Исторический вызов мудрости и дальновидности:
российские запасы пресной воды в контексте глобализации
Глубокоуважаемый господин Лайонс, глубокоуважаемые участники конференции!
В данной аудитории нет нужды много распространятся о важности проблемы воды для обеспечения устойчивого развития человечества. Уже сейчас многие страны страдают из-за нехватки пресной воды и они лихорадочно ищут способы решения этих проблем. Как это ни парадоксально, для богатой пресной водой России глобальная недостача пресной воды тоже ставит проблемы. Но, как говорят, с другой стороны баррикады. Эти проблемы требуют столь же мудрого и дальновидного решения, как проблемы нехватки воды в некоторых странах. Я хотел бы на этом представительном собрании вместе с вами ещё раз подумать на эту тему и предложить решения возникающих проблем. Очень не хотелось бы, чтобы сбылось пророчество известного российского академика Бориса Степановича Сотскова, который в 60-е годы, в своих выступлениях, неоднократно говорил, что из-за воды в третьем тысячелетии будут войны. Конечно, это говорил не только он один. А значит такая угроза вполне реальна.
На территории России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Озера Ладожское и Онежское содержат соответственно 900 и 300 куб. км, а крупнейшее в мире пресное озеро -гордость России - Байкал вмещает 23 тыс. куб. км. воды. По существу Байкал является планетарным резервуаром пресной воды на Земле. (К слову сказать, мы успешно загрязняем его). Ежегодно возобновляемые ресурсы речного стока в России оцениваются более чем в 4,2 тыс. куб. км. Крупнейшие реки России: Енисей (с Ангарой), Лена и Обь. Эти реки, как и большая часть территории России, относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Ряд рек приносит в Россию воду (194 куб. км. в год) из сопредельных государств. Казалось бы, воды много, но распределение речного стока по бассейнам морей крайне неравномерное и, если так можно сказать, - неудобное. Так, в бассейнах рек, стекающих в Каспийское море, несущих всего 7% речного стока России (Волга, Урал и др.), проживает 49% населения страны, а в бассейне рек Северного Ледовитого океана (70% стока) - лишь 24% населения. Да и эти 35 млн. человек живут в основном в верховьях рек (на индустриальном Урале, в южной части Западно-Сибирской низменности и на Алтае) и ощущают недостаток воды. А там, где большая вода, - малообжитая зона вечной мерзлоты.
Эти места земного шара устроены так, что реки Сибири текут на север, реки Казахстана, если бы они были, текли бы на юг, а водораздел находится на территории Казахстана. Северный (российский) склон водораздела многоводный, холодный, с недостатком и высокой миграцией трудовых ресурсов, в то время как южный (Казахстан, Узбекистан, Туркмения) - теплый, солнечный, с плодородными почвами, с постоянно увеличивающимся населением, но с дефицитом воды. Водные ресурсы Сибири в 50 раз превосходят возможное (на сегодня и ближайшую перспективу) собственное водопользование. Трудно себе даже представить, что водообеспеченность населения в бассейне реки Лена составляет 446 тысяч кубических метров чистой воды в год на 1 человека! В то время как в Приаралье уже практически нет питьевой воды, а степи Сибири, Алтая и Казахстана получают удовлетворительное увлажнение лишь 2-3 раза за десятилетие. Остальные годы характеризуются засушливостью и урожаями зерновых 5-7 ц/га, а иногда и их полной гибелью. В то время как один-два своевременных полива позволяют получить урожай 35-40 ц/га. Прирост урожая с одного гектара стоит более 1000 долларов, а вода для такого полива- стоила бы порядка 300 долларов. Засуха несколько раз за десятилетие сжигает почти полностью травы на пастбищах, страдает животноводство. В рассматриваемом регионе порядка 150 млн. га земли могли бы быть дополнительно вовлечены в земледелие и животноводство при осуществлении мелиорации, обводнения и орошения. Даже если от полива одного гектара мы получим не 700 долларов, а только 100 чистой прибыли, то полив 150 млн. га принесет 15 млрд. долларов в год. Таким образом, возникает естественное желание максимально использовать биоклиматический потенциал южного склона за счет обеспечения его водой, взятой из избыточного стока водного бассейна северного склона (разумеется, без нанесения экологического ущерба последнему). Эта идея впервые выдвинута русским геодезистом Демченко в 1868 году. Через 100 лет (в 70-е года прошлого столетия) руководство СССР, озаботившись создаваемой сложной демографической, продовольственной, хозяйственной ситуацией в стране, обратилось к этой полузабытой идее использования паводковых и избыточных вод рек Сибири для народнохозяйственных нужд юга Западно-Сибирской низменности, Казахстана и Узбекистана.
В 70-тые и 80-тые годы тысячи специалистов и ученых из 150 научно-исследовательских институтов СССР провели колоссальную работу, рассчитав 17 вариантов проекта использования избыточных и паводковых вод рек Оби (с притоками) и Енисея для использования в народном хозяйстве (в основном в сельском хозяйстве) Тюменской, Курганской, Челябинской, Оренбургской областей, а также в Казахстане, Узбекистане и Туркмении. Подсчитали, что с учетом потребности промышленности и продуктивности осваиваемых земель необходимо забрать из Оби порядка 24 кубических км в год, что составляет 5-7% среднегодового сброса Оби в Северный Ледовитый океан, проложили на картах несколько вариантов маршрутов водоводов. Изъятие такого незначительного по сибирским меркам количества воды в нижнем течении этой реки не причинило бы заметного вреда и ущерба Сибири ни в хозяйственно-экономическом, ни в экологическом отношении, тем более что ниже Ханты-Мансийска отсутствуют какие-либо водозаборы, и Обь уже просто сбрасывает свои воды в океан. А экологическая польза состояла бы в том, что смягчалась бы паводковая ситуация на Оби. Проектировщики в те времена сочли, что оптимальным (при достижимом в те времена уровне техники и с учетом ограничений по финансированию) вариантом водовода является открытый канал с забором воды ниже г. Ханты-Мансийска. С учетом фильтрации и испарения объем водозабора брутто - 27,2 куб. км в год. При этом на территории России предполагалось использовать 4,9 куб. км, в северном Казахстане (на засушливых бывших целинных землях) 3,4 куб. км, остальное -в Казахстане, Узбекистане и Туркмении в оросительных системах бассейнов рек Сырдарьи и Амударьи. С использованием этой воды становилось возможным орошение 4,5 млн. га земель, в том числе в районах РСФСР - 1,5 млн. га.
Работа над проектом была приостановлена в 1986 году решением Политбюро ЦК КПСС вследствие недостаточности финансирования и с учетом спровоцированной кампании по дискредитации проекта. Многие критики проекта ссылались на возможные экологические проблемы, которые может внести канал, даже окрестили проект "поворотом северных рек". В умах общественности им удалось сформировать искаженное, резко отрицательное представление о проекте. Ученые, конечно, предвидели возможные негативные последствия в случае строительства крупного необлицованного фильтрующего канала и нерационального водопользования (подтопление, вторичное засоление и т.д.) и открыто написали о них в отчетах. За что и были подвергнуты жестокой критике, несмотря на то, что проектом предусматривались корректирующие мероприятия и предлагались дополнительные рекомендации, как этого избежать или свести к минимуму. Последствиями такой обструкции стало то, что по всему бывшему СССР все министерства водного хозяйства были ликвидированы, закрыты многие предприятия системы водного хозяйства, сокращены капитальные вложения и текущие расходы, потеряно огромное количество квалифицированных кадров...одним словом, нанесен колоссальный урон.
В настоящее время общая площадь орошаемых земель на планете превышает 300 млн. га и ежегодно увеличивается более чем на 4 млн. га. За последние 100 лет по темпам освоения новых орошаемых земель Центральная Азия отстает от мирового уровня в 3,5 раза. Заметим, что население в бассейне Аральского моря увеличилось за тот же период в 7,7 раза (с 6 млн. до 46 млн. человек), т.е. темп существенно выше мирового ! Орошаемое земледелие в условиях Узбекистана является основным источником получения продовольствия и производства валовой продукции сельского хозяйства. Без искусственного орошения получение этой продукции просто немыслимо, поэтому без всякого преувеличения можно утверждать, что орошение является основой жизнеобеспечения и благосостояния быстро прирастающего населения. Вот свежие данные из Узбекистана (я специально их запросил при подготовке этого доклада): страна располагает земельным фондом пригодных для орошения земель 10,8 млн. га, а реально орошает 4,2 млн. га., потому что всего собственного ресурса воды хватает только на 4,7 млн. га. Если в начале прошлого века в Узбекистане на душу населения приходилось 0.6 га орошаемых земель, то в конце столетия — только 0,17 га. (Минимальная норма для самообеспечения продовольствием - 0,3 га). Единственным сдерживающим фактором развития площадей орошения в Узбекистане является сейчас испытываемый дефицит водных ресурсов. В настоящее время за счет собст венного производства продовольствия потребность в питании в Узбекистане удовлетворяется всего лишь на 58%, а с учетом импортного завоза - на 71%. Причем структура питания далеко не сбалансирована.
Попробуем спрогнозировать: к каким глобальным последствиям приведет игнорирование со стороны России этих проблем Центральной Азии. Если подумать о том, что происходит сейчас вокруг Ирака, то вряд ли наш прогноз будет оптимистичным. А ведь в случае с Ираком под угрозой всего лишь возможность стран золотого миллиарда дешево ездить на традиционных автомобилях. А здесь - на карту поставлена сама возможность жизни для десятков миллионов людей. В такой ситуации нетрудно будет сплотить эти народы вокруг новых Саддамов хусейнов. По существу набор возможных сценариев очень ограничен: придется либо воевать, либо импортировать в Россию людей из этих стран, либо экспортировать воду. Очевидно, что наибольшую выгоду для России и для других народов сулит только экспорт воды, осуществляемый строго на взаимовыгодной основе.
Надо четко осознавать, что сложившаяся в регионе кризисная ситуация будет еще более углубляться до тех пор, пока туда не придет дополнительная вода. Именно ее нехватка является в настоящее время основным фактором, сдерживающим как дальнейший рост площадей орошения, так и в целом развитие государств Центральной Азии. Поэтому мы снова вынуждены обратиться к теме использования в регионе вод сибирских рек. К тому же в наше "рыночное" время вода уже становится товаром. Притом жизненно важным. Спрос на воду постоянно растет, а предложение - даже убывает. Давайте по новому осмысливать новую ситуацию. Я действительно хочу "повернуть", но не реки, а отношение к вопросу.
Сколько стоит 1 кубический метр воды? Правильный ответ: по-разному в зависимости от места, времени, объемов, качества и еще массы параметров. Цену определяет рынок. Например, на Кипре вода для полива стоит около 1 доллара за кубометр. Предположим, в нашем проекте получится средняя себестоимость, скажем, 10 центов. Тогда продажа 24 кубических км просто чистой воды из реки по 30 центов за кубометр принесла бы прибыль 4,8 млрд. долларов США ! Ежегодно ! И это не нефть или газ, запасы которых ограничены. Это ежегодно возобновляемый, считай: неиссякаемый ресурс.
Еще в Библии сказано: "Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь".
(Екклесиаст, гл.1)
При этом надо учесть, что потребности в воде (и цены !) растут и будут расти дальше. Климат Земли теплеет "на глазах". Проблема воды, в особенности питьевой воды, приобретает планетарный масштаб, из-за воды уже идут войны. Мы все должны поблагодарить Рашида Алимова за инициативу, благодаря которой 2003 год определен Организацией Объединенных Наций как "Год чистой воды".
Я, на самом деле, не предлагаю реализовать прежний проект. Теперь это, пожалуй, и не нужно и не возможно. Но наработки его необходимо использовать в новом коммерческом проекте в соответствии с нынешними экономическими и геополитическими условиями.
Надо заметить, что после развала СССР объемы промышленного и сельскохозяйственного производства России, Казахстана, Узбекистана, как и других республик, заметно сократились, а вместе с этим уменьшилась и потребность в воде. По самым ориентировочным оценкам на сегодня платежеспособная потребность в воде вдвое меньше, чем в "проекте Века", т.е. порядка 12 кубических км в год. Надо подготовить хотя бы предварительный проект бизнес-плана, который определил бы разумный баланс необходимых расходов и возможных доходов. Начать нужно с работы экономистов и экологов.
В наше время рыночной экономики реализация проекта могла бы быть осуществлена Транснациональным Консорциумом. Предполагается, что Консорциум объединит финансы юридических и физических лиц России и других стран-участниц проекта, владельцев инвестиционных проектов в сообщество на основе членства. Деятельность Консорциума будет заключаться в разработке инвестиционных проектов, их презентации потенциальным инвесторам, организации получения инвестиций, управлении реализацией инвестиционных проектов. Финансово-экономические механизмы его функционирования должны быть тщательно продуманы. Важно, что в соответствии с уже известными в мировой практике экономическими принципами подобных межгосударственных организаций, этот Консорциум не должен стать монополией, держащей за горло страны-участницы ради получения прибыли. Прибыль будет получаться в экономике стран-участниц. А платежи Консорциуму будут лишь компенсировать его расходы.
Экономическим стержнем проекта должно являться развитие производительных сил и ведение прибыльной хозяйственной деятельности за счет активного водохозяйственного обустройства рассматриваемого региона. Предполагается развитие сельскохозяйственного производства и промышленности (в первую очередь, перерабатывающей), освоение полезных ископаемых, обустройство лесозащитных полос, перевозка грузов по автотрассе "Север-Юг" параллельной каналу, развитие электроэнергетики и др. Неизбежно повышение занятости населения, улучшение его экономического и социального положения. Осуществление проекта позволит создать мощный экономический мост между Россией и республиками Центральной Азии, а в перспективе - со странами Персидского залива. Это будет способствовать становлению устойчивого развития каждого субъекта и масштабного экономического сотрудничества в регионе.
Вот уже 20 лет, как Аральский регион признан зоной экологического бедствия. За последние 40 лет уровень воды в Аральском море снизился на 18 метров и продолжает снижаться со скоростью 0,4 м ежегодно (это минус 14 кубических км в год). Соленость воды увеличилась в 2,5 раза. Вымирают рыбы ценных пород. Обнажившееся дно Аральского моря превратилось в соляную пустыню, откуда ветер разносит по всему региону порядка 70 млн. тонн солевой пыли в год. Свирепствуют песчаные бури. Распространяясь на расстояние до 500 км, соленая пыль губительно действует на растительность, наносит ущерб здоровью людей. Нехватка и загрязненность питьевой воды приводит к увеличению заболеваний людей и повышению детской смертности. К тому же территория заражена дефолиантами. Оказалось, что экологическое преступление состоит не в том, чтобы "перебросить" воду, а наоборот: в том, что этого не сделали! А, по проекту 1986 года уже в 2000 году сюда должна была придти вода из Сибири!
Утрата Аральского моря приведет не только к опустыниванию При-аральского региона, но и к глобальному влиянию на изменение климата Земли. Последние 2 года регион существует в условиях природно-техногенной катастрофы. Уже 150 тысяч человек переселено из Каракалпакии, теперь там невозможно жить. Кардинально решить проблему можно только за счет донорской подпитки центральноазиатских рек путем доставки дополнительных ресурсов воды извне, при этом не лить обскую воду в Амударью, а продавать ее платежеспособным покупателям так называемого Срединного региона. Благодаря сибирской воде могут быть смягчены последствия аральского кризиса, воспрянет орошаемое земледелие, возникнут рабочие места для местного населения, увеличатся поставки в Россию овощей и бахчевых культур, хлопка и т.д. Кроме того, отвод избыточных и паводковых вод из сибирских рек ослабит влияние разрушительных (порою катастрофических) наводнений, тем более что "весенняя", паводковая вода из-под Ханты-Мансийска дойдет в Приаралье лишь через месяц, то есть летом, когда и надо поливать.
В нищающих странах следует ожидать развития напряженности, агрессивности, терроризма, фундаментализма и т.д. Древнее правило справедливого распределения воды (говорят, недавно перевели с арабского) гласит: "если тот, кто сидит в верховьях реки, не дает воды тем, кто внизу, то последние могут с оружием в руках отстаивать свои права на воду". В наше время расцвета черного пиара так просто, опираясь на это положение повернуть обездоленные водой народы на черный передел пресной воды.
Следом за ослаблением экономических связей с бывшими республиками СССР Россия теряет и свое политическое влияние на них. А могли бы с выгодой осваивать регион и торговать. Вода может освежить и напитать эти отношения! При этом важно, что такой путь - это честное взаимовыгодное сотрудничество. Или это не в интересах России?
Я передал Президенту РФ В.В. Путину записку с просьбой поддержать целесообразность объективной и всесторонней проработки идеи. Жду ответа. Мое простое предложение состоит в том, чтобы спокойно, без эмоций, с учетом современных и перспективных геополитических и экономических условий и технологий решить, наконец, вопрос о реальности (или доказать невозможность) экономического возрождения рассматриваемого региона за счет использования избыточных и паводковых вод бассейна реки Оби. Но, как видно, альтернативы этому проекту нет. Я надеюсь, что Организация Объединенных Наций выработает собственное отношение к идее и сочтет возможным ненавязчиво высказать свое суждение.
Я твёрдо убеждён, что партнёрские, если хотите - мирокультурные ответы на этот, пожалуй - главный, вызов третьего тысячелетия. Это исторический императив. Только так можно обеспечить устойчивое развитие земной цивилизации. Мы помним что Генри Форд давным-давно сказал: ни одно полезное людям дело не может быть невыгодным. Цитирую по памяти. А раз это полезно для человечества, то значит и Россия на реализации этой идеи может (и, значит, - должна!) сделать выгодный бизнес! И это будет полезно не только для России, но и человечеству в целом. Для содействия реализации именно этого подхода не существует лучшего инструмента, чем сотрудничество в рамках Организации Объединённых Наций. И я призываю участников Конгресса в Киото разместить в своих решениях соответствующие положения, а ООН - оказать и моральное, и материальное содействие их воплощению в жизнь.
Спасибо за внимание !