Номер 5/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление предприятием


Акционерный капитал и группы, заинтересованные в успехе предприятия

ВИЛЬГЕЛЬМ ХИЛЬ
доктор экономики, почетный доктор политологии,
профессор Базельского университета
(Швейцария)


• Концепция акционерного капитала рассчитана на обеспечение менеджментом стабильного стратегического успеха
• Политическая задача менеджмента состоит в удовлетворении претензий групп интересов при сохранении конкурентоспособности предприятия
• Социальная ответственность предприятий должна повышаться

В 1996 г. в Швейцарии много писалось и говорилось о двух концепциях - акционерного капитала и групп, заинтересованных в успехе предприятия. Дискуссии возникли под влиянием конфликта между ведущими профсоюзными объединениями.

Обсуждался вопрос о том, должно ли руководство предприятий оставить своей целью стабильное повышение стоимости акционерного капитала или учитывать также интересы других групп, связанных с деятельностью предприятия. В этих спорах сторонники концепции акционерного капитала приводили в основном микроэкономические аргументы. Они упрекали оппонентов, что те используют свою концепцию лишь в качестве средства усиления собственных позиций, применяя при этом социалистическую риторику классовой борьбы.

В свою очередь представители групп интересов бросали упрек приверженцам акционерного капитала в том, что последние выступают лишь за сиюминутную максимизацию прибыли, являясь поэтому проповедниками упрощенного, вульгарного либерализма. В этих спорах в меньшинстве оказались те, кто выступал за разумное равновесие интересов споривших сторон.

Дискуссия, разгоревшаяся первоначально между экономистами, президентами административных советов, редакциями печатных органов, охватила широкие круги общественности. Оправданная озабоченность и опасения потери рабочих мест и сокращения реальной заработной платы усиливались под влиянием плохих экономических новостей, растущей безработицы и оскудения государственной казны.

Рост безработицы под воздействием структурных изменений и спада конъюнктуры затронул не только текстильную промышленность и строительную индустрию, но и другие отрасли. Ежедневно в Швейцарии более 10 убыточных предприятий объявляются банкротами.

Можно согласиться, что причиной сокращения рабочих мест является слабый приток заказов и банкротство фирм. Другое дело с заявлениями процветающих международных корпораций о ликвидации тысяч рабочих мест, тем более что подобные заявления сопровождаются сообщениями об ожидаемом росте прибылей и повышении курса акций. Поэтому сторонников концепции акционерного капитала обвиняют в том, что их позиция привела к глубинным изменениям, происходящим сейчас в общехозяйственной обстановке. Одновременно раздаются требования, чтобы предприятия учитывали также (и даже в первую очередь) интересы других групп, связанных с их деятельностью.

В такой ситуации необходимо четко изложить позиции обеих сторон. В первую очередь следует отметить, что сама концепция акционерного капитала рассчитана на обеспечение менеджментом такого управления фирмой, которое гарантирует ей стабильный стратегический успех и тем самым существование на рынке.

Вместе с тем руководство предприятий должно осознавать, что наряду с акционерами имеются другие группы заинтересованных лиц и организаций, которые могут предъявить претензии, и что политическая задача менеджмента состоит в том, чтобы эти претензии удовлетворялись с сохранением не только конкурентоспособности, но и легитимности предприятия.

Так как концепция групп интересов часто рассматривается в качестве синонима социальной ответственности предприятия, то необходимо разъяснить ее соотношение с концепцией акционерного капитала.


Концепция акционерного капитала


В основе ее лежит ожидание, что в условиях конкуренции предприятие в состоянии добиться такого уровня поступлений на собственный капитал, который превысит размеры ставок по долгосрочным кредитам из внешних источников. Такой уровень рентабельности не зависит от размеров частного предприятия, будь оно малым или средним.

Концепция акционерного капитала рассчитана прежде всего на предприятия, акции которых котируются на бирже, при этом акционеры рассматриваются в качестве их юридических собственников. Чтобы определить, имеют ли возможность и в каком размере могут увеличить свой акционерный капитал такие предприятия, существует ряд как классических критериев (на базе рентабельности продаж, капиталовложений и прежде всего собственного капитала), так и критериев, разработанных специально для современной обстановки.

На вопрос, каким образом предприятие может постоянно повышать акционерный капитал, однозначного ответа нет. Ясно одно: менеджмент несет полную ответственность за разработку и реализацию стратегии, которая обеспечивает предприятию прочное положение на рынке и повышает его рыночную стоимость.

Для этого необходимо, чтобы любая часть концерна (или каждая стратегическая хозяйственная единица) была конкурентоспособна в том плане, что она лучше конкурентов удовлетворяет потребности своих клиентов и благодаря использованию инноваций добивается более высокой производительности. Это означает, что на уровне концерна должна быть обеспечена прибыльность по всем видам деятельности.

В рамках концепции акционерного капитала недостаточно только роста рыночной доли и прибыли. Необходимо стремиться к обеспечению притока свободной наличности и высокого уровня добавленной стоимости.

В многоотраслевом концерне размер совокупного дохода предприятия должен превышать сумму показателей отделений, т.е. руководство должно добиваться повышения стоимости благодаря эффекту синергии и собственной управленческой эффективности. Если этого не происходит, то согласно рассматриваемой концепции концерн нужно расчленить, а каждой хозяйственной единице дать возможность самостоятельно выступать на рынках товаров и капитала.

Концепция акционерного капитала требует отказа от субсидирования отдельных хозяйственных единиц. Убыточные единицы должны быть реструктуризированы, чтобы сделать их прибыльными, или проданы с торгов.

Кроме того, концепция не рекомендует покупку других предприятий с целью увеличения рыночной доли и наращивания объемов продаж. Она скорее требует, чтобы трезво рассчитанная будущая стоимость приобретения была выше затрат на покупку. В ходе торгов руководство концерна при более высоких предложениях конкурентов не должно завышать свою расчетную цену, так как в противном случае потенциальная дополнительная стоимость, которая должна быть выплачена акционерам приобретаемого объекта, будет им просто подарена.

Конечно, ошибки и тем самым потери стоимости неизбежны ввиду динамичности и непредсказуемости рыночного развития. Акционеры поймут подобные неудачи, если они не вызваны неумением и небрежностью руководителей и если очевидно, что менеджеры готовы и способны вновь поставить предприятие на ноги.

С другой стороны, оправдан скепсис акционеров (о чем можно судить по динамике биржевых курсов), когда предприятие не имеет ясной стратегической ориентации, не проявляет инициативы, а менеджеры свои промахи объясняют внешними обстоятельствами.

Слабые фирмы быстро попадают в поле зрения биржевых спекулянтов, играющих на понижение курса акций. Появление конкурентов угрожает не преуспевающим фирмам, а тем, которые используют свои ресурсы неэффективно и уровень прибыли которых поэтому существенно ниже допустимого. Именно этот факт помогает оценить важность концепции акционерного капитала.

Стабильный успех предприятия определяют такие дивиденды по акциям, которые превышают общий по стране или отраслевой индекс биржевого курса. В качестве акционеров помимо частных лиц все чаще выступают институциональные инвесторы, включая пенсионные фонды, страховые общества, благотворительные организации.

Результаты деятельности предприятий с растущим собственным капиталом даже при обычных условиях выплаты дивидендов особенно сильно зависят от условий кредитования, страхования против рыночных рисков и  степени свободы действий при выборе новой стратегической ориентации.

С учетом положения на швейцарском рынке труда следует подчеркнуть, что процветающие предприятия традиционно обладают большими возможностями найма рабочей силы, особенно в областях, где к ней предъявляются повышенные профессиональные требования.

В целом можно сказать, что позитивное воздействие акционерной концепции проявляется только в определенных правовых, политических и культурных рамочных условиях, обобщение которых в этом случае неуместно. Эти рамочные условия на фирменном уровне находят конкретное выражение в концепции групп интересов.


Концепция групп интересов


В качестве групп интересов могут выступать отдельные лица, группы лиц и институты, которые оказывают влияние на достижение фирменных целей или осуществление собственных целей которых зависит от деятельности фирмы. Основные внутренние и внешние группы интересов показаны на схеме.

Внутрифирменные группы интересов составляют прежде всего менеджеры и сотрудники предприятия. В число внешних наряду с клиентами, субпоставщиками, акционерами и кредиторами входят государство, профсоюзы, промышленные и прочие ассоциации и другие группы институционального окружения. Косвенно предприятие оказывает также влияние на социальную среду в целом и на экологическую обстановку.

Идея концепции заинтересованных групп заключается в том, что предприятие в лице его менеджмента при достижении целей и реализации стратегии в той или иной мере зависит от участия и ресурсов указанных групп. В свою очередь эти группы интересов нуждаются во встречных услугах, чтобы осуществить свои цели.

Из этого обстоятельства вытекает роль политики как основной задачи менеджмента. Политика предприятия понимается в данном случае не как декларация общих политических принципов, а как перманентный переговорный процесс с наиболее важными группами интересов и как утверждение позиций в обществе.

Каждое предприятие, естественно, ведет длительные переговоры с субпоставщиками, клиентами, финансовыми организациями и прочими партнерами по товарообмену в рамках своей оперативной деятельности. Политическими проблемами претензии групп интересов становятся тогда, когда предприятие может оказаться в критической ситуации, лишившись важных ресурсов, когда властные отношения в двусторонних связях существенно меняются или когда требования одной группы могут быть выполнены в ущерб другой. Подобные требования, особенно если они предъявляются в категоричной форме, менеджмент должен не только выполнить, но и решить, какие претензии и в каком объеме могут быть удовлетворены. При этом отношения с той или иной группой должны строиться таким образом, чтобы:

• предприятие не лишилось критически важных ресурсов;

• услуги предоставлялись сторонами на разумных основаниях;

• интересы групп в успехе предприятия оставались в силе;

• рыночная активность предприятия была обеспечена.

Переговорные процессы могут привести к конфликтам, если требования сторон несовместимы. Как далеко в таких ситуациях смогут зайти требования групп интересов, зависит от следующих обстоятельств:

• важности их ресурсов;

• их относительной силы и возможности употребить ее в свою пользу;

• их воли к использованию силы для завершения переговоров.

Это можно проиллюстрировать несколькими примерами. Так, в периоды высоких темпов экономического роста и полной занятости профсоюзы могли бы провести практически все свои требования, тогда как в настоящее время представители рабочих организаций должны понимать, что их чрезмерные притязания немедленно повлекут за собой новые потери рабочих мест.

Несмотря на это, и в современной обстановке группы высококвалифицированных специалистов, которые больше полагаются на собственные профессиональные знания, чем на благосклонность предприятия, могут предъявлять самые крайние требования к своей администрации.

Концепция групп интересов

Другой пример. Крупные предприятия обладают значительным потенциалом влияния, поэтому их поведение и внешний эффект оцениваются широкой общественностью по общепринятым нормам и ценностным представлениям. Нарушения подобных норм сразу попадают в центр внимания антагонистически настроенных групп влияния, которые могут попытаться, мобилизовав силы конкурентов, изменить поведение корпораций и укрепить одновременно собственные позиции.

Если какая-либо фирма из-за своего поведения попадет под прицел такой группы влияния, то она испытает на себе весьма мощное давление. В таком положении оказалась, например, корпорация Nestlй из-за своей политики продаж детского питания в развивающихся странах. Конфликт приобрел широкий международный резонанс. Лишь изменение стратегии и заключение "всеобщего мира" привели к согласию конфликтующих сторон.

Можно заключить, что группы интересов представляют весьма реальный феномен. Переговоры о взаимных услугах и урегулирование конфликтов несомненно оказывают воздействие на хозяйственные результаты предприятия и на размеры акционерного капитала. Эти процессы, однако, не имеют ничего общего с перераспределением принадлежащей акционерам части прибыли в пользу других групп интересов.


Социальная ответственность предприятия


Концепция групп интересов значительно шире, чем политическое управление конфликтами. Так как поведение предприятий распространяется не только на непосредственных партнеров, но и на более широкую социальную и экологическую среду, и поскольку крупные предприятия в первую очередь воспринимаются как квазиобщественные институты, то на них возлагаются особые моральные обязательства и социальная ответственность. С ними связывают ожидания полезных вкладов в удовлетворение потребностей, высоких стандартов надежности продукции и производственных процессов, честного поведения по отношению к своему персоналу, субпоставщикам и конкурентам, усилий по сбережению природных ресурсов, а также открытой информационной политики и готовности к переговорам.

Некоторые либеральные экономисты, в частности М.Фридман, считают, что социальная ответственность предприятия заключается в том, чтобы получать прибыль, а прочие социальные цели ведут лишь к ограблению акционеров. Хозяйственные руководители не являются народными избранниками и не обладают социальным мандатом. Поэтому они не могут узурпировать право во имя социальной справедливости тратить деньги акционеров, руководствуясь неэкономическими критериями.

Однако нельзя не согласиться с тем, что менеджмент действительно несет социальную ответственность, обеспечивая конкурентоспособность и стабильное повышение стоимости предприятия. Ведь ответственность предприятия распространяется не только на акционеров, но и на другие заинтересованные группы, народное хозяйство и тем самым на общество в целом.

С другой стороны, постулаты концепции акционерного капитала не должны служить аргументом для отказа от социальных обязательств. Когда проводится сокращение рабочих мест (опять же не только в интересах акционеров, но и других групп), то во многих случаях в рамках аспекта социальной ответственности возникает вопрос, почему вначале был допущен избыток мощностей в нарушение жестких критериев акционерной концепции, а затем он не был своевременно ликвидирован при обнаружении явных перекосов.

В этой связи встает другой вопрос: каким образом должно проводиться сокращение рабочих мест. Просто ли увольнять избыточную часть персонала или серьезно обсудить с коллективом и конкретно воспользоваться всеми другими возможностями - и не только в виде досрочного оформления пенсии, но и использования частичной занятости, переобучения и перевода на другую работу. Менеджерам следовало бы знать, не предпочтет ли часть сотрудников остаться на фирме даже под угрозой потерь в реальной заработной плате, отказавшись от пособия по безработице или досрочного ухода на пенсию.

Выработка творческих решений - задача всех уровней управления, но высшее руководство корпорации должно давать ясные сигналы к этому, а их указания должны пользоваться авторитетом.

Говоря о ясных сигналах, заметим: если руководство фирмы требует ощутимого сокращения реальной заработной платы для восстановления ее конкурентоспособности, предварительно проведя аналогичную болезненную операцию со своими доходами, то доверие к нему неизмеримо возрастет. И руководящий персонал, и прочие сотрудники убедились бы в необходимости предлагаемых мероприятий. Такие модели поведения не влекут за собой обвального сокращения акционерного капитала. Скорее наоборот.

Нередко предприятия оказываются в ситуациях, близких к настоящему конфликту целей. В случаях возникновения таких конфликтов менеджеры, руководствуясь собственными соображениями, должны принимать хорошо обдуманные решения относительно фирменных приоритетов целей, ознакомив с ними как внешние, так и внутрифирменные группы интересов.

Больше усилий менеджеры должны прилагать к поиску таких моделей поведения, которые не только не наносили бы ущерба интересам дела, но и облегчали бы поиски возможностей, которыми могли бы воспользоваться все заинтересованные стороны для принятия решений, рассчитанных на перспективу. Иначе говоря, речь должна идти о том, чтобы не допустить, где это возможно, негативного влияния предприятия на человека, общество и природную среду в результате сознательно принятых решений и целенаправленных действий.

В заключение следует подчеркнуть, что между концепцией акционерного капитала и концепцией групп интересов наблюдается определенная напряженность. Однако выбор здесь не носит характера жесткой альтернативы, не требует принятия решений только в пользу одной из сторон. Менеджеры в своих решениях должны учитывать интересы и тех, и других. Это приобретает особую актуальность в условиях растущей глобализации рынка.


Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства "Пауль Хаупт".

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz