Номер 2/03 Главная Архив К содержанию номера

Об организации системы контроллинга на промышленных предприятиях России

ПЕТР ЛАБЗУНОВ
кандидат экономических наук,
заведующий отделом Научно-исследовательского института
технико-экономических исследований

РОМАН ПОПОВ
исполняющий обязанности руководителя департамента
Министерства промышленности, науки и технологий РФ


Контроллинг занимает особое место среди концепций управления затратами как на Западе, так и в последние годы в России. Подтверждение тому растущее количество публикаций, авторы которых придают контроллингу чрезвычайно важное значение. Высказываются мнения, что современный бизнес не может обойтись без этой концепции.


Функции контроллинга


Характеризуя контроллинг как систему управления хозяйственной деятельностью и прибылью1, выделяют две основные функции: контроль и планирование. Это нашло отражение и в названии книги известного немецкого специалиста Д.Хана2. Получила также распространение концепция контроллинга, в которой выделяется как главная функция “координация системы менеджмента в целом для обеспечения действий, направленных на целевое управление”3.

Особый интерес представляют результаты опросов менеджеров, проведенных в западных фирмах в 70-е – 90-е годы  ХХ в., согласно которым “сердцевина ответственности контроллинга ясно обозначилась на уровне оперативного, а не стратегического менеджмента”.

Наибольшее признание контроллинг нашел в Германии и некоторых соседних странах, что говорит о главенстве немецкой школы, отвечающей немецкой психологии, в которой императив порядка занимает одно из основных мест. Однако и немецкие специалисты высказываются по-разному. Например, Д.Хан дает следующую оценку: “Согласно современному подходу контроллинг может интерпретироваться как информационное обеспечение ориентированного на результат управления предприятием".

Революционное название несет статья У.Шэффера – "Должен ли контроллинг выполнять функцию контроля?"4. Автор вроде бы признает необходимость реализации функции котроля, но в такой форме, которая по существу делает ее неэффективной, как это очевидно из одной из заключительных фраз: "Контроллер как бы является экономическим консультантом менеджмента".

Оценка роли и места контроллинга в управлении у зарубежных и отечественных авторов существенно отличается: от наделения основными функциями управления (планирование, организация, стимулирование, контроль, регулирование, анализ) до сведения к функциям планирования и контроля или координации системы менеджмента.


Практика применения контроллинга


По спектру экономических задач контроллинг шире управленческого учета, систем “стандарт-костса” и “директ-костинга”. Но его практическое применение в управлении затратами, как правило, ограничивается функциями контроля и анализа, т.е., как трактует Д. Хан, информационным обеспечением управления. Правда, Д. Хан основными функциями контроллинга считает планирование и контроль, но такая концепция представляется неоправданным объединением весьма не однородных по содержанию функций. Искусственное преувеличение роли контроллинга не поддержано зарубежной и отечественной практикой: более чем у 90% крупных и средних предприятий российской промышленности функцию планирования обособляют и сводят ее к централизации либо в планово-экономических отделах, либо в аналогичных подразделениях. И это вполне естественно и разумно, поскольку планирование носит настолько сложный, масштабный и важный характер, что качественное выполнение этой функции требует специализации высококвалифицированных экономистов, концентрации их сил на самом ответственном для предприятия деле.

Думается, что идея объединения функций планирования и контроля объясняется незнанием практики планирования, надуманным теоретизированием, оторванным от реальной практики управления. Только планирование затрат на среднем по масштабу промышленном предприятии (с численностью работающих несколько тысяч человек) требует участия сотен специалистов, от нормировщиков и снабженцев до директора по финансам (экономике). Поэтому передача функции планирования главному контроллеру приведет лишь к ослаблению или дезорганизации плановой работы, и не только на первых порах, поскольку совмещение масштабных функций планирования и контроля нерационально и снижает уровень (качество) работ.

Стоит задуматься о реальной управленческой коллизии, которая возникает при совмещении функций планирования и контроля в одном центре: если план оказался нереальным, разработчик, который является и контролером, вряд ли это признает, а на практике ошибки будут повторяться.

Функции контроля и планирования должны быть разведены. Планирование затрат уместно сохранить в планово-экономическом управлении, а контроль целесообразно сосредоточить в центре мониторинга и анализа.


Главная функция контроллинга
и ее реализация


Более обоснованной и отвечающей теории менеджмента является концепция, согласно которой функция контроллинга определяется как координация системы менеджмента в целом для обеспечения действий, направленных на целевое управление. Данного определения придерживаются Куппер, Вебер и Зунд5. Оно кратко сформулированно как “управление управлением” российскими экономистами. В большей или меньшей мере такой центр управления должен осуществлять все важнейшие функции управления, но из приведенного определения немецких ученых ясно, что главной является функция контроля с целью координации системы менеджмента.

Действительно, координация производственного менеджмента может осуществляться прежде всего путем контроля за принимаемыми решениями, их анализа и последующего согласования. Не контролируя, невозможно координировать! Поэтому название “контроллер”, применяемое в США и других странах, для специалистов правильно отражает их главную функцию – контроль решений и подготовка предложений на его основе.

На предприятиях российской промышленности в период рыночных реформ, сопровождавшийся массовой сменой собственников, значение контроля в управлении хозяйственной деятельностью было существенно ослаблено, о чем свидетельствует фактическая ликвидация служб контроля (кроме отделов технического контроля, призванных следить за качеством продукции) и уменьшение числа специалистов, выполняющих функцию контроля. Поэтому одной из первоочередных в настоящее время стала задача организации полноценной структуры контроля в управлении затратами. Она носит комплексный характер, поскольку в ее решении участвуют практически все структурные и производственные подразделения предприятий.

Как показывают опросы специалистов предприятий на Западе, контроллинг может быть эффективным инструментом в оперативном управлении. Его практическое применение полностью распространяется на управление затратами.  Основные задачи оперативного управления затратами совпадают с задачами контроллинга, но среди них полезно выделить:

регулярный контроль за выполнением плановых заданий;

установление отклонений от плановых заданий, норм и нормативов затрат;

определение причин отклонений и роста затрат и выявление ответственных за них менеджеров;

разработку предложений по устранению негативных тенденций и экономии затрат.

Создание на предприятиях независимого центра контроля и анализа является главным условием эффективного решения указанных задач.

Стратегия развития предпринимательства

Окончание. Начало на стр. 81.

Руководитель департамента Минпромнауки Т. Скамейкина, профессора Н. Егорова (ЦЭМИ) и Т. Долгопятова (ГУ-ВШЭ) сосредоточили свое внимание на анализе роли малого бизнеса в системе развитого рыночного производства. По их словам, она определяется многими функциями, среди которых:

• более эффективное использование и утилизация материальных, трудовых и финансовых ресурсов, невостребованных в крупном производстве;

• создание инновационного потенциала для внедрения технических новшеств;

• формирование конкурентной среды;

• содействие “открытости” экономики и рационализации внешнеэкономических связей;

• снижение уровня безработицы;

• смягчение социальной напряженности и содействие демократизации рыночных отношений;

• подготовка кадров и др.

В ходе дискуссии поднята и проблема криминальности малого бизнеса. Он агрессивен, потому что слаб; склонен к нарушениям правопорядка, потому что мал и незаметен. Малые предприятия что малые дети. Если растут без опеки и поддержки государства, то они – беспризорники и более склонны к криминалу, чем благополучные дети. И наоборот, чем значительнее государственные программы поддержки малого бизнеса, тем более цивилизованным становится климат предпринимательства в целом.

Участники заседания ученого совета сошлись во мнении, что  факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в России, являются высокая налоговая нагрузка и непостоянство налоговой системы. Поэтому, по их мнению, основными направлениями государственной поддержки этого сектора экономики должны быть, во-первых, предоставление специальных льгот для малого бизнеса в рамках общих налоговых законов, во-вторых, разработка самостоятельной правовой базы, определяющей, в частности, особый порядок налогообложения малых предприятий.

Из сказанного на заседании ученого совета ЦЭМИ вытекает и еще один вывод: феномен предпринимательства не может быть достаточно полно исследован лишь экономическими методами анализа. Эта работа требует привлечения правовых, организационно-управленческих, индивидуально-психологических и социально-психологических подходов в тесной системной взаимосвязи друг с другом.

Соб. инф.


1См. например: Контроллинг как инструмент управления предприятием/Е.А.Ананькина, С.В.Данилочкин, Н.Г.Данилочкина и др. – М.: Аудит, ЮНИТИ. – 1998; Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Пер. с нем. (Под ред. В.Б. Ивашкевича).– М.: Финансы и статистика. – 1995.
2Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем./Под ред. А.А.Турчака, Л.Г.Головача, М.Л.Лукашевича. – М.: Финансы и статистика. – 1997.
3Becker Albrecht. Accounting for “Controlling” in the Theoretical Foundations of Management Accounting and Control in German Business Administration. Department of Business Administration Free University Berlin Paper prepared for Critical Perspectives on Accounting Conference, Baruch College, City University of New York, April 22-24, 1999.
4Проблемы теории и практики управления. – 2002. – № 5.
5Kupper, H.-U.; Weber, J. & Zund, A. (1990): Zum Verstandnis und Selbstverstandnis des Controlling. Thesen zur Konsensbildung, in: Zeitschrift fur Betriebswirtschaft 60, 281-293 [On the Notion of “Controlling”. Theses for a Consensus].

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz