23. 04. 03

Брифинг для прессы по вопросу о Международном уголовном суде

Выступая 22 апреля на брифинге в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в ходе которого журналистам были представлены председатель и недавно избранный генеральный прокурор Международного уголовного суда (МУС), президент Коалиции государств-участников Римского статута Зейд Раад Зейд Аль-Хусейн (Иордания) подчеркнул, что с началом работы Суда “те, кто являются “авторами” самых тяжких преступлений, где бы они не находились и какое бы официальное положение не занимали, по истечении определенного времени не смогут уйти от ответственности”.

В связи с этим, продолжил он, национальные суды стран в качестве главных действующих лиц должны действительно приступить к выполнению своих обязанностей по преследованию в судебном порядке лиц, виновных в наихудших злодеяниях. МУС займет свою позицию на заднем плане, выступая в качестве “совести” мирового сообщества” и приступая к выполнению своих обязательств только в тех случаях, когда национальные системы правосудия не желают или реально неспособны сделать то, что от них требуется.

Первый генеральный прокурор Суда аргентинец Луис Морено Окампо отметил, что проблема в отношении преступления геноцида кроется в том, что люди зачастую скрывают факты совершения таких преступлений или игнорируют их, если все это происходит в какой-то “далекой” стране. Именно поэтому МУС часто упоминается как “Суд, расследующий факты, которые не были замечены когда-либо ранее”. Приведя данные экспертов, он сообщил, что со времен Второй мировой войны 86 млн. гражданских жителей погибли, получили увечья или были лишены своих прав на собственность и достоинство.

Основная ответственность за предотвращение, искоренение и судебное преследование зверских преступлений лежит на государствах, в пределах юрисдикции которых такие преступления были совершены. Вовсе не предполагалось, что Суд будет выполнять прямые обязанности самих государств. Согласно принципу комплиментарности, установленным в соответствии с Римским статутом, канцелярия генерального прокурора обязана сотрудничать с национальными системами правосудия, чтобы способствовать их эффективной работе. Однако сохраняется вероятность того, что будут иметь место случаи, когда государства могут быть неспособны либо не желать исполнить свою миссию. В таких случаях МУС призван заполнить образующийся правовой вакуум, а прокурор будет отвечать за то, чтобы задействовать механизм международной уголовной юрисдикции.

Как отметил выступающий, количество дошедших до Суда дел или содержательная сторона его решений не могут служить мерилом эффективности его работы. С учетом исключительного характера данного учреждения отсутствие дел в ведении Суда, что будет следствием хорошей работы национальных правовых институтов соответствующих государств, станет его самым главным успехом.

Признавая факт существования опасений в отношении его полномочий инициировать следствие по собственной инициативе, прокурор указал на наличие эффективной системы сдержек и противовесов для предотвращения случаев злоупотребления властью. Ассамблея государств-сторон Римского статута будет осуществлять контроль за действиями прокурора, а Палата предварительного производства будет контролировать ведение дел. Судьи были избраны из числа лучших кандидатов из 43 стран. По его словам, “мир может полностью им доверять”.

В качестве своего первого шага на новом посту прокурор наберет для своего канцелярии “команду своей мечты” на основе принципа справедливого географического, гендерного и культурного представительства. “Выражаю глубокую надежду, что те ужасы, которые человечество пережило в течение XX столетия, станут для нас болезненным уроком, и что учреждение МУС позволит нам избежать повторения таких злодеяний в будущем”, - заявил Л. Морено Окампо.

Отвечая на вопросы корреспондентов, первый судья Филипп Кирш сказал, что геноцид числится одним из четырех преступлений, упомянутых в Статуте, и что данное преступление зафиксировано в Конвенции против геноцида. По своему характеру Суд является совершенно новым учреждением, которое обладает юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу Римского статута 1 июля 2002 г. Поэтому МУС не заменит специально созданные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды.

Отвечая на вопрос, может ли какой-либо нынешний глава государства или правительства быть осужден Судом, З. Аль-Хусейн ответил утвердительно, процитировав статью 27 Римского статута, где говорится, что: “Настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения”.

Отвечая на вопрос, если ли гарантии, что Суд не подпадет под влияние национальных судов, Л. Морено Окампо признал, что это является долгосрочной проблемой. Обладая независимым характером, Суд, тем не менее, обязан соблюдать права государств. Только серьезность его будущей работы сможет развеять сомнения некоторых.

В ответ на вопрос, когда прокурор может инициировать процедуру вмешательства со стороны Суда, Ф. Кирш пояснил, что в основу работы Суда положен принцип комплиментарности, но такое вмешательство возможно, например, в случае краха судебной системы в той или иной стране. Кроме того, могут возникать ситуации, когда государство не принимает надлежащие меры или принимает их таким способом, из которого явствует попытка укрывательства предполагаемого преступника. Несмотря на всю строгость такого процесса, Суд имеет право в таких случаях перенимать юрисдикцию.

Один из журналистов поинтетерсовался, каковы будут действия Суда в отношении исков в связи с преступлениями, имевшими место в Ираке и совершенными гражданами США. Л. Морено Окампо заявил, что Суд будет рассматривать только иски, поступившие со стороны государств-участников Статута, причем Ирак и США не являются сторонами, ратифицировавшими этот документ. Тем не менее, такие дела могут рассматриваться в рамках юрисдикции национальных систем правосудия. Имея поддержку 89 государств-участников, МУС обладает глобальным характером, но еще не имеет универсальных полномочий.

З. Аль-Хусейн пояснил, что в случае вторжения государства, не являющегося участником Статута, на территорию государства-участника и совершения там преступлений, государство-участник Коалиции может обратиться в Суд с просьбой распространить юрисдикцию последнего и на такие дела. В последнем случае юрисдикция Суда будет распространяться на лиц, руководивших совершением таких преступлений на территории государства-участника.

Отвечая на вопрос, будет ли противодействие США в отношении Суда влиять на его работу, Ф. Кирш сообщил, что МУС способен эффективно функционировать в уже существующем виде. Тем не менее, Суд стремится к приобретению действительно универсального характера. Система отправления правосудия в рамках МУС имеет под собой высококачественную основу. При этом он подчеркнул, что Суд не является политическим органом. Следующая задача МУС заключается в том, чтобы продемонстрировать на практике то, что явствует из принципа. А это лишь вопрос времени.

Отвечая на другой вопрос, Ф. Кирш сообщил, что первый бюджет Суда, с сентября 2002 г. до конца 2003 г., составляет немногим более 30 млн. долл. США. Ситуация в следующем году трудно поддается прогнозу, поскольку к тому времени МУС уже может приступить к рассмотрению ряда дел.

в начало

( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно

Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru
Hosted by uCoz