Номер 3/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Упрощение бюрократических процедур для иностранных инвесторов в Болгарии

ДЕНИС ЗЕНКИН
слушатель Дипломатической академии МИД РФ


• Иностранные капиталы в Болгарии регистрируют по новой методике
• Внешние факторы являются основой макроэкономической стабилизации и дополнительного роста болгарской экономики

Одним из важнейших элементов внешнеэкономической политики болгарского правительства стала активизация деятельности государственных органов по привлечению в страну иностранных инвесторов. В этой связи предпринят комплекс мер по облегчению доступа и функционирования зарубежного капитала в Болгарии.


Новая методика учета
иностранных инвесторов


С начала 1998 г. иностранные капиталы в Болгарии учитываются на базе обобщенной информации Национального статистического института (НСИ), Болгарского национального банка (БНБ), Министерства финансов (МФ) и Центрального депозитария. Необходимая для этого методика была разработана рабочей группой, состоящей из представителей этих ведомств, а также Агентства по иностранным инвестициям (АИИ).

Вступление в силу нового Закона об иностранных инвестициях значительно затрудняет сбор информации о них, однако существенно упрощает  инвестирование в национальную экономику иностранными компаниями. До недавнего времени все предприятия с участием иностранного капитала обязательно проходили процедуру регистрации в налоговых, судебных и статистических органах, после чего заявляли о вложенных средствах в МФ.

Предыдущий закон не закрыл обходные пути для задержки регистрации или чтобы полностью ее игнорировать. Зачастую после учета первого вложения и получения статуса иностранного инвестора компании считали излишним регистрировать последующие инвестиции. АИИ предоставленную информацию от МФ о зарегистрированных вложениях сверяло с данными о продажах государственных предприятий Агентства приватизации и отраслевых министерств. Каждые три месяца проводилась новая сверка информации МФ и регистра АИИ, чтобы исключить из списков уже учтенные инвестиции.

Согласно ст. 6 нового Закона об иностранных инвестициях регистрации подлежат лишь торговые представительства иностранных лиц (как юридических, так и физических), имеющих право на ведение торговой деятельности по своему национальному законодательству. Регистрация происходит в торгово-промышленной палате Болгарии. В соответствии со ст. 7 иностранное физическое лицо или товарищество, не являющееся юридическим лицом, но имеющее право на ведение торговой деятельности,  может открыть отделение в Болгарии, если отвечает критериям ст. 6. Однако в этом случае регистрация осуществляется в торговом регистре районного суда. Новый закон более не содержит требования обязательной регистрации портфельных инвестиций в Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, а также в МФ. В целом предприятия с участием иностранного капитала полностью уравниваются с болгарскими в отношении регистрации.

При репатриации прибыли иностранная компания будет обязана предоставить банку, осуществляющему платежи, документ об уплате налогов. На первый взгляд, это кажется излишней бюрократизацией, однако подобные обязательства содержатся в международных договорах об инвестициях и, кроме того, представляют собой повсеместно принятую практику. В случае если существует соглашение о предотвращении двойного налогообложения между Болгарией и страной иностранной компании, последняя предоставляет банку справку соответствующего налогового органа о том, что она не является налоговым должником. Только в этом случае банки могут репатриировать прибыли иностранных инвесторов. Сами же банки не могут проводить проверку налоговых задолженностей подобных компаний.


Особенности сбора информации


По закону АИИ должно следить за своевременным обновлением единой информационной системы иностранных инвестиций в стране. Именно в целях создания и эффективного функционирования такой системы разработана новая методика, обеспечивающая сбор необходимых данных без каких бы то ни было дополнительных усилий со стороны инвесторов.

Различия в методиках АИИ и БНБ, по которым до недавнего времени учитывались иностранные инвестиции в страну в 1996 г., привели почти к двукратному расхождению в оценках объема внешних вложений. По данным АИИ, этот показатель составил 282,5 млн долл., в то время как в платежном балансе страны прямые инвестиции оценивались в сумме 114,5 млн долл., а портфельные вообще отрицательной величиной. Это означало, что в плане зарегистрирован отток средств из страны.

Одна из главных причин упомянутых расхождений заключалась в том, что эксперты центрального банка в отличие от АИИ и Агентства приватизации не рассматривали в качестве инвестиций принимаемые инвесторами на себя непогашенные кредиты приобретаемых в результате приватизационных сделок предприятий. Кроме того, БНБ не учитывал суммы реинвестиций, которые, несмотря на незначительность, могли повлиять на конечный результат.

Важным преимуществом новой методики сбора информации является то, что она позволит не только иметь оперативную информацию о размерах, отраслях и географии приложения и источниках инвестиций, но и даст возможность получать достоверные статистические данные о доле предприятий с участием иностранного капитала в ВВП, влиянии объема инвестиций на общий уровень доходов населения и занятость и т.д.

Специалистами НСИ разработан специальный формуляр, посредством которого будет собираться информация о предприятиях с иностранными инвестициями. Он будет заполняться на основе данных о балансе и отчета о доходах и расходах каждого отдельно взятого предприятия и будет включать ряд дополнительных вопросов о самом характере инвестиции. Подчеркивается, что этот процесс не очень затруднит руководителей и бухгалтеров предприятий.

Заполненные формуляры будут подаваться в НСИ в соответствии с установленным порядком подачи балансов и отчетов о доходах и расходах предприятий. Согласно ст. 13 Закона об иностранных инвестициях этот порядок определяется Законом о статистике.

Посредством формуляров учитываются прямые инвестиции и реинвестиции, в то время как информация о портфельных вложениях будет поступать в распоряжение АИИ через Центральный депозитарий по сделкам с акциями и  другими корпоративными ценными бумагами, а также через БНБ – по купле-продаже государственных ценных бумаг. В принципе информация о портфельных инвестициях поступает не от самих инвесторов. Разумеется, они не склонны раскрывать тайну вложений, часто являющихся выражением краткосрочного спекулятивного интереса. Центральный депозитарий формирует данные на основе отчетов фондовых бирж о заключенных в данный период сделках.

Таким образом, информация АИИ будет носить обобщенный характер, где не указываются названия отдельных компаний-инвесторов. К сожалению, еще нет полной ясности относительно предотвращения двойного счета портфельных инвестиций. Вплоть до конца 1996 г. инвестиции в государственные ценные бумаги были частично зарегистрированы и учтены на основе информации МФ. Рабочая группа по подготовке новой методики еще не обсуждала эту проблему, однако в любом случае порядок регистрации инвестиций будет зависеть от БНБ, а не напрямую от АИИ.

ЦБ уверен, что существующий способ учета инвестиций в государственные ценные бумаги не допускает повторного счета. Если компания не вложит вновь средства после наступления срока выплаты по купленным ею бумагам, то уменьшение инвестиций будет немедленно зарегистрировано, поскольку БНБ ежемесячно проводит сверку данных о ценных бумагах, принадлежащих нерезидентам.

На основе данных БНБ отныне будут рассматриваться в качестве иностранных инвестиций и кредиты зарубежных финансовых организаций, выданных на срок более одного года. Согласно статистике, большинство подобного рода инвестиций представляет собой займы, отпущенные иностранными банками болгарским предприятиям, в которые уже вложены иностранные капиталы.

До недавнего времени инвестиции, осуществленные в результате приватизационных сделок, были основной статьей притока зарубежных капиталов. Эксперты АИИ считают, что вскоре положение может измениться в пользу портфельных инвестиций. Если это все же произойдет, то стране придется встретиться со многими недостатками новой методики.

Уже сейчас ясно, что полная обобщенная информация об инвестициях предыдущего года может  быть готова самое раннее в апреле следующего года, когда в НСИ поступят балансы и отчеты о доходах и расходах  всех предприятий. Однако АИИ намерено отстоять существующую практику сбора необходимой информации о наиболее крупных сделках  в Агентстве приватизации и других органах, дав таким образом возможность заинтересованным инстанциям получить в свое распоряжение приблизительные данные об иностранном капитале на следующий же день по окончании текущего квартала или года.

***

Активная деятельность болгарского правительства по привлечению в страну иностранного капитала является важным звеном экономической политики страны в целом. В этой связи упрощение доступа и облегчение функционирования иностранных компаний на национальном рынке будет реально способствовать  макроэкономической стабилизации и последующему экономическому росту в Болгарии.

"КРУГЛЫЙ СТОЛ" В ПРАГЕ

В связи с 15-летием международного журнала "Проблемы теории и практики управления" в конце марта 1998 г. в Праге состоялся обмен мнениями по актуальными вопросам социально-экономического управления в странах переходного типа.

На встрече за "круглым столом" обменивались оценками, взглядами, идеями авторы и сотрудники журнала: академик-секретарь отделения экономики РАН Д.Львов, профессор С.Меньшиков (представитель журнала в Западной Европе и США), профессор Н.Архипова (директор Института управления, экономики и права Российского гуманитарного университета), профессор И.Дворжак (Высшая экономическая школа, Прага), профессор В.Ружичка (консультант фирмы, Прага), П.Новотны (директор издательства "Рингер", Прага), кандидат экономических наук Л.Абрамов (ответственный работник МИД РФ), А.Матвеев (вице-президент АК "Алмазы России - Саха"), В.Силин, главный редактор, Э.Матевосов, заместитель главного редактора, Б.Ладыгин, ответственный секретарь.

Обсуждались также вопросы дальнейшего развития журнала. Выступающие отметили, в частности, необходимость отражать на страницах журнала весь спектр взглядов, существующих в науке управления, весь международный опыт принятия и реализации управленческих решений в макро- и микроэкономике и в социальной жизни. Читатель сам определит, какие из альтернатив являются правильными. Высказывалось пожелание увеличить количество номеров журнала и организовать его выпуск на английском языке.

В № 4/98 будет опубликована сокращенная стенограмма встречи за "круглым столом".

(Соб.инф.)

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz