Номер 5/01 Главная Архив К содержанию номера

Управление социальным развитием


Механизмы управления процессом создания рабочих мест

АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВ
доктор экономических наук,
заведующий сектором Института макроэкономических исследований
при Министерстве экономического развития и торговли РФ


• Численность экономически активного населения в России в ближайшие годы возрастет, а количество рабочих мест сократится
• Одним из инструментов регулирующего воздействия государства
на решение проблем воспроизводства основных фондов и занятости могут стать федеральные и региональные программы развития системы рабочих мест
• Подготовка таких программ требует разработки механизмов согласования социальных и экономических критериев

Одним из острых вопросов, который России придется решать в ближайшие годы, является воспроизводство основных фондов и создание рабочих мест нового поколения. Хотя официально зарегистрированная безработица снижается, а занятость растет, это явление носит во многом временный характер и связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г., и нынешней конъюнктурой цен на нефть. Данный источник экономического роста и стабилизации занятости может скоро иссякнуть.


Масштабность проблемы
воспроизводства основных фондов


Важность данной проблемы определяется рядом факторов. Во-первых, в предстоящие пять лет экономически активное население России увеличится, по нашим оценкам, более чем на 4 млн человек за счет прироста лиц трудоспособного возраста. Чтобы не допустить резкого всплеска безработицы среди молодежи, для всех вступающих в трудоспособный возраст необходимо создать дополнительные рабочие места. Во-вторых, в связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10 лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60 – 70% и в ближайшие пять лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места. В этой связи в течение пяти – семи лет необходимо, по существу, воссоздать на новой основе систему действующих рабочих мест практически всей индустриальной сферы, что потребует, по нашей оценке, не менее 50 млрд долл. Такие средства можно было бы изыскать, если бы стране не приходилось расплачиваться по внутренним и внешним долгам, составляющим примерно аналогичную величину.

Воссоздание системы действующих рабочих мест актуально прежде всего для крупного и среднего бизнеса в традиционных отраслях и производствах, где сосредоточена подавляющая их часть, требующая реконструкции. В условиях начавшегося в последние два года роста инвестиционной активности существуют предпосылки того, что данную проблему крупный и средний бизнес может решить сам.

Что касается создания дополнительных рабочих мест, то, учитывая длительную тенденцию сокращения занятости на крупных и средних предприятиях, решение этой задачи ложится в основном на малый бизнес, но и тут существуют серьезные проблемы. В течение последних лет он переживает кризис. Занятость здесь (около 900 тыс. человек), а также доля малого предпринимательства в ВВП (менее 10%) стабилизировались на уровне, достигнутом около пяти лет назад, что совершенно не соответствует ни стоящим перед страной задачам, ни мировой практике развития данной сферы. Сложилась и реально не меняется нерациональная отраслевая структура малого предпринимательства. Индустриальная (прежде всего промышленная) и научно-инновационная составляющие занимают в нем незначительное место при преобладании торговли, общественного питания, посредническо-сбытовой деятельности.

В целом уровень и динамика развития малого предпринимательства не дают оснований рассчитывать на его помощь в решении вопросов занятости. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса на базе четко очерченных отраслевых приоритетов с позиций именно этих задач представляется чрезвычайно важной.

Даже если из совокупности проблем занятости выделить только вопрос о создании дополнительных рабочих мест для лиц, вступающих в трудоспособный возраст, то и его решение представляется крайне сложным. Чтобы сохранить к 2005 г. общую безработицу на теперешнем уровне (около 9%), необходимо обеспечить не только темпы прироста ВВП не ниже 4-5% в год, но (что самое важное) и темпы прироста инвестиций на уровне 7-10%. Поскольку рассчитывать на столь оптимистичный сценарий сложно, задача состоит в нахождении такого уровня занятости, который, с одной стороны, был бы социально приемлемым, а с другой – реально достижимым.


Возможные пути решения проблемы создания дополнительных рабочих мест


Прежде чем приступить к изложению предлагаемых нами методов решения поставленной проблемы, хотелось бы подчеркнуть большее относительное значение в этом плане роста инвестиционной активности по сравнению с ростом производства. Наши исследования показали, что эластичность прироста занятости по приросту капиталовложений на 30% выше, чем эластичность прироста занятости по приросту ВВП. Это, в принципе, понятно, так как прирост производства в первую очередь сказывается на повышении производительности труда и сокращении скрытой безработицы, тогда как прирост инвестиций – на увеличении числа рабочих мест и соответственно занятости. В свою очередь прирост занятости отражается на уровне совокупных доходов населения: по нашим данным, прирост занятости на один процентный пункт дает снижение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня на три процентных пункта.

Решить острейшие проблемы воспроизводства основного капитала и занятости невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия являются специальные федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы рабочих мест.

n Исходный пункт при разработке таких программ – определение понятия социально приемлемого уровня занятости в стране или регионе и установление его численного значения. От того, как будет решен этот вопрос, зависят как общее число рабочих мест, которое необходимо создать, так и их профессиональная и отраслевая структуры.

Под социально приемлемым мы понимаем уровень занятости (безработицы), при котором степень социальной напряженности составит величину, равную или меньшую порогового значения, установленного для региона на данный период.

Наиболее простым с точки зрения методики расчетов было бы задание предельно допустимой нормы регистрируемой безработицы. Однако недостатки такого подхода очевидны, так как этот показатель, особенно в настоящее время, не отражает ни остроты реальной ситуации на рынке труда, ни тем более уровня жизни населения страны или региона.

Нами предложен интегральный критерий оценки степени социальной напряженности в регионе, который можно применять при разработке региональных программ содействия занятости и создания рабочих мест. Оценка осуществляется путем формирования единого числового показателя на базе ряда индикаторов, дающих представление о состоянии занятости и уровня жизни.

В числе показателей, характеризующих занятость, учитываются норма общей безработицы; средняя продолжительность регистрируемой безработицы; доля лиц, работающих в режиме неполной занятости; уровень скрытой занятости. К показателям, характеризующим уровень жизни, относятся удельный вес граждан с доходами ниже прожиточного минимума; доля прожиточного минимума в среднедушевом доходе; степень дифференциации доходов населения.

Умножая вектор параметров занятости и уровня жизни в регионе на вектор нормирующих коэффициентов, получаем показатель степени социальной напряженности1.

При определении социально приемлемого уровня занятости следует учитывать не только необходимость снижения степени социальной напряженности, но и возможность этого в данный период. Для установления такой возможности нужно рассчитать суммарные затраты на создание новых и поддержание действующих рабочих мест в разрезе отраслей экономики в соответствии с выбранной отраслевой структурой. Для этого нами разработана соответствующая методика, учитывающая в том числе специфику малого бизнеса.

Оценка стоимости вновь вводимого рабочего места на средних и крупных предприятиях предполагает проведение расчетов по определению трех ее относительно не зависимых составных частей: 1) активной части, включающей стоимость машин, оборудования, передаточных устройств и т.д., необходимых для осуществления трудовой деятельности; 2) пассивной части, представляющей стоимость зданий и сооружений производственного назначения, отнесенную к одному рабочему месту; 3) оборотных средств, необходимых для нормального функционирования рабочего места.

Оценка стоимости поддержания действующих рабочих мест в общем случае складывается из затрат на их текущий и капитальный ремонт и выплат заработной платы работникам.

Что касается малого бизнеса, то стоимость ввода рабочего места в этой сфере включает стоимость его активной части и оборотных средств, так как здесь, как правило, нет необходимости возводить здания и сооружения. В некоторых случаях она ограничивается только стоимостью оборотных средств и арендной платой или лизинговыми платежами.

n Следующий шаг – разработка методики оценки числа сопряженных рабочих мест, которые необходимо создать по цепочке межотраслевых связей для нормального функционирования вновь введенных прямых рабочих мест (например, при создании 1 тыс. рабочих мест в автомобилестроении потребуется ввести определенное число новых рабочих мест на транспорте, в строительстве и т.д.). В основе такой методики лежит аппарат межотраслевого баланса.

При отсутствии необходимых сопряженных рабочих мест требуются капиталовложения на их формирование. Если же в сопряженной отрасли имеются неиспользуемые рабочие места, то создание прямых рабочих мест обеспечит их функционирование. В любом случае при реализации программы ввода новых рабочих мест сопряженные рабочие места не требуют прямых дополнительных инвестиций, поскольку обеспечены спросом на свою продукцию за счет создания прямых рабочих мест.

n Предлагаемая методика оценки числа сопряженных рабочих мест дает возможность выявлять наиболее эффективные отрасли с точки зрения создания прямых и сопряженных рабочих мест в рамках выделенных инвестиций. Предположим, что для такой программы определен некоторый фиксированный объем капиталовложений. Зная стоимость ввода нового рабочего места и коэффициенты сопряженности, легко рассчитать число прямых рабочих мест, которые возникнут в этой отрасли, и сопряженных рабочих мест, создаваемых или сохраняемых в других отраслях без инвестиционных затрат. Таким образом, можно ранжировать отрасли по числу рабочих мест на единицу инвестиционных затрат.


Методика согласования социальных
и экономических критериев


Изложенная выше методическая база позволила подойти к оценке не только экономической, но и социальной эффективности инвестиционных программ и установить отраслевые направления наиболее рационального вложения ресурсов. Определение отраслевых приоритетов для создания прямых и сопряженных рабочих мест в значительной степени должно базироваться или, по крайней мере, комплексно учитывать приоритеты государственной структурной и промышленной политики. Однако промышленная политика все еще находится в стадии формирования, хотя очевидно, что любая будущая экономическая стратегия будет опираться прежде всего на промышленный потенциал страны.

При сравнении различных вариантов инвестиционных проектов или проектов поддержки развития рабочих мест различных отраслей промышленности в основу может быть положен принцип сочетания социальной значимости и инвестиционной привлекательности отрасли, отражающий, с одной стороны, важность развития здесь рабочих мест с позиций решения социальных проблем в стране или регионе, а с другой, реальную заинтересованность инвесторов с позиций эффективности вложений.

Чтобы совместить эти часто противоречащие друг другу подходы, мы предложили построить единый показатель приоритетности отрасли, в числителе которого находится показатель ее социальной значимости, а в знаменателе – инвестиционной привлекательности.

Чем выше показатель социальной значимости отрасли, тем больше средств следует вложить в нее в рамках инвестиционных программ или программ поддержки малого предпринимательства. Однако если эта отрасль имеет высокий показатель инвестиционной привлекательности, логично предположить, что средства будут вкладываться туда в силу экономической выгоды для инвесторов. В таком случае нет необходимости развивать здесь систему рабочих мест за счет ограниченных фондов государственной поддержки.

Каждый из вышеназванных показателей численно определяется как сумма произведений соответствующего технико-экономического параметра, характеризующего отрасль, на “вес” этого параметра. В качестве важнейшего параметра показателя социальной значимости отрасли выбран показатель относительных затрат на создание одного рабочего места с учетом коэффициента сопряженности. Для краткости назовем его индексом стоимости рабочего места. Для его расчета в конкретной отрасли необходимо определить стоимость ввода рабочего места во всех отраслях, выбрать максимальную величину и разделить ее на стоимость ввода рабочего места в данной отрасли. Полученный таким образом индекс с экономической точки зрения означает, во сколько раз больше рабочих мест можно создать в данной отрасли при фиксированном объеме инвестиций, чем в отрасли с максимальной стоимостью ввода рабочего места.

Однако если дешевые рабочие места не будут заполнены или принесут работнику низкий доход, то их создание нередко нецелесообразно даже с социальной точки зрения. Поэтому вторым по важности показателем, характеризующим рабочее место с социальных позиций, является индекс заработной платы – отношение средней заработной платы в отрасли к прожиточному минимуму по стране (региону). Чем выше этот индекс, тем выше социальная значимость отрасли.

Таблица 1

Расчетные показатели социальной значимости ряда отраслей промышленности*
ПоказательВес показателя Машино- строениеЭлектро- энергетика Легкая промышленность
Индекс стоимости рабочего места1 11,22,430
Индекс заработной платы51,04 2,370,6
Индекс напряженности на рынке труда1 0,210,010,09
Индекс санитарных норм0,050,81 0,690,84
Индекс условий труда0,050,67 0,560,73
Индекс социальной значимости отрасли  44,821,550,4

*Использованы данные за 1998 г.

При разработке программ содействия занятости на федеральном и особенно региональном уровнях выбор отраслевых приоритетов должен учитывать ситуацию на рынке труда, в частности профессионально-квалификационный состав незанятого населения. В общем виде показатель, отражающий этот социальный аспект, назван индексом напряженности на отраслевом (профессиональном) рынке труда. Он определяется как отношение незанятых в конкретной профессиональной (отраслевой) группе работников к их общей численности. Чем выше данный индекс (т.е. чем больше напряженность на данном профессиональном рынке труда), тем выше социальная значимость отрасли.

Среди других параметров, отражающих социальные аспекты создания рабочих мест в конкретной отрасли, учитываются уровень соблюдения санитарных норм и показатель условий труда. В табл. 1 приведены расчетные показатели социальной значимости для трех наиболее репрезентативных отраслей промышленности, полученные на основе изложенной методики.

Индекс социальной значимости каждой отрасли определялся как сумма произведений ее социальных параметров на их вес. Вес каждого индекса  (по существу, нормирующий коэффициент приведения всех социальных коэффициентов к одной размерности) устанавливался экспертным путем.

Однако как бы ни были важны социальные показатели, характеризующие систему рабочих мест в конкретной отрасли, необходимо учитывать экономическую эффективность создания здесь рабочих мест, индикатором которой может служить показатель инвестиционной привлекательности отрасли.

Наша методика оценки инвестиционной привлекательности отраслей построена применительно к малому предпринимательству, поскольку, как уже отмечалось, дополнительный ввод рабочих мест будет осуществляться именно в этой сфере. Она базируется как на показателях официальной статистики, публикуемых в сборниках Госкомстата РФ “Социально-экономическое положение России”, так и на экспертных оценках.

Таблица 2

Показатели инвестиционной привлекательности отраслей для малого предпринимательства
ПоказательВес показателяМашино- строениеЭлектро- энергетикаЛегкая промышленность
Индекс предпринимательской уверенности1,00 -5,06,0
Индекс инвестиционной привлекательности, рассчитываемый Госкомстатом РФ0,520,940,56,1
Рентабельность активов1,0-1,02,5 -1,9
Рентабельность реализации1,010,012,0 0,9
Доля инновационной продукции0,122,60,6 21,0
Экспортоспособность0,129,10,6 25,6
Уровень конкуренции-1,00,32 0,001 1,7
Доля продукции малых предприятий в общем объеме производства отрасли 0,137,7013,5
Показатель инвестиционной привлекательности по нашей методике -28,029,8512,4
Показатель приоритетности отрасли-1,6 0,724

К числу официальных показателей, которые мы предлагаем использовать, относятся индекс предпринимательской уверенности в определенной отрасли (бальная оценка по обследованию 1200 промышленных предприятий); рентабельность активов; рентабельность реализованной продукции; удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства; доля продукции малых предприятий в общем объеме производства отрасли; показатель инвестиционной привлекательности отраслей, рассчитываемый Госкомстатом РФ.

Показатели, которые можно получить с помощью экспертных оценок на базе официальной статистики, включают экспортоспособность (доля продукции отрасли, идущая на экспорт, выраженная в процентах) и степень конкуренции со стороны импорта (отношение объема импортной продукции к объему внутреннего производства, выраженное в разах).

В табл. 2 приведены расчетные показатели инвестиционной привлекательности для малого предпринимательства отраслей, по которым ранее были определены показатели социальной значимости, при этом вес показателей устанавливался экспертным путем.

Как видно из приведенных таблиц, наибольший индекс социальной значимости среди выбранных отраслей имеет легкая промышленность, у нее же и наименьший индекс инвестиционной привлекательности. Из этого следует, что в программах государственной поддержки малого предпринимательства и программах содействия занятости приоритет нужно отдавать данной отрасли, далее идет машиностроение, а электроэнергетика вообще не попадает в разряд приоритетных.

Предложенные автором методический инструментарий анализа и прогноза движения рабочих мест с учетом стоимости их создания и поддержания и коэффициентов сопряженности, а также механизм согласования социальных и экономических критериев использовались при разработке Программы создания и поддержания рабочих мест в Российской Федерации на 2000-2003 гг., которая утверждена Министерством труда и социального развития.


Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 99-02-00081А)
1Подробно методика расчета данного показателя изложена в журнале “Экономист”, № 2/2000, с. 43.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz