| Управление социальным развитием
 Заработная плата: пути реформирования и резервы повышенияАНАТОЛИЙ ЖУКОВдоктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений
 (Россия)
 
 •Сложившийся в стране нищенский уровень реальной заработной 
платы и критически высокая ее дифференциация породилимногочисленные проблемы
 •Необходимо кардинально увеличить зарплату низкооплачиваемым категориям работников, 
важным шагом на этом пути должно стать поднятие МРОТ до ПМ ТЧ
Рыночные преобразования в России обернулись катастрофическим снижением покупательной 
способности заработной платы, необоснованными перекосами на всех уровнях социально-трудовых 
отношений. Ситуация с покупательной способностью минимальной заработной платы и 
оплаты труда работников бюджетной сферы оказалась практически замороженной на недопустимо 
низком уровне. Сегодня для многих уже ясно, что попытки реализовать либеральные идеи в чистом 
виде в начале XXI в. не дают положительного результата. Без проведения действенной 
государственной социально-экономической политики невозможно в полной мере использовать 
преимущества России в сырьевых ресурсах и квалифицированной рабочей силе и обеспечить 
динамичное развитие страны как основы кардинального повышения уровня жизни населения. 
Для решения этой задачи необходимо активное включение государства в создание конкурентной 
среды и формирование механизма эффективного и социально справедливого распределения 
вновь созданной стоимости по факторам производства. Олигархические группы, монополистические 
объединения, коррумпированные чиновники и преступные группировки не просто «убивают» 
конкуренцию, они, лоббируя принятие выгодных для себя законов, разоряют государство, 
перераспределяют вновь созданную стоимость в личных интересах и тем самым искусственно 
сдерживают рост реальной заработной платы большей части наемных работников. В настоящее время основной фактор производства, которым является наемный труд, 
оценивается в стране по необоснованно низкой ставке. Причем средняя заработная плата 
(март 2003 г. – 4 986 руб.) не превышает даже минимального потребительского бюджета 
(5 124 руб.). По данным Госкомстата, доля оплаты труда в ВВП с учетом скрытой заработной 
платы и отчислений в социальные фонды в 2002 г. составила 46,4%, в то время как 
в развитых государствах она равняется в среднем 55%, а в США – около 60%. Здесь следует учитывать, что Госкомстат включает в скрытую заработную плату и 
доходы от собственности и предпринимательской деятельности, тем самым искусственно 
завышая долю оплаты труда в ВВП. При этом указанные доходы направляются, как правило, 
не на развитие производства, а на строительство (или покупку) загородных домов, 
открытие счетов в зарубежных банках и т.п. Из-за отсутствия эффективной социальной политики в стране резко возросла дифференциация 
доходов и заработной платы по различным группам населения. По данным Госкомстата, 
в 2001-2002 гг. соотношение доходов 10% богатых и 10% бедных составило 14 против 
13,7 в 2000 г. В первом квартале 2003 г. разрыв увеличился до 14,5 (в 1997 г. этот 
показатель в Японии равнялся 7,1; Германии – 6,1; Австрии – 4,4; а в среднем по 
всем развитым государствам – 10). Еще более высоким является соотношение средней 
заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников: в октябре 
1997 г. оно превысило 25, а в апреле 2002 г. – 30,5. Кроме того, очень высок межрегиональный разрыв по уровню средней заработной платы. 
Так, в декабре 2002 г. в Ивановской области и Республике Дагестан средняя заработная 
плата составила соответственно 3 156 и 2 611 руб., а в Чукотском автономном округе 
– 22 813 руб. (или в 7,2 и 8,7 раза больше). Еще более значительны в этом плане различия по отраслям. В феврале 2003 г. средняя 
заработная плата в газовой отрасли промышленности равнялась 37 879 руб. и превысила 
аналогичный показатель в образовании в 12,8, в легкой промышленности – в 15,5 и 
сельском хозяйстве – в 23,5 раза. Причем из года в год эти диспропорции нарастают. 
Естественно, проблема не в снижении оплаты труда газовиков или нефтяников, 
а в кардинальном увеличении зарплаты низкооплачиваемым категориям работников 
и прежде всего в сельском хозяйстве, легкой промышленности, отраслях бюджетной сферы. 
Кстати, в последних оклады в первой половине 2003 г. по всем 18 разрядам (вплоть 
до руководителей организаций) были ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), как и прежде, выполняет, по сути, роль 
технического норматива, составив по отношению к прожиточному минимуму трудоспособного 
человека (ПМ ТЧ) в первом квартале 2003 г. всего 20,2%[(450 : 2228) 100]. Это меньше, 
чем установлено государственным бюджетом на 2003 г., а в нем данная пропорция запланирована 
на более низком уровне по сравнению с 2002 г., что лишний раз подтверждает отсутствие 
вразумительной государственной политики в сфере доходов и оплаты труда. Продолжает оставаться высокой задолженность по заработной плате. Если на начало 
2002 г. она составляла 29,9 млрд руб., то к январю 2003 г. возросла до 30,6 млрд, 
а в апреле 2003 г. превысила 34 млрд руб. Сложившийся в стране нищенский уровень реальной заработной платы и критически 
высокая ее дифференциация породили многочисленные проблемы. Растет социальная напряженность 
в обществе, доля населения, имеющего доход меньше прожиточного минимума, составляет 
25%. При низкой цене труда подрывается заинтересованность собственников и работодателей 
к внедрению новой техники и технологий. В свою очередь у наемных работников снижаются 
мотивы к высокопроизводительному труду. Квалифицированные кадры уходят из образования, 
науки и здравоохранения, тем самым резко ограничивая развитие человеческого капитала 
и переход к экономике знаний. Кроме того, низкая заработная плата сдерживает формирование 
рынка жилья. Ее следствием является также слабый платежеспособный спрос, тормозящий 
развитие экономики. К проблемам, порождаемым этим фактором, можно добавить и коррупцию, 
и контрабанду дешевых товаров и т.п. Чтобы переломить ситуацию и использовать богатейшие природные и человеческие 
ресурсы страны в интересах всего общества, органы государственной власти должны 
принять экстраординарные меры и внести кардинальные изменения в социально-экономическую 
политику, в частности – в политику доходов и заработной платы. 
 Первоочередные меры по реформированию заработной платы
 Решение поставленной в Президентском послании задачи удвоить 
ВВП до 2010 г. и преодолеть бедность требует активизации работы по повышению эффективности 
использования ресурсов страны, внедрению новых технологий на основе передовых научных 
достижений и развития человеческого капитала. Отмечу, что за счет новых знаний в 
развитых государствах получают 70-85% прироста ВВП. Умножение знаний и развитие человеческого капитала обеспечивают прежде всего 
работники образования, науки, культуры и здравоохранения. И неслучайно на Западе 
учителя, врачи и ученые являются не менее конкурентоспособными, чем работники топливно-энергетического 
комплекса, финансовой сферы, государственной службы и тем более промышленности. 
Исключительное значение образования, науки и здравоохранения в формировании человеческого 
капитала, являющегося важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития 
в постиндустриальную эпоху, выдвигает на первый план задачу кардинального повышения 
заработной платы в бюджетной сфере. Для того чтобы обеспечить развитие человеческого капитала и на этой основе ускорить 
темпы экономического роста, провести структурные реформы (пенсионную, жилищно-коммунальную 
и др.), заработную плату по стране в целом в кратчайшее время необходимо увеличить 
не менее чем в 2 раза. При этом минимальная заработная плата должна быть увеличена 
до прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМ ТЧ), т.е. почти в 5 раз. Только 
тогда доля затрат домохозяйств на питание и товары первой необходимости в среднем 
будет составлять примерно 30%, а не 60-70% как в настоящее время. Только тогда в 
семьях появятся денежные ресурсы для оплаты жилищно-коммунальных и других услуг 
(в том числе в образовании и здравоохранении) по ценам, приближенным к рыночным, 
и, следовательно, будут созданы условия для глубоких структурных преобразований. Решение проблемы о кардинальном повышении заработной платы неразрывно связано 
с обоснованием ее соотношения с темпами роста производительности труда. Вывод 
о том, что при опережающих темпах роста заработной платы затраты на рабочую силу, 
приходящиеся на единицу товара, увеличиваются, а конкурентоспособность экономики 
снижается, является верным только при неизменном соотношении доходов по факторам 
производства. Итак, сегодня в России доля оплаты труда в ВВП ниже, чем в развитых странах. 
При этом остро стоит вопрос о сохранении и развитии кадрового потенциала в образовании, 
здравоохранении и науке как основе ускорения темпов роста экономики. В данных условиях 
можно считать экономически обоснованной такую политику, которая направлена на обеспечение 
опережающих темпов роста заработной платы над производительностью труда. Причем, 
во-первых, рост заработной платы в отраслях бюджетной сферы должен происходить за 
счет ограничения необоснованно высоких доходов от собственности и предпринимательской 
деятельности монополистов и тех компаний, которые присваивают природную ренту, получая 
на этом сверхприбыли. И, во-вторых, указанное опережение должно носить кратковременный 
характер до выхода на оптимальное соотношение оплаты труда и ВВП. Эта задача при проявлении политической воли органов власти может и должна быть 
выполнена в кратчайшие сроки. В результате страна получит мощный стимул развития 
экономики знаний, обеспечивающий динамичный рост ВВП, и на его основе – уровня жизни 
населения. В решении проблемы кардинального повышения заработной платы значительное место 
занимает политика правительства по регулированию цен и тарифов на услуги монополистов. 
Сегодня в структуре цены высокий удельный вес занимает стоимость сырья, топлива, 
электроэнергии, материалов и т.д. В последнее время на них устанавливались опережающие 
темпы роста цен по сравнению с заработной платой и конечной продукцией. Так, согласно 
предложениям Минэкономразвития в проекте бюджета на 2004 г. предусмотрена инфляция 
10%, а предельное повышение тарифов: на газ – 20%, электроэнергию – 16 и железнодорожные 
перевозки грузов – 12%. И если цены на эти виды ресурсов активно приближаются к 
мировым, то заработная плата остается на необоснованно низком уровне. Думается, 
что государственная политика формирования тарифов на услуги монополистов должна 
быть более эффективной как с точки зрения ее влияния на изменение уровня жизни россиян, 
так и создания условий для динамичного развития экономики в целом, без чего невозможно 
кардинальное повышение реальной заработной платы. По крайней мере, тарифы и услуги 
фирм-монополистов не должны расти быстрее последней. Нельзя не учитывать того факта, что в России затраты топлива и электроэнергии 
на одного жителя или единицу производимой продукции в силу природно-климатических 
условий выше по сравнению с европейскими и другими развитыми странами. Поэтому призывы 
западных государств к России установить на внутреннем рынке мировые цены на топливо 
и электроэнергию должны оцениваться с позиций национальных интересов. Еще раз подчеркну, что главный фактор в ускорении темпов роста ВВП – развитие 
человеческого капитала. Только это обеспечит формирование новых знаний, являющихся 
основой создания современных технологий, использование которых и даст скачок производительности 
труда. Решение данной сложнейшей задачи требует, чтобы заработная плата, прежде 
всего работников образования, здравоохранения, науки и культуры, была встроена в 
механизм экономического роста. Важным шагом в реформировании заработной платы должно стать поднятие МРОТ до 
ПМ ТЧ. Чтобы это сделать, необходимо выработать принципиально новые подходы в реализации 
политики доходов и оплаты труда. Во-первых, органам государственной власти следует 
отказаться от остаточного принципа выделения финансовых ресурсов на повышение заработной 
платы работников бюджетной сферы. И, во-вторых, важно нацелить деятельность руководителей 
организаций на рост производительности труда. В этом плане, на мой взгляд, следует использовать зарубежный опыт. Сегодня многие 
страны устанавливают часовой, а некоторые в дополнение и месячный минимум оплаты 
труда. Например, в США, Канаде и Франции законодательно определена минимальная часовая 
оплата труда, а в Чехии, Венгрии, Нидерландах и Японии – оба названных показателя. 
Думается, что и России нужно федеральным законом задавать не только месячный, но 
и часовой МРОТ. При этом целесообразно, чтобы месячный МРОТ составлял вначале не 
менее 50% ПМ ТЧ, а далее необходимо обеспечить динамичное повышение первого до уровня 
второго. Сохранение месячного гарантированного МРОТ, не менее чем в 2-3 раза увеличенного 
уже в 2004 г., нужно для того, чтобы работодатели не использовали теневые схемы 
выплаты заработной платы. Важно также принять закон об индексации часового МРОТ, предусмотрев в нем не 
только периодичность повышения заработной платы, но и корректировку в зависимости 
от динамики средней заработной платы (СЗП). Если СЗП растет быстрее, чем потребительские 
цены, то следует проводить доиндексацию, например, на 60% размера превышения. Так, 
цены за квартал или полугодие (в зависимости от периодичности индексации или ее 
порога) выросли на 2, а СЗП – на 7%. Тогда в соответствии с воздействием первого 
фактора индексируем часовой МРОТ на 2%, а под влиянием второго еще на 3% [(7 – 2) 
0,6]. Аналогичный механизм должен применяться и к корректировке месячного МРОТ. 
Конкретный процент доиндексации мог бы определяться при утверждении Государственной 
думой государственного бюджета. Таким образом, будет поддерживаться соотношение МРОТ и СЗП с учетом требований 
МОТ и Европейской социальной хартии, которую подписала Россия. Как известно, в развитых 
странах это соотношение не опускается ниже 40-50%. Комитет по социальным правам 
Совета Европы, комментируя ст. 4 Европейской социальной хартии, подчеркивает, что 
соотношение минимальной и средней заработной платы за вычетом налогов не должно 
быть ниже 60%. Следовательно, нам, чтобы выйти на аналогичный уровень (скажем, в 
50%, что примерно соответствует сегодняшнему размеру ПМ ТЧ), необходимо увеличить 
МРОТ с нынешних 9,% [(450 : 4 986) 100] более чем в 5 раз. Аргументами в пользу часового МРОТ, при котором каждый час работы будет оплачиваться 
не ниже ПМ ТЧ, являются не только повышение его покупательной способности, но и 
активизация деятельности руководителей предприятий на повышение производительности 
труда, укрепление трудовой дисциплины, улучшение использования рабочего времени. 
Все это в совокупности будет содействовать развитию человеческого капитала, формированию 
умножающегося знания и внедрению на этой основе новых технологий и позволит обеспечить 
рост ВВП 8-10% в год. Учитывая имеющиеся резервы кардинального повышения заработной платы, прежде всего 
МРОТ, решение данной проблемы целиком зависит от воли органов власти проводить не 
однобокую, а сбалансированную социально-экономическую политику, в которой меры по 
регулированию заработной платы были бы встроены в механизм экономического роста. 
В этих целях необходимо активизировать работу по доработке и принятию Концепции 
реформирования заработной платы и закона «О государственном регулировании заработной 
платы», а также внести изменения в закон «Об акционерных обществах». Но в первую 
очередь следует принять закон о часовом МРОТ, соответствующем ПМ ТЧ, и его индексации. 
 Резервы повышения заработной платы
 По моим расчетам, при установлении МРОТ на уровне ПМ ТЧ 
и пропорциональном увеличении окладов работников отраслей бюджетной сферы не только 
потребуются существенные финансовые ресурсы, но и вырастут поступления в бюджет. 
Это произойдет благодаря дополнительным сборам подоходного налога, единого социального 
налога, НДС, а также выведению из тени части заработной платы, возрастанию товарооборота, 
экономии на дотациях ЖКХ, сокращению пособий и т.д. При условии сохранения налога 
с продаж такие поступления составят от 800 млрд до 1 трлн руб. Использование природной ренты в интересах всего общества, а не ограниченного 
круга лиц, также является серьезным источником кардинального повышения заработной 
платы в бюджетной сфере. По оценкам аудиторов Счетной палаты, рентные платежи дадут 
прибавку в бюджет до 7-8 млрд долл. (по мнению других экономистов, бюджет в 2002 
г. мог бы дополнительно получить за счет этого фактора до 20 млрд). Такое перераспределение 
позволит оптимизировать долю оплаты труда в ВВП и более справедливо делить вновь 
созданную стоимость между трудом и капиталом. Чтобы увеличить поступления в бюджет необходимо устранить огромные потери, которые 
он несет из-за просчетов или корыстных интересов тех, кто управляет государственной 
собственностью. Недавняя сделка по продаже 75% акций госкомпании «Славнефть» (напомню, 
тогда не были допущены к торгам пять участников и тем самым не обеспечены конкурентные 
условия их проведения) привела к тому, что вместо возможных 5 млрд долл. казна получила 
меньше 1,5 млрд. Российский бюджет потерял несколько сотен миллионов долларов и 
при продаже государственного пакета акций компании «ЛУКОЙЛ». К сожалению, подобных примеров довольно много. Поэтому нужно срочно внести соответствующие 
изменения в законодательство. Они, прежде всего, должны быть направлены на пресечение 
действий руководителей некоторых акционерных обществ, создающих подконтрольные посреднические 
фирмы, в которых оседает прибыль. Используя подобные схемы, недобросовестные предприниматели 
недоплачивают в казну огромные суммы. Так, компания «Роснефть» за последние два 
года недодала в бюджет около 1 млрд руб. Один из резервов повышения заработной платы низкооплачиваемым категориям работников 
– ограничение неоправданно высоких доходов топ-менеджеров акционерных обществ, в 
которых государство владеет контрольным пакетом акций. Притчей во языцех стали «запредельные» 
заработки руководителей РАО ЕС и других акционерных обществ, занимающих монопольное 
положение. Органы государственной власти должны усилить контроль за деятельностью 
подобных структур. Правительству не следует уклоняться от представления в Государственную 
думу проекта закона «Об упорядочении регулирования заработной платы и доходов руководителей 
государственных (унитарных) предприятий и акционерных обществ с государственным 
участием». Необходимо внести изменения и в федеральный закон «Об акционерных обществах», 
в которых предусмотреть доступность для всех без исключения акционеров сведений 
о структуре и размерах доходов первых руководителей. Сегодня правительство озабочено одним, как снизить налоги на бизнес, и, следовательно, 
сократить государственные расходы. Однако замечу, что доля последних в ВВП во многих 
странах Европы выше, чем у нас: в России она составляет около 1/3, а в Германии 
– 43,3%, Франции – 48,7, Италии – 44,8, Швеции – 52,6 %. Очевидно, ключевую роль в корректировке модели экономического развития России 
должно играть не снижение доли государственных расходов в ВВП, а пересмотр их структуры 
и эффективности. А это зависит от качества управления социально-экономической сферой 
страны. Если правительственные структуры не могут полноценно распоряжаться оставшейся 
в их распоряжении собственностью, то нужно идти не по пути сокращения государственных 
расходов (которые по сравнению с западными странами находятся на более низком уровне), 
а повышать качество управления. Думается, что в условиях, когда работники отраслей бюджетной сферы, от которых 
зависит формирование новых знаний и развитие человеческого капитала, получают нищенскую 
заработную плату, когда беспрецедентны разрывы по доходам различных социальных групп, 
необходимо вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога. Почему в Германии 
предельная ставка налога на индивидуальные доходы составляет 53%, в США – 39,6, 
Швеции – более 50%? А в этих странах дифференциация доходов в 3-4 раза меньше, чем 
в России. Другое дело, что данная шкала должна быть построена таким образом, чтобы 
умеренный налог 13% платили домохозяйства с душевым доходом до 4-6 прожиточных минимумов 
включительно. Введение прогрессивной шкалы будет способствовать снижению дифференциации доходов 
и заработной платы, а следовательно, повышению уровня оплаты труда работников бюджетной 
сферы. При соответствующих коррективах в системе налогообложения, предусматривающих 
льготы на ту часть прибыли, которая направляется на развитие производства, ее введение 
будет также способствовать увеличению инвестиций. В статье рассмотрены лишь некоторые, лежащие на поверхности резервы роста заработной 
платы низкооплачиваемых категорий, от которых зависит формирование экономики знаний. 
В частности, не затронуты такие проблемы, как борьба с коррупцией, разделение власти 
и бизнеса, создание конкурентной среды и более благоприятных условий для инвестиций, 
изменение бюджетной политики, снижение дифференциации доходов и т.д. Чтобы оценить 
реальные возможности кардинального увеличения МРОТ и заработной платы работников 
отраслей бюджетной сферы, необходимо сравнить показанные резервы с потребностями 
в дополнительных финансовых ресурсах. Установление тарифной ставки 1 разряда на 
уровне ПМ ТЧ и пропорциональный рост окладов работников бюджетной сферы по всем 
разрядам Единой тарифной сетки, по моим расчетам, потребует в 2004 г. (при условии, 
что доплаты и надбавки пойдут с понижающим коэффициентом 0,25) около 1,1 трлн рублей. 
Перечисленные же резервы намного превышают данную сумму. Таким образом, в России имеется достаточно финансовых ресурсов для кардинального 
повышения заработной платы, и прежде всего МРОТ, а также окладов работников отраслей 
бюджетной сферы. Нужна лишь политическая воля представителей верховной власти в 
решении этого исключительно важного для россиян вопроса. |