Номер 3/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление инновационной и инвестиционной деятельностью


Планирование капитальных вложений на предприятии в условиях инвестиционного кризиса

АЛЕКСАНДР БЕРЛИН
доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ
имени М.В. Ломоносова, заместитель председателя совета директоров
ОАО “Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь””
АЛЕКСАНДР АРЗЯМОВ
главный специалист ООО “Аудиторская фирма “АкадемАудит””


• Система управления предприятием должна обеспечить трансформацию его технологических возможностей в конкурентные преимущества
• Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов задается уже
при планировании капитальных вложений
• Сегодня в России планирование капитальных вложений на предприятии носит в основном краткосрочный характер

В последнее время активно обсуждается проблема повышения конкурентоспособности. Она тесно связана с интенсификацией воспроизводственных процессов, протекающих как в народном хозяйстве в целом, так и на уровне отдельных его субъектов.

Категория воспроизводства на уровне общества в экономической науке представляет собой широкий круг взаимосвязанных вопросов, охватывающих динамику и сбалансированность, инвестиции и технический прогресс, повышение жизненного уровня населения и пр. Наибольшее значение в обеспечении воспроизводственных процессов с точки зрения отдельного предприятия имеют капитальные вложения. Под ними понимаются инвестиции в основной капитал, в том числе новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих хозяйствующих единиц, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Соотношение различных видов затрат, их внутреннее строение устанавливаются при планировании капитальных вложений, целью которого является определение главных направлений технико-технологического развития предприятия.

Интересным представляется вопрос о том, каким должно быть соотношение элементов простого и расширенного воспроизводства при осуществлении капитальных вложений. Впервые данная тема поднята Т.Хачатуровым (в монографии “Экономическая эффективность капитальных вложений”, 1964 г.). Суть в том, что в условиях ускорения темпов НТП любой инвестиционный проект содержит в себе элементы как простого, так и расширенного воспроизводства капитала. Более того, конкуренция требует постоянного внедрения в производственный процесс передовой техники и новейшей технологии. Это является объективной причиной того, что названное соотношение должно решаться в пользу расширенного воспроизводства капитала.


Потенциал предприятия и конкурентоспособность


Необходимо различать понятия производственно-экономического и рыночного потенциала предприятия. Последний представляет собой максимально возможный объем реализации при данном уровне обеспеченности ресурсами и является мерой использования первого.

Производственно-экономический потенциал, по мнению Т. Хачатурова, характеризуется размерами имеющихся у предприятия основных фондов и персонала. Однако в современных условиях в качестве его важнейших составляющих, на наш взгляд, необходимо рассматривать также применяемые технологии и управленческие ресурсы. В результате он может быть представлен в виде некоторой функции:

Р = f ( Xi ), i = 1...4,

где Xii-й компонент производственно-экономического потенциала.

Учитывая положительный характер зависимости между величинами Р и Хi, можно утверждать, что целенаправленное воздействие на любой из составляющих элементов, осуществляемое при реализации инвестиционной политики, способствует наращиванию производственно-экономического потенциала предприятия. Этот прирост можно выразить формулой:

DР = f( Ixi ) ,

где Ixi – объем инвестиционных вложений в i-й компонент.

Величина производственно-экономического потенциала предприятия предопределяет его конкурентоспособность на целевом рынке, которая характеризует способность (сегодняшнюю и перспективную) проектировать, изготавливать и сбывать товары, по своим ценовым и иным качествам в комплексе более привлекательные для потребителей, чем продукция конкурентов. Очевидно, чем больше эта величина, тем у данной хозяйствующей единицы благоприятнее предпосылки для успешной деятельности и более устойчивые позиции она может занять на соответствующем целевом рынке. Увеличить объем ее потенциала и, следовательно, повысить конкурентоспособность можно с помощью инвестиций в человеческий капитал, технико-технологическую базу производства и совершенствование управления.

Отметим, что конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в значительной степени задается уже при планировании капитальных вложений, когда определяются важнейшие направления развития их производственно-экономического потенциала. При этом закладываемые темпы и пропорции воспроизводства оказывают непосредственное воздействие на технико-технологические возможности удовлетворения предприятием конечного спроса.

Однако такие возможности (а они возникают благодаря интенсификации воспроизводственных процессов) являются необходимым, но отнюдь не достаточным условием укрепления и расширения рыночного потенциала предприятия. Система управления должна обеспечить трансформацию технологических возможностей в конкурентные преимущества. Это может быть достигнуто посредством реализации комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение новой продукции на рынок.


Процедура планирования капитальных вложений на уровне предприятия


Практически в любой крупной промышленной структуре планирование капитальных вложений осуществляется на двух уровнях – отдельного проекта и предприятия в целом. На первом ведется разработка инвестиционного проекта – комплексного плана мероприятий, направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров и услуг. Основные этапы данного процесса были подробно рассмотрены нами в статье “Механизм инвестиционных решений на промышленном предприятии”1 на примере ОАО “Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь””. Планирование капитальных вложений на уровне предприятия в целом мы продолжим исследовать на этом же примере.

Инвестиционная политика МКФ “Красный Октябрь” (в части капитальных вложений) реализуется в форме планов технического развития. В них устанавливают структуру и масштабы капитальных вложений в предстоящем году, а также определяют важнейшие направления использования средств с учетом потребности в обновлении основных средств и повышении их технического уровня.

План технического развития формируется службой главного инженера исходя из решений руководства фабрики о целесообразности реализации отдельных инвестиционных проектов, а также заявок руководителей цехов и других структурных подразделений на выполнение капитального ремонта. Предложения (заявки) на работы такого рода приходят к главному инженеру уже с начала текущего года. Они по мере поступления оцениваются на предмет функциональной необходимости и экономической целесообразности.

Отобранные заявки с резолюцией главного инженера направляются в технический отдел. Там к концу текущего года на основе утвержденных руководством фабрики инвестиционных проектов и одобренных службой главного инженера заявок формируется проект плана технического развития на предстоящий год. На этом этапе под каждое предусматриваемое мероприятие составляются проектная документация и смета капитальных затрат, назначается конкретный исполнитель, который получает соответствующие полномочия по планированию, организации работ и контролю за их осуществлением.

Проект плана обсуждается главным инженером, главным экономистом и другими руководителями фабрики с целью согласования его основных параметров и определения источников финансирования. На данном этапе происходит последовательная притирка показателей финансового плана и плана технического развития. Одним из ее следствий бывает сокращение предусмотренных мероприятий. Это обусловливается неразвитостью в стране финансового рынка и дороговизной инвестиционных кредитов, в результате чего упор при финансировании капитальных вложений приходится делать на собственные средства.

Сформированный проект плана технического развития предоставляется руководству акционерного общества (президенту и совету директоров), которое при отсутствии серьезных возражений по структуре и объемам вложений одобряет и утверждает его.

В современных российских условиях одним из важнейших критериев эффективного планирования капитальных вложений является определение порядка корректировки плана в случае недостатка финансовых ресурсов для его выполнения. На МКФ “Красный Октябрь” эта проблема решается следующим образом. При пересмотре плана технического развития ранжирование заложенных в нем мероприятий осуществляется службой главного инженера совместно с руководителями заинтересованных подразделений. При этом сокращение запланированного объема капитальных вложений происходит преимущественно за счет мероприятий, направленных на обеспечение расширенного воспроизводства капитала.


Методика планирования
капитальных вложений


Применяемая на МКФ “Красный Октябрь” методика предусматривает определение в плане технического развития максимальных и минимальных потребностей в объектах капитальных вложений с указанием затрат. Величина максимальных затрат представляет собой совокупный объем средств, нужных для проведения полного комплекса работ на всех необходимых объектах, и является неким ориентиром для руководства в проведении инвестиционной политики на перспективу. Величина минимальных затрат тесно связана с формированием доходной части финансового плана и характеризует лишь неотложные потребности фабрики в таких объектах.

Неопределенность и нестабильность условий хозяйствования в России значительно сужает горизонт планирования капитальных вложений на уровне предприятия. Поэтому оно объективно носит краткосрочный характер, а средне- и долгосрочные планы отражают, как правило, общее видение руководством генеральных направлений развития. Естественно, что такой узкий горизонт является потенциальным источником серьезных противоречий между стратегией и тактикой. На МКФ “Красный Октябрь” выход из данной ситуации был найден в преемственности краткосрочных планов технического развития, что позволило компенсировать отсутствие долгосрочного планирования.

Ее суть в том, что основу плана технического развития на следующий год составляет величина неудовлетворенной потребности предыдущего года. Она представляет разность между предусмотренным объемом совокупной потребности в капитальных вложениях и их фактическим значением (см. рисунок). Использование данного механизма – один из возможных способов реализации инвестиционной стратегии предприятия, определяющей главные приоритеты его деятельности в долгосрочной перспективе. Такая форма адаптации предприятия к существующим рискам, на наш взгляд, является наиболее жизнеспособной в условиях нестабильной внешней среды.

В структуре плана технического развития фабрики имеется три основных раздела – “Инвестиционные проекты”, “Общефабричные мероприятия”, “Цеховые мероприятия”.

В разделе “Инвестиционные проекты” устанавливается перечень мероприятий, реализуемых с целью укрепления и расширения долгосрочных конкурентных преимуществ фабрики (это “инвестиции в будущее”). Предусмотренные в нем вложения осуществляются в интересах группы предприятий “Красный Октябрь” в целом и не дают непосредственного эффекта в ближайшей перспективе. Выделение этих мероприятий в отдельный раздел плана вызвано тем, что в условиях острой конкуренции со стороны отечественных и зарубежных компаний руководство МКФ “Красный Октябрь” придает большое значение формированию долгосрочных конкурентных преимуществ на соответствующих сегментах рынка.

Так, в плане технического развития фабрики на 2000 г. объемы финансирования мероприятий первого раздела установлены в размере 11,4 млн руб., т.е. 16,5% всех капитальных вложений (см. таблицу). В условиях инвестиционного кризиса такая доля средств, направляемых на решение стратегических задач, свидетельствует о приверженности руководства идее стабильного развития в долгосрочной перспективе. Характерными примерами мероприятий данного раздела являются инвестиционные проекты, предполагающие строительство и комплектацию технологическим оборудованием дочернего предприятия в г. Железногорске (Красноярский край), создание дочерней структуры в г. Биробиджане, расширение сети фирменной торговли.

В разделе “Общефабричные мероприятия” отражены капитальные вложения, реализуемые в интересах всей фабрики в целом. Запланированные в нем мероприятия направлены на поддержание и развитие производственных мощностей, используемых в интересах всех структурных подразделений предприятия. Эффект от их осуществления начинает проявляться практически сразу после реализации.

В 2000 г. по данному разделу предусмотрено истратить 7,1 млн руб. (около 10% суммарного объема капиталовложений). Значительную часть этих средств планировалось направить на совершенствование и развитие АСУП фабрики, приобретение упаковочного оборудования, тары и выполнение прочих мероприятий общефабричного характера.

Механизм обеспечения преемственности в инвестиционной политике предприятия

Раздел “Цеховые мероприятия” отражает текущие потребности отдельных (производственных и вспомогательных) подразделений фабрики в обновлении основных фондов. По своему строению он соответствует сложившейся организационной структуре фабрики. В нем определены вложения, направляемые как минимум на поддержание достигнутого уровня эффективности в работе каждого функционального подразделения. Эффект от выполнения данных мероприятий также проявляется непосредственно после их реализации.

Поскольку цеховые мероприятия связаны с поддержанием и развитием технико-технологической базы предприятия, обеспечением непрерывности производственного процесса, они отвлекают большую часть капитальных вложений. На их финансирование в 2000 г. выделено 50,4 млн руб. (свыше 73% общего объема капитальных вложений). Одно из мероприятий раздела – приобретение у германской компании “Anton Ohlert Gmbh & Co” линии по производству плиточного шоколада.

Анализ планирования капитальных вложений на МКФ “Красный Октябрь” свидетельствует, что развитие фабрики на новой технической основе является одним из главных приоритетов ее руководства. Однако чтобы успешно конкурировать с ведущими отечественными и зарубежными производителями кондитерских изделий, недостаточно просто развивать производственную базу. Помимо технико-технологических аспектов необходимо уделять особое внимание мероприятиям по продвижению нового товара, производство которого предполагается освоить в рамках того или иного реализуемого проекта, на целевой рынок. Устойчивое функционирование и развитие любого предприятия в условиях жесткой конкуренции немыслимо без проведения масштабных рекламных кампаний, стимулирования сбыта, и пр. Пока МКФ “Красный Октябрь”, как показывают многочисленные исследования, в этом отношении заметно проигрывает своим основным конкурентам – зарубежным производителям кондитерских изделий.

Укрупненные показатели плана технического развития
МКФ “Красный Октябрь” на 2000 г., тыс. руб.*
Раздел Max Min
Инвестиционные проекты 44 305,0 23,1% 11 385,0 16,5%
Общефабричные мероприятия 18 040,0 9,4% 7 070,0 10,3%
Цеховые мероприятия 129 207,7 67,5% 50 363,0 73,2%
Итого 191 552,7 100,0% 68 818,0 100,0%

*В графе “Max” отражается совокупная выявленная на момент составления плана потребность фабрики в объектах капитального характера, в то время как в графе “Min” планируются объемы капиталовложений на предстоящий год.


1Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 1. – С.80-85.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz