перспективы, применяя подход, который вполне может оказаться контрпродуктивным.

Одним из альтернативных решений могло бы быть установление долгосрочных целевых показателей в отношении только государственной задолженности и создание надежных финансовых правил и механизмов, побуждающих правительства стремиться к достижению этих показателей, без введения краткосрочных количественных целевых показателей в отношении бюджетного дефицита. Это позволило бы в полной мере в любое время задействовать автоматические стабилизаторы и обеспечить возможность применения государствами по своему усмотрению соответствующих стимулов, когда это необходимо. Предлагалось также предоставить странам право превышать в определенной степени нормативное значение бюджетного дефицита в зависимости от уровня государственной задолженности. Однако в любом случае увязать краткосрочные стабилизационные потребности с долговременными соображениями, касающимися финансовой устойчивости, непросто. Остается еще и важный вопрос о государственных вложениях в инфраструктуру, которые по соображениям необходимости обеспечения равенства для различных поколений зачастую финансируются за счет заимствования (так называемое золотое правило). Требование о сведении государственного бюджета с сальдо, близким к нулю, может оказывать неблагоприятное влияние на масштабы воспроизводства и расширения капитальных активов государственного сектора, если эти капитальные затраты не учитываются при определении финансовой политики правительства. Это может иметь негативные долгосрочные последствия для экономического роста.

Последствия для присоединяющихся стран

Степень гибкости финансовой политики в рамках ПСР и Кодекса поведения (КП) имеет также важные последствия для восточноевропейских стран, присоединяющихся к ЕС. Применение действующих финансовых правил ЕС может иметь особо пагубные последствия для экономики этих стран, которые подходят к вступлению в ЕС, находясь в слабом финансовом положении, в том что касается структурного финансового дефицита и государственной задолженности. Как представляется, к этой категории относятся некоторые присоединяющиеся страны (в частности, большинство стран центральной Европы). Хотя до настоящего времени не проводилось каких-либо точных оценок их структурного дефицита, недавние исследования указывают на то, что он может достигать весьма значительных величин.

Слабое исходное финансовое положение будет означать двойное бремя для присоединяющихся стран. Им потребуется прежде всего провести первоначальную структурную корректировку в стремлении к присоединению к ЕС, с тем чтобы приблизиться к установленным нормативным уровням финансового дефицита; учитывая их исходное положение, это чревато опасностью чрезмерного ужесточения финансовой политики в этот период, что, несомненно, будет иметь негативные последствия для экономического роста. Во-вторых, даже после проведения такой корректировки финансовые правила ЕС могут наносить ущерб росту в присоединяющихся странах, поскольку их экономика в целом пока еще не является зрелой: по сравнению со странами, имеющими развитую рыночную экономику, восточноевропейские страны в большей мере подвержены влиянию внешних потрясений и, таким образом, риску более значительных колебаний совокупного объема производства. Соответственно на этапе циклического спада для них будет выше вероятность того, что они превысят установленный нормативный уровень финансового дефицита, что потребует чрезмерного ужесточения финансовой политики (по существу финансовая политика станет проциклической). В-третьих, после того как эти страны станут членами ЕС, они также будут стремиться к достижению главного целевого финансового показателя, а именно финансового равновесия, для чего в некоторых случаях может потребоваться новый комплекс мер финансовой корректировки. Кроме того, как ожидается, чистые финансовые последствия вступления в ЕС будут для присоединяющихся стран негативными, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Таким образом, даже в случае пересмотра финансовых правил ЕС в соответствии с имеющимися предложениями, они все же могут налагать на новых членов ЕС чрезмерные ограничения в отношении политики, которые по существу будут препятствовать их экономическому росту.

В целом характер роста, отмечавшийся в странах восточной Европы в 2001-2002 годах, когда главным движущим фактором был внутренний спрос, уже не соответствует уязвимому финансовому положению некоторых из этих стран. Его нельзя считать устойчивой моделью долгосрочного роста экономики "догоняющих" стран, которая, как правило, ориентируется на развитие экспортных отраслей и капиталовложений, моделью, существовавшей в большинстве стран восточной Европы на протяжении второй половины 90-х годов. Эти соображения вновь указывают на важность достижения устойчивого экономического подъема в крупнейших странах ЕС, что способствовало бы установлению сбалансированного экономического роста в регионе ЕЭК в целом, при котором страны с более крупной экономикой возьмут на себя ведущую роль "локомотива" экономического роста для восточноевропейских стран, экономика которых является менее крупной и более слабой.

Дополнительную информацию можно получить по следующему адресу:

UNECE Economic Analysis Division

Palais des Nations

CH - 1211 Geneva 10, Switzerland

Телефон: +41(0)22 917 24 79

Факс: +41(0)22 917 03 09

Эл. почта: info.ead@unece.org

Вебсайт: http://www.unece.org/ead/ead_h.htm

в начало

( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно

Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru
Hosted by uCoz