20. 01. 03

«Дети и вооруженный конфликт» - открытое обсуждение в Совете Безопасности ООН

Ниже приводится перевод с сокращениями выступления Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросам детей в вооруженных конфликтах Олары A. Отунну в рамках открытой дискуссии в Совете Безопасности ООН на тему “Дети и вооруженный конфликт” 14 января 2003 г.

Со времени вынесения Советом Безопасности формального заключения, что защита и благосостояние детей, подвергающихся воздействию вооруженных конфликтов, представляют собой фундаментальную проблему, касающуюся мира и безопасности (Резолюция СБ 1261 от 1999 г.), которую следует рассматривать в рамках его повестки дня, растущее участие Совета в решении таких вопросов оказало существенное влияние на принятие важных документов в области защиты прав детей. Эти документы включают в себя: три резолюции, принятые до настоящего времени и посвященные данной проблеме; ежегодный обзор и дебаты по этой теме; включение концепции защиты прав детей в рамки мандатов и подготовки персонала операций по поддержанию мира; включение темы “Дети и вооруженный конфликт” в страновые доклады; создание должностей и включение советников по вопросам защиты детей (СЗД) в операции по поддержанию мира; включение детской проблематики в мирные переговоры и соглашения; прямое участие детей в обсуждениях, проводимых Советом Безопасности; акцент на детях в проведении постконфликтных программ в ситуациях, касающихся: Косово, Сьерра-Леоне и Афганистана; и постоянное сотрудничество с неправительственными организациями (НПО) в контексте консультаций, проводимых по “формуле Арриа”.

Параллельно этим событиям, касающимся работы Совета, за последние несколько лет сделан огромный прогресс в деле укрепления и кодификации международных норм и стандартов в области защиты прав детей в условиях вооруженного конфликта. Основополагающие международные инструменты права, которые вступили в силу в течение этого периода, включают в себя:

  • Факультативный протокол [к Конвенции о правах ребенка], касающийся участия детей в военных конфликтах, согласно которому, государства-стороны Протокола обязуются установить 18-летний возрастной ценз в отношении обязательного призыва и прямого участия детей в военных действиях, а неправительственным сторонам запрещается вербовать или использовать детей, не достигших 18-летнего возраста.
  • Римский статут, в соответствии с которым учрежден Международный уголовный суд, который классифицирует вербовку или использование в военных действиях детей до 15-ти лет, намеренные нападения на школы и больницы, а также серьезные правонарушения, связанные с сексуальным насилием, как военные преступления.
  • Конвенцию № 182 Международной организации труда (МОТ), которая расценивает детскую воинскую службу как одну из самых тяжких форм детского труда и устанавливает 18-летний минимальный возраст для обязательной воинской службы.
  • Африканскую хартию прав и основ благосостояния ребенка, которая запрещает вербовку или прямое участие в военных действиях лиц моложе 18-ти лет.

По мере того, как мы вступаем в “эпоху правоприменимости”, две проблемы, в первую очередь, подвергнут испытанию нашу совместную решимость добиться реальных результатов в конкретных странах.

Во-первых, мы должны обеспечить систематический мониторинг и отчетность в отношении действий и поведения сторон-участников конфликтов. Во вторых, информация, полученная в результате такого мониторинга и отчетности, должна служить пусковым механизмом действий, пусковым механизмом для оказания коллективного давления и запуска мер преследования в отношении правонарушителей. Когда поступает информация о вопиющих нарушениях прав детей и не предпринимаются в этой связи какие-либо действия, подрывается само доверие со стороны детей.

Есть и другие меры, которые критически важны для перевода возможностей, открывающихся в результате вступления в “эпоху правоприменимости”, в плоскость реальной действительности. В частности, нам необходимо удвоить наши усилия, с тем чтобы гарантировать:

  • включение детской проблематики во все мирные переговоры и соглашения;
  • превращение реабилитации детей в центральный компонент любых программ постконфликтного восстановления и реконструкции, с центральным акцентом на ключевых областях образования, базового здравоохранения, питания, социальной реабилитации малолетних комбатантов и должного учета особых потребностей девочек: вклад в детей и молодежь – это наилучшая гарантия долгосрочного мира;
  • полную интеграции проблематики детей, находящихся в условиях вооруженных конфликтов, в мандаты, программы подготовки персонала и деятельность, проводимые в рамках миротворческих операций;
  • чтобы направление советников по вопросам защиты детей (СЗД) стало всеобщей практикой во всех миротворческих операциях;
  • развитие и укрепление потенциала местных сил, особенно общественных организаций, по продвижению, защите и контролю соблюдения прав детей как наилучшей гарантии развития местной инициативы и устойчивого развития;
  • чтобы с учреждением Международного уголовного суда наши усилия гарантировали, что лица, виновные в совершении военных преступлений против детей, первыми понесли ответственность в стенах нового суда;
  • развитие и укрепление политики, пропагандистской роли и программ региональных организаций в деле защиты интересов детей, находящихся в условиях вооруженных конфликтов;
  • включение вопросов, касающихся защиты детей, в качестве отдельного аспекта отчетности, во все доклады Совету Безопасности о ситуациях в конкретных странах;
  • широкое и эффективное распространение международных норм и стандартов;
  • что мы будем обращать наши усилия к молодежи, проживающей в странах, как охваченных конфликтами, так и живущих в мире, и привлекать ее представителей для работы в качестве защитников и участников движения в защиту прав детей.

В резолюции 1379 (2001 г.) Совет Безопасности просил Генерального секретаря представить список сторон, которые используют или вербуют детей в ситуациях конфликтов, находящихся на рассмотрении Совета. Список, прилагаемый к настоящему докладу, поднимает новую “целину” – впервые в официальном докладе конкретно названы и перечислены те, кто ответственен за грубое и жестокое обращение с детьми в ситуациях конфликтов. В целом, список внесены 23 стороны пяти конфликтов, включая как правительственные силы, так и мятежные группировки, в следующих странах: Афганистан, Бурунди, Демократическая Республика Конго, Либерия и Сомали.

Этот список дает Совету Безопасности важную возможность продемонстрировать ответную реакцию, четко сигнализируя о своей решимости смело вступить в “эпоху правоприменимости”.

В этой связи, предлагаю на рассмотрение Совета следующие меры:

  • призвать все перечисленные в списке стороны немедленно прекратить вербовку и использование детей и представить полную информацию о мерах предпринятых ими в этой связи;
  • проводить регулярные обзоры и обсуждения в контексте конкретных страновых докладов;
  • дать оценку достигнутого прогресса в следующем докладе Генерального секретаря;
  • рассмотреть вопрос о принятии адресных мер против сторон, в отношении которых сделан вывод, что существенный прогресс не достигнут; такие меры должны включать в себя наложение ограничений на свободу перемещений виновных в правонарушениях лидеров и исключение последних из любых структур власти и режима амнистий, запрещение на экспорт или поставки оружия и ограничение потока финансовых ресурсов к рассматриваемым сторонам;
  • представить полный список в следующем докладе Генерального секретаря с целью включения в него всех участвующих в вооруженных конфликтах сторон, которые продолжают вербовать и использовать детей-солдат.

в начало

( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно

Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru
Hosted by uCoz