Номер 6/02 Главная Архив К содержанию номера

Целевые программы как форма развития научно-производственного потенциала города

ВАЛЕРИЙ ПРОХ
мэр г. Дубны,
вице-президент Союза развития наукоградов России


• Региональные и городские целевые программы – важнейший инструмент управления муниципальным хозяйством
• Масштабы и комплексность проблем требовали системного подхода
к их решению, консолидации финансовых, научно-производственных, материальных и кадровых ресурсов
• Возросшие бюджетные поступления позволили увеличить муниципальные расходы на повышение качества жизни и социальное развитие

Мировую известность г. Дубна получил благодаря деятельности созданного здесь в 1956 г. Объединенного института ядерных исследований – межправительственной научно-исследовательской организации. К середине 80-х годов ХХ в. он сложился уже как многопрофильный научно-промышленный центр, в котором успешно развивалась фундаментальная наука, решались задачи укрепления обороноспособности страны, производства образцов наукоемкой техники. К этому времени сформировался научно-производственный комплекс, получивший свое развитие в 90-е годы в связи с созданием новых научно-производственных и инновационных организаций. Важно подчеркнуть, что в период распада всех международных организаций стран социалистического содружества ОИЯИ удалось сохранить как ядро научно-производственного комплекса, в работе которого сейчас на постоянной основе участвуют 18 государств.


Приоритетная зона развития –
наука и технологии


Г. Дубна формировался вокруг основных градообразующих организаций, в связи с чем их функционирование и развитие города полностью зависели от государственного финансирования. Наряду с ОИЯИ работают Дубненский машиностроительный завод, машиностроительное КБ “Радуга”, приборный завод “Тензор”, НИИ “Атолл”, Институт физико-технических проблем, НИИ прикладной акустики, Центр космической связи “Дубна”, ГУП “Дедал” и др. Несмотря на экономические трудности, город и в наши дни продолжает развиваться не только как научно-производственный центр, но и как центр образования. В 1994 г. начал действовать государственный Международный университет природы, общества и человека “Дубна”.

Экономика нашего города неразрывно связана с деятельностью организаций научно-производственного комплекса, в которых работают около 12,5 тыс. человек (около 40% общей численности занятого населения). В настоящее время у нас активно действуют около 600 предприятий и организаций, 400 из них – в малом и среднем бизнесе. В них трудятся 10 академиков и 8 членов-корреспондентов академий наук, около 300 докторов и свыше 800 кандидатов наук. Организации научно-производственного комплекса дают 40,8% налоговых поступлений в городской бюджет, при этом наблюдается тенденция к увеличению их доли в общей сумме поступлений (в 1998 г. – 28,6%, в 1999 г. – 37,5%). Основой экономического роста продолжает оставаться устойчивое функционирование ведущих организаций научно-производственного комплекса, в первую очередь ОИЯИ, машиностроительного КБ “Радуга”, ОАО “Тензор”.

Значительное сокращение объема бюджетного финансирования в последнее десятилетие привело к оттоку квалифицированных кадров, изменению условий функционирования организаций и города, вынужденного принять на себя заботу о содержании и деятельности практически всего социально-бытового комплекса. В то же время государственные предприятия и созданные на их основе акционерные общества, ориентированные изначально на проведение научных исследований и исполнение государственного оборонного заказа, в начале 90-х годов оказались перед необходимостью расширения круга потребителей, а также поиска новых организационных, экономических и правовых форм деятельности. Это и заставило администрацию города искать инструменты выхода из кризиса. Одним из них стала разработка региональных и городских целевых программ. Сейчас их насчитывается уже более 10.

Начало этому положено весной 1993 г., когда решением Московского областного совета депутатов г. Дубна был признан “приоритетной зоной развития науки и технологий” и ему предоставили ряд налоговых льгот по производству и реализации наукоемкой продукции. В ноябре того же года Мособлсовет одобрил целевую региональную программу «Технополис “Дубна”», которая была подготовлена инициативной группой из представителей администрации, ведущих предприятий и городского Совета. Ее цель – создание высокотехнологичных наукоемких производств, средств связи, помощь в становлении перспективных малых и средних предприятий и фирм (“бизнес-инкубатор” в рамках научно-технологического парка), реализация образовательных программ. В том же году первой городской социально-экономической программой, финансировавшейся с привлечением средств населения, стал проект “Система-12”. Он предусматривал развитие средств связи и улучшение ее качества и завершен к 1995 гг., благодаря чему жители города получили дополнительно 5 тыс. телефонных номеров и широкий спектр услуг, улучшилось качество международной связи. В настоящее время г. Дубна имеет один из самых высоких уровней телефонизации в области.

С привлечением средств населения с 1995 г. действует программа муниципального жилищного займа, позволяющая строить жилье по принципу постепенной оплаты и накопления квадратных метров через выкуп облигаций. Для работников бюджетной сферы предусмотрен ряд льгот. На заключительном этапе строительства для оплаты нового жилья в местном филиале “Автобанка” предоставляются льготные банковские кредиты. В рамках программы отрабатывается новый механизм строительства жилья с рассрочкой оплаты новой квартиры на 10 лет и предоставлением на это время нуждающейся семье жилья на условиях коммерческого найма. Опыт показывает, что этот проект обеспечивает единственную возможность улучшения жилищных условий для жителей со средними доходами и помогает закрепить квалифицированные кадры на предприятиях и в организациях города.


Программа развития наукограда


В ходе реализации городских и областных целевых программ по сохранению и развитию научно-производственного потенциала накоплен опыт взаимодействия администрации г. Дубны, руководителей предприятий, правительства Московской области и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы финансирования фундаментальных исследований, некоторые федеральные государственные предприятия находятся в неустойчивом финансовом положении, что отражается на социально-экономическом положении города. Из-за отсутствия молодых специалистов уже в ближайшие годы может обостриться проблема кадров на ведущих предприятиях научно-производственного комплекса, что приведет к потере научно-технического потенциала.

Самостоятельные попытки решения этих проблем предприятиями даже при поддержке города и области не дали желаемых результатов. Масштабы и сложность проблем требуют системного подхода к их решению, консолидации финансовых, научно-производственных, материальных, кадровых и других ресурсов. Такую возможность г. Дубне предоставило присвоение в 2001 г. статуса наукограда РФ и утверждение программы (основных направлений) его развития. На основе этого указа президента правительства РФ и Московской области совместно с администрацией г. Дубны заключено соглашение, предметом которого является выполнение намеченной программы на 2001 – 2006 гг.

Основными целями программы развития города являются:

достижение устойчивого бездотационного социально-экономического развития г. Дубны как наукограда и улучшение качества жизни его населения;

обеспечение мирового лидерства в фундаментальных научных исследованиях и создании новых образцов ракетной техники;

разработка новых технологий и конкурентоспособной, в том числе импортозамещающей, высокотехнологичной продукции по приоритетным научно-техническим направлениям;

подготовка высококвалифицированных специалистов для работы по приоритетным научно-техническим направлениям.

Программа предусматривает обеспечить баланс интересов Федерации, Московской области, муниципального образования и субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории г. Дубны.

Намеченные цели предусматривается достичь в несколько этапов. На первом этапе (2001 – 2002 гг.) необходимо сформировать организационно-правовые, экономические механизмы и органы управления программой, создать инфраструктуру, обеспечивающую решение поставленных задач, начать выполнение отдельных проектов. Второй этап (2003 – 2005 гг.) позволит осуществить программные мероприятия с использованием форм государственной поддержки, формирование системы развития наукограда, а третий (2006 г.) – завершить проект, оценить его результаты, создать условия для устойчивого социально-экономического развития г. Дубны, разработать и утвердить программы на последующий период.

Программа включает в себя несколько направлений. Так, подпрограмма “Развитие научно-производственной и инновационной деятельности” предполагает поэтапное формирование интегрированных организационных структур научно-производственного комплекса и развитие кооперации. Здесь предусматриваются фундаментальные исследования в области ядерной физики, прикладные научные исследования, а также определение условий и механизмов инновационной деятельности, реализация инновационных проектов, развитие инновационного предпринимательства на основе действующих предприятий и организаций и создание новых наукоемких производств.

Мероприятия подпрограммы включают более 60 инновационных проектов, отбор которых происходит на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется интеграции научно-исследовательских и промышленных организаций г. Дубны, Московской области и других регионов РФ. Выполнение инновационных проектов обеспечит рост общего объема продукции (работ, услуг) организаций города более чем в 2 раза, на 21% вырастет доля наукоемкой продукции в общем объеме производства.

Другая подпрограмма – “Образование”. Цель ее – создание целостной образовательной системы, реализующей принцип непрерывного образования, воспитание разносторонне образованной личности и целенаправленная подготовка кадров. В этом разделе предусмотрено взаимодействие систем дошкольного, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей и молодежи с системами здравоохранения, культуры, социальной защиты. Планируется также укрепление материально-технической базы Международного университета природы, общества и человека “Дубна”, открытие его филиалов в Московской области, введение новых учебных специальностей, а также расширение системы дистанционного образования и развитие библиотечного комплекса. Всего вузами города будет подготовлено не менее 2,5 тыс. специалистов с высшим образованием, что позволит существенно омолодить научные кадры. Планируется также представить к защите более 300 кандидатских и докторских диссертаций.

От состояния научно-производственного комплекса, обеспечивающего рост налогооблагаемой базы города, в значительной степени зависит успех третьей подпрограммы “Развитие социальной сферы”. В ее рамках предусматривается реализация жилищной политики, способствующей закреплению молодых кадров и высококвалифицированных специалистов на предприятиях города, в том числе использование апробированного механизма муниципального жилищного займа. Также планируется реконструкция инженерных сетей и объектов коммунального хозяйства с внедрением энерго- и ресурсосберегающих технологий, реформирование системы жилищно- коммунального хозяйства, реконструкция автодороги Москва – Дубна.

В результате выполнения этих проектов к 2006 г. будет построено 105 тыс. м2 жилья, что позволит довести обеспеченность жильем до 20,2 м2 общей площади на человека; уже проведена реконструкция системы городского теплоснабжения и железнодорожных станций “Большая Волга” и “Дубна”, осуществлена газификация домов в частном секторе, начаты работы по ремонту гидросооружений канала имени Москвы и строительству моста через р. Волгу.

Четвертая подпрограмма – “Создание условий для развития наукограда” предусматривает формирование нормативно-правового и информационного обеспечения. Для этого будет создана единая информационная среда наукограда, основанная на современных технологиях.

Организация управления программой в соответствии с законодательством РФ возложена на государственного заказчика – правительство Московской области, а координация работ – на наблюдательный совет. При этом государственный заказчик будет ежегодно докладывать о результатах проводимых работ правительству РФ, а отчеты об использовании средств, выделяемых из федерального бюджета, администрация города по согласованию с правительством области предоставит в Министерство финансов РФ.

Программа будет считаться выполненной, если достигнуто устойчивое развитие города, обеспечивающее покрытие затрат на функционирование социально-экономической сферы. Поэтому оценка результатов выполнения программы осуществляется сопоставлением достигнутых параметров с показателями, утвержденными президентским указом. Основные критерии оценки эффективности – размер налогов, поступивших в бюджеты, и сокращение бюджетного дефицита.


Экономика, качество жизни
и социальное развитие


Не сбрасываем со счетов и другие, пока еще слабые после кризиса предприятия и организации промышленного сектора. Для повышения их эффективности проводятся отраслевая перестройка и реформирование. Особенно активно эта работа проходила в НИИ “Атолл”. Подобные же меры позволили значительно повысить технические возможности Центра космической связи “Дубна”, реализовать совместные проекты с Министерством путей сообщения. В результате объем промышленного производства и выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2001 г. составил около 2,5 млрд руб. Выпуск промышленной продукции увеличился более чем на 5%, причем на малых и средних предприятиях – на 5,6%. Успешная работа позволила за год поднять среднюю заработную плату на 59% и достичь 3,3 тыс. руб. в месяц. В бюджет города поступило 507,2 млн руб., что в 1,7 раза больше, чем в 2000 г. При этом 31% этой суммы – доля налоговых платежей от малого и среднего бизнеса, четверть из которого занята разработкой и производством наукоемкой продукции.

Значительные подвижки произошли и в капитальном строительстве, где объем инвестиций достиг 61,7 млн рублей, половина этих ассигнований – средства муниципалитета. В 2001 г. мы разработали положение о долевом участии работников бюджетной сферы в строительстве жилья на льготных условиях, что позволит в перспективе наращивать объемы жилищного строительства.

Возросшие бюджетные поступления дали возможность увеличить муниципальные расходы на повышение качества жизни и социальное развитие. В 2001 г. 91,2% из бюджетных средств направлялось на удовлетворение социальных потребностей населения, поддержание достигнутого уровня жизни дубненцев, его повышение. В частности, на решение коммунальных проблем и жилищное строительство выделено 138 млн руб. по сравнению с 81,3 млн в предыдущем году, а на образование, культуру и спорт – 232, 4 млн против 88,1 млн руб. Сумма льгот, полученных различными категориями дубненцев, равна 62,5 млн руб., что в 2,6 раза больше, чем в 1999 г. Рост заработной платы у работников бюджетной сферы составил 74,2%, она достигла в среднем 2 378 руб. против 1 365,3 руб. в 2000 г. В городе отсутствует задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Ближайшими задачами являются разработка муниципальной программы медицинского обслуживания населения на 2002-2007 гг., увеличение в бюджете доли средств на развитие здравоохранения, стабилизацию кадровой ситуацию в образовании и здравоохранении, организацию практики семейного врача, создание службы психологической помощи населению и ряд других.

Приоритетным направлением в деятельности администрации города является благоустройство. Основываясь на опыте прошлых лет, мы ведем работы по обустройству зон отдыха, строительство и реконструкцию автомобильных дорог, созданию памятников почетным гражданам города, оборудование во дворах игровых площадок. В 2002 г. сдан в эксплуатацию вокзальный комплекс станции “Дубна”, явившийся уникальным сооружением такого типа в РФ.

Администрация города большое внимание уделяет жилищно-коммунальной сфере. Ведется установка 1,1 тыс. приборов поквартирного учета холодной воды и приборов учета тепла. В некоторых микрорайонах оборудованы автоматические узлы управления системой отопления и аккумуляторные баки. На возмещение убытков по содержанию домохозяйств и разницы в тарифах по коммунальным услугам из городского бюджета выплачено 118,5 млн руб., что почти в 2 раза больше, чем в предыдущем году. 96% дубненцев своевременно вносили квартплату, из бюджета субсидии на оплату жилья получили более 3,7 тыс. семей, на что было затрачено около 7,7 млн руб.

В 2002 г. мы приступили к реализации программы “Энергосбережение”. Мы рассчитываем, что в этом нам поможет кредит Мирового банка.


Привлекательные условия для бизнеса


Органы местного самоуправления (администрация и Совет депутатов города) стремятся создать привлекательные условия для ведения бизнеса. Для действующих производств практикуются инвестиционные налоговые кредиты, льготы по налогам в местный и областной бюджеты, выделение земельных участков, предоставление производственных площадей на условиях льготной аренды и др.

По инициативе администрации города, в феврале 2000 г. Советом депутатов принят, а в ноябре того же года дополнен пакет документов, направленных на дальнейшее стимулирование инвестиционной деятельности. С 1 января 2001 г. предприятия, производящие наукоемкую продукцию, получили 50%-ную льготу по налогу на прибыль в части платежей, перечисляемых в местный бюджет. Для стимулирования их деятельности эта льгота применяется к сумме, превышающей налог на прибыль, перечисленный в местный бюджет в предыдущем году.

Положением о льготном налогообложении инвестиционной деятельности предусмотрено, что предприятия, объем инвестиций которых составляет за год более 5 млн руб., также получают 50%-ную льготу по налогу на прибыль в части платежей, перечисляемых в местный бюджет.

Приняты также нормативные акты о предоставлении инвесторам бюджетных гарантий, инвестиционном совете города и ряд других.

Важно, что г. Дубна имеет развитую инфраструктуру для успешной работы и расширения бизнеса. В городе действуют филиалы ведущих банков России, торгово-промышленная палата, страховые компании, таможенный пост и склады временного таможенного хранения. Прекрасно развита система междугородней и международной связи, работает компьютерная сеть с выходом в международные сети, действует канал оптико-волоконной связи с Москвой.

В г. Дубне в 90-е годы осуществлен ряд проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивших создание новых производств. Некоторые из них вошли в число организаций, гарантирующих основные поступления налогов в местный бюджет. В частности, с привлечением отечественных инвестиций создан Международный университет природы, общества, человека “Дубна”, в ЗАО НПЦ “Аспект” налажены разработка и производство спектрометрических систем радиационного контроля и приборов, в ООО “Экостиль” – производство мебели из натуральных пород дерева, в ЗАО “Кром” – выпуск картриджей для матричных принтеров и ленты для печатных машин, в НПО “Перспектива” – изготовление установок для очистки воды, получения дезинфицирующих растворов, раскисления молока.

Благодаря участию иностранных инвесторов успешно работают многие организации. Среди них ЗАО “Инпрус, лтд”, в котором свои капиталы объединили частные лица из Югославии и Германии, а также российская фирма ОАО “1-й СМТ”. Компаньоны наладили производство стеклопакетов и других изделий из безопасного стекла с различными свойствами. Фирмы “Хемапол” и “Равак” из Чехии образовали ЗАО “Равак-Дубна”, выпускающее сантехническое оборудование – ванны и душевые кабины, а французская фирма “Легран” – ЗАО “Летен”, занявшееся производством разнообразных электротехнических установок. И этот список можно продолжить.

Администрация города заинтересована в развитии действующих производств и создании новых наукоемких, использующих прогрессивные технологии и научные достижения. Мы готовы обсудить варианты сотрудничества в области медицины и приборостроения, энергетики и авиации, транспорта и экологии, транспортных коммуникаций, информатизации и связи.

Положительные результаты создают предпосылки для закрепления позитивных процессов в экономической, социальной и духовной жизни города, определения новых приоритетных направлений. Мы понимаем, что их реализация станет возможной при концентрации всех ресурсов, которым обладает город. На наш взгляд, главный из них – общее стремление сохранить г. Дубну островком прогресса и социальной стабильности.

Универсальные слагаемые эффективного менеджмента и маркетинга

Окончание. Начало на стр. 15

Нет компаний, есть только конкретные люди – таков первейший закон, определяющий успех реализации, если вы продаете товар (или услугу) коммерческим, промышленным организациям, распространителям или розничным торговцам (но не конечному потребителю). Вы продаете товар-услугу не какой-то абстрактной, неодушевлённой организации (всегда принимающей рациональные решения на основе логического анализа), а конкретному, живому человеку, подверженному эмоциям и капризам, иногда ведущему себя иррационально с точки зрения логики, принимающему решения, руководствуясь особенностями своей натуры, привычками, личными симпатиями и антипатиями.

Любимая фраза профессора по маркетингу гарвардской школы бизнеса: “О маркетинге нужно знать одну-единственную вещь: вы продаете не сверло, а отверстие (равного диаметра)”. Платят за удовлетворение своих потребностей. Поэтому продавайте отверстие, а не сверло!

Абсолютно необходимо преодолеть в себе боязнь поражения (и отказа). А для этого нужно заново определить, что же является “поражением”. Уясните (и втолкуйте торговым агентам), что если смотреть на каждую единичную попытку продать как на победу (или поражение), значит обрекать себя на постоянную депрессию, поскольку в бизнесе поражений гораздо больше, чем побед. Поражением (или победой) надо считать 5, 10 попыток (месяц или год), а не одну !!! Для оценки работы торгового агента берется среднее число продаж за каждые 12 месяцев. За это время осуществляется около 75 попыток продаж, и многие из них успешны. Зная, что работа оценивается за длительный период, торговый агент меньше нервничает, не опасается за исход единичной попытки и у него есть время, чтобы проявить напористость и запрашивать больше! Необходимо оценивать не каждое отдельное событие, а группу событий, видеть общую картину, абстрагируясь от частностей.

Молчание (пауза) – очень мощный инструмент переговоров. В ответ на вопрос о цене клиент может уйти от ответа. Ваша задача держать паузу. Подавите в себе побуждение помочь клиенту выйти из затруднительного положения. Ваше молчание – признак уверенности. А еще более важно то, что молчание – это пустота, которую нужно заполнить. Через 10, 20, 30 секунд клиент будет вынужден дать ответ (т.е. назвать цену, которую он готов заплатить).

Платить торговым агентам надо в зависимости от принесенной прибыли, а не от объема продаж. В фирме, которая ввела эту систему (агенты стали получать комиссионные от прибыли), в первый же месяц продажа высокоприбыльных товаров возросла на 24%, а низкоприбыльных – сократилась на 26%. В результате суммарная прибыль возросла на 50 %!

(Продолжение в следующих номерах.)

Михаил Скроман

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz