|
||
Ниже приводятся выдержки из выступления Генерального секретаря ООН Кофи Аннана 8 февраля 2003 г. в Колледже им. короля Уильяма и королевы Мэри в Виллиамсбурге (шт. Вирджиния, США). Сегодня наша большая человеческая семья переживает период сильной тревоги и беспокойства. Существует глубокая озабоченность в связи с эскалацией насилия на Ближнем Востоке, распространением ядерного оружия и возможностью новых террористических нападений. И безусловно, самые большие опасения, как в этой стране, так и во всем мире, вызваны перспективой войны в Ираке. Многие спрашивают: а что делает Организация Объединенных Наций для предотвращения такой угрозы? Разве наша Организация не была создана для того, чтобы “избавить грядущие поколения от бедствий войны”? Да, именно так это и было. Наши отцы-основатели пережили две мировые войны. Они слишком хорошо знали те ужасные разрушения и страдания, которое несет с собой война, и были преисполнены решимости спасти мир от того, чтобы он был вынужден пережить подобную агонию снова. Мы никогда не должны забывать об этой высокой миссии. Война всегда есть катастрофа для всего человечества, курс, который должен рассматриваться только тогда, когда были полностью исчерпаны все другие возможности, и когда очевидно, что альтернативный путь является наихудшей перспективой. Если война придет в Ирак снова, она может вызвать ужасные потери и причинить страдания не только иракскому народу, но и, возможно, также его соседям. На всех нас и прежде всего непосредственно на руководстве Ирака лежит обязанность предотвратить это, если у нас есть такая взможность. Однако наши основатели не были пацифистами. Они знали, что неизбежно придут времена, когда сила должна быть остановлена силой. Именно поэтому они вписали в Устав ООН действенные положения о применении силы, позволяющие мировому сообществу объединиться перед лицом агрессии и победить ее. Двенадцать лет назад, когда Ирак вторгся в Кувейт, Совет Безопасности и ООН сделали именно это. Сначала Совет Безопасности представил захватчику четкую альтернативу мирного вывода войск. Затем, когда последний отклонил это предложение, Совет дал разрешение на использование силы. Это был мучительный, но необходимый выбор. Совет Безопасности не уклонился от ответственности. После получения соответствующих полномочий была кропотливо собрана широкая коалиция сил под руководством США. Не менее 11 из 26 государств, пославших войска для помощи в освобождении Кувейта, были мусульманскими странами. Тогда был получен урок, который и сегодня сохраняет свою актуальность. К сожалению, Ирак все еще не выполнил в полном объеме принятые на себя в 1991 году обязательства согласно условиям прекращении огня. В частности, Ирак еще не выполнил требование Совета Безопасности о своем полном разоружении, что касается оружия массового уничтожения. Это проблема не какого-либо отдельно взятого государства, но всего международного сообщества. Когда государства принимают решение об использовании силы, - не с целью самозащиты, а для того, чтобы противостоять угрозам международному миру и безопасности в более широком плане, - не существует альтернативы той уникальной легитимности, которой обладает Совет Безопасности ООН. Государства и народы во всем мире придают исключительную важность такой легитимности и примату международного права. Один из очевидных примеров такой более широкой угрозы - ужасы, которые таит в себе оружие массового поражения. Это проблема предельной важности, которая ни в коем случае не ограничивается Ираком и обязывает все международное сообщество вновь переосмыслить, при этом весьма тщательно, самые основы своей безопасности. Жизненно важно, чтобы это было сделано общими усилиями – с тем, чтобы достигнуть набольшей степени безопасности, усиливая, а не ослабляя или подрывая, многосторонние соглашения в области разоружения и нераспространения ядерного оружия. Только коллективный, многосторонний подход может эффективно обуздать стремительное распространение оружия массового поражения и сделать мир более безопасным местом для жизни. Ничто, безусловно, не может подорвать достижение этой цели в более фатальной степени, чем само фактическое использование оружия массового поражения. В связи с этим я обязан настоятельно призвать все стороны отказаться от любого использования такого оружия, будь то в Ираке или где-либо еще. Любой человек, который даст приказ об использовании таких вооружений или примет участие в этом, понесет за это самую серьезную ответственность. Однако давайте надеяться, что такие опасения окажутся необоснованными. Как ООН, мы обязаны использовать все возможности для мирного урегулирования проблемы, прежде чем прибегнуть к использованию силы. Лишь три месяца назад Совет Безопасности принял резолюцию 1441, предоставив тем самым новый, более авторитетный и сильный мандат оружейным инспекторам ООН в Ираке. При согласовании данной резолюции были проявлены терпение и настойчивость, что в результате отразилось в ее единодушном принятии. Последнее придает ей даже еще больший авторитет, авторитет, основанный на законных, коллективных усилиях и уникальной легитимности ООН. Это стало лучшим проявлением успехов многосторонней дипломатии на службе делу мира и безопасности. Имея мандат в лице такой резолюции, инспекторы ООН возвратились в Ирак после своего четырехлетнего отсутствия. Как мы знаем из опыта начала 1990-х гг., инспекции могут работать. Тогда инспекторы ООН “уничтожили” намного больше оружия и объектов, чем все бомбовые удары, вместе взятые. Сегодня, в значительной степени благодаря настойчивому заявлению президента Буша и давлению, последовавшему вслед за этим, инспекторы снова в Ираке. 27 января они представили на рассмотрение Совета Безопасности свой первый доклад и в следующий пятницу передадут второй. Имеется полный консенсус в отношении того, что Ирак должен разоружиться, проявляя при этом самый действенный подход. Такое понимание вопроса было единодушно продемонстрировано всеми членами Совета Безопасности, Лигой арабских государств и странами-соседями Ирака. Два главных инспектора ООН, д-р Бликс и д-р Эль-Барадей, также располагают всеобщим доверием. Они чрезвычайно профессионально выполняют свою работу. В эти выходные они вновь прибыли в Багдад, снова ясно давая понять иракским властям, что им необходимо сделать, чтобы выполнить, и в духе, и в букве, свои обязательства по разоружению. Сильное выступление госсекретаря Пауэлла в Совете Безопасности в прошлую среду, несомненно, укрепило их полномочия. В случае если наши усилия заставить Ирак полностью подчиниться требованиям и разоружиться с помощью проведения эффективных и достоверных проверок увенчаются успехом, выигрыш будет велик. Ирак уже более не сможет угрожать своим соседям, а мы, в свою очередь, будем иметь возможность послать мощный сигнал всем другим странам, которые имеют соблазн разработать или приобрести оружие массового поражения. Таким образом мы смогли бы укрепить режим нераспространения ядерного оружия во всем мире. В резолюции 1441 Совет принял решение о своем немедленном созыве в случае, если ему поступят сообщения о любых дальнейших существенных нарушениях Ираком своих обязательств или любом вмешательстве Ирака в инспекционные действия. Совет также напомнил в этом же контексте, что он неоднократно предупреждал Ирак о том, что последний столкнется с серьезными последствиями в случае продолжающегося нарушения своих обязательств. Таким образом, если Ирак упустит возможность воспользоваться этим последним шансом и продолжит свой вызов, Совет будет вынужден сделать еще один мучительный выбор, основанный на заключениях инспекторов, - выбор более сложный и, возможно, более роковой, чем тот, который стоял перед ним в 1990 г. И когда настанет такой момент, Совет должен мужественно принять на себя эту ответственность в выполнении своих обязательств. Из своего опыта мне известно, что он с честью и наиболее эффективно выполняет такую миссию, когда его члены работают сообща. Совету следует продвигаться в этом вопросе, проявляя должную уверенность, вдумчивость и осторожность. Предпринимаемые им шаги должны восприниматься как твердые, эффективные, вызывающие доверие и разумные – не только членами самого Совета, но и широкой общественностью. Если Совет проявит единодушие, – как это было сделано им в случае принятия резолюции 1441, – его решения окажут большее воздействие, он будет располагать лучшими шансами для достижения своей цели, которая должна воплотиться во всеобъемлющее решение, способное полностью вернуть многострадальный иракский народ в лоно международного сообщества. Успех в дипломатии достигается за счет укрепления уже имеющейся в наличии базовой поддержки. В нынешних условиях это означает укрепление авторитета и полномочий Совета Безопасности, а также мирового правопорядка, прежде всего в области мира и безопасности. Это чрезвычайно важно, поскольку то, что происходит в Ираке, не происходит в вакууме. Эти события имеют последствия, – какими бы они не были, лучшими или худшими, - и для других проблем большой важности, стоящих перед США и миром в целом. В частности, такие последствия заметно повлияют на тот климат, в котором мы ведем нашу борьбу с международным терроризмом. Чем шире наш консенсус в отношении Ирака, тем больше наши шансы снова сплотить наши усилия и эффективно бороться с другими пылающими конфликтами в мире, которые причиняют неимоверные страдания и срочно нуждаются в нашем внимании: от Израиля и Палестины до Конго и Кот-д'Ивуара, не говоря уже о наших усилиях по стабилизации обстановки в Афганистане. Даже за пределами этих проблем нас ожидает еще более широкая международная повестка дня, которую нам определили все мировые лидеры стран, когда они собрались вместе в ООН в 2000 г. Они приняли Декларацию Тысячелетия, поставив перед собой четкие цели - не только в области мира, безопасности и разоружения, но и в таких сферах, как развитие, ликвидация бедности и нищеты, прежде всего в Африке, глобальная защита окружающей среды, борьба с ВИЧ/СПИДом, развитие образования для девочек наряду с мальчиками и помощь беженцам и перемещенным лицам, а также защита прав человека, демократии и благого управления. Именно в зависимости от нашего успеха или провала в достижении этих Целей Тысячелетия, а не только в связи с Ираком, будут судить о роли ООН в XXI веке. Все мы должны осознать, что ООН – это не отстраненная или чужеродная структура, стремящаяся навязать свою повестку дня другим государствам. Организация Объединенных Наций – это мы, вы и я. Это глобальный союз 191 государства, все из которых способны внести свой собственный посильный вклад в общую работу. |
||
( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru |