Номер 6/02 Главная Архив К содержанию номера

Управление предприятием


Инвестиционные ресурсы в промышленном производстве РФ

НАЗИП АБДУЛЛАЕВ
кандидат экономических наук, доцент,
начальник управления финансов, учета и отчетности
Министерства имущественных отношений РФ


• Переход на рыночные отношения не создает таких условий, которые обеспечивают одинаковые возможности для достижения оптимальных показателей всеми участниками хозяйственной деятельности
• Практика прямого уклонения АО от выплат или занижения дивидендов вызывает необходимость оптимизации интересов участников
• Учитывая прогнозируемые значения инфляции при исчислении ставки кредита, государство может ослабить ее влияние на экономику

Радикальные изменения в экономике России затрагивают уровень и способы присвоения результатов функционирования всех форм собственности. Однако переход на рыночные отношения не создает таких условий, которые обеспечивают одинаковые возможности для достижения оптимальных показателей всеми участниками хозяйственной деятельности. Все зависит от наличия инвестиционных ресурсов в промышленном производстве.

В настоящее время идет поиск путей и способов инновационного решения задач по подъему экономики. Можно, например, привлечь дополнительные финансовые ресурсы при недостатке собственных. В производственном секторе, если производительно функционирует объект собственности (с участием и государственной доли), определенные финансовые ресурсы создаются в виде дивидендов.

По закону (№ 208 от 26 декабря 1995 г. “Об акционерных обществах”) акционерам-собственникам на основании решения общего собрания должны начислятьсяя дивиденды из чистой прибыли. Они подлежат перераспределению между собственниками с учетом их доли в уставном капитале АО.

Подобный способ экономических отношений только между собственниками конкретного общества или собственниками и менеджерами-собственниками сопряжен с рядом проблем, разрешение которых сегодня представляется весьма важным.

Анализ деятельности АО показывает, что ряд обществ уклоняется от исполнения своих обязательств в части начисления дивидендов и их перечисления собственнику по разным причинам. Уже сложилась практика невыплаты дивидендов акционерам, в том числе и государству как ассоциированному акционеру. Дивиденды направляются на развитие из-за отсутствия или недостатка собственных финансовых ресурсов. За сохранение такого положения часто выступают и представители государства, ущемляя при этом его интересы в пользу АО.

Прямое уклонение АО от выплат дивидендов или их занижение указывает на необходимость оптимизации интересов сторон (участников). В определенной степени невыплаты наносят экономический урон, не позволяя государству решать функциональные задачи из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов. Затрагиваются интересы государства как собственника и акционера, как хозяйствующего субъекта и как стороны, ответственной за состояние экономики в целом и исполнение предписанных нормативными актами положений, затрагивающих сферу собственности. Поэтому ставится задача нахождения такого экономического решения, которое одновременно обеспечивает эффективность производства и отвечает потребностям государства. Дивидендная политика по отношению к конкретным АО с государственной долей собственности обязана учитывать весь спектр интересов на основе соответствующего экономического механизма.

Качественная сторона радикальных изменений в экономической сфере России выражается уровнем и способами присвоения результатов функционирования собственности. Поиск адекватных преобразованиям экономических механизмов базируется на исходных положениях, определяемых в рамках институционального подхода, который должен способствовать рачительному поведению собственников, оптимизировать распределительные механизмы, ускорять развитие производства, не разрушая его и не нанося ущерба.

Как институт экономической системы эти механизмы определяют характер взаимодействия собственника в лице государства и объектов его собственности. Важным компонентом в данном случае является распределение дивидендов, способ взаимосвязей собственников, конечная задача которых обеспечение инвестиционными ресурсами дальнейшего развития.

Важной целью является увеличение неналоговых доходов федерального бюджета от использования собственности. Можно предложить следующие меры дивидендной политики в данном случае. Дивиденды, направляемые АО на собственное развитие вместо расчетов по ним с государством, следует считать одной из форм кредитования. Неуплата причитающейся к выплате доли капитала (дивидендов) дает возможность акционерам получить в будущем дополнительный капитал, но уже с учетом ранее вложенного. При таком подходе принимаются во внимание все организационно-экономические возможности акционеров и их интересы.

Кредитование за счет перераспределения дивидендов в пользу АО является важным шагом в осуществлении технического перевооружения промышленного производства. Потока банковского кредита в реальный сектор экономики мы не наблюдаем, а для повышения ликвидности необходимы кредиты по приемлемым рыночным ставкам. В то же время текущие ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к экономическим возможностям реального сектора, что существенно ограничивает масштабы кредитования производства.

Предлагаемый нами экономический механизм кредитования прост по форме и организации взаиморасчетов. Он отражает уже сложившийся способ перераспределения финансового результата функционирования собственности.

При необходимости дальнейшего наращивания производственного капитала в условиях дефицита собственных финансовых средств, достаточно высоких ставок кредитования финансовыми институтами и отсутствия у них желания оказывать поддержку этот путь представляется оправданным в переходный период как временная мера.

Средства, получаемые от применения рассматриваемого механизма кредитования, не должны относиться на себестоимость, так как в будущем это вызовет уменьшение налогооблагаемой базы и соответственно сокращение размеров дивидендов по результатам текущей деятельности АО, а также косвенным образом будет способствовать снижению конечных экономических показателей. Выплаты по оформляемому кредиту должны покрываться за счет части прибыли, оставляемой в распоряжении АО. Продолжительность выплат по возврату денежного кредита не должна превышать срока амортизации тех основных средств, на обеспечение нормальной работы которых они и были направлены. В зависимости от цели привлечения средств дату возврата привлеченных средств необходимо устанавливать также в соответствии с направлениями их использования и сроком исполнения программы, на которую они были истребованы.

Ставка кредитования устанавливается ниже учетной ставки Банка России. Ее нецелесообразно пересматривать в течение всего периода кредитования, хотя она и должна быть плавающей величиной. При установлении ее размера следует принимать во внимание прогноз экономического развития конкретной отрасли промышленности, экономические показатели региона, в котором расположено АО, а также, что немаловажно, стратегическую целесообразность и необходимость дальнейшего расширения деятельности данного АО.

Рассмотренный подход к кредитованию позволяет решить двуединую задачу. Во-первых, стимулируется увеличение доли выплат дивидендов собственнику в будущем периоде за счет развития производства. Кредит оформляется по упрощенной процедуре и при соответствующем обосновании характеризуется малыми организационными затратами. Главным требованием при этом является наличие бизнес-плана. Во-вторых, государство, стимулируя дальнейшее развитие производства, повышает экономические показатели деятельности АО и, как следствие, косвенным путем увеличивает налоговые поступления в доход бюджетов разных уровней.

Экономические интересы сторон проявляются в том, что впоследствии государству возвращаются дивиденды с начисленными на них процентами, а АО стабильно развивается, увеличивая размеры прибыли и дивидендов. Акционеры как кредиторы, заинтересованные в эффективном развитии производства, надлежащим образом контролируют деятельность АО, особенно финансовое состояние.

Государство разрешает проблему насыщения рынка товарами, услугами и способствует росту экономики конкретного региона. Учитывая прогнозируемые значения показателей инфляции при исчислении ставки кредита, государство будет стремиться ослабить влияние последней на экономику посредством соответствующей финансово-экономической политики.

Возможна разработка программ развития определенных объектов промышленности (с учетом их особенностей и целей деятельности), финансируемых из средств федерального бюджета, когда в качестве источника кредитования предусматриваются отложенные выплаты дивидендов предприятиями конкретной отрасли. Это позволит выделить приоритетные отрасли, в которых государство заинтересовано как собственник.

Такой способ кредитования не активизирует инфляционные процессы, способствуя формированию согласованного распределения дивидендов и росту заинтересованности в повышении экономических показателей АО.

В отдельных случаях этот способ расширяет диапазон использования государством выпускаемой продукции для решения конкретных задач. Это означает, что как кредитор оно может выдвинуть одним из условий кредитования получение прав на соответствующую продукцию (товарный кредит). Данная форма расчетов применима, например, в сельском хозяйстве. Допускается также кредитование производства продукции научно-технического назначения. Варианты принимаемых решений следует рассматривать с учетом конкретной организационно-экономической ситуации, целей и объектов кредитования.

Вместе с тем этот подход противоречит действующим нормативным актам в части обязательности уплаты дивидендов собственнику. В этом случае обязательственные права собственника оказываются нереализованными в необходимом объеме. Для воплощения рассмотренной дивидендной политики целесообразно провести разработки нормативного характера применительно к АО.

Таким образом, современный экономический механизм хозяйствования характеризуется новыми условиями и подходами, отличными от действовавших в социалистической системе. Формируемый государством экономический механизм, адекватный современным условиям хозяйствования, способен обеспечить достижение конкретных экономических результатов.

Новые подходы к формам и методам экономических отношений на основе соответствующего экономического механизма обеспечивают возможность выполнения государством его обязательств перед обществом. В условиях дефицита финансовых ресурсов государству необходимо проводить такую дивидендную политику, которая способствовала бы повышению производственного потенциала, внутреннего спроса и предложения на рынке капитала. Перечисленные меры следует осуществлять при обоюдной заинтересованности сторон – государства и всех участников производственно-экономических отношений.

Целью данной дивидендной политики является также предупреждение возникновения негативных социальных и производственных факторов, способных блокировать саму возможность существования рынка. Главный из них – дефицит доверия. Пренебрежение, в том числе со стороны государства, к социальным и экономическим ценностям, создаваемым на основе такого способа инвестирования, может препятствовать ее осуществлению. Поэтому надо обратить внимание на проработку мельчайших деталей практического применения данного способа инвестирования.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Закажите себе качественные визитки.
Hosted by uCoz