Номер 4/02 Главная Архив К содержанию номера

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью


Законодательное обеспечение инвестиционной политики

АНАТОЛИЙ АКСАКОВ
кандидат экономических наук,
заместитель председателя комитета
Государственной думы РФ
по экономической политике и предпринимательству


• Россия располагает внутренними резервами, позволяющими более
чем в 2 раза увеличить финансирование экономики
• Бюрократизация принятия экономических решений и связанная
с ней коррупция – барьер на пути инвестиций
• Формирование критической массы компаний, имеющих кодексы корпоративного поведения, благоприятно повлияет на имидж России
и ее инвестиционную привлекательность

Анализ макроэкономических показателей свидетельствует: российская экономика вступила в фазу роста, а точнее в фазу оживления хозяйственной деятельности. После длительного и глубокого спада по уровню ВВП и производства промышленной продукции Россия выходит на уровень 1993-1994 гг. Впервые за переходный период рост потребительских и инвестиционных расходов внес существенный вклад в совокупный спрос и стал причиной нового конъюнктурного оживления экономики.

Однако сделанного недостаточно, чтобы гарантировать улучшение инвестиционного климата и долгосрочное оживление деловой активности. Говорить о выходе на траекторию устойчивого экономического роста преждевременно, пока не будет обеспечено стабильное увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, причем не только в сырьевых отраслях, но и в обрабатывающей промышленности. Добиться успеха можно только путем поддержки предпринимателей инструментами государственной политики.


Источники финансирования экономики


По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, потребности российской экономики в инвестициях составляют около 100 млрд долл., тогда как в 2001 г. страна располагала только 50 млрд. Тем не менее источники, позволяющие в 2 раза увеличить финансирование экономики, есть. Во-первых, средства самих предприятий – амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль, составляющая, по нашим оценкам, примерно 70 млрд долл. Во-вторых, сбережения населения, которые оцениваются, по разным источникам, от 30 млрд до 80 млрд долл. В-третьих, средства государственных и коммерческих банков, составляющие примерно 6-8 млрд. В-четвертых, появились резервы у Пенсионного фонда. Расчеты показывают, что уже в 2002 г. – первом году пенсионной реформы – накопительная часть трудовой пенсии составит более 1,3 млрд долл., а за 10лет – от 8 до 14 млрд. Наконец, создав в стране благоприятный инвестиционный климат, можно получить неисчерпаемый источник капиталовложений в виде прямых иностранных инвестиций.

Для того чтобы эти финансовые ресурсы были вовлечены в экономический оборот, превратившись в инвестиции, необходимы серьезные изменения в государственной экономической политике.

Государственный ресурс. Следует изменить формы и методы управления государственным бюджетом с таким расчетом, чтобы он стал стимулом развития инвестиционного процесса. К сожалению, сам бюджет государства пока слабый. Его инвестиционные возможности оцениваются только в 5 млрд долл., но и они используется крайне неэффективно. Депутатам Государственной думы при утверждении федерального бюджета приходится ежегодно участвовать в распределении средств, выделенных на инвестиции. Однако ни разу не удалось сконцентрировать их на приоритетных направлениях. Деньги распыляются по сотням мелких объектов – на строительство бань в Москве, реконструкцию школ и театров, медицинских учреждений. Причем понятно, что эти средства уйдут в “песок”. Так что ставка на государственный бюджет на данном этапе развития экономики бесперспективна.

Средства предприятий. Возможности здесь большие. Но эффективно использовать их мешает двойственная политика властей. С одной стороны, по инициативе правительства Государственная дума приняла революционное решение о снижении ставки налога на прибыль с 35 до 24%, а с другой – для снижения налогооблагаемой прибыли разрешено принимать к вычету все обоснованные и необходимые затраты. По одному решению введена либеральная амортизационная политика, но отменены льготы, в том числе так называемая инвестиционная льгота, которая позволяла предприятиям направлять средства на развитие производства, снижать налогооблагаемую прибыль в 2 раза – до 17,5%. Если сравнить эту цифру с 24%, до которых снижен налог на прибыль, то выходит, что законодательные акты поддержали те предприятия, которые “проедают” свой доход, не вкладывают средства в развитие производства. Те же, кто реально укрепляет экономику, от этой меры выиграли немного.

Компенсировать исчезнувшую инвестиционную льготу удалось в одном виде деятельности. Это касается амортизационной политики или налогообложения лизинговой деятельности. Лизинговые компании получили право применять ускоренную амортизацию с коэффициентом 3. Причем выбирая форму реализации данного положения, они могут исходить из своих интересов. В частности, использовать линейный метод или метод уменьшающегося остатка. Начисляя значительную сумму на амортизацию, предприятие снижает налогооблагаемую прибыль. Это существенная поддержка бизнеса. Анализ показывает, что с 2002 г., когда новый закон вошел в силу, подобный вид инвестиционной деятельности получит стремительное развитие. Мы рассчитываем, что на него обратят внимание и западные инвесторы, которые раньше испытывали проблемы при уплате налогов на лизинговую деятельность. Во-первых, лицензирование этого вида работы отменено. Во-вторых, из закона “О лизинге” убраны все противоречия с Гражданским и Налоговым кодексами. Система налогообложения теперь осуществляется по Налоговому кодексу, что позволяет более прозрачно и предсказуемо осуществлять деятельность, не боясь возникновения правовых коллизий.


Законодательство и судебная защита


В последние годы экономическая история пестрела огромным числом скандалов, связанных со взаимоисключающими судебными решениями по одному и тому же вопросу. Было много проблем, связанных с длительностью рассмотрения хозяйственных споров в судебных инстанциях. Сейчас напряжение снизилось. Во-первых, все экономические споры стали рассматриваться только в арбитражных судах, а суды общей юрисдикции из рассмотрения этих вопросов исключаются, и есть основание утверждать, что взаимоисключающих решений по хозяйственным спорам по одному и тому же вопросу не будет. Во-вторых, скоро исчезнет и проблема сроков рассмотрения споров. Одна из причин прежних затяжек с вынесением решения – так называемая апелляционная инстанция в том же суде, который рассматривал спор. Поскольку это один и тот же суд, люди хорошо знают друг друга и оказывают влияние на судью, принимающего решение по апелляции. Поэтому Комиссия по защите прав инвесторов предлагает поправку к Арбитражному процессуальному кодексу – исключить апелляционную инстанцию или перевести ее на более высокий уровень, чтобы судьи одного и того же суда не могли повторно рассматривать один и тот же вопрос, поскольку это ведет к затягиванию решения.

Другое направление судебной реформы – развитие института третейских судов. Для его становления в Государственной думе уже подготовлен законопроект о третейских судах. К сожалению, в документе пока существует норма, в соответствии с которой арбитражный суд может отменить или подтвердить решение третейского судьи. Нетрудно предвидеть, что любое решение этой инстанции будет оспорено и окончательное решение все равно останется за арбитрами. Поэтому при рассмотрении законопроекта в ходе очередного слушания внесено предложение эту статью изъять и сделать решение третейского суда окончательным. Выигрыш очевиден – экономия времени.

Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ лишил прокуратуру надзорных функций, в соответствии с которыми она могла предъявить иск по хозяйственным спорам, участвовала в спорах хозяйствующих субъектов и за это получала на свой специальный счет 10% суммы, взысканной с проигравшего. В результате данная правовая норма стимулировала активность прокурорских работников, которые буквально искали повод, чтобы возбудить дело против хозяйствующих субъектов и тем самым пополнить свой бюджет. В первую очередь это касалось малого и среднего бизнеса.

Поправки, внесенные в закон о прокуратуре, вопрос фактически сняли, а в Арбитражно-процессуальном кодексе будет сказано, что прокуратура выступит от имени государства, т. е. в спорах хозяйствующих субъектов участвовать не будет. Причем устанавливается закрытый перечень вопросов, по которым прокуратура сможет предъявлять иск. Данная мера, несомненно, будет способствовать снижению произвола в проведении уголовных расследований и необоснованных обвинений, что является важным условием для повышения деловой активности на микроуровне, усиливает мотивацию общества к активной деятельности в целом.


Дебюрократизация
предпринимательской деятельности


Важнейший фактор развития российской экономики – дебюрократизация принятия решений и борьба с коррупцией. Прежде всего это относится к системе валютных отношений и валютного контроля. Вектор либерализации этого сектора экономики определен: президент поручил правительству подготовить законопроект, направленный на либерализацию валютного регулирования. В настоящее время доля обязательной продажи валютной выручки предприятий Центральному банку снижена с 75 до 50%. На следующем этапе она составит 25%, а потом будет полностью исключена. Однако сегодня состояние российских финансов таково, что без этого способа пополнения золотовалютных резервов не обойтись. К нему прибегают многие страны. Данным инструментом, в частности, пользуются Турция, Бразилия, ЮАР и т.д. Очевидно, правительство еще не уверено, что без такой валютной подпитки сможет погасить большой внешний долг, появится угроза дерегулирования валютного рынка и устойчивости рубля. Вероятно, страхи преувеличены, но они существуют.

На наш взгляд, либерализация валютного рынка должна сопровождаться обеспечением реальной конвертируемости рубля, о сроках которой пока речь не идет. Думаю, что цель будет достигнута только при эффективном развитии экономики и стабилизации экономической ситуации в стране.

Государственная дума уже приняла ряд законов, способствующих устранению бюрократических преград в экономике. Среди них – закон о государственной регистрации юридических лиц, устанавливающий единую систему регистрации и регистрационных органов. Новый порядок, по нашему убеждению, сможет хотя бы частично решить проблему фирм-однодневок, которые раньше регистрировались в муниципальных органах. Он исключает ситуацию, когда по подложному паспорту регистрировались десятки фирм в разных городах страны, а отследить этот процесс было невозможно –отсутствовала единая база данных. С принятием нового закона положение изменится, так как единая национальная база данных позволит отсечь недобросовестных предпринимателей.

Второй пакет законов о дебюрократизации охватывает проблемы лицензирования предпринимательской деятельности. Он предусматривает 5-кратное сокращение лицензируемых видов, устанавливает их единый перечень. Один из таких законов – “О лизинге”. В свое время предприниматель, который хотел заниматься такой деятельностью, должен был собрать массу документов, представить их в Минэкономразвития, дождаться, когда соберется комиссия, принимающая решение о предоставлении лицензии, заплатить какую-то сумму денег. Все это сдерживало развитие предпринимательства. В настоящее время первый шаг к упрощению процедуры сделан, хотя еще остались виды деятельности, которые не нуждаются в лицензировании. Например, сбор макулатуры. Подобную работу надо поощрять, но Министерство природных ресурсов настаивает на государственном контроле, потому что считает: макулатуру собирать опасно.

Третий пакет законодательных актов посвящен защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В пакете содержится, в частности, законопроект о защите прав экономических агентов при проведении государственного контроля их деятельности. Необходимость документа вызвана тем, что наши предприниматели “замордованы” контролирующими органами. А закон устанавливает процедуру и периодичность проверок. На подходе и следующий акт – о сертификации технических стандартов. Он представлен Минэкономразвития, соответствует мировым стандартам и, очевидно, будет быстро принят. Хотя у него есть противники. В первую очередь с ним не согласен Госстандарт РФ, который напрямую заинтересован в сохранении прежнего порядка сертификации и стандартизации, позволяющего ведомству получать определенную сумму денег.


Корпоративное управление


В прошедшее десятилетие ахиллесовой пятой российского инвестиционного климата были корпоративное управление и защита прав собственников. Отсутствие международных стандартов в этой сфере препятствовало притоку инвестиций в экономику, росту деловой активности и повышению конкурентоспособности российских товаров. Во многом подобная ситуация стала возможной в силу дефектов институциональной системы – неэффективного правоприменения, неразвитого законодательства по вопросам корпоративного права, непрозрачности экономики и низкого качества работы судебной системы, при которой радикальное преобразование института собственников в России сопровождалось созданием соответствующих механизмов корпоративного управления.

Однако за последние годы произошли перемены к лучшему, свидетельствующие об эволюции взглядов и позиций по вопросам корпоративного права и менеджмента как представителей государства, так и владельцев и управляющих ряда российских компаний. Эта проблема находится в центре внимания Государственной думы, так как ее решение создает предпосылки для модернизации экономики и ее структурной перестройки. Правительство подготовило Кодекс корпоративного поведения, имеющий в основе международные стандарты управления и рекомендованный к применению на российских предприятиях. Со своей стороны и Государственная дума сформировала Комиссию по защите прав акционеров. Возникло также несколько саморегулирующихся организаций инвесторов для защиты прав их участников. Все это благоприятно отразилось на фондовом рынке России – его капитализация, составлявшая в 2000 г. 50 млрд долл., на 1 января 2002 г. достигла почти 80 млрд.

Примечательно, что значительно увеличили капитализацию фирмы, которые существенно улучшили качество корпоративного управления, нормализовали отношения менеджмента и акционеров. Пример тому – нефтяная компания ЮКОС, которая только в 2001 г. в 3 раза повысила общую сумму превращенных в капитал ценных бумаг.

В последнее время заметно выросла роль совета директоров компаний, повысился профессионализм входящих в него директоров. Этому способствует программа “Совершенствование корпоративного управления в России”, разработанная Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Эту же цель преследует программа “Независимые директора”, начатая 2 октября 2001 г. по инициативе Ассоциации по защите прав инвесторов и компании “Эрнст энд Янг”. В рамках проекта создана новая профессиональная организация – некоммерческое партнерство “Национальная ассоциация независимых директоров”, призванная содействовать российским АО в повышении эффективности их деятельности путем внедрения передовой практики работы независимых директоров. Цель организации – формирование эффективного механизма корпоративного управления и общественного контроля, повышение профессионализма и этических стандартов деятельности независимых директоров российских предприятий. В 2001 г. в советы директоров 38 компаний вошли представители АПИ. В 2002 г. для этой работы ассоциация уже предложила своих кандидатов в советы директоров 70 предприятий.

Задача состоит в том, чтобы набрать критическую массу фирм, соблюдающих кодексы корпоративного поведения, устранить возможности для незаконного изъятия собственности, осуществляемые ныне через лазейки в законодательстве. Существенные сдвиги в правовом обеспечении корпоративного управления и прав собственников снизят риски для инвестирования и повысят эффективность менеджмента компаний. Такое развитие событий в целом благоприятно повлияет на имидж России и ее инвестиционную привлекательность.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz