Номер 3/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Промышленные корпорации – локомотивы экономического роста

ЮРИЙ РОДИН-СОВА
первый вице-президент конфедерации “Росиндустрия”,
заслуженный машиностроитель РФ


• Оборонные предприятия не имеют четкого представления о своей перспективе
• Объединение усилий предприятий – фактор повышения эффективности и конкурентоспособности ВПК
• Государственные заказы для армии должны обеспечиваться средствами из госбюджета по защищенным статьям

В РФ действуют более 200 промышленных корпораций всех видов собственности и типов организации. Это финансово-промышленные группы, ассоциации, союзы, концерны, корпорации и холдинги, охватывающие все отрасли промышленности и все регионы. Большинство объединений создавалось в инициативном порядке, преследуя цель выжить в условиях кризиса. Поэтому главной задачей этих структур стало создание условий для подъема конкурентоспособности отечественных предприятий, массированного привлечения инвестиций в реальное производство, роста производства и капитальных вложений, сохранения и развития научно-технического потенциала.


Кризис ВПК и его причины


Опыт проведения реформ, накопленный предприятиями оборонной промышленности за последние 10 лет, показывает, что подъем эффективности производства в сфере ВПК возможен на основе:

объединения промышленного и финансового капиталов;

привлечения инвестиций и доступа к льготным кредитам;

организации адаптированных к условиям рынка интегрированных структур отраслевого и межотраслевого управления, учитывая развал прежних структур ВПК, отраслевых министерств и ведомств;

реализации мер государственной поддержки предприятий и их объединений, предусмотренной нормативно-законодательной базой РФ.

Общим фоном, стимулирующим самоорганизацию и интегрирование промышленных предприятий, явился беспрецедентный в новейшей истории страны кризис, охвативший все отрасли экономики, а оборонную промышленность в особенности. В частности, с 1992 г. финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленности сократилось более чем в 20 раз, в ВПК – почти в 50 раз. Серийные заказы по многим направлениям практически свернуты, а по ранее выданным заказам государство имеет перед предприятиями большие задолженности.

Причины кризиса ясны. Они кроются, во-первых, в попытках достичь финансовой стабилизации без развития сферы материального производства и отсутствия какой-либо государственной политики по поддержке отечественного товаропроизводителя. Во-вторых, внутренние и зарубежные инвестиции не были допущены в реальный сектор экономики путем перехвата их на рынках государственных финансовых пирамид ГКО, ОФЗ и других видов государственных заимствований. В-третьих, с одной стороны, допущены либерализация и бесконтрольность цен на системообразующие монопольные виды товаров и услуг, проведена недостаточно эффективная политика приватизации, а с другой – вытеснены отечественные товары импортными при бездействии или прямом попустительстве со стороны государства. В-четвертых, на фоне предельного сокращения налогооблагаемой базы вследствие падения производства и платежеспособного спроса населения из-за низкого уровня и систематической невыплаты заработной платы действовала неэффективная система налогов.

Государство, оставаясь основным собственником промышленных предприятий ВПК, не смогло своевременно выработать оптимальной политики или структурной перестройки. Федеральные программы конверсии оборонного сектора промышленности, принятые в конце 80-х – начале 90-х годов, ввиду их оторванности от реалий жизни и необеспеченности материальными и денежными ресурсами полностью провалились, а программа структурной перестройки ВПК начала активно разрабатываться только в 1998 г., пока только в концептуальном плане, т.е. с опозданием как минимум на шесть лет. В результате оборонные предприятия до сих пор не имеют четкого представления о своей перспективе. В концепции военной реформы зафиксировано, что заказы новой техники для перевооружения планируется начать не ранее 2005 г., но нет ответа на принципиальный вопрос – как оборонным предприятиям выжить до этого времени без них.

На общем фоне относительно благополучными выглядят лишь те группы предприятий, которые сохранили экспортный потенциал и получают экспортные заказы на поставки своей продукции, ставшие практически единственным источником получения денежных средств.

Однако структура экспорта не охватывает всей номенклатуры производимой продукции, объемы экспорта не обеспечивают стабильной и существенной загрузки имеющихся производственных мощностей, прибыль от экспорта постоянно сокращается из-за растущих внутренних производственных издержек в условиях единичного производства, роста цен на комплектующие и энергоресурсы, а также ограничения на контрактные цены, устанавливаемые жесткой конкуренцией на мировом рынке. Вследствие этого получаемая прибыль не является достаточной для поддержания предприятий всей технологической цепочки, проведения глубокой модернизации и обновления продукции, лишает конструкторские организации необходимого финансирования, а в конченом счете снижает в перспективе конкурентоспособность изделий российских предприятий. В целом один только экспорт без внутреннего заказа и государственной поддержки не может обеспечить выход промышленности из затянувшегося кризиса.

Очевидно, что продолжение такого курса приведет к полному экономическому краху, а в оборонном секторе к утрате научно-производственного потенциала ВПК.


“Росиндустрия” на службе производству


Для защиты интересов российских производителей в конце 1998 г. создан союз промышленных организаций – конфедерация “Росиндустрия”, в состав которой вошли около 40 крупнейших производственных и научно-производственных объединений, финансово-промышленных структур, объединяющих более 600 предприятий. Среди них такие известные объединения, как НПО “Машиностроение”, АООТ холдинговая компания ”Ленинец", ФПГ “Оборонительные системы”, “Сибирь”, “Росстро”, “Вятка-Лес-Инвест”, ОАО “Астраханский корабел”, АК им. С.В.Ильюшина, вертолетная фирма “Камов”, нефтяные компани ЮКОС, “Славнефть”, “Сахалинморнефтегаз”, МГТУ им. Н.Э.Баумана и т.д. География участников конфедерации охватывает практически всю Россию. Высшим органом управления “Росиндустрии” является конференция. В период между конференциями управление осуществляют совет и постоянно действующий коллегиальный рабочий орган – исполнительный комитет.

Работа исполкома организована по 14 проблемным комитетам, среди которых “Финансы, инновации, бюджет”, “Лицензирование, сертификация, качество”, “Наука, инновации, технологии”, “Реструктуризация предприятий”, “Управление собственностью”, “Корпоративное построение” и др.

Такая организационная структура, на наш взгляд, способна решить основные задачи конфедерации, среди которых:

• объединение участников с целью формирования, развития и повышения эффективности и конкурентоспособности корпораций и иных групп предприятий, совершенствования их научно-технического потенциала, стимулирование кооперационных процессов между организациями-участницами;

• участие в разработке и реализации скоординированной научно-промышленной политики и корпоративного права, направленных на ремонетаризацию производственной сферы, поддержку деятельности корпораций и иных групп предприятий для создания эффективного механизма взаимодействия науки, производства, финансового сектора;

• содействие привлечению иностранных инвестиций на отвечающих национальным интересам России условиях путем развития деловых связей участников конфедерации с зарубежными финансовыми и промышленными организациями и предприятиями.

Союз промышленных корпораций “Росиндустрия” с этой целью установил активные деловые связи с международными и национальными организациями, среди которых ОЭСР, Европейская комиссия, ЮНИДО, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, конфедерации промышленности Германии, Великобритании, Италии, Финляндии, Японии. Наша корпорация работает в тесном контакте и с ведущими российскими структурами.


ВПК – гарантийный заказ


Еще на рубеже 1992 г. коллектив ученых и промышленников под руководством А. Кокошина разработал программу экономического рывка России, во многом схожую с программами, которые после окончания второй мировой войны использовали Германия и Япония для броска к технологическому будущему. Эта программа предполагала структурную перестройку экономики со ставкой на ведущие промышленные компании (локомотивы), которые смогут вытянуть за собой всю остальную промышленность. Как известно, страна в основном пошла по другому пути. Но такой путь не стал от этого менее актуальным.

У конфедерации “Росиндустрия” сложилась четкая линия в отношении экономической и научно-технической политики. По нашему мнению, для того чтобы российская промышленность получила возможность начать возрождение, необходимо немедленно принять ряд законодательных актов, гарантирующих введение государственных заказов на все виды продукции, а также защиты прав предприятий и внутреннего рынка от бесконтрольного наплыва импортных товаров. При этом все заказы должны обеспечиваться средствами из государственного бюджета по защищенным статьям.

Основным препятствием на пути выполнения государственных заказов всегда был неисполнимый государственный бюджет. Поэтому принятие бюджета, который будет выполняться государством при любых обстоятельствах, является ключевым в экономике. Только при реализации этого условия можно проводить нормальное планирование деятельности предприятий, решать вопросы вложения средств в науку.

Чрезвычайно важно создать равные стартовые условия для всех предприятий ВПК, работающих на оборону страны. Для этого желательно в кратчайшие сроки осуществить следующие мероприятия.

1. Провести реструктуризацию и списание накопленной задолженности предприятий по штрафам и пеням на просроченные платежи, если эти просрочки произошли из-за неплатежей государства.

2. Снизить тарифы на электроэнергию, транспортные, энергетические и коммунальные услуги.

3. Исключить закупки за счет средств государственного бюджета импортных товаров, аналоги которых производятся отечественными предприятиями.

4. Отказаться от государственных заимствований в виде связанных кредитов, предусматривающих поставки импортных товаров, конкурирующих с товарами отечественных производителей.

5. Реализовать комплекс мер государственной поддержки, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных товаров перед зарубежными через снижение стоимости, повышение качества, проведение рекламы по государственным каналам средств массовой информации.

6. Ввести льготное налогообложение отечественных и иностранных инвесторов, вкладывающих средства в развитие производства на российских предприятиях, включая организацию совместных производств и сборку готовой продукции из иностранных комплектующих.

7. Применить ограничительные меры по импорту товаров, развитие производства которых предусмотрено инвестиционными программами за счет средств федерального бюджета.

8. Создать адаптированные к условиям рынка интегрированные структуры отраслевого и межотраслевого управления, учитывая развал прежних структур отраслевых главков и министерств.

9. Провести инвентаризацию результатов приватизации с отменой незаконных и явно вредных для экономики страны актов, угрожающих интересам национальной безопасности.

10. Полностью пересмотреть условия управления акционерными обществами с государственным участием.

11. Провести срочную реструктуризацию предприятий, выделив жизнеспособные. Для сохранения наиболее важных для страны неплатежеспособных предприятий государство должно прибегнуть к их национализации с последующей реструктуризацией, реформированием и реприватизацией.

12. Создать условия для более тесного слияния финансового капитала и производственных предприятий. Для этой цели необходимо, во-первых, устранить надуманные ограничения на взаимное участие в собственности финансовых и производственных структур, слияние и объединение производственных предприятий, научно-исследовательских и финансовых организаций. Во-вторых, стимулировать становление ФПГ, способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции. В-третьих, использовать приватизацию остающихся в государственной собственности акций предприятий для формирования эффективной и конкурентоспособной структуры организации промышленности.

Выполнение этих требований невозможно без практически полного обновления законодательства РФ в промышленной сфере. Мы часто слышим, что правительство страны вносит в Государственную думу пакеты законов, которые рекомендуют МВФ, Лондонский и Парижский клубы или еще кто-то. Но мы ни разу не слышали, чтобы в парламент вносились законы, которые нужны отечественной промышленности. То ли такого пакета не существует, то ли он так засекречен, что о нем никто не знает. А те законопроекты, о которых известно, по думским коридорам “гуляют” по 1,5-2 года. Когда же они наконец принимаются, то имеют такой вид, что даже авторы их не узнают.

По нашему мнению, настало время прямого диалога Федерального собрания и правительства РФ с представителями этого самого реального сектора экономики. В рамках дискуссии можно совместно выработать предложения по первоочередным антикризисным мерам и дальнейшей финансово-экономической и оборонно-промышленной политике.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz