06. 03. 03

Международный женский День-2003. Гендерное равенство и Цели развития тысячелетия

Фактологический бюллетень

Обеспечение возможностей для расширения и реализации прав женщин –

ключ к достижению Целей развития тысячелетия

В Целях развития тысячелетия сформулированы восемь масштабных задач. Одна из них непосредственно предусматривает оказание содействия в обеспечении равенства между мужчинами и женщинами. Вместе с тем, расширения прав и возможностей женщин имеет принципиальное значение для выполнения всего комплекса поставленных задач.

В сентябре 2000 г., на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций – самой представительной за всю историю встрече мировых лидеров – 147 глав государств и правительств, а также представители в общей сложности 189 государств, предприняли не имеющий прецедента шаг – согласовали комплекс обусловленных конкретными сроками и измеримых целей и задач. Получившие название Целей развития тысячелетия, эти задачи направлены на борьбу с бедностью, голодом, болезнями, неграмотностью, деградацией окружающей среды и дискриминацией в отношении женщин. В принятой на этом Саммите Декларации также обозначен широкий диапазон обязательств в области защиты прав человека, благого и эффективного управления и демократии.

Из восьми Целей развития тысячелетия Цель 3 призывает к расширению прав и возможностей женщин и достижению равенства между мужчинами и женщинами, конкретно ставя задачу искоренения гендерного неравенства на всех уровнях образования к 2015 г. Здесь же определяются дополнительные плановые показатели занятости среди женщин и пропорционального участия женщин в работе выборных и представительных органов. Тем не менее, бытует общее мнение, что достижение равенства полов есть обязательный и многопрофильный компонент условий для выполнения всего спектра поставленных задач и целей.

Как заявил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан: “В нашей работе по достижению этих целей, как явствует из Декларации тысячелетия, гендерное равенство не является самоцелью, оно – принципиально важное условие для достижения нами всех остальных целей. Результаты многочисленных исследований показали, что не может быть эффективной стратегия развития, если женщины не играют в ней центральную роль”.

Цели развития тысячелетия, которые будут достигнуты к 2015 году:

 

  • Цель 1: Сократить вдвое долю мирового населения, страдающего от нищеты и голода
  • Цель 2: Достичь всеобщего начального школьного образования
  • Цель 3: Расширить возможности и права женщин и способствовать достижению равенство между мужчинами и женщинами
  • Цель 4: Добиться снижения смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети
  • Цель 5: Добиться снижения материнской смертности на три четверти
  • Цель 6: Остановить распространение болезней, особенно ВИЧ/СПИДа и малярии
  • Цель 7: Обеспечить экологическую устойчивость развития
  • Цель 8: Наладить отношения глобального партнерства в целях развития, поставив цели и задачи в области помощи, торговли и облегчения долгового времени

Согласно данным Всемирного банка, неуклонно растет число свидетельств, что в странах, где высока степень равенства между мужчинами и женщинами, “экономика имеет тенденцию к более быстрому росту, бедные быстрее вырываются их оков нищеты, и в целом улучшается благосостояние мужчин, женщин и детей”. Многие исследования также показывают, что инвестиции в улучшение прав и возможностей женщин приносят явные дивиденды в области долгосрочной политики. В них же неоднократно признается, что повышение уровня информированности общественности по вопросам гендерной проблематики и достижение равенства полов являются одновременно и инструментами, и конечной целью развития. До настоящего времени дискуссии по вопросам развития сосредотачивались главным образом на роли женщины как матери, особенно в областях, связанных с деторождением, таких как социальная помощь и услуги, питание, образование и услуги для матери и ребенка. В то же время, нужды женщины не учитывались в других сферах, например общепринятых планах занятости населения и программах земельной реформы. В стратегиях развития, как утверждается в исследованиях, необходимо делать больший акцент на вопросах равенства полов в процессе распределения выгод и результатов от всего спектра целей развития.

Координатор-распорядитель Кампании по осуществлению Целей развития тысячелетия Эвелин Херфкенс (Eveline Herfkens) подчеркивает, что в условиях, когда женщины составляют большинство населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день (показателя крайней нищеты), ни одна из поставленных задач не будет выполнена, если не будет достигнута Цель 3. Называя такую стратегию абсолютно беспроигрышным вариантом, она поясняет: “Цели развития тысячелетия были утверждены всеми в качестве единого пакета, чтобы прекратить тратить впустую время и вернуть человека в центре повестки дня международного сообщества. Мы достигнем этих целей, только если станем рассматривать женщин как активных участников всего этого процесса, а не просто будем считать их жертвами несправедливости или получателями помощи”.

Несмотря на то, что в Декларации тысячелетия признается необходимость обеспечить гарантии равных прав и возможностей мужчин и женщин, согласно данным Всемирного банка, ни в одном регионе развивающегося мира женщины не приравнены в своих правах к мужчинам в юридически - правовом, социальном и экономическом отношениях. В то время как за прошедшие два десятилетия наблюдался определенный прогресс во многих частях мира в том, что касается искоренения гендерного неравенства в области образования и здравоохранения, в ряде стран продолжает иметь место существенный разрыв. Девочки отстают в степени получения доступа к образованию. Чтобы достичь всеобщего начального образования, должны быть приняты дополнительные усилия, чтобы содействовать набору девочек в школы и изменить культурные стереотипы и убеждения, которые, вкупе с крайней нищетой, часто становятся причиной высокого показателя ухода девочек из школ.

Разрыв между мужчинами и женщинами в том, что касается доступа к ресурсам и их контролю, в экономических возможностях, властных правомочиях и политических голосах является широко распространенным явлением. До настоящего времени, только четыре страны (Швеция, Дания, Финляндия и Норвегия) достигли соотношения приблизительного равенства полов при наборе в средние школы; не менее 30-процентной доли женщин на должностях в представительных или законодательных органах; и приблизительной 50-процентной оплачиваемой занятости женщин в секторах экономики, не связанных с сельским хозяйством.

В большинстве стран мира женщины по-прежнему имеют более ограниченный доступ к социальному услугам и производительным ресурсам по сравнению с мужчинами:

 

  • В подавляющем большинстве случаев женщины по-прежнему недостаточно представлены в национальных и местных собраниях, в среднем составляя лишь 14% депутатского корпуса в национальных парламентах;
  • В большинстве стран с низким уровнем доходов населения, вероятный процент девочек, посещающих школу, меньше, чем аналогичный показатель для мальчиков. Даже когда девочки наравне с мальчиками начинают посещать школу, вероятность того, что они вскоре уйдут из школы больше, чем у мальчиков;
  • В индустриальных странах работающие женщины получают лишь 77% средней зарплаты мужчин; в развивающихся странах эта доля составляет 73%.

Женщины и бедность

Число людей во всем мире, живущих в условиях крайней нищеты и имеющих доход менее одного доллара в день, превышает 1,3 млрд. человек. Женщины, особенно в развивающихся странах, несут на себе неравную долю бремени бедности. Несмотря на то, что достаточно трудно вычислить точную цифру из-за недостатка статистических данных, в целом предполагается, что большинство среди бедных Земли – это женщины (60-70%).

Кроме того, на протяжении прошедшего десятилетия продолжал расширяться разрыв между женщинами и мужчинами, оказавшимися в тупике нищеты.

Женщины, живущие в бедности, часто лишены доступа к таким важным источникам ресурсов как кредитование, земельные права и право наследования. Их труд часто остается без должного вознаграждения и признания. Потребностям женщин в области здравоохранения и полноценного питания не придается должного приоритета, женщины имеют лишь ограниченный доступ к услугам в сфере образования и социальной помощи, а их участие в принятии решений в семейном кругу и в сообществе минимально. Предвзятость отношения к женщинам в обществе еще более усиливается соразмерно с уровнем бедности. Оказавшись в порочном кругу бедности, женщины еще более уязвимы из-за неравного доступа к производственным ресурсам и контроля над своим собственным трудом и заработанным доходом.

Наряду с тем, что гендерное неравенство усугубляет состояние бедности, такое положение вещей также усиливает неравенство между мужчинами и женщинами. Проблема неравенства между девочками и мальчиками в том, что касается равноправного доступа к услугам в сфере образования или здравоохранения, стоит более остро для бедных людей, чем для тех, кто получают более высокие доходы. Мужчины-бедняки имеют меньшее влияние в сообществах, где они проживают, по сравнению с другими мужчинами, а бедные женщины, как правило, вообще имеют минимальное влияние. Такие несоответствия в положении ставят женщин и девочек в невыгодные условия и ограничивают их способность принимать активное участие в процессе развития и получать от этого определенные выгоды.

Одна из проблем, которая наглядно демонстрирует, как гендерное неравенство усугубляет положение бедных женщин, это - доступ к безопасной питьевой воде. Более 1 млрд. чел., или примерно одна шестая населения мира, не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а 2,4 млрд. чел., или 40% мирового населения, не имеют доступа к адекватным услугам санитарии. Не имея прямого доступа к безопасной для питья воды, бедняки, особенно женщины и девочки, проводят большую часть своего времени в поисках такой воды. Около 6, тыс. детей ежедневно умирают от болезней, связанных с потреблением опасной для здоровья человека воды и плохими санитарно-гигиеническими условиями. Согласно имеющимся оценкам, грязная вода и антисанитарные условия являются причиной около 80% всех болезней в развивающемся мире. Женщины и девочки, как правило, в большей степени страдают из-за отсутствия соответствующих санитарно-гигиенических условий.

У неграмотности – женское лицо

Две трети из 876 млн. неграмотных в мире – женщины. Из 113 млн. детей, достигших возраста начальной школы, но не имеющих для этого возможностей, почти две трети это – девочки. Несмотря на столь грустную статистику, и в этой области есть определенный прогресс. В течение второй половины XX столетия набор девочек в начальную школу примерно удвоился в странах Южной Азии, региона Африки южнее Сахары, Северной Африки и Ближнего Востока, а его темпы превышали аналогичные показатели для мальчиков. Однако по-прежнему, меньшему количеству девочек, чем мальчиков удается окончить начальную школу. По достижении 18 лет, девочки имеют за плечами в среднем на 4,4 года меньше лет образования, чем мальчики.

Женская неграмотность вызвана многими связанными между собой факторами. Во многих странах от девочек ожидают, что они еще в раннем возрасте начнут помогать по хозяйству, что мешает им посещать школу, чтобы получить формальное образование. В некоторых странах считается, что для женщин образование не так важно и даже иногда противоречит традиционным представлениям о роли женщины. В то время как культурные и социальные факторы оказывают главное воздействие на доступ женщин к образованию, бедность является самым непреодолимым барьером на пути к образованию, в особенности это касается девочек.

Генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацуура выдвигает на первый план связь между образованием и бедностью, задаваясь вопросом: “Как можно одержать победу над нищетой, когда корни невежества остаются незатронутыми?” Грамотность, особенно грамотность женщин, является одним из наиболее важных факторов для жизнеспособного и равноправного развития. В целом образованные женщины имеют более высокие доходы и обладают лучшей способностью вести хозяйство и поддержать свои семьи. Согласно данным Организации Объединенных Наций, женщины, получившие образование, имеют меньшее количество детей в семье и лучшие условия для их воспитания. Грамотные матери с большей степенью вероятности пошлют своих детей, включая девочек, в школу.

Результаты исследований показывают, что одна из главных детерминант, определяющих уровень смертности детей, не достигших пятилетнего возраста – это образовательный уровень их матерей. Таким образом, образование женщин – это критически важный фактор для достижения Цели 4 (Целей тысячелетия), предусматривающей сокращение на две трети смертности среди детей в возрасте до пяти лет. Образованные матери способны принимать более грамотные решения относительно вопросов питания и здравоохранения как в отношении себя, так и своих детей, и в целом их дети, как правило, растут более здоровыми, чем дети женщин, не получивших образование.

Зловещая тень ВИЧ/СПИДа

Женщины составляют примерно половину из 40 млн. чел. среди населения мира, живущих с ВИЧ/СПИД, 95% из которых живут в развивающихся странах, а 70% – в странах Африки южнее Сахары. Наиболее яркий пример, иллюстрирующий критическую важность задачи расширения прав и возможностей женщин для достижения Целей развития тысячелетия – это заключения недавней посреднической миссии Организации Объединенных Наций в южной части Африки во главе со специальным посланником Генерального секретаря ООН по вопросам ВИЧ/СПИДа в Африке Стивеном Льюисом.

Выводы, сделанные представителями миссии, окончательно подтверждают посылку, что южная часть Африки является свидетельницей голода, нехватки продовольствия и сельскохозяйственного упадка нового типа – усиленных засухой, но и, в существенной мере, вызванных эпидемией ВИЧ/СПИДа.

Миссия пришла к выводу, что пострадали женщины, живущие повсюду в Африке. Последние не только больны, но и вынуждены нести полное бремя забот по дому – т.е. выполнять труд, который не имеет ни должного признания, ни вознаграждения. На протяжении последнего десятилетия в Африке от пандемии СПИДа погибло более 7 млн. сельскохозяйственных рабочих, подавляющее большинство которых составляли женщины.

В своем послании по случаю Международного женского дня в 2003 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул потребность в срочных действиях, сказав следующее: “Мы не можем терять время, если хотим достигнуть Целей развития Тысячелетия к намеченной дате к 2015 году. Только осуществляя инвестиции в интересах всех женщин мира, мы можем надеяться, что сделаем это. Когда женщины процветают, выигрывает все общество, а последующие поколения получают лучший старт на своем жизненном пути”.

в начало

( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно

Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru
Hosted by uCoz