|
||
27 марта в Комитете ООН по правам человека состоялся брифинг юридического эксперта Комитета по борьбе с терроризмом (КБТ) Совета Безопасности ООН Кёртиса Уорда. Основной целью брифинга было определение роли КБТ по отношению к Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКБ) и другим правозащитным органам ООН. Рассматривая основу и содержание резолюции 1373 Совета Безопасности ООН, К. Уорд отметил, что в то время как нападения 11 сентября 2001 г. были направлены против одной цели, последние возымели глобальный эффект, который, в свою очередь, требует глобального ответа со стороны мирового сообщества. Согласно резолюции, все государства обязаны создать предписанную правовую структуру в рамках своих национальных законов и правовых институтов в целях борьбы с международным терроризмом и налаживания полномасштабного сотрудничества с другими государствами в рамках таких усилий. По своему охвату резолюция 1373 носит беспрецедентный характер, являясь ответом на беспрецедентную угрозу, которую представляет собой международный терроризм в своих новых проявлениях. Как сообщил К. Уорд, члены Совета Безопасности ООН хорошо осведомлены о возможных последствиях резолюции 1373 для прав человека. Он напомнил, что КБТ было поручено осуществлять контроль над соблюдением государствами требований данной резолюции, включая получение докладов о принятых государствами мерах в области законодательства и исполнительной власти с целью осуществления положений резолюции. Осознавая возможные последствия для прав человека, КБТ призвал Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и другие правозащитные органы ООН взять на себя ответственность за решение проблем, касающихся прав человека, в рамках своих собственных мандатов, и представлять точную и открытую информацию по вопросам, вызывающим обеспокоенность. КБТ установил практику максимально прозрачных действий с целью облегчения рассмотрения представленных государствами докладов другими организациями, сообщил К. Уорд. Комитет сделал большинство своих документов доступными для общественности, а также создал вэбсайт, где публикуются получаемые от всех государств доклады. Кроме того, КБТ всегда открыт для брифингов со стороны представителей правозащитных организаций. По словам К. Уорда, ряд государств пытаются решить сложную дилемму одновременной защиты прав отдельных граждан и обеспечения прав всех членов общества. До и после событий 11 сентября 2001 г. имели место и другие многочисленные акты терроризма, ставшие причиной гибели многих людей и существенных экономически потрясений. Наряду с допущением возможности нарушения государствами прав человека при осуществлении резолюции 1373 следует признать всю сложность законов, призванных регулировать действия по борьбе с терроризмом. В тех странах, где соблюдается верховенство права, правительства, вероятнее всего, будут способны соблюдать тонкий баланс между защитой прав отдельных граждан и таковых широкой общественности в целом. Возможность проверки недавно принятых и применяемых законов в ходе судебной практики в этих странах является гарантом защиты прав частных лиц и смягчающим фактором в отношении беспокойств, связанных с возможными нарушениями прав человека. Кроме того, страны, имеющие в меньшей степени развитые правовые системы, в подавляющем большинстве активно прибегали к помощи независимых специалистов и экспертов при разработке проектов своих собственных антитеррористических законов. В ходе последовавшей за брифингом дискуссии эксперты Комитета поделились своими комментариями и задали вопросы главному юридическому эксперту, в которых, среди прочего, подчеркивалась обеспокоенность в связи с тем, что после событий 11 сентября 2001 г. усилия по приведению законодательства государств в соответствие с резолюцией 1373 зачастую носили поспешный характер и были сосредоточены, главным образом, на антитеррористических мерах, игнорируя при этом собственно права человека. Отвечая на вопросы, поднятые экспертами Комитета, К. Уорд отметил, что часть данной проблемы заключается в отсутствии общепринятого определения такого явления, как терроризм. Специальный комитет Генеральной Ассамблеи ООН, которому была поручена разработка такого универсального определения, к настоящему времени не сумел выработать общую согласованную позицию в отношении этого определения. В то время как КБТ не имеет перед собой задачи выработки своего собственного определения терроризма, Комитет классифицировал ряд действий как террористические акции. Комитет также разрешил государствам самим определять для себя, какие действия они рассматривают в качестве актов терроризма. При этом КБТ также признает необходимость регулярно запрашивать государства относительно направленности намерений последних в области своего национального законодательства, с тем чтобы вписать в законодательство государств действия, которые уже классифицированы международным сообществом как акты терроризма. По признанию К. Уорда, существует ряд законодательных аспектов, которые могут быть не вполне совместимы с задачей обеспечения гарантий прав человека. А в ряде случаев лица, которые захотят оспорить правомерность таких юридических действий, не будут иметь необходимых средств, чтобы сделать это. Что касается предложения о том, что Комитету по правам человека могла бы быть поручена задача рассмотрения средств, с помощью которых таким лицам можно было бы оказывать помощь, юридический эксперт ООН отметил, что это будет уже критически важная стадия для правозащитного сообщества в плане того, каким образом государства будут толковать новое законодательство. Например, один и тот же закон может быть принят в двух отдельных государствах, но толковаться ими по-разному. Как пояснил К. Уорд, роль КБТ заключается не только в его работе в качестве информационного центра. Его мандат состоит также в том, чтобы выступать в качестве депозитария докладов. Однако после отправки своего доклада каждое государство уже само ответственно за осуществление процесса принятия соответствующих законов. На начальном этапе своей работы КБТ концентрировал усилия на проверке законодательных мер государств на предмет охвата (или планируемого охвата) вопросов, связанных с финансированием терроризма; обеспечением, поддержкой и защитой лиц или организаций, вовлеченных в терроризм; а также международным сотрудничеством в области предотвращения и искоренения терроризма. В последующем большее внимание будет уделено практическому осуществлению таких законодательных мер. К. Уорд подчеркнул, что в полномочия КБТ не входит определение того, какие организации являются террористическими, или зачисление причастных к терроризму лиц в международные контрольные списки, объяснив, что все это составляет круг компетенции другого Комитета. Как отметил юридический эксперт ООН, сейчас активно дискутируется проблема коренных истоков терроризма. В то время как не существует как такового единого мнения о коренных причинах этого явления, многие согласны с тем, что нищета и бедность, нарушения прав человека и другие формы лишений действительно способствуют его порождению. К сожалению, большинство этих проблем не подпадают под мандат Совета Безопасности ООН, а входят в круг полномочий Экономического и Социального Совета. Ранее предпринимались самые разнообразные попытки обсудить эти проблемы, например, дискуссия о диалоге между цивилизациями. Кроме того, Генеральный секретарь ООН учредил комитет, которому поручено исследовать проблему истоков терроризма в рамках некоторых из этих вопросов. |
||
( Нажмите Ctrl-P чтобы распечатать пресс-релиз )
Закрыть окно Copyright UNIC Moscow © 2000 dpi-moscow.ru |