13. 02. 03

Пресс-конференция по расходам на систему ПРО США

Согласно выводам нового исследования, представленного 7 февраля на пресс-конференции в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, расходы на создание так называемой “многоуровневой”, или всеобъемлющей, системы противоракетной обороны (ПРО) могут составить от 800 млрд. до 1,2 трлн. долл. США, что в значительной степени превышает сумму в 60 млрд. долл., согласно оценкам предыдущей американской администрации.

Специалисты организации “Союз экономистов за сокращение вооружений” и Центра по контролю над вооружениями и нераспространению ядерного оружия стали авторами доклада, озаглавленного “Полная смета расходов на оборону против баллистических ракет”. В результате всестороннего анализа данных министерства обороны и счетной палаты конгресса США сделан вывод о том, что отдельные компоненты предлагаемой системы, включая элементы наземного, морского, воздушного и космического базирования, не были включены в смету расходов. Стоимость же учтенных компонентов была явно занижена. Кроме того, в докладе представлены расходы на содержание и обслуживание системы в течение 35 лет, т.е. всего ее предполагаемого срока службы.

Созданный в США в 1980 г. Центр занимается аналитическими исследованиями в области правительственных действий, расходов, политики и законодательных мер, касающихся оружия массового поражения. Экономистов, входящих в группу, которая является всемирной организацией профессионалов, объединяет идея о том, что экономические последствия и аспекты войн, гражданских столкновений и конфликтов, военных приготовлений и случаев насилия должны быть проанализированы, измерены и представлены на суд общественности. Участник группы Ричард Кауфман и нобелевский лауреат Лоуренс Клайн провели брифинг для корреспондентов после представления своего доклада консультативному совету Генерального секретаря ООН по вопросам разоружения.

По словам Л. Клайна, в нынешние времена экономической нестабильности за последние два-три года произошли резкие изменения и уход от сбалансированной экономики, имевшей положительные показатели на государственном, федеральном и местном уровнях. Теперь же все переживают нелегкие времена. Ассигнование в размере еще одного неучтенного триллиона долларов, которые еще только предстоит заработать, даже если распределить такие затраты на период в несколько лет, - это “слишком большой и неудобоваримый заказ”, подчеркнул он. Это означало бы сокращение ассигнований на профессиональное образование и подготовку, программы социальной помощи и защиту окружающей среды, а также на военные расходы, не связанные с проектом создания противоракетного щита.

Р. Кауфман сказал, что помимо непомерных расходов, применение оружия массового поражения представляет собой намного большую угрозу безопасности США, чем запущенная против Америки ракета, поэтому необходимо снизить темпы разработки такой системы обороны против баллистических ракет, направляя высвобождаемые в результате этого средства на решение гораздо более широких и насущных проблем.

Более того, продолжил он, при разработке систем ПРО предлагалась концепция, согласно которой “страны-изгои”, или государства так называемой “оси зла”, могут в будущем создать свои собственные ракеты дальнего радиуса действия. При этом возникает вопрос, будет ли эта система использоваться против ракетных комплексов, имеющихся у Китая и России. Администрация США дает на это отрицательный ответ, однако когда такая многослойная система будет создана и полностью размещена “во всей ее мощи” на земле, в воздухе, под и над водой и т.д., возникает вопрос, будет ли такая система расцениваться Китаем и Россией как представляющая угрозу их потенциалу сдерживания.

В этом контексте докладчик обратил внимание журналистов на еще одно опубликованное 7 февраля исследование под заголовком “Система ПРО США: позиция России”. В исследовании анализируется возможная реакция со стороны России по мере того, как такая программа будет разворачиваться, и в дальнейшем. Р. Кауфман предположил, что наиболее вероятной ответной реакцией России станет усиление потенциала проникновения своих наступательных вооружений сквозь такую систему защиты и попытка обеспечить сохранение их сдерживающей способности.

Отвечая на вопрос, рассматриваются ли в докладе политические аспекты такой программы, Л. Клайн заявил, что хотя изменений в финансовой или налоговой политике не предвидится, в докладе содержится весьма важный вывод о том, что с учетом всех технических деталей программы дополнительное бремя ляжет на бюджетный дефицит страны. После этого возникнет необходимость задать вопрос: “Что может быть сделано для заделки такой бреши?” Как возможный вариант, придется поднять налоги, что противоречит проводимой ныне политике по их снижению, а также сократить общие государственные бюджетные расходы в части, касающейся либо невоенных статей, либо военных расходов за рамками программы по созданию противоракетного щита.

Р. Кауфман также напомнил, что в 1980-е годы, т.е. во времена администрации Р. Рейгана, существовала менее масштабная версия данной программы, известная как “звездные войны”. Несмотря на ее высокую стоимость, расходы на нее не идут ни в какое сравнение с планируемой в настоящее время программой по созданию полномасштабного зонтика. Даже тогда наблюдалось вынужденное сокращение расходов на социальные нужды. Буквально за одну ночь выросло число безработных, а также имело место “множество других неприятных явлений”.

в начало

( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно

Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru
Hosted by uCoz