"Дебаты Хабитат"

 

 

       

   

РОССИЙСКАЯ ВЕРСИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ "ДЕБАТЫ ХАБИТАТ"  

 

"Дебаты Хабитат" – том 7, № 4.

Уважаемый читатель!

 

     Основной темой данного журнала является глобализация во всех формах ее проявления, рассматриваемая как сложный процесс, влияющий на развитие городов.

     В бюллетене Вы ознакомитесь с наиболее непредсказуемыми факторами, воздействующими на развитие инфраструктуры городов, а также с взаимосвязью технического прогресса и катастроф природного и техногенного характера.
Новые нормы и формы управления городами, преимущества и недостатки современного процесса городского планирования, решение проблем городов путем детального изучения их уязвимых точек и многие другие вопросы также нашли отражение в настоящем выпуске.
     Данный бюллетень не смог обойти стороной трагические события 11 сентября 2001 г. Поэтому многие статьи журнала посвящены вопросам безопасного развития городов и населенных пунктов в ракурсе борьбы с международным терроризмом.
     В предлагаемом издании приведены материалы форума по проблемам устойчивого развития городов Латинской Америки и Карибского бассейна. 
     В приложениях к настоящему бюллетеню можно ознакомиться с материалами Исполнительного бюро ООН–ХАБИТАТ в Москве о проектах, реализуемых на территории Российской Федерации, а также с пресс-релизами ООН–ХАБИТАТ.
     Если Вы заинтересованы в дальнейшем получении указанных публикаций, обращайтесь в Исполнительное бюро ООН–ХАБИТАТ в Москве.

 

Содержание

Редакционная статья
Письма
Города в опасности 
Джей Мур
Формирование жизнестойкости в уязвимых городах
Виллем ван Влиет
Опасности "реально существующей глобализации"
Питер Маркузе
Трансформация пространства и окружающей среды "городов мира"
Люциана Мельчерт Сагуас Пресас
Губительные высоты
Расна Вара
ПУГ–ЛАК: работая в тесной связи с городами и их жителями
Ивес Кабаннес
Декларация Монтевидео одобряет общественное строительство жилья
Латиноамерикано-карибский форум по вопросам лучшей практики
Стивен Уолш
Влияние глобализации на местное управление
Соломон Бенджамин
Города Индии в долгах
Даршини Махадевиа
Приватизация услуг увеличивает незащищенность бедных горожан
Дэвид Вестендорф
Необходимость принадлежности 
Расна Вара
Новости Хабитат
Новые публикации
 
Приложения
Информация о выполняемых проектах ООН–ХАБИТАТ в России
Пресс-релизы ООН–ХАБИТАТ

 

 

Редакционная статья

 

 

     21 декабря 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла историческое решение. Она повысила статус Центра ООН по населенным пунктам (Хабитат) до уровня оперативной Программы ООН, известной в настоящее время как Программа ООН по населенным пунктам (ООН–ХАБИТАТ). Решающим фактором для принятия этого решения была энергичная позиция Генеральнного секретаря ООН в укреплении роли Хабитат и его управляющего органа – Комиссии по населенным пунктам. Это серьезное признание роли Хабитат, и наша цель заключается в продолжении эффективной работы, с тем чтобы повысить значение этого признания в будущем.
     Работа в 2002 г. должна соответствовать новым задачам, поставленным перед нашей организацией. Эти задачи не будут носить чисто организационный характер. Мы должны продемонстрировать способность новой Программы ООН по населенным пунктам придать дополнительный импульс в реализации Повестки дня Хабитат, достижении целей Декларации Тысячелетия и добиться значительного улучшения условий жизни как минимум 100 млн обитателей трущоб к 2020 г. ООН–ХАБИТАТ будет не только выполнять порученную Генеральной Ассамблеей ООН работу, но также оказывать помощь в восстановлении и реконструкции городов и сельских поселений во всем мире, пострадавших как от давних, так и недавних вооруженных конфликтов.
     Нынешний год принес и новые опасности для городов. В июне 2001 г. был опубликован третий Глобальный доклад по населенным пунктам, в котором содержится вывод о том, что физическое, социальное и экономическое воздействие глобализации наиболее остро будет проявляться в городах, и городское население будет наиболее уязвимо в ее процессе.    Доклад отмечает, что растущая поляризация в городах создает ряд новых негативных факторов, действующих, в первую очередь, на городскую бедноту в части владения ею землей и жильем. Общественные службы города становятся более дорогостоящими и менее доступными для данной группы населения. Этот вопрос рассматривается в нескольких статьях настоящего выпуска "Дебаты Хабитат".
     Последние данные свидетельствуют о том, что 1/3 городского населения проживает в трущобах и зачастую не имеет доступа к городским службам водоснабжения и канализации. Наличие трущоб оказывает интенсивное давление на местные ресурсы, городские экосистемы и создает насущную потребность в хорошо организованном и эффективном социальном обслуживании, включая общественный транспорт, организацию уборки отходов и контроль за состоянием окружающей среды. Решение этих проблем на уровне города может помочь в снижении уровня бедности. Активное участие в этом городских администраций может существенно уменьшить нищету городского населения, благодаря тому, что экономия средств в сферах потребления создает условия для организации на достаточно выгодных условиях систем городского обслуживания. 
     Таким образом, улучшение жизни обитателей трущоб должно стоять на повестке дня всех правительств. Но одни только правительства не могут выполнить эту работу. Местные власти, неправительственные организации, частный сектор и все структуры гражданского общества также должны принять в ней участие. 
     ООН–ХАБИТАТ будет в полной мере использовать свой профессиональный и организационный потенциал для выполнения основной своей миссии по реализации Повестки дня Хабитат. Улучшение состояния населенных пунктов, жилищ и городской инфраструктуры является критической проблемой, разрешить которую необходимо, если мы действительно хотим помочь, по крайней мере 1 млрд людей, живущих менее чем на 1 долл. США в день, получить нормальное жилье и приемлемую среду обитания. 


ПИСЬМА

 

     Тема Всемирного дня Хабитат 2001 г. – "Города без трущоб" – вызвала ряд вопросов. Мне бы хотелось привлечь Ваше внимание к некоторым из них.
      Трущобы являются следствием экономических решений, принимаемых в процессе развития городов. Обитатели трущоб в социальном и экономическом смысле эксплуатируются теми самыми людьми, которые утверждают, что решают их проблемы. Мои коллеги и лично я принадлежим к этому классу эксплуататоров. Поэтому решение проблемы трущоб – не только содержание нашей профессиональной деятельности, но и наш моральный долг. 
     Низкая заработная плата и неформальная занятость обитателей трущоб создает основу для состоятельной жизни небольшой зажиточной части городского населения. Таким образом закрепляется их заинтересованность в сохранении трущоб в больших городах. 
     Необходимо предпринять действия с целью остановить экономическую эксплуатацию и обеспечить адекватную заработную плату жителям трущоб, занятых трудом на неформальных условиях. Неорганизованный труд является легкой добычей для эксплуатации. Обитатели трущоб вынуждены проживать в нечеловеческих условиях, потому что на получаемую ими заработную плату они не в состоянии найти какое-либо нормальное жилье. Таким образом, до тех пор пока эта проблема не найдет решения, будет трудно избавиться от трущоб в городах.
     Жилье должно быть пригодным и достаточным для проживания. В связи с этим определенным слоям населения нельзя разрешать иметь непропорционально большие участки земли и запасы строительных материалов, так как при этом увеличивается стоимость строений и земли, что влечет за собой серьезные трудности для бедных слоев населения в приобретении ими жилья официальным путем. При существующем рынке жилья трущобы неизбежны.
     Города должны быть децентрализованы, и внимание следует уделять небольшим городам для того, чтобы пространственные и экономические связи между сельскими и городскими поселениями были восстановлены. Это также уменьшит уровень миграции в городах и мегаполисах. Страны должны поощрять разработку соответствующих национальных стратегий развития городов для достижения этой цели.


Профессор А.К. Майтра, 
директор Школы планирования и архитектуры, Дели, Индия

 


 

     В своем обращении к 18-й сессии Комиссии по населенным пунктам в феврале 2001 г. г-жа А. Тибайджука подчеркнула важность устойчивого развития населенных пунктов и заявила, что "города не станут приемлемыми местами для проживания, пока мы не научимся принимать во внимание традиционные формы солидарности, существующие в деревнях". Это весьма своевременно высказанная мысль.
     По моему мнению, должна быть разработана глобальная программа, позволяющая уберечь сельское население от бесчеловечных условий жизни в городских трущобах, где оно вынуждено проживать после переезда из сельских районов. Такие переселения станут достаточно редки, если правительства будут заботиться о поддержке деревень и защите существующих там традиций. Для достижения этих целей правительства должны сотрудничать и координировать свои действия с неправительственными организациями, работающими в сфере сельского развития. Агентства по оказанию помощи также должны поддержать такие неправительственные организации. С моей точки зрения, это должна быть всесторонняя программа, в соответствии с которой правительства как развитых, так и развивающихся стран предпримут эффективные меры для прекращения миграции в города. Посредством предоставления доступного жилья, развития социальной инфраструктуры и организации экономичных самоокупающихся проектов, сельской молодежи должна быть предоставлена возможность зарабатывать и, таким образом, оставаться жить в деревне. 

Рев Радж Шарма,
президент Всеиндийского совета арендаторов, Дели, Индия

 


 

     Нижеследующий материал является частью дискуссии, проведенной в ноябре 2001 г. ООН–ХАБИТАТ в Интернете. Обсуждение касалось ряда вопросов городского развития и внесло ценный вклад в организацию работы по координации приоритетных направлений деятельности и составлению отчетов.
     Города – наша судьба. Видение неурбанизированного мира, который представлялся интеллектуалам ХХ века, развеялось.
     Город – это хорошо обоснованная концепция. Факты, говорящие, что не все ее аспекты работают хорошо, не означают, что имеются какие-то фундаментальные ошибки в самой концепции. Более вероятно, что некоторые другие аспекты – цивилизация или человеческий фактор – влияют на ее реализацию. Однако будущее, основанное на всесторонне обоснованной концепции, позволяет нам надеяться на хорошие перспективы. 
     Еще не поздно изменить те положения, которые работают недостаточно эффективно в городах. Для этого необходимы быстрые практические действия, а не фаталистическое ожидание или консервативный подход к решению вопросов. Города имеют инерцию движения в своем развитии, но, тем не менее, ими можно управлять в нужных приоритетных направлениях. 
     До сих пор у нас не было достаточной информации относительно развития городов. В нашем распоряжении, однако, есть опыт 7000 лет в области управления городским хозяйством. За это время накоплены большие знания. Дополнительно к этому, мы имеем теперь беспрецедентный доступ к методологиям и технологиям для управления знаниями.
     Планирование, проектирование городов, управление и руководство ими должно стать искусством ХХI века. 

Душко Богунович,
профессор программы архитектуры пейзажа Института технологии Новой Зеландии

 


    Если у Вас есть какие-либо предложения или комментарии по поводу наших публикаций, пожалуйста, пишите нам по адресу: почтовый ящик ООН–ХАБИТАТ, Дебаты Хабитат 30030, Найроби, Кения. 
E-mail: habitat.debate@unhabitat.org  
Пожалуйста, укажите адрес Вашей электронной почты. Мы приветствуем Ваше участие в обсуждении проблем.

 


Города в опасности


Джей Мур

 

Нулевая отметка: Нью-Йорк после событий 11 сентября 2001 г.

 

     Покойный Адольф Сиборовский, главный архитектор плана ООН по восстановлению города Скопье после разрушительного землетрясения 1963 г., часто говорил, что "землетрясения выбирают самые слабые строения, а войны – самые прочные". Другими словами, землетрясения – это "глупые" бедствия, а войны – "умные", так как в их основе лежит интеллект хищника; поэтому от войн труднее защититься и труднее восстанавливать ими разрушенное.
     Города как стратегические объекты и символы могущества всегда были объектами военных нападений и на протяжении тысячелетий проектировались исходя из требований надежной защиты от умного врага. Постепенно техника разрушения стала превосходить технику строительства, и теперь уже невозможно строить города и создавать связанную с ними инфраструктуру, учитывая характер будущей войны. Опасность войны и ее разрушительных действий слишком трудно оценить, а потенциальный урон от нее столь велик, что он не оправдывает необходимых защитных работ. Поэтому мы теперь обращаем основное внимание на такие более предсказуемые и контролируемые бедствия, как землетрясения, пожары, ураганы, оползни и наводнения, и во все большей степени на "ползучие" угрозы загрязнения окружающей среды, преступности и бедности.
     Города, будучи самыми сложными из всех человеческих творений, подвержены большому риску как из-за наличия разнообразных факторов внешней опасности, так и из-за присущих им внутренних причин их уязвимости. Уязвимые объекты расположены в городе повсюду: это системы инфраструктуры, заводы и офисные здания, системы телекоммуникации и транспорт, общественные здания, правительственные учреждения, школы, организации снабжения продовольствием, линии передачи электроэнергии и многое другое. Удар по одному или нескольким из этих объектов способен не просто привести к нарушениям в их работе, но вызвать большие потрясения в экономике и даже во всей общественно-политической системе.
     В масштабах города к организациям, предназначенным для уменьшения степени риска, относятся силы полиции и пожарных, отделы городского зонирования и планирования, строительная инспекция, суды, тюрьмы, службы здравоохранения, а также различные другие структуры, формирующие поведение жителей, такие как семья, религиозные организации, школы и средства массовой информации. В той или иной форме организации, формирующие поведение людей, существуют во всех мировых культурах. Они обычно служат установлению норм поведения, уменьшающих до минимума те разрушения, к которым могут привести действия различных маньяков и авантюристов.
     До самого последнего времени возможные городские бедствия ограничивались главным образом самим городом, который играл, в большей или меньшей степени, роль центра своего собственного экономического района. При современной форме глобализации, которую Питер Маркузе называет "реально существующей глобализацией", города во всем мире сливаются друг с другом, образуя тем самым новую, опасную для жителей окружающую среду. Многие города теперь стали стратегическими стержнями глобальной экономики, зависящими друг от друга узлами единой динамически развивающейся глобальной сети. Если нарушить экономическую жизнь в каком-либо одном таком крупном городе, то возникшие при этом "ударные волны" почти мгновенно охватят всю планету.
     Современная глобальная экономика зависит от роста потребления, и доверие потребителя является во всем мире решающим фактором экономической стабильности. Поэтому успешная глобализация основана на коллективном чувстве безопасности в среде потребителей, главным образом в городах промышленно развитых стран, которые постоянно подвергаются воздействию сообщений, порождающих чувство твердой уверенности в перспективах дальнейшего развития. В результате, большая часть сведений, которые могут вызвать существенные сомнения относительно будущего, не выносится на общее публичное обсуждение. Чтобы поддержать оптимизм среди потребителей, подвергаются критике многие организации, формирующие общественное мнение. Этим, в частности, можно объяснить, почему средства массовой информации для комментариев о новостях в экономике часто используют биржевых маклеров, играющих на повышение.
     Из-за своей психологической уязвимости современная форма глобализации подвержена еще одной новой опасности. Это глобальный терроризм – умышленное бедствие, объединившее военные конфликты и международную преступность. Как следует из уже сказанного, глобальный терроризм вызывает повсюду ощущение опасности. Используя ту самую инфрастуктуру, которая служит новой глобальной экономике, террористы могут организовать акции насилия против масс ничего не подозревающих людей, часто по случайному выбору, покойный Адольф Сиборовский, главный архитектор плана ООН по восстановлению города Скопье после разрушительного землетрясения 1963 г., часто говорил, что "землетрясения выбирают самые слабые строения, а войны – самые прочные". Другими словами, землетрясения – это "глупые" бедствия, а войны – "умные", так как в их основе лежит интеллект хищника; поэтому от войн труднее защититься и труднее восстанавливать ими разрушенное.
     Города как стратегические объекты и символы могущества всегда были объектами военных нападений и на протяжении тысячелетий проектировались исходя из требований надежной защиты от умного врага. Постепенно техника разрушения стала превосходить технику строительства, и теперь уже невозможно строить города и создавать связанную с ними инфраструктуру, учитывая характер будущей войны. Опасность войны и ее разрушительных действий слишком трудно оценить, а потенциальный урон от нее столь велик, что он не оправдывает необходимых защитных работ. Поэтому мы теперь обращаем основное внимание на такие более предсказуемые и контролируемые бедствия, как землетрясения, пожары, ураганы, оползни и наводнения, и во все большей степени на "ползучие" угрозы загрязнения окружающей среды, преступности и бедности.
     Города, будучи самыми сложными из всех человеческих творений, подвержены большому риску как из-за наличия разнообразных факторов внешней опасности, так и из-за присущих им внутренних причин их уязвимости. Уязвимые объекты расположены в городе повсюду: это системы инфраструктуры, заводы и офисные здания, системы телекоммуникации и транспорт, общественные здания, правительственные учреждения, школы, организации снабжения продовольствием, линии передачи электроэнергии и многое другое. Удар по одному или нескольким из этих объектов способен не просто привести к нарушениям в их работе, но вызвать большие потрясения в экономике и даже во всей общественно-политической системе.
     В масштабах города к организациям, предназначенным для уменьшения степени риска, относятся силы полиции и пожарных, отделы городского зонирования и планирования, строительная инспекция, суды, тюрьмы, службы здравоохранения, а также различные другие структуры, формирующие поведение жителей, такие как семья, религиозные организации, школы и средства массовой информации. В той или иной форме организации, формирующие поведение людей, существуют во всех мировых культурах. Они обычно служат установлению норм поведения, уменьшающих до минимума те разрушения, к которым могут привести действия различных маньяков и авантюристов.
     До самого последнего времени возможные городские бедствия ограничивались главным образом самим городом, который играл, в большей или меньшей степени, роль центра своего собственного экономического района. При современной форме глобализации, которую Питер Маркузе называет "реально существующей глобализацией", города во всем мире сливаются друг с другом, образуя тем самым новую, опасную для жителей окружающую среду. Многие города теперь стали стратегическими стержнями глобальной экономики, зависящими друг от друга узлами единой динамически развивающейся глобальной сети. Если нарушить экономическую жизнь в каком-либо одном таком крупном городе, то возникшие при этом "ударные волны" почти мгновенно охватят всю планету.
     Современная глобальная экономика зависит от роста потребления, и доверие потребителя является во всем мире решающим фактором экономической стабильности. Поэтому успешная глобализация основана на коллективном чувстве безопасности в среде потребителей, главным образом в городах промышленно развитых стран, которые постоянно подвергаются воздействию сообщений, порождающих чувство твердой уверенности в перспективах дальнейшего развития. В результате, большая часть сведений, которые могут вызвать существенные сомнения относительно будущего, не выносится на общее публичное обсуждение. Чтобы поддержать оптимизм среди потребителей, подвергаются критике многие организации, формирующие общественное мнение. Этим, в частности, можно объяснить, почему средства массовой информации для комментариев о новостях в экономике часто используют биржевых маклеров, играющих на повышение.
     Из-за своей психологической уязвимости современная форма глобализации подвержена еще одной новой опасности. Это глобальный терроризм – умышленное бедствие, объединившее военные конфликты и международную преступность. Как следует из уже сказанного, глобальный терроризм вызывает повсюду ощущение опасности. Используя ту самую инфрастуктуру, которая служит новой глобальной экономике, террористы могут организовать акции насилия против масс ничего не подозревающих людей, часто по случайному выбору, притом не давая никакой информации о своих варварских намерениях. Люди, ощущая террористические действия на самих себе, вдруг узнают о той реальности, которая лежит за рамками получаемой ими обычно информации, и доверие к ее источникам оказывается поколебленным.
     Задача, которая стоит теперь перед глобалистами развитых стран, заключается в том, чтобы уменьшить уязвимость самой глобальной экономики, а также угрозу, которую она представляет для многих людей. Некоторые из них уже решили, что глобализация – это опасность, которой необходимо противостоять, используя для этого все возможные силы и средства. Уже существует инстинктивное ощущение того, что нам не избежать больших "оборонительных работ" для защиты от глобального терроризма. Однако что следует сделать на конструктивном уровне, помимо косметических изменений в аппаратах служб безопасности? 
     Здесь полезную информацию может дать история. В XIX столетии, когда развивалась индустриализация, охватывая целые страны, потребовались десятилетия борьбы, чтобы создать и ввести в действие те новые институциональные механизмы, которые бы уменьшили обусловленные ею риски. Была долгая борьба между теми, кто, как например чартисты в Англии, отдавали приоритет немедленным действиям по уменьшению страданий людей, и теми, кто видел, что индустриализация приведет к более высокому уровню жизни для всех.
     Обе стороны были правы, но в итоге именно устойчивое губительное воздействие этой новой экономики на бедные и другие уязвимые слои населения вызвало появление совершенно новых государственных специализированных организаций и в Европе, и в Америке. Некоторые изменения включали в себя и сам "источник опасности", приведя к уменьшению отрицательного воздействия на людей промышленных процессов и практики ведения бизнеса. Другие меры предназначались для повышения степени защищенности людей. В итоге промышленной революции появились законы о детском труде, обязательные санитарные инспекции, антитрестовское законодательство, противопожарные нормы, законы о банках, планы городов, регулирование цен на основные продукты питания, субсидии на основные услуги для бедных слоев и многое другое.
     Эта борьба создала идеал прогрессивного города и привела к зарождению ряда организаций, формировавших в те годы поведение людей. Гигиена и выполнение обязанностей гражданина стали частью курса обучения в средней школе, проблемы ответственности общества стали находить серьезную поддержку у религиозных лидеров и средств массовой информации наряду с сообщениями о коррупции и злоупотреблениях власти. Широкая поддержка идеи общественных ценностей поощряла промышленность к тому, чтобы она стала для человека и хорошим "соседом", и хорошим поставщиком благ. Борьба с бедствиями людей, вызванными тогдашней промышленностью, эта естественная защитная реакция, благодаря формулированию новых понятий общественных ценностей, фактически превратилась в активные наступательные действия. 
     Какие бы стороны ни участвовали сегодня в такого рода борьбе, и экологическая устойчивость, и социальная справедливость зависят, прежде всего, от того, чтобы бизнес и правительства стали для людей хорошими глобальными "соседями". Там, где под угрозу поставлено качество жизни в городе, эффективная конкуренция не может быть единственным критерием успешного развития. Общества как таковые также требуют справедливости, и никакая экономическая система не может существовать без серьезных изменений столь долго, чтобы обеспечить и то, и другое.
     У нас нет десятилетий на то, чтобы решить, какая стратегия лучше: немедленное уменьшение риска, обусловленного новой глобальной экономикой, или ожидание того, когда постепенно проявятся ее потенциальные преимущества. Городам как основным местам проявления бедствий от глобализации настоятельно необходимо распространение информации о ее альтернативных формах, описанных Маркузе. В городах развивающихся стран одним из важных направлений развития новых взглядов на справедливую экономику может стать неформальный сектор как одна из форм обеспечения социальной и экономической безопасности людей. Сюда же можно отнести поддержку местных предприятий, а также обновление правил государственного регулирования. 
     Наконец, мы должны рассмотреть необходимость изменения нашего собственного поведения и отношения к обсуждаемой проблеме, если мы хотим спастись от созданных нами самими творений.

Доктор Джей Мур – координатор 
в области отчетности и анализа 
политики ООН–ХАБИТАТ.


Формирование жизнестойкости 
в уязвимых городах

Виллем ван Влиет

 

     Является ли благом глобализация для городов? Ответ на этот вопрос далеко не прост. Он зависит от того, что мы конкретно понимаем под глобализацией, а также и от того, какова та группа городских жителей, с которой мы имеем дело. 
 

Глобализация

 
     "Глобализация" – это всеохватывающий термин, который может обозначать один процесс или какое-либо сочетание многих различных процессов. Общее у них то, что они увеличивают скорость, масштабы, охват и сложность связей между далеко отстоящими друг от друга местностями. Но в других отношениях эти процессы существенным образом отличаются друг от друга. Преобладающий в настоящее время тип глобализации ориентирован на получение максимальной частной прибыли и накопление громадных финансовых богатств.
     При более широком рассмотрении обнаруживается, что глобализация происходит в самых разных аспектах и сферах – экономической, политической, экологической, правовой, культурной и многих других. Следовательно, цели глобализации разнообразны и иногда противоречивы. Поэтому аналитически неточно и практически бесполезно говорить о ней без конкретного указания на то, что именно глобализуется и каким образом распределяются издержки и преимущества глобализации. 
 

Города


     Мы склонны говорить о городах так, как если бы каждый из них был единым организмом и все они действовали согласованно. Политические решения многих национальных правительств, Всемирного банка и других международных организаций, способствующих экономическому развитию, поощряют конкуренцию между городами и ориентированы на выравнивание "поля игры" путем устранения тех регламентирующих препятствий, которые мешают свободному взаимодействию рыночных сил. 
     Однако в действительности население городов состоят из групп с большим разнообразием интересов. Оно включает представителей глобального капитала, которые используют города в качестве элемента экономической системы для максимизации своей прибыли, но оно включает также и группы неимущих слоев, для которых город – это просто место, где они живут и зарабатывают на жизнь. Конкуренция, стимулируемая глобализацией, может дать преимущество бизнесу, связанному с транснациональными корпорациями, но нанести вред местным жителям. Исход в любой конкретной ситуации будет отражать некоторый баланс соперничающих интересов. Рынки никогда не бывают свободными. Конкуренция регулируется правилами игры, сформированными теми, чьи интересы преобладают. 

Новые правила и формы 
управления

 
     Указанные два аспекта проблемы подтверждают то общее положение, что глобализация усиливает роль и стратегическое значение городов как арен, на которых большое количество участников состязаются друг с другом, предъявляя различные и часто конкурирующие между собой претензии на имеющиеся скудные городские ресурсы. В этом отношении современное направление развития городов и управления ими заключается в установлении и поддержании между этими участниками широкого партнерства, которое с помощью набора различных правил сможет обуздать опасные тенденции в действии законов рынка.
     Для начала новый порядок управления должен поставить экономический рост в контекст достижения социальной справедливости и экологической устойчивости. Эти новые правила должны также включать местные органы власти в схемы децентрализованного и демократического управления. Далее, эти схемы должны привлекать как полноправных участников тех, кто до сих пор находился в стороне, что означает предоставление полномочий людям, живущим в бедности, женщинам, представителям меньшинств и другим, кто сейчас часто находится за рамками процессов принятия решений. Появление таких новых форм управления и образование организаций гражданского общества отражают процесс "глобализации снизу", формирование которого происходит в рамках транснациональных структур. Один из примеров – работа жителей трущоб и неформальных поселений.
 

Соучастие в планировании 
городов

 
     Планирование городов неизбежно оказывается охваченным этим динамично развивающимся процессом. Такое новое планирование менее регламентировано, забюрократизировано, является новаторским, скорее более предпринимательским процессом с широким соучастием партнеров, который связан с отдельными проектами, а не со всеми городскими системами. Экспертиз проектов планирования все чаще добиваются не только государство, но также корпоративный сектор и гражданское общество. Планировщики стремятся достичь согласия путем посредничества и переговоров между соперничающими сторонами.     Планирование осуществляется теперь не одним лишь городским правительством как священным источником привилегированного знания об общественных интересах. Источником противоречий является не собственно планирование городов, а его цель: следует ли направлять его главным образом на достижение эффективности, усугубляя при этом существующее распределение власти и богатства, либо оно должно играть роль регулятора, способствующего повышению в городе минимального прожиточного уровня.
     По мере того как планирование все меньше основывается на вмешательстве государства, оно начинает приобретать все большее разнообразие форм, включая защиту и мобилизацию групп на базе общин, которые стремятся заявить о своих правах на город. Такое развитие ставит в центр внимания маргинальные группы населения. Оно подчеркивает точку зрения городской бедноты, которая по денежным доходам и потреблению располагается ниже установленного прожиточного минимума. Оно предоставляет возможность взглянуть на проблему с точки зрения домашних хозяйств. Выясняется, что бедность является следствием незащищенности и отсутствия власти и что эта проблема многоаспектна. 
 

От уязвимости к жизнестойкости

 
     Выше подчеркивалась важность изучения проблемы уязвимости городов в глобализирующемся мире с точки зрения вовлечения в решение этих проблем конкретных групп населения. Но в такой же степени важно не представлять эти группы заранее как "уязвимые категории". В противном случае наши усилия будут ошибочно направлены на симптомы, а не на коренные причины.
     Уязвимость существует не в вакууме. Поэтому важно сосредоточить внимание на тех факторах, которые подвергают людей опасности. Однако, кроме подчеркивания проблем снижения уровня уязвимости, распространяемая информация должна говорить и о жизнестойкости людей, которую часто ярко проявляют именно так называемые "незащищенные" люди, которым нужно лишь предоставить возможность реализовать свой потенциал.

     Виллем ван Влиет – директор Центра международных исследований и образовательных проектов, профессор Колледжа архитектуры и планирования Университета штата Колорадо, США, главный консультант доклада ООН–ХАБИТАТ "Города в глобализирующемся мире: глобальный отчет о населенных пунктах 2001 г." (опубликован изд-вом "Эртскан", Лондон, в июне 2001 г.).

 


Опасности "реально существующей глобализации" 1


Питер Маркузе

 

     Глобализация, этот почти всемирный процесс изменений в экономике, обществе и политике, который полным ходом идет с начала 1970-х годов, включает, как я полагаю, четыре связанных между собой составляющих:
быстрые изменения в технике;
 увеличение концентрации власти деловых кругов как в экономической сфере, так и в определении государственной политики с использованием новых политических технологий;
расширение международной торговли и инвестиций;
переход на рыночные условия производства почти всех товаров и услуг.
     Эти компоненты составляют "реально существующую глобализацию" (термин, который я придумал для обозначения того типа глобализации, который мы видим сегодня).
     Однако это не единственно возможная форма глобализации. Из приведенных 4 компонентов глобализации технический прогресс сам по себе может быть полезным или вредным в зависимости от того, как он используется; если его использовать исключительно для получения прибылей предпринимателями, он будет вредным. Увеличение торговли между странами должно быть для них полезным; если же торговля ведется на неравных условиях, она может посягать на гарантированнные государством права людей. Все увеличивающееся распространение рыночных механизмов, особенно в сферах, связанных с основными жизненными потребностями, почти всегда оказывается пагубным для бедных слоев, т.е. для большинства населения мира.
Какие же конкретно опасности для жизни в городах представляет собой "реально существующая глобализация"? 
     1. Самое быстрое воздействие глобализации на города заключается в увеличении бедности и расширении социального разрыва между богатыми и бедными. Это приводит к феноменальному росту фавел, барриад, гетто и трущоб почти в каждом городе мира и к одновременному росту огороженных кварталов и многоэтажных цитаделей для богатых, которые полностью отделены от мест обитания бедных слоев населения. Это не просто следствие развития техники. Если цель применения техники – получение прибыли, то это заставляет разделять труд на квалифицированный и неквалифицированный и оплачивать последний как можно ниже. Таков результат решений, принимаемых с целью максимизировать прибыль от бизнеса, а также следствие неравноправных образовательных систем и неравных возможностей людей. Богатые не способнее бедных, просто у них больше власти, и они используют ее для того, чтобы стать еще богаче, а это означает углубление классового разделения общества. 
     2. Утверждение сторонников глобализации о необходимости конкуренции на основе "сравнительных преимуществ" оказывает особенно сильное воздействие на города. Согласие с тем, что города должны конкурировать друг с другом, делает законной специализацию их функций. Города развивающегося мира, как правило, специализируются на низкодоходном производстве – в отличие от промышленно развитых центров, которые, используя конкурентные преимущества в финансировании и инвестициях, получают большие прибыли. Конкуренция в Центральной Америке означают выращивание бананов; в Сан-Пауло это означает наличие дешевой рабочей силы для сборки деталей в филиалах иностранных автомобильных компаний; в Нью-Йорке и Лондоне конкуренция – это наличие фирм, биржевых маклеров и банков с окладами и премиями в миллионы долларов.
     3. Жилье в городах непосредственно подвержено влиянию глобализации. Все страны, желающие участвовать в международной торговле, испытывают огромный нажим с целью заставить их приспособить законы о правах собственности к законам свободной рыночной экономики. Это приводит к проникновению рыночных условий в жилищную сферу. При этом подразумевается, что частная собственность является единственным путем к гарантированному владению жильем. Но частная собственность в рыночной экономике означает также возможность лишения должника права выкупа заложенного имущества, выселения в связи с неуплатой за аренду или по закладной, она означает и спекулятивное повышение цен на жилье, переселение жителей и отказ в правах. Коллективные, общественные формы собственности и пользования могли бы обеспечить гораздо более высокие гарантии, однако глобализация работает против таких форм собственности.
     4. Глобализация оказывает давление на местную и государственную власть с целью приватизации коммунальных услуг. Водоснабжение, сбор мусора, снабжение электроэнергией все в большей степени передаются в частные руки, т.е. в руки тех, кто предоставляет услуги ради получения прибыли. Поэтому эти услуги предоставляются лишь тем, кто способен за них платить. Глобализация открывает двери для приватизации услуг и международным, и национальным фирмам, но результат оказывается одним и тем же: обеспечение жизненных потребностей людей зависит от того, сколько денег имеют жители для их оплаты. Это означает крах для многих бедных домохозяйств.
     5. Глобализация увеличивает нагрузку на окружающую среду. Она не только препятствует местным мерам по защите окружающей среды, но и устанавливает свои приоритеты с точки зрения получения прибыли, а не улучшения качества окружающей среды. Эту динамику иллюстрирует, например, дискуссия вокруг соглашения, достигнутого в Киото.
     6. События 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне добавили городам еще одну угрозу. Сколь бы ни были пагубными и варварскими эти события, они, тем не менее, были реакцией на глобализацию. Влияние терроризма оказывается более сильным в городах. Во-первых, в городах он способен нанести больший ущерб и затронуть большее число людей. Во-вторых, осознание этой угрозы гораздо выше в городах, особенно в таких, которые являются символами могущества или отождествляются с властью. Меры безопасности, принятые в США вскоре после нападения террористов, значительно усложнили возможности новых террористических актов. Детекторы металла, ограничение входа в государственные здания, наблюдение на улицах, железнодорожных станциях и в местах сбора людей, охрана общественных мест, контроль демонстраций, акций протеста и общественной деятельности, увеличение полномочий сил безопасности и отказ от демократического контроля над ними – все эти меры угрожают, однако, не только террористам, но самой сути городов, той сути, которая делает их столь привлекательными для огромного числа людей.
     Без сильного давления, направленного на изменение существующих форм глобализации, будущее городов, вероятно, будет весьма негативным. Случится это или нет, зависит от решения тех конфликтов, суть которых еще окончательно даже не сформулирована. Будет ли возрастать или уменьшаться неравенство между странами? Будет ли Всемирная торговая организация сдерживать или поощрять повышение уровня жизни или сосредоточиваться исключительно на свободной торговле? Будут ли правительства городов прежде всего защищать своих жителей, а не просто конкурировать на международной арене? Будут ли организованы международные форумы, уполномоченные разрешать споры и устанавливать единые стандарты? Имеется и много других нерешенных вопросов.
     Итак, "реально существующая глобализация" представляет большую угрозу для городов; альтернативные ее формы, возможно, смогут привести к более справедливому и устойчивому будущему.

Питер Маркузе – профессор по планированию городов Архитектурной школы при Колумбийском университете, Нью-Йорк, США.

 

1- В 1970-е годы критика социалистических государств, таких как Советский Союз и страны Восточной Европы, со стороны левых партий Запада состояла в том, что эти страны не соответствовали идеалам социализма. Поэтому для них был изобретен термин "реальный социализм". В подражание этому автор использовал формулу "реально существующая глобализация", чтобы отличить теперешние ее формы от других более справедливых форм.

 


Трансформация пространства и окружающей 
среды "городов мира"

Люциана Мельчерт Сагуас Пресас

Площадь Тайм Сквер, Нью-Йорк. 
Фото Расны Вары.

 

     Начиная с 1980-х годов, многонациональные промышленные и финансовые корпорации интернационализировали процесс своего производства и перенесли его на глобальный конвейер. При этом некоторые города превратились в "города мира" – узловые точки этой новой глобальной экономики. Такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Сан-Пауло и Бомбей, стали командными центрами или стратегическими площадками, где разбросанные по миру процессы производства вновь объединяются, систематизируются и контролируются.
     В настоящее время эти "города мира" не функционируют изолированно, они во все большей степени составляют часть транснациональной системы городов, которая действует как сложный единый механизм. Эти города влияют на международную экономическую активность и на социальную динамику; динамика эта, в свою очередь, формирует не только социо-экономическую структуру городов, но также и создает их пространственную форму. В этом смысле возникает такая ситуация, при которой происходящие в мире фундаментальные процессы изменений прорезают все пространство городов этой мировой сети, делая их более уязвимыми с точки зрения воздействия на окружающую среду и ограничений, накладываемых на их инфраструктуру.
 

Вертикализация

 
     Анализ существующих форм "городов мира" выявляет 3 основные тенденции в их пространственной трансформации, которые развиваются параллельно и приводят к негативному воздействию на окружающую среду. 
     Первая тенденция – это процесс вертикализации, возникающий из-за превращения этих городов в международные деловые центры и двигатели национальной экономики. Присутствие иностранных фирм и высокооплачиваемых рабочих приводит, особенно в последнее десятилетие, к резкому повышению цен на недвижимость: как на жилье, так и офисные здания. Это способствует распространению многоэтажных зданий и высокой плотности застройки. С точки зрения воздействия на окружающую среду, большая концентрация высоких строений ухудшает естественную вентиляцию и освещение города. Поэтому при эксплуатации зданий в "городах мира" часто требуется больше внутреннего искусственного освещения, охлаждения воздуха, отопления и вентиляции, что вызывает более высокое потребление энергии. Большая высота застройки связана также с усилением ветра, что приводит к уменьшению числа людей на улицах. Действительно, чем менее благоприятна окружающая среда вне дома, тем больше люди полагаются на домашний уют. Это также увеличивает потребление энергии.
 

Расширение города и урбанизация пригородов
 

     Вторая тенденция заключается в том, что по мере значительного роста цен на городскую землю в этих "городах мира" проходит быстрый процесс их расширения и урбанизации их пригородов, так как периферийные площади более доступны в цене. Далее следует увеличение потребления энергии и дополнительное загрязнение окружающей среды из-за необходимости транспорта для сообщения с пригородами. Кроме того, экономические трудности и недостаток недвижимости побуждают вносить изменения в правила городского планирования и местной застройки с целью облегчить получение разрешений на строительство. В этом процессе соображения о сохранении окружающей среды обычно стоят на последнем месте, что приводит к тенденции типа "спонтанного роста". Многие крупные города в настоящее время страдают от так называемого "эффекта теплового острова", так как расширение городских площадей связано с уменьшением количества зелени, увеличением площади дорог и снижением среднего уровня альбедо города. Температура может повышаться на 10°С по сравнению с температурой в соседних внегородских районах, тем самым резко повышается потребность кондиционирования воздуха в зданиях и увеличивается общее потребление энергии в городе. Далее, в расширяющихся городах возникает необходимость в более сложных и отвечающих требованиям экологии системах водоснабжения для подачи воды на большие расстояния. Кроме того, необходимо принятие трудных решений по водосбору для борьбы с возможным подтоплением города. Все это вместе приводит к большому потреблению энергии и к огромной нагрузке на окружающую среду.
 

Деконтекстуализация


     Третья тенденция в трансформации "городов мира" направлена в сторону их деконтекстуализации, т.е. выпадения из контекста, из среды. Присутствие иностранных фирм, активных инвесторов, покупателей и пользователей недвижимости, вносит вклад в интернационализацию и гомогенизацию сектора собственников, что до некоторой степени приводит к воспроизводству аналогичных городов в рамках их глобальной сети. Большинство "городов мира" демонстрируют процесс унификации, когда все больше и больше зданий отвечают международным стандартам проектирования, техники строительства и эксплуатации, но не соответствуют местным культурным традициям и климатическим условиям. Многие такие здания во все большей степени расчитаны на искусственные системы обслуживания, что приводит к значительной нагрузке на окружающую среду.
 

Экологические возможности

 
     В ответ на приведенный морфологический обзор можно возразить, что "города мира" предоставляют также и огромные возможности для реализации положительных экологических тенденций в градостроительстве. Поскольку эти города являются частью транснациональной сети городов, являющейся источником инноваций, они могут способствовать продвижению глобальной экологической реформы среды застройки. Сейчас имеется несколько инновационных примеров, благоприятных для окружающей среды, и зданий. Действительно, например такие города, как Амстердам, Лондон и Куала-Лумпур, подвергают переоценке градостроительство и архитектуру и включают планы по защите окружающей среды в общее планирование и проектирование городских пространств и зданий. Будут ли эти решения осуществлены в рамках сети "городов мира" и как они будут видоизменяться от города к городу, зависит от того, сумеют ли в этих городах местные и международные участники найти взаимопонимание.

     Люциана Мельгерт Сагуас Пресас – лектор Института исследований городов и жилищного строительства, Роттердам, Нидерланды. В настоящее время проводит исследования по экологической модернизации строительной промышленности в отделении общественных наук Вагенингенского университета.

 


Губительные высоты


Расна Вара

Башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в момент 

катастрофы 11 сентября 2001 г. Фото Иохана Брунквиста.

 

 

     Террористический акт 11 сентября 2001 г. – разрушение двух башен Всемирного торгового центра – будет без сомнения предметом споров и дискуссий в архитектурных и инженерно-строительных учебных заведениях всего мира. Что вызвало цепную реакцию падения одного этажа за другим? Была ли конструкция недостаточно надежной, чтобы выстоять под ударом? Являются ли небоскребы опасными в своей основе? Какая их высота чрезмерно велика?
     С позиций архитектуры башни-близнецы Всемирного торгового центра были чудом и по проектированию, и по прочности. Эти башни имели характерную конструктивную систему, в которой применялось обрамление стен снаружи для создания поперечных связей. Конструкция "трубы из металла" состояла из сотен стальных колонн, распределенных по наружной поверхности каждой башни и несущих большую часть ее веса. Такая система в годы строительства считалась революционной в связи с более эффективно распределенными нагрузками по сравнению с традиционными несущими системами из колонн и балок. Каждый из 110 этажей башен состоял из железобетонной подушки на металлическом настиле, опиравшемся на стальные поперечные балки, весившие более 2 тыс. тонн. Если бы в Нью-Йорке произошло небольшое землетрясение, эти башни пострадали бы в минимальной степени.
     Сейчас архитекторы согласны с тем, что башни были превращены в руины не из-за ударов самолетов. Причиной было плавление несущих стальных балок, что и привело к обрушению башен. По мнению Джона Янга, архитектора, работающего в Нью-Йорке, "если бы пожары были погашены, конструкция, вероятно, не считая местных повреждений, могла бы выдержать удар. Однако обычно предусматриваемые при сооружении системы пожаротушения не рассчитаны на тот тип пожара, который возникает при падении самолета и низвержении из него на здание потока реактивного горючего… Вспомним, что башни удивительно хорошо выдержали первоначальный удар. Наружные стены были повреждены, но, поскольку внутренних колонн не было, они не были выбиты ударом самолета. Стальной каркас, расположенный вокруг внутреннего ядра здания (состоящего из лифтов, лестниц и систем обслуживания здания) и несущий конструкцию этажа вместе с конструкцией внешних стен, был до некоторой степени определенно поврежден. Однако оба здания устояли до тех пор, пока бушевавшие пожары не снизили несущую способность этой внутренней конструкции".
    События 11 сентября заставили также понять то, что современные террористы, вероятно, хорошо обучены и имеют ясное понимание того, как строятся здания. В Нью-Йорке очень легко найти информацию о конструктивных и архитектурных аспектах строительства этих зданий. Говорит Янг: "Возможно, что эти здания были намеренно выбраны в качестве целей из-за их характерной конструкции. Эти здания были очень хорошо известны в архитектурных и инженерных кругах, и данные о них широко публиковались в процессе проектирования и строительства в конце 1960-х и начале 70-х годов. Их конструктивные чертежи легко доступны общественности". 
    В заключение этого анализа следует заметить, что не только архитекторы, инженеры-строители, городские власти или корпоративный сектор должны нести ответственность за случившееся. Как говорит Янг, вина лежит не только на террористах, которые направили самолеты на башни, но в первую очередь на федеральных военных и разведывательных учреждениях США, которым не удалось предотвратить нападение на Всемирный торговый центр.
     Тем не менее, специалистам в области строительства предстоит вернуться к вопросу, не являются ли небоскребы опасными по своей сути, и поэтому может быть нет необходимости в их строительстве? Большинство будет утверждать, что если они построены в соответствии со стандартами, то сама их конструкция сравнительно надежна (большинство высоких зданий в Нью-Йорке построены в расчете на сопротивление порывам сильного ветра и даже урагану). Кроме того, на компактных, ограниченных городских участках, таких как остров Манхеттен, небоскребы дают экономию площади. Небоскреб может принять больше людей в расчете на один квадратный метр, чем самая заселенная трущоба в Азии. В городах, где недвижимость не только дефицитна, но и чрезмерно дорога, коммерческие компании, ищущие себе место в центре города, способны разместить всех своих сотрудников на одном акре земли и не беспокоиться о времени, необходимом для перемещения людей между офисами. Однако пожар в небоскребе означает катастрофу. Пожарные, как правило, плохо оснащены для борьбы с такими пожарами, которые возникают наверху очень высоких зданий. Это обстоятельство и стало до боли очевидным 11 сентября.
Однако в недавней статье в журнале "Ньюсуик" отмечается, что небоскребы всегда относились скорее к области человеческого самомнения, чем к экономике. Будучи в конечном итоге фаллическим символом, небоскреб для администратора – это то же, чем был обелиск для римлян. Вот почему менеджеры обычно резервировали верхние этажи для себя. Однако после нападения террористов на Нью-Йорк "вид из окна" будет самым последним, о чем они будут жалеть.

Расна Вара – редактор журнала "Дебаты Хабитат".


ПУГ–ЛАК: работая в тесной связи с городами и их жителями

 

Ивес Кабаннес

 

     Программа управления городами (ПУГ) является совместной программой ООН–ХАБИТАТ и ПРООН, которая поддерживает управление городами с соучастием партнеров, а также с участием представителей бедных слоев населения. В рамках реализации этой программы в странах Латинской Америки и Карибского бассейна главная проблема, перед которой стоит ПУГ, заключается в необходимости ответить на вопрос: как достичь целей развития – искоренения городской бедности, улучшения охраны окружающей среды в городах, привлечения партнеров к управлению городами и гендерного равенства. Региональное бюро ПУГ для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ПУГ–ЛАК) ищет ответы на эти вопросы вместе с большим числом партнеров программы, работающих в этом регионе.
 

Опорные пункты программы 
в различных городах

 
     ПУГ–ЛАК работает в регионе через тематические региональные опорные пункты – организации, которые являются непосредственными исполнителями этой программы. Такие организации, как COPEVI в Мексике, FEDEVIVIENDA в Колумбии, EULA/FLACMA/CELCADEL и CIUDAD в Эквадоре, IPES в Перу, Agora XXI и CEARAH в Бразилии, являются центрами, имеющими квалифицированных специалистов и основную информацию по ПУГ. Эти центры являются также источниками, питающими информацией другие организации и города. В их повседневную деятельность вовлечены местные соучастники программы, обычно неправительственные и общественные организации, представляющие беднейшие слои населения, университеты и местные органы власти.
     Офис для Бюро ПУГ–ЛАК в Кито (Эквадор) любезно предоставлен нам нашим хозяином, муниципалитетом Кито. Бюро является центром, где региональные и местные участники программы, стажеры, и штат ПУГ–ЛАК координируют свою работу. С помощью совместных усилий всех участников бюро должно в конечном итоге превратиться в более постоянный опорный центр по вопросам управления городами.
 

Консультации для городов: партнерство для перемен на местах

     "Консультации для городов" – это краеугольный камень стратегии ПУГ. Каждая из этих консультаций учитывает местные особенности и приоритеты, выдвигаемые партнерами программы на местах. Консультации облегчают и углубляют диалог между городскими администрациями, общинами и другими участниками программы с целью принятия ими наилучших решений по первоочередным задачам.
     В каждом городе на основе консенсуса выбирается один приоритетный конкретный вопрос. Например, в Макараибо (Венесуэла) и Кито (Эквадор) важнейшей из проблем, связанных с бедностью, является доступ к кредиту для бедных жителей и в особенности для женщин. В городах Порт-оф-Спейн (Тринидад) и в Кап-Гаитиан (Гаити) в качестве приоритетного вопроса была выбрана проблема сбора и переработки отходов. Организация муниципальных советов молодежи, состоящих из девушек и юношей до 18 лет, и финансирование этих советов с соучастием партнеров были определены как приоритетные вопросы в результате процесса консультаций в таких городах, как Барра-Манса и Икапуи (Бразилия) и Вилла-Эль-Сальвадор (Перу).
      В результате проведения более чем 40 консультаций в городах разных размеров и с различными характеристиками, ПУГ вместе с партнерами создала программное меню для компьютера с дюжиной вариантов, которые отражают потребности городов и возможные способы решения возникающих перед ними задач.
 

От планирования с соучастием – к программам приоритетных действий
 

     План действий, который является политической платформой, отражающей консенсус между различными участниками, это не конец работы, а лишь ее отправная точка. Следующий этап состоит в создании необходимых рабочих планов, которые должны быть одобрены местными органами власти. Такие планы первоочередных действий принимают различные формы и могут включать, в зависимости от ситуации, следующие пункты:
 -конкретные проекты и программы;
 -политические решения на муниципальном уровне;
 -новые финансовые учреждения и изменения в распределении муниципальных ресурсов; 
 -новые институциональные структуры, которые организуют и формируют каналы соучастия партнеров в программе.
     В Эль-Сальвадоре, где главными проблемами были свирепствующее там насилие и деградация исторического центра города, первый этап состоял в подписании между партнерами соглашения, в котором были определены роли всех участников.
"Консультации с жителями" для возрождения исторического центра города состояли из ряда обследований и встреч с различными группами граждан, такими как уличные торговцы, водители такси, беспризорники и уличные художники. В результате, был составлен "Специальный план возрождения исторического центра", провозгласивший "спасение городского наследия без выселения жителей". Планом предусмотрены мероприятия по 10 пунктам. В программу первоочередных действий были внесены 3 пункта: восстановление парков, повышение общественной безопасности и новый план центра города. Среди конкретных результатов – разработка 9 проектов стоимостью 1,3 млн долл. США, создание плана мобилизации ресурсов и проекта фонда кредитов для исторического центра.
 

Информация как средство для создания более гуманных городов

     Одна из главных рекомендаций регионального консультативного совета, состоявшего из доноров и партнеров программы, заключалась в том, что ПУГ–ЛАК должна улучшить мониторирование и документирование тех процессов, в которые она вовлечена. Кроме того, больше внимания следует уделять инновационной практике, которая облегчает обмен опытом и накопление информации.
     Помимо простого документирования накопленного опыта, усилия по "производству информации" сосредоточены на следующих основных аспектах: уроки, извлекаемые из практического опыта, и поиск людей, способных передавать накопленный опыт в другие города и приспосабливать его к местным условиям.
     Сформирована база данных из 5000 единиц хранения, 2000 ссылок по вопросам управления городами в регионе и 9000 адресов (лиц и организаций). Эта обширная информационная система для городов (http://www.pgualc.org)  ориентирована на потребности партнеров программы в регионе.
 

На повестке дня – городская бедность

 
     На основе коллективного опыта и накопленной информации, ПУГ–ЛАК и ее партнеры выполняют Повестку дня по управлению городами, которая рассматривает важнейшие проблемы соучастия в управлении и вопросы искоренения бедности. Разработаны различные меры, направленные на выполнение этой Повестки дня. Однако, несмотря на широкое вовлечение участников и полученные предварительные результаты, закрепление этих результатов на местном уровне и их роль в постоянном улучшении жизни бедных слоев все еще остаются под вопросом. 
     Еще одной проблемой является стабильность работы самого бюро в Кито и укрепление опорного центра по городскому управлению, который способен в более широких масштабах оказывать поддержку городам и реагировать на их запросы.

Ивес Кабаннес – координатор регионального бюро по Программе управления городами для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Кито, Эквадор.


Декларация Монтевидео одобряет общественное строительство жилья

 

     Одна из основных целей Повестки дня Хабитат – адекватное жилье для всех. Для достижения этого государства должны способствовать активному вовлечению различных участников в жилищное строительство. Обзор выполнения Повестки дня Хабитат, сделанный в Нью-Йорке в июне 2001 г., был положительно оценен правительствами многих государств, однако некоторые важнейшие вопросы остаются нерешенными.
     В контексте глобализации национальные правительства уменьшают объем ресурсов, который они отводят на жилищное строительство; в то же время они рассматривают свою роль лишь как "посредников", передавая строительство жилья в частный сектор, который сможет обеспечить жильем только зажиточные слои населения.
     В октябре 2001 г. Международная коалиция "Хабитат для стран Латинской Америки и Карибского бассейна" совместно с Латиноамериканским секретариатом по народному жилью провели в Монтевидео (Уругвай) семинар на тему: "Общественное строительство жилья и неолиберализм: столица для народа против столицы нищеты". Непосредственным организатором этого семинара была Уругвайская федерация жилищных кооперативов взаимопомощи. Почти 600 делегатов из 10 латиноамериканских стран представили и проанализировали 40 конкретных примеров опыта организации беднейших слоев населения в области общественного строительства жилья.
     Этот семинар завершился принятием Декларации Монтевидео, которая констатирует: "В последние несколько десятилетий народные организации и поддерживающие их технические специалисты со всего континента построили миллионы квадратных метров городского жилья. Мы расширили сети предоставления общинам основных коллективных услуг. Мы убеждены, что наши дома стали безопаснее и благоприятней для здоровья – в пределах наших возможностей. Мы превращаем сухую землю в благоприятную окружающую среду. На территории нашего города мы построили квартал "Жизнь", взяв в него с собой наши вкусы, нашу культуру и память. Мы собрали вместе поколения с мозолистыми руками, которые хотят и готовы защищать свое место в этом мире".
     Имеющиеся данные показывают, что 60–70% жилья в Латинской Америке строится без какой-либо поддержки со стороны правительств. Это строительство идет медленно и возможно только благодаря совместным усилиям семей и организованных общин. До последнего времени не было никакой устойчивой поддержки этой формы строительства. Однако в декабре 2000 г. Ассамблея народов мира, проходившая в Мехико, одобрила важную роль общественного строительства жилья в Латинской Америке.
Дополнительную информацию по этому вопросу можно получить на сайте: http://www.lancta.apc.org/hic-al.

Адрес для получения дополнительной информации: 
Georgina Sandoval, Casa y Ciudad, 
HIC–LAC Secretariat, Mexico. 
E-mail: casaciudad@prodigy.net.mx

 


Латиноамерикано-карибский форум по вопросам лучшей практики 1

Стивен Уолш

 

     При продолжающейся поддержке правительства Испании и параллельном финансировании на местном уровне региональное бюро ООН–ХАБИТАТ для Латинской Америки и Карибского бассейна продолжает работу Латиноамерикано-карибского форума – созданной в 1997 г. региональной сети партнеров в частном и государственном секторах – для выявления, анализа, документирования и распространения наилучшей практики в регионе.
     Общими целями форума на 2001–02 гг. являются расширение его сети, выявление новых примеров лучшей практики, поддержка небольших неправительственных организаций и муниципалитетов с тем, чтобы задокументировать их опыт для включения в общую базу данных, провести краткие исследования случаев наилучшей практики и опубликовать их результаты в печати и Интернете на английском, испанском и португальском языках. Одним из примеров этого является создание и распространение в текущем году 2 публикаций как в печати, так и Интернете. Каждая публикация состоит из 25 двухстраничных сообщений, которые форум обозначил для каждого региона. Первая публикация составлена из сообщений муниципалитетов о лучшей практике, которые концентрируют внимание на примерах участия в мероприятиях муниципальных органов управления. Вторая публикация будет составлена по тематическому принципу, и включать примеры хорошей и наилучшей практики, реализованные любыми организациями по всему региону. После распространения этих публикаций будут проведены 2 Интернет-дискуссии, чтобы способствовать прямому обмену информацией между заинтересованными сторонами. 
В ноябре 2001 г. во Флорианополисе (Бразилия) прошло заседание форума по лучшей практике за 2001 г. при участии руководящего комитета Программы местного лидерства (ПМЛ). Параллельно с этим заседанием проходила региональная конференция
     "Хабитат–Бразилия-2001", которую Хабитат–ЛАК организует каждые 2 года в сотрудничестве с Министерством науки и техники Бразилии, муниципалитетом Флорианополиса и местной организацией Sul 21. 
На этой конференции проводятся дискуссии по вопросам Повестки дня Хабитат среди региональных и международных специалистов, представителей правительственных организаций и организаций беднейших слоев населения. Конференция позволяет также каждый год проводить прямой обмен информацией о лучшей практике на специальных сессиях ПМЛ. В этом году, кроме проведения заседания руководящего комитета Программы, состоялись 2 специальные сессии по вопросам лучшей практики. На первой сессии были представлены проекты со всего региона, которые прошли оценку, и некоторые были выдвинуты на премию "Дубаи-2002". Вторая сессия, продолжавшаяся целый день, огласила результаты – десятерых победителей международного конкурса "Дубаи-2000" за лучшую практику.

Стивен Уолш – консультант 
ООН–ХАБИТАТ по вопросам наилучшей практики и по Программе местного лидерства.


Влияние глобализации на местное управление

Соломон Бенджамин

 

Новые тенденции в развитии крупных городов Индии показывают, что глобализация, в которую вовлечены многонациональные корпорации, ведет к поддержке таких управленческих структур, которые способствуют увеличению бедности и угрожают снижением уровня заработной платы, получаемой бедными слоями городского населения. 

     Для городов Индии характерно наличие кластеров – групп домов с общим двором и садом, связанных местной хозяйственной деятельностью в рамках одного района.1 Такие районы местного производства сосредотачиваются вокруг центров производства и услуг. Как правило, они связаны с удовлетворением повседневных нужд: изготовление посуды, бытовых электроприборов, простых стиральных машин, санитарно-технического оборудования, электрокабеля, ремонт автомобилей и т.п. Например, фирма Висвас Нагер (Viswas Nager) в Дели является одним из таких предприятий и специализируется на выпуске электрических кабелей и проводов. Будучи одним из крупнейших в Индии кластеров с 2 тыс. предприятий, эта фирма дает от 25 до 40% всего производства бытового электрокабеля. В 1991 г. Висвас Нагер обеспечивала прямую занятость приблизительно для 25 тыс. чел., а косвенную – для 30 тыс. В Дели имеется по меньшей мере 15 таких крупных промышленных кластеров и около 60 – меньших размеров. 
Поразительно, что государственные вложения, стимулирующие эту хозяйственную деятельность, приходят не от специализированных программ развития бизнеса и даже не от специальных фондов. Вместо всего этого поддержка осуществляется за счет упорядочения землепользования, которое обеспечивает людям доступ к основной инфраструктуре, а также за счет применения новых норм, разрешающих жителям осваивать участки земли постепенно – в зависимости от появляющейся возможности – и сдавать часть их в аренду новой фирме или новым предпринимателям. Соответствующие правила использования земли характеризуются также разнообразием систем владения, которые позволяют группам с разными доходами селиться в непосредственной близости друг к другу. Благодаря этому группы бедных слоев населения получают доступ к новым рабочим местам не только из-за их функциональных экономических связей, но также посредством участия в работе органов регионального экономического развития.
     Многие из этих "районов местного производства" выпадают из формального процесса планирования. Однако они развиваются благодаря энергичной политической активности на местах. Местные группы (в особенности группы людей с низкими доходами) образуют ассоциации, чтобы через своих советников влиять на принятие решений на муниципальном уровне. Этот процесс несколько запутан, усложнен, требует политической проницательности, но он доказал свою достаточную эффективность в условиях демократической системы Индии. На его базе удалось обеспечить возможность доступа малоимущих граждан к государственным ресурсам через политику "банка голосов". Поскольку в государственных инвестициях отражаются приоритеты, связанные с экономическим развитием конкретных районов, политические решения сосредоточены на вопросах обеспечения людям средств к существованию. Эта политика играет решающую роль в борьбе против таких регрессивных мер, как выселения и снос жилья.
     Следует отметить, что влияние такого рода политики преобразовало муниципальные структуры в "пористые бюрократии", отличающиеся сравнительно легким доступом к ним. Вместо конфронтационного протеста группы жителей используют по отношению к ним более тонкую и сложную стратегию – "политику хитрости". Это существенно, так как эта политика относится не только к борьбе с нецелесообразным планированием, но и к конкуренции с группами более богатых за влияние на принятие государственных решений и за доступ к государственным инвестициям. 
 

Роль транснациональных корпораций

 
      Глобализация в городах Индии продвигается благодаря сильной связи местных корпоративных групп и транснациональных корпораций, офисы которых, возведенные из стали, стекла и гранита со средствами связи на международном уровне, требуют дорогой инфраструктуры и услуг. Правительственная поддержка в этих вопросах чрезвычайно важна, и организационные структуры тоже играют здесь значительную роль.
      Прежде функции управления сосредоточивались в муниципальных структурах, что обеспечивало местным группам населения (включая беднейшие) легкий доступ к ним. Повышение роли генеральных планов связано с созданием учреждений особого назначения, таких как "Администрация развития", где политические процессы и процессы принятия решений контролируются кругами более высокого политического и бюрократического уровня – уровня правительств провинций и страны. Примечательно, что корпоративные группы имеют к этим кругам более легкий доступ, чем бедные слои населения и выбранные ими представители. 
     Такая централизация еще больше укрепляет власть групп корпораций. В Бангалоре, например, премьер-министр создал мощный конгломерат из группы корпораций BATF (Bangalore Agenda Task Force). Эта группа не только руководит принятием всех решений, но также осуществляет надзор за работой корпораций города и организаций, предоставляющих услуги. Выборные представители местного населения оказываются отстраненными от участия в решении жизненно важных проблем.
Еще одно изменение – новый тип организаций, создаваемых специально для гигантских проектов в интересах корпоративного сектора. Такие организации привлекают значительные государственные финансовые средства и имеют официальные полномочия для приобретения участков земли, обслуживаемых инфраструктурой высокого уровня. Эта земля выделяется для корпоративных юридических лиц на основе предоставляемых субсидий и находится под контролем расположенных на них предприятий. Таким образом, государственные вложения в такую структуру управления способствуют дальнейшему делению и без того уже разделенных городов. Неудивительно, что подобные формы управления приводят к коррупции высокого уровня, когда представители корпораций в комитетах управления используют свое положение для спекуляций на недвижимости предприятий, поддерживаемых государственными инвестициями.
      Итак, интересы мощных корпораций (местных, и международных) выигрывают от таких институциональных тенденций. Эксклюзивная разработка генпланов поощряется как реализация планового развития. Страдают же от этого бедные жители города. Для них появляются серьезные последствия в форме переселений, массовых выселений бедных жителей и лишения их средств к существованию. В такой ситуации "районы местного производства" расцениваются как несанкционированные застройки, нарушающие правила пользования землей, и вследствие этого они лишаются услуг инфраструктуры, что угрожает экономической эффективности их предприятий.
     Горячее стремление политической элиты превратить Бангалор в Сингапур приводит к многочисленным выселениям и сносам кварталов, в особенности кластеров с малым бизнесом в городских районах с развитым производством. Освобожденная земля перераспределяется при разработке генплана в интересах групп с более высокими доходами, включая корпорации. Подобным образом поддерживаемое группой BATF обновление традиционного центра города – района рынка – привело к выселению торговцев с мест приложения их труда. В ноябре 1999 г. Верховный суд Индии вынес решение о проведении в Дели операции по очистке, "чтобы восстановить преимущества планового развития" города, и приказал правительству переместить первоначально 31 000, а затем 97 000 минипредприятий, созданных на основе домохозяйств. Под угрозой находятся средства к существованию по меньшей мере 2 млн малых предпринимателей и рабочих. В феврале 2000 г. Верховный суд снова приказал правительству Дели переселить 3 млн жителей из 1309 кварталов. В декабре 2000 г. эти события привели к большим беспорядкам, и в течение недели столица была полностью закрыта для въезда. В Бомбее правительство штата "отказало в признании" жилищ 2,5 млн людей, т.е. половине всех жителей города, ютящихся в трущобах. Кроме того, известные в Бомбее районы мельниц, которые в свое время давали работу огромной части населения, подвергаются перезонированию в угоду корпоративной элите; многие из этих районов превращаются сейчас в охраняемые полицией развлекательные комплексы.

Соломон Бенджамин – консультант и исследователь, работающий над вопросами городского управления, искоренения бедности и создания новых рабочих мест в Бангалоре.

 

 

1- Бенджамин С. Район как фабрика: влияние развития земельных отношений и городской политики на промышленные кластеры в Дели, Индия (неопубликованная диссертация, представленная в Массачусетский технологический институт на факультет планирования и исследования городов). 1996.

 


Города Индии в долгах

Даршини Махадевиа

Мнения
 

     "Качество жизни в городах должно быть повышено, чтобы сделать города привлекательными для международных инвестиций". Это заявление представителя муниципалитета г. Ахмедабада по случаю презентации результатов исследований с использованием "городских индикаторов", проведенных в 10 городах Гуджараты (втором по степени урбанизации штате Индии). Заявление это, сделанное 30 июля 2001 г., схватывает суть настроений в "городской Индии".
     В проекте плана для г. Бомбея, подготовленном в 1995 г., отмечается: "В контексте либерализации экономической политики Большой Бомбей должен играть весьма значительную роль, не только внося вклад в национальную экономику, но также облегчая интеграцию экономики страны с остальным миром... Он обладает потенциалом для того, чтобы стать интернациональным городом, способствующим росту финансовых и деловых услуг, промышленности высоких технологий и производству, ориентированному на экспорт". В соответствии с этим правительство штата создало в Бомбее финансово-деловой центр. Ахмедабад, второй по величине город Западной Индии, также предложил организовать международный торгово-финансовый центр, который, однако, не был создан. Сильно изменился пятый по величине город в Индии, Хайдерабад, прозванный "Киберабадом". В этом городе построены такие комплексы, как "Парк программных технологий", "Инфосити" и т.п., которые способствуют развитию сектора информационных технологий. А вот в Бангалоре, называвшемся когда-то "силиконовой долиной Индии", реформы потерпели неудачу.
      Повестка дня для городов, разработанная Национальным институтом города, гласит: "В эпоху экономических реформ, либерализации и глобализации крупные и малые города возникают как центры национальных и интернациональных инвестиций". Поэтому главными вопросами этой Повестки дня являются следующие: поддержка экономических реформ, индустриализация, повышение производительности труда, расширение финансовых и других услуг, поощрение экономической деятельности как в формальном, так и в неформальном секторе. Откройте любой план развития крупного города или прочитайте документ о стратегии развития городов штата, и в каждом из них вы найдете те же самые вопросы. Индийские штаты стремятся вывести свои главные города на рынок глобальной экономики.
 

Место действия

 
     Является ли "городская Индия" однородным целым? До этого еще далеко. Города Индии разнообразны как по величине, так и по своим функциям. Действия, связанные с глобализацией, развертываются лишь в нескольких крупных городах. Их сейчас не более 37, причем 5 из них классифицируются как мегаполисы. Это: Бомбей, Калькутта, Мадрас, Бангалор и Хайдерабад. Они, в дополнение к нескольким другим крупным городам (Ахмедабад, Сурат, Пуна, Джайпур и административная столица Нью-Дели), развивают связи с глобальной экономикой. Остальные (более 3500 городских центров) вовлечены в местную экономику.
 

Рост долгов и незащищенности

 
     Экономические реформы в городах начинались ради достижения главной цели – стимулирования инвестиций частного сектора в городскую инфраструктуру. Различными местными городскими органами исследуются разные варианты частно-государственного партнерства. Муниципальные облигации, продажа на рынке прав на застройку, фонды для развития инфраструктуры и строительства жилья и использование земли в качестве ресурса – таковы некоторые новые методы, применяемые городскими властями. 74-я поправка к Конституции, принятая в 1992 г., которая вводит децентрализацию управления городами, используется для обеспечения финансового участия даже бедных городских общин в приватизации.
     Управление городскими услугами и инфраструктурой в больших городах и мегаполисах теперь попадает под правила упомянутого партнерства. В различных штатах созданы корпорации для развития, в том числе в штатах Тамилнад, Андхра-Прадеш и Карнатака. Малые и средние города, которые не имеют доходной базы, исключены из этих реформ.
     Некоторые крупные города создают инновационные системы финансирования городской инфраструктуры. Ахмедабад, будучи одним из них, был первым городом, который собрал 1 млрд рупий на рынке капитала, выпустив облигации (на которые подписывались в основном организации). Ожидается выпуск новых облигаций на такую же сумму с размещением среди частных лиц с помощью финансовых организаций. Город занимает деньги под коммерческие процентные ставки у различных финансовых организаций, таких как Корпорация развития городов и жилищного строительства и Индийская компания промышленных инвестиций и кредита (которые в результате своей диверсификации финансируют городскую инфраструктуру), Фонд гарантирования жилья, Агентство международного развития и т.п. Рассматриваются проекты расширения мостов и дорог, а также водоснабжения и канализации. При этом депонируется налог на собственность в 4 зонах города из 5 и в 10 пунктах наилучшего сбора дорожного налога. Доля выплат по займам в смете доходов увеличилась с 10,8% в 1996–97 гг. до 14,3% в 2001–02 гг. Доля расходов на некоторые социальные услуги уменьшилась: на медицинскую помощь с 11,4% в 1996–97 гг. до 9,47% в 2000–01 гг., на здравоохранение – за тот же период – с 2,5 до 2,1%. Основные ресурсы города оказываются связанными выплатами по долгам. Таково сегодня состояние дел в Индии.
 

Потери
 

     К сожалению, когда дороги расширяются, а земля используется в проектах модернизации городов, в больших городах увеличивается число переселений обитателей трущоб. Трущобы убираются из городских парков и с открытых площадок из соображений защиты окружающей среды. Например, крупномасштабные переселения имели место при реализации проектов застройки прибрежных полос в Ахмедабаде, Индауре, Хайдерабаде и Нью-Дели. В результате "операции очистки" в Индауре было выселено 835 домохозяйств. В Бхубанешваре планируются выселения для прокладки линии метро. В Дели предполагается снос поселения Джхугги-Джхомпри, что приведет к переселению около 80 000 домашних хозяйств. В Бомбее были выселены 2500 домохозяйств из поселка Санта-Круз-Вест по решению суда о защите общественных интересов (в суд обратилась группа местных жителей, требовавших расширить дорогу в соответствии с генеральным планом). Около 86 000 домохозяйств были выселены в мае 2000 г. из Национального парка по иску одной из групп защиты окружающей среды.
Одним из последствий такой односторонней программы глобализации в городском секторе стало уменьшение скорости урбанизации с 3,1% в год в 1980-е до 2,7% в год в 90-е годы. Опыт мигрантов в больших городах отбивает охоту жить в них у городской бедноты.
     Политики, принимающие решения, освободившись от тисков социалистической идеологии, которая преобладала в Индии в 1960-е и 70-е годы, ударились теперь в другую крайность. Проходят различные эксперименты по приватизации и коммерциализации. Эксперименты эти ограничиваются несколькими городскими центрами, главным образом столичными городами и небольшим числом других больших городов. Глобализирующиеся города Индии торопятся осуществить приватизацию и внедрить либерализацию, всецело полагаясь при этом на кредиты. Долговременный результат такой политики еще неизвестен. Большинство этих проектов принято под влиянием международных финансовых организаций, часто без адекватных исследований и без наличия необходимой информации об их отдаленных последствиях.

Даршини Махадевиа – доцент Центра экологического планирования и техники Ахмедабада, Индия.

 


Приватизация услуг увеличивает незащищенность бедных горожан


Дэвид Вестендорф

 

Для обитателей трущоб в развивающихся странах глобализация – не средство борьбы с бедностью, а существенная причина ее возникновения.