|
||
Как заявил 10 апреля в Совете Безопасности ООН специальный советник Генерального секретаря по Кипру Алваро де Сото, неспособность достичь решения кипрской проблемы вызывает “глубокое разочарование”, и похоже, что скорее всего, это вызвано недостатком политической воли, нежели отсутствием надлежащих условий. 10-11 марта 2003 г. в Гааге (Нидерланды) были прерваны переговоры между сторонами по всеобъемлющему урегулированию кипрской проблемы согласно плану, разработанному ООН. План предусматривал проведение референдума, как среди греков-киприотов, так и турок-киприотов, с тем чтобы утвердить предложения Генерального секретаря и осуществить воссоединение страны до 16 апреля – даты подписания соглашения о вступлении Кипра в Европейский Союз. Информируя членов Совета о докладе Генерального секретаря ООН об усилиях, предпринятых им в период с конца 1999 г. по 11 марта 2003 г. с целью оказания содействия двум сторонам в достижении урегулирования, А. де Сото подчеркнул, что кипрская проблема в течение долгого времени постоянно присутствовала в повестке дня миротворческих усилий Генерального секретаря. По словам советника, трудно представить себе более благоприятное стечение обстоятельств, нежели те, которые преобладали в последние три с половиной года. Очевидно, продолжил он, в то время когда требовалось принятие важных решений, нависла проблема кризиса в Ираке, что затруднило, прежде всего со стороны Турции, принятие смелых решений и оказание соответствующего давления, необходимых для того, чтобы достичь урегулирования. “Как бы то ни было, был упущен уникальный шанс, а греки-киприоты и турки-киприоты лишились возможности проголосовать в поддержку воссоединения Кипра”, - подчеркнул А. де Сото. В результате проигравшей стороной оказались не только турки-киприоты и Турция, но и греки-киприоты вместе с Грецией. По его словам, “в результате проиграли все”. По мнению А. де Сото, в предстоящий период, с момента подписания соглашения о вступлении в Европейский Союз 16 апреля и до вступления в силу данного соглашения 1 мая 2004 г., а также в период подготовки к Европейскому совету в декабре 2004 г., на котором будет принято решение о начале переговоров о вступлении Турции в эту организацию, самая насущная задача сторон состоит в том, чтобы придерживаться утвержденного плана. По этой причине предложение, высказанное Рауфом Денкташем, лидером турков-киприотов, в Гааге, о возврате к общей дискуссии по вопросу о принципах, не дает какой-либо надежды на то, что договоренность будет достигнута. Вместе с тем приветствуется готовность, выраженная президентом Кипра Тассосом Пападопулосом, не обсуждать повторно существенные части плана при условии, что Р. Денкташ проявит соответствующее встречное стремление. Настал момент, когда лидеры обеих сторон должны признать, что любые дальнейшие переговоры не способны внести существенные улучшения в уже имеющийся план, а также быть готовыми к его окончательному утверждению. Заглядывая в будущее, А. де Сото, отметил, что в настоящее время Генеральный секретарь не намеревается предпринимать каких-либо новых инициатив в этом направлении до тех пор, пока не будет располагать вескими основаниями для того, чтобы заключить, что существует политическая воля, необходимая для успешного исхода. Специальный советник сообщил, что начиная с событий, описанных в докладе Генерального секретаря, Р. Денкташ направил Т. Пападопулосу письмо с предложением провести встречу для обсуждения круга мер по укреплению доверия. Согласно данному письму, Р. Денкташ был готов провести такую встречу, с тем чтобы рассмотреть вопрос о глубоком кризисе доверия, который, по его убеждению, существует между двумя сторонами, и который, по его мнению, стал основной причиной тупика, возникшего в Гааге. В ответном письме Т. Пападопулос утверждал, что безвыходность положения была обусловлена не кризисом доверия, а отказом Р. Денкташа и Турции принять предложенный главой ООН план в качестве основы для достижения договоренности об окончательном урегулировании проблемы. Он также вновь недвусмысленно заявил о том, что даже после 16 апреля он сохраняет приверженность нахождению решения “в рамках плана, предложенного Кофи Аннаном”, и призвал Р. Денкташа сигнализировать о своей готовности принять данный план в качестве основы для дальнейших переговоров. В ответном письме Р. Денкташ вновь подтвердил свою убежденность в том, что именно кризис доверия помешал его усилиям и что его предложения о мерах по укреплению доверия остаются в силе. При этом он вновь подчеркнул, что продолжает поддерживать миссию добрых услуг Генерального секретаря ООН, в отношении которой он и Т. Пападопулос, казалось, имели обоюдное согласие. Однако, не принимая план Генерального секретаря ООН в качестве основы для дальнейших переговоров, Р. Денкташ обратился также с предложением, чтобы лидеры общин обсудили поправки, которые они хотели представить, и в случае принятия последних вынесли план на референдум. Как сообщил специальный советник, до настоящего времени ответа Т. Пападопулоса на данное письмо не поступало. |
||
( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru |