Номер 3/02 Главная Архив К содержанию номера

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью


Партнерство американского государства, местных властей и частного сектора в реализации научно-технических достижений

СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник
Института США и Канады РАН


• Администрация США проводит политику государственно-частного партнерства при разработке передовых технологий и внедрении достижений науки в производство
• На основе обобщения опыта государственно-частного партнерства сформулированы новые принципы федеральной научно-технологической политики
• В государственно-частных партнерствах американские штабы обеспечивают учет местных интересов и осуществление краткосрочных проектов, а федеральное правительство – реализацию долгосрочных целей и правовой основы кооперации

Обострение международной конкуренции, уменьшение доли исследований и разработок США в общемировом объеме, сокращение внутреннего и внешнего рынков для американской продукции, снижение занятости и ухудшение экономических показателей в 70-80-х годах заставили пересмотреть традиционные подходы к участию государства в создании и распространении новых технологий. Традиционные механизмы передачи технологий, разработанных за счет средств государственного бюджета, были слишком медленными и неэффективными для новых условий ускорения НТП. Круг военных подрядчиков государства в этот период в силу ужесточения требований к военным НИОКР и сложности федеральной системы государственных закупок все более ограничивался. При этом разработка наиболее критичных для экономики и безопасности США технологий – программного обеспечения, компьютеров, полупроводников, телекоммуникаций, новых материалов и производственных технологий – все более стимулировалась не военным заказом, а растущим спросом рынка. Поэтому для сохранения и укрепления военно-технического превосходства страны необходимо было искать пути эффективного использования в интересах государства возможностей коммерчески ориентированной промышленности.


Сотрудничество государства и бизнеса в области науки и технологий


С начала 90-х годов администрация США сформулировала новый подход, согласно которому государство и частный сектор как равноправные партнеры совместно осуществляют поиск решений проблем развития экономики и общества и разделяют ответственность при реализации согласованных стратегий. Государство содействует развитию рынка, но не заменяет его. В то же время государство в своих решениях и программах учитывает роль рыночных факторов, использует их возможности и концентрирует усилия в тех сферах, которые открытый рынок не в состоянии эффективно развивать.

Обобщение практики взаимодействия государства и частного сектора позволило Совету по национальной конкурентоспособности США сделать в 1996 г. вывод о том, что научно-технологическое сотрудничество является главным направлением решения проблем, которые стоят сегодня перед американским обществом.

Программы государственно-частных партнерств ориентированы на содействие частному сектору в реализации передовых и высокорисковых технологий с длительным циклом разработки и эффективном использовании достижений науки в производстве, что призвано стимулировать развитие экономики. При этом указанные партнерства определяются как кооперационные соглашения, объединяющие в различных комбинациях частные промышленные компании, университеты и правительственные ведомства, организации и научно-исследовательские лаборатории для совместного достижения конкретных научно-технологических результатов при четком разделении стоимости выполняемых работ в сфере НИОКР, необходимых для этого ресурсов и опыта. Эти партнерства варьируются в широком диапазоне по масштабам деятельности и охвату проблем от межфирменных структур или соглашений до комплексных сетей, включающих участников от всех трех движущих сил инновационного процесса – правительства и государственных научных организаций, частных промышленных фирм и академических институтов. Партнерства призваны брать от каждого участника все лучшее для повышения общего уровня НИОКР и успешного участия в конкуренции.

В свою очередь правительства штатов и местные власти совместно с частными компаниями и академическими организациями стали формировать разнообразные партнерства и осуществлять совместные программы. В рамках этих программ созданы сети технического обучения и исследований, в так называемых инкубаторах технологий отрабатывались бизнес-технологии, обеспечивалась грантовая поддержка разработки новых коммерчески ориентированных технологий, через системы содействия развитию промышленности распространялись информация и производственные технологии. В рамках стратегий экономического развития регионов власти штатов осуществили интеграцию федеральных лабораторий, университетов, промышленных консорциумов и центров тестирования и сертификации в единый инновационный цикл. Создаваемые партнерства и совместные программы учитывали возможности новых технологий, потребности новых рынков, финансовые возможности и менеджмент, необходимые для успеха на этих рынках.


Новые принципы федеральной научно-технологической политики


До сих пор традиционное для США разделение научного процесса на исследования и разработки приводило к тому, что если научная деятельность не входила в область фундаментальных исследований, то она почти автоматически попадала в область коммерческих разработок, где государство не принимало активного финансового участия. А это оставляло за пределами государственного внимания базовые технологические разработки, составляющие важную часть научно-технического и экономического прогресса. С другой стороны, компании стали вкладывать меньше средств в долгосрочные и высокорисковые технологические исследования, даже если они могли принести значительные выгоды обществу в целом, в результате чего в жертву приносился интеллектуальный потенциал будущего развития страны.

В последние годы во взаимоотношениях правительства и промышленного сектора исследований и разработок произошло радикальное изменение ролей: если раньше многие отрасли выступали лишь в качестве исполнителя оплаченных государством заказов, то теперь промышленные подразделения все чаще берут на себя роль “равных партнеров” в деле реализации НИОКР. Промышленные партнеры не только на равных участвуют в затратах, но и получают право голоса при выборе проектов, управлении ими и использовании полученных результатов.

В 1984-1996 гг. в США приняты законодательные акты, которые сняли некоторые антитрестовские ограничения для межфирменных объединений в сфере науки и технологий. Принятие в 1984 г. Закона о кооперационных исследованиях разрешило такие объединения в сфере доконкурентных исследований и разработок, а также создание консорциумов в области науки и технологий, в том числе включающих государственные учреждения и компании частного сектора для стимулирования передачи федеральных технологий, повышения конкурентоспособного уровня промышленности, снижения опасности неконкурентного поведения частных компаний.

В 1993 г. предпринят следующий шаг. Закон о национальных кооперационных исследованиях и производстве разрешал партнерам совместно разрабатывать технологию, полученную в объединенных исследовательских венчурных компаниях (ИВК). Такие компании получили широкое распространение, и уже к 1996 г. в США зарегистрировано 665 ИВК, а к концу 1998 г. – 741. Самый быстрый рост числа ИВК отмечен в 1995-1996 гг.: соответственно 115 и 97. Подавляющее большинство членов ИВК – коммерческие фирмы (до 86%). Доминирующая область исследований и разработок в таких подразделениях – телекоммуникации, их доля – 20% ИВК, далее следует экологические и транспортные проекты (10%), новейшие материалы и энергетика (по 9%) и программные продукты (7%)1.

Важный аспект промышленно-федерального сотрудничества – перенос технологии, разработанной в государственных и вузовских подразделениях, в промышленные фирмы. Такого рода партнерство осуществляется в рамках так называемых СКИР – Соглашений о кооперационных исследованиях и разработках.

Предоставление фирмам и университетам возможности получать необратимые и эксклюзивные патентные права на федеральные технологии (лицензирование федеральных патентов) расширило участие частного бизнеса, в том числе малого и среднего, в разработках и распространении технологий, улучшило координацию научно-технологической политики федеральных ведомств.

Проведенный американскими экономистами анализ экономических результатов государственной поддержки науки и технологий показал, что для ориентации экономики США на инновационный путь развития потребовалась концентрация усилий государства на заключительном этапе инновационного цикла2. Образование технологических партнерств государства и частного сектора как нельзя лучше отвечало этим целям. При формировании указанных партнерств учитывалось сложившееся разделение ответственности между их главными участниками – федеральным правительством, частным промышленным сектором, федеральными лабораториями, университетами и правительствами штатов. Частный сектор обеспечивает вывод результатов научных и технологических исследований на рынок. Университеты и федеральные лаборатории создают новые знания и базовые технологии. Федеральное правительство обеспечивает широкую поддержку реализации национальных целей и удовлетворение общественных потребностей. Штаты инвестируют в образование и экономическое развитие регионов.


Научно-технологические партнерства федерального правительства и правительств штатов


Участие в технологических партнерствах местных органов власти является одним из наиболее принципиальных моментов государственно-частной кооперации. В государственной научно-технологической политике США последних лет все большее внимание уделяется привлечению штатов к финансированию исследований и разработок в рамках федеральных программ, совместной выработке национальных научно-технологических приоритетов и использованию их научно-технологического потенциала в национальных интересах.

Сегодня в США широко признается основополагающая роль штатов в экономическом росте регионов посредством использования науки и технологий. Практически все штаты учредили в своей администрации управления по науке и технологиям. В течение 90-х годов штаты последовательно включали научно-технологический компонент в свои экономические планы – в 1991-1995 гг. не менее 13 штатов приняли региональные стратегические планы в сфере развития науки и технологий различного масштаба и степени сложности. В 1995 г. совокупные расходы штатов на исследования, разработки и материально-техническую базу сферы науки и технологий составили 3 млрд долл.

Сегодня в США реализуется ряд федеральных кооперационных программ – программ партнерства (некоторые из них сформировались на базе программ штатов).

• Для более полного удовлетворения интересов частного сектора в конце 80-х – начале 90-х годов Конгресс США одобрил создание двух программ, прямо направленных на усиление конкурентоспособных позиций американской промышленности – программы передовых технологий (Advanced Technology Program – ATP) и партнерства по содействию промышленному производству (Manufacturing Extension Partnership – MEP). Основное назначение программы MEP – консультативное и техническое содействие малым производственным фирмам в части соответствия международным стандартам качества и эффективности. В рамках Программы передовых технологий Национального института стандартов и технологий осуществляется грантовое финансирование компаний для разработки и коммерциализации базовых технологий. Бюджет АТР в 1997 г. составлял 218 млн долл. За 1990-1996 гг. в рамках АТР разрабатывалось 238 проектов, в которые вложено около 2 млрд долл. государственных и частных средств. Среди получателей субсидий на исследования и разработки в рамках программы АТР – как отдельные компании, так и объединенные венчурные фирмы. Средний размер субсидии – 3,4 млн долл. Оценка эффективности работы Программы передовых технологий американскими экспертами показала, что программа особенно эффективна в поощрении исследований и разработок с высокой степенью риска. По мнению экспертов Административно-бюджетного управления США (АБУ), программа стимулировала создание венчурных фирм, содействовала развитию доконкурентных исследований. Хотя эти две программы охватывают только малую часть федерального бюджета в области НИОКР, они значительно повышают отдачу вложенных государственных и частных средств и содействуют привлечению частных инвестиций в промышленное освоение полученных технологий.

• Межведомственная Инновационная исследовательская программа малого бизнеса (Small Business Innovation Research – SBIR – program). В рамках программы на конкурсной основе предоставляются гранты малым предприятиям для их участия в программах исследований и разработок федеральных ведомств. Каждое федеральное ведомство, в сферу деятельности которого входит осуществление исследований и разработок, выделяет малому бизнесу небольшой процент средств, предназначенных для проведения внешних исследований.

• Региональные центры передачи технологий (Regional Technology Transfer Centers – RTTCs) НАСА связывают технологические инициативы штатов и территорий с НАСА и федеральными научно-технологическими организациями.

• Различные программы исследовательских центров, координируемые ННФ и другими ведомствами, направленные на объединение усилий частных фирм и университетских исследователей.

• Кооперационные соглашения в области исследований и разработок – СКИР (Cooperative research and development agreements – CRADAs). Эти соглашения разрешают ученым и инженерам федеральных лабораторий сотрудничать с коллегами из внешних организаций (в основном организаций частного промышленного сектора, а также федерального правительства) в области разработки и внедрения новых технологий. Постоянно расширяющаяся практика использования СКИР (см. таблицу) говорит об эффективной увязке интересов государства и частного сектора в области создания и коммерциализации научно-технологических продуктов. Всего за 1992 – 1995 гг. заключено 3 512 СКИР. Около 75% соглашений в 1995 г. заключено с промышленными фирмами. Однако в 1996 – 1997 гг. число действующих СКИР уменьшилось до 3 239.

• Проект технологического реинвестирования (Technology Reinvestment Project – TRP), координируемый Агентством передовых исследовательских проектов (Advanced Research Projects Agency – ARPA) министерства обороны. В рамках проекта осуществляется финансирование сотрудничества компаний частного сектора и университетов в области создания новых технологий и их освоения с помощью правительств штатов. Целью проекта является оказание помощи министерству обороны в закупке коммерчески разработанных технологий и усиление коммерциализации оборонных технологий. Проект технологического реинвестирования используется в качестве инструмента технологической конверсии нового типа. Технологии, созданные в оборонных целях за счет государственного финансирования, рассматриваются как технологический капитал, который необходимо реинвестировать для внедрения новых и более экономичных промышленных процессов как в оборонном, так и в гражданском производстве. Целью этого проекта является привлечение инвестиций для разработки технологий двойного применения и помощь малым предприятиям, выделившимся из числа подрядчиков военного ведомства, в их переходе к гражданскому производству.

Заслуживает особого внимания механизм распределения ресурсов федерального уровня и штатов в поддержке научно-технологических партнерств.

Штаты фокусируют свою деятельность на реализации относительно коротких по времени программ исследований и разработок, а также на вопросах коммерциализации технологий, где они имеют преимущество ввиду более близкого расположения к рынку. Все инициативы штатов формируются под сильным влиянием частных фирм и отражают знание местных рынков продукции и услуг как внутри штата, так и включая граничащие с ним регионы. Включаемые в программы направления работы, виды продукции и услуг отвечают местным потребностям и нацелены на получение конкретного коммерческого эффекта.

Таким образом, в государственно-частных технологических партнерствах штаты учитывают местные интересы и выполнение краткосрочных проектов, а федеральное правительство – отражение национальных интересов и реализацию долгосрочных целей, а также обеспечивает правовую основу такой кооперации. Роль правительств штатов заключается также в поддержании эффективного процесса передачи технологий из федеральных лабораторий в частный сектор, содействии развитию частной промышленности, укреплении взаимодействия в области научных исследований между академическим сообществом и частным сектором. Местные сети деловых контактов, включая институты обеспечения доступа компаний к необходимым технологиям, существенно сокращают стоимость получения выгод от достижений науки и технологий.

Потенциал партнерства государства и штатов не ограничивается программами, нацеленными на экономический рост. Предполагается расширение участия штатов в федеральных программах, предусматривающих получение значительных научно-технологических достижений в отдельных отраслях хозяйства – транспорте, информатике, энергетике и пр.

Численность СКИР, заключенных федеральными ведомствами США в 1992-1995 гг.
 
Министерства и ведомства1992 199319941995
Всего502877 11301003
В том числе:     
министерство сельского хозяйства41 1037254
министерство торговли86 1479782
министерство обороны131 201298371
министерство энергетики160 367564462
агентство по охране окружающей среды20 5108
министерство здравоохранения53 253622
министерство внутренних дел3 15394
министерство транспорта8 14140

Источник: Science and Engineering indicators – 1998. National Science Board, Wash. 1998.


1Science and Engineering Indicators – 1998. National Science Board, Wash. 1998.
2
уН. ОБРТ.: Investing in innovation: Towards A Consensus Strategy for Federal Technology Policy.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz