|
||
Как отмечалось на пресс-конференции, состоявшейся 21 апреля в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, избрание Луиса Морено Окампо первым генеральным прокурором Международного уголовного суда (МУС) стало еще одним историческим шагом в закладке фундамента важнейшей организации по защите прав человека, созданной за последние пятьдесят лет. Перед выборами прокурора 89 членами Ассамблеи государств-участников Суда перед журналистами выступили: Уильям Пэйс, уполномоченный координатор Коалиции неправительственных организаций в поддержку Международного уголовного суда (глобальной сети из порядка 2000 неправительственных организаций); Ричард Дикер из “Хьюман-Райтс-Уотч”; Франциско Соберон, исполнительный секретарь организаций по защите прав человека в Перу, и Дэвид Донат-Каттин, старший сотрудник программы “Парламентарии за глобальные действия”. Кандидатура Л. Морено Окампо, выдающегося аргентинского прокурора, адвоката и государственного деятеля, получила всеобщее одобрение в ходе неофициальной встречи, проведенной в штаб-квартире ООН в марте. Р. Дикер отметил, что нынешний прокурор, вероятнее всего, станет самым публичным и видным представителем Суда и, конечно же, в большей степени, чем какой-либо другой чиновник, “человеческим лицом” Суда, обращенным к миру”. Начиная с 1995 г. и в последующие годы Л. Морено Окампо приобрел внушительный судейский опыт в ходе ведения в Буэнос-Айресе чрезвычайно сложного дела против аргентинской хунты. Этот процесс получил самую широкую огласку, став источником воодушевления и восхищения для всех людей в мире, которые искренне желали, чтобы хунта понесла ответственность по закону за все ужасные преступления, которые она совершила в Аргентине в ходе так называемой “грязной войны”. Как заметил Р. Дикер, новый прокурор принес с собой опыт работы по расследованию именно таких дел, которыми и будет заниматься Суд. Аналогичным образом, выступая в качестве адвоката и заместителя прокурора в ходе судебных процессов над хунтой, Л. Морено Окампо находился в самой гуще событий и стоял у истоков усилий, чтобы заставить работать национальную систему правосудия, которая лишь зарождалась после нескольких лет диктатуры. Суду крайне необходим такой непосредственный опыт, так как прокурор должен производить оценку точно таких же ситуаций, например, определять, действительно ли какой-либо конкретный случай подпадает под юрисдикцию Суда или же данное дело – компетенция национальных властей страны. По словам Р. Дикера, только время и практика покажут, насколько хорошо новый прокурор будет справляться со своей “неимоверной ношей” и ответственностью. Обращая внимание на другой аспект биографии вновь избранного прокурора, Р. Дикер подчеркнул, что в настоящее время Л. Окампо в качестве приглашенного профессора читает курс лекций в Гарвардской школе права. До этого он читал аналогичные курсы в Стэнфордском университете. Л. Окампо хорошо знает США и лиц, ответственных за политический курс этой страны, и довольно странно видеть его кандидатуру и послужной список в свете обвинений в избрании “непослушного или предвзятого прокурора” – опасности, вокруг которой вот уже в течение многих лет некоторые лица в администрации Буша пытаются раздуть шумиху вопреки имеющимся фактам и букве закона. Как заметил Р. Декер, “перед Вами находится человек, который имеет реальный опыт, пользуется реальным доверием, полученными в ходе судебного расследования этих трудных дел, а также хорошо знает США”. По его словам, антиамериканский “прокурор-изгой” существует лишь в высказываниях и умах идеологов администрации Буша. Продолжая свое выступление, он отметил, что с избранием нового генерального прокурора вполне закономерно, что возникают новые ожидания и вопросы, например, когда Суд начнет рассмотрение своего первого дела; кто первым окажется на скамье подсудимых, и когда все это произойдет. Однако при этом необходимо помнить о том, что новому прокурору предстоит укомплектовать штат сотрудников, который должен будет состоять из нескольких сотен высококвалифицированных специалистов со всего мира. Кроме того, он должен разработать политику и процедуры не только для инициации расследований, но и для предъявления обвинительных актов и эффективного управления своей канцелярией. Уильям Пэйс отметил, что работа в рамках создания Суда и усилия по претворению в жизнь положений Римского статута идут ускоренными темпами наряду с искренними намерениями создать не только самый первый постоянный уголовный суд, но и структуру, которая будет отличаться справедливым, эффективным и независимым характером. Рассматривая роль неправительственных организаций на первой стадии становления Суда, исполнительный секретарь организаций по защите прав человека в Перу Франциско Соберон отметил, что ассоциации по защите прав человека в латиноамериканском регионе продолжают работу по содействию процессу приведения национального законодательства в соответствие с положениями Римского статута. В связи с этим в настоящее время обсуждаются три проекта в Аргентине, Эквадоре и Уругвае. Другие проекты - для Бразилии, Венесуэлы и Панамы - находятся в стадии разработки. В рамках всех этих инициатив организации гражданского общества стремятся к скорейшему принятию норм национального законодательства, отвечающих требованиям Римского статута, а также к ратификации Статута теми странами региона, которые еще не сделали этого. В качестве примера он привел Колумбию как одну из стран, где сложившаяся ситуация, характеризующаяся обстановкой политического насилия и нарушениями прав человека, вероятно, станет причиной возбуждения соответствующих дел в Суде. Борцы за права человека и сторонники Суда в этой стране в настоящее время подвергаются угрозам и преследованиям, выполняя свою работу. Он выразил надежду, что в этом контексте региональные и международные организации будут пристально следить за развитием событий в Колумбии. Отвечая на один из вопросов, У. Пэйс заявил, что вполне очевидно, что война в Ираке окажет известное влияние на определение таких понятий, как преступление агрессии. По имеющимся у него сведениям, правительства приняли решение возвратиться к рассмотрению этого вопроса в 2004 г. Также ожидается, что в течение следующих двух месяцев Совет Безопасности ООН вновь приступит к рассмотрению действий США в контексте резолюции 1422. Отвечая на другой вопрос, Р. Дикер сообщил, что возглавляемая им Коалиция неправительственных организаций не располагает какими-либо сведениями о поступивших исках от какой-либо из сторон в связи с иракским конфликтом. При этом он отметил, что ни США, ни Ирак не ратифицировали Статут, что, по его словам, является “любопытной нитью, связывающей эти два государства”, и добавил, что существует малая вероятность того, что иск будет принят Судом, даже если таковой поступит. Продолжая отвечать на вопросы, У. Пэйс заметил, что администрация США не “проконсультировалась” с Коалицией НПО, когда составляла список высших должностных лиц Ирака, портреты которых теперь украшают колоду игральных карт (розданных американским военнослужащим). Один из журналистов спросил, может ли разграбление Национального музея в Багдаде квалифицироваться как преступление против человечности. У. Пэйс пояснил, что данный акт рассматривался бы как военное преступление только в том случае, если бы он был совершен какой-либо из воюющих сторон, а не мародерами, которые не являются ни участниками боевых действий, ни враждующими силами. |
||
( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru |