Номер 4/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Корпоративное управление


Бельгия: корпоративная собственность и оперативный менеджмент

АЛЬБЕРТ Л. МОК
профессор Антверпенского университета
(Бельгия)


• Отличия в промышленной структуре и культуре управления двух основных частей страны – Валлонии и Фландрии – связаны
с особенностями их исторического развития и индустриализации
• Четыре холдинговые группы контролируют 70% промышленных, банковских и страховых компаний страны
• Идет интенсивный процесс поглощения холдинговых компаний иностранным (преимущественно французским) капиталом

Бельгия – государство с населением чуть больше 10 млн человек - стоит на пороге перемен, призванных изменить ее облик в новом столетии. Их необходимость вызвана кризисной ситуацией, сложившейся в 90-е годы. Речь идет о проблемах, связанных с коррупцией в верхах, ростом преступности, обострением конфликтов между франкоязычной Валлонией и говорящей на голландском языке Фландрией, падением доверия населения к органам власти, судебной системе (в результате ряда крупных просчетов в ее работе), политическим партиям, усилением противоречий социально-экономического характера, прежде всего в области налогообложения.

Вместе с тем Бельгия является развитым государством благосостояния, представляющим открытое общество. Характер промышленной структуры и управленческой культуры в основных частях страны во многом определяется историческими особенностями их развития.


“Двойственность” промышленной структуры и управленческой культуры


Различия в тенденциях развития двух основных частей страны – Валлонии и Фландрии – обусловили “двойственность” промышленной структуры.

n Валлония пережила период индустриализации сравнительно рано – в конце XVIII – начале XIX в. Это был первый регион на европейском континенте, где местные сырьевые и энергетические ресурсы, а также дешевая рабочая сила из сельскохозяйственной Фландрии начали использоваться для развития промышленности – угледобычи, выплавки стали, машиностроения, производства химикатов, стекла, текстиля и ряда других отраслей. Основной организационно-правовой формой компаний была холдинговая. Самой сильной из них стала Societe Generale, владевшая 60% предприятий в Бельгии и ее тогдашней колонии Конго. Процесс индустриализации финансировался частными банками при некотором содействии государства.

Индустриализация Валлонии сопровождалась в XIX в. стачками в промышленности, которые жестоко подавлялись с помощью армии. Это обусловило боевой характер рабочих организаций и способствовало образованию антиклерикальной Социалистической партии, которая до сих пор занимает ведущее место на валлонской политической сцене.

n Фландрия вплоть до конца XIX в. оставалась преимущественно сельскохозяйственной территорией с высокой рождаемостью и значительной безработицей. Начавшаяся после 1880 г. индустриализация осуществлялась путем формирования мелких семейных компаний, ориентированных преимущественно на местные рынки и финансировавшихся за счет сбережений простых фламандцев. Чтобы аккумулировать эти сбережения, создавались фламандские народные банки.

Мелкие предприниматели отдавали предпочтение такой организационно-правовой форме, как частная компания с ограниченной ответственностью, и крайне сдержанно относились к выходу на рынок капитала для получения инвестиционных средств.

Промышленная политика ведущих фламандских предпринимателей в период до первой мировой войны была направлена на ограничение роли холдинговых компаний типа Societe Generale, возглавляемых франкоговорящими финансистами, и высвобождение из-под их влияния бельгийской (в том числе фламандской) экономики. На первый план выдвигалась идея преодоления промышленной отсталости Фландрии, создания рабочих мест для безработных и культурной эмансипации фламандцев.

После второй мировой войны г. Антверпен – столица Фландрии – стал ускоренно развиваться как промышленный центр и наиболее быстро растущий порт на европейском континенте. Важным средством развития экономики Фландрии было привлечение иностранных капиталовложений в новые отрасли промышленности, при этом в качестве крупных инвесторов выступали американские, немецкие, французские и голландские компании, особенно электронные, химические и нефтяные.

В результате центр экономической мощи постепенно перемещался из Валлонии с ее стареющей промышленной структурой во Фландрию, на север страны. Сегодня возрождение промышленности является важной целью валлонского правительства.

n “Двойственный” характер промышленной структуры во многом определяет и “двойственность” управленческой культуры.

Хотя по мнению ряда ученых, в частности Г. Хофстеда1, между валлонскими и фламандскими менеджерами больше сходства, чем различий, мои собственные исследования, а также работы ряда других авторов позволяют утверждать, что управленческая культура в обеих основных частях Бельгии имеет существенные отличия.

Валлонские менеджеры, следуя “французскому духу”, в большей мере делают ставку на такие факторы, как энергичность, широкое распределение полномочий, и в меньшей мере – на индивидуализм, в то время как фламандские, судя по исследованиям Фламандской ассоциации менеджмента, настроены более индивидуалистически и в меньшей мере, чем их коллеги в других странах, склонны к стратегическому сотрудничеству с внешними партнерами (созданию сети). Им свойственно также более “гуманное” отношение к собственному персоналу.

Если же рассматривать различия бизнес-культуры в холдинговых компаниях (встречающихся сейчас преимущественно в Брюсселе) и в средних по размеру “фламандских” семейных фирмах, то в первых все усилия сконцентрированы в основном на корпоративном контроле и извлечении максимальной прибыли, в то время как во вторых – на приращении их стоимости. Несмотря на расширение деятельности некоторых из семейных компаний и превращение в ряде случаев в ТНК, в советах директоров здесь все еще царит дух семейственности.


Подготовка менеджеров


В большинстве бельгийских университетов с преподаванием как на голландском, так и на французском языках введены курсы (как правило, на факультетах прикладной экономики), успешное окончание которых дает возможность занимать разного рода управленческие посты. Аналогичные условия созданы в некоторых технических колледжах. Имеется ряд образовательных курсов и для лиц, уже обладающих практическим опытом. В некоторых университетах можно получить диплом магистра делового администрирования (МВА).

Во Фландрии наиболее известной школой по подготовке менеджеров является Vlerick School of Management в Гентском университете. Здесь ведется обучение как студентов без практического опыта в этой области, так и тех, кто им обладает (включая курсы по получению диплома МВА в области управления маркетингом и финансами). Школа поддерживает связи с Фламандской ассоциацией менеджмента. Широкой популярностью пользуются также курсы по подготовке менеджеров в университетах гг. Антверпена, Лувена и Брюсселя. Один из институтов Фламандского университета в Брюсселе специализируется на подготовке менеджеров для мелких и средних компаний. В некоторых университетах (Антверпенском, Лувенском) можно пройти курс финансового и кадрового менеджмента или управления человеческими ресурсами.

Во франкоговорящей части страны широкие возможности в этом плане предоставляет школа менеджеров Свободного университета Брюсселя (Solvay School of Management). При Федерации валлонских предприятий, находящейся в столице Валлонии г. Намюре, успешно работает Институт повышения квалификации для управленцев (Institute for the Perfection of Management). Курсы менеджмента существуют в Католическом университете г. Лувена и Государственном университете г. Льежа. Необходимо упомянуть также Европейский институт обучения менеджменту в Брюсселе.


Финансовый капитал


В 1822 г. король Вильгельм, глава Нидерландского королевства, включавшего Голландию и Бельгию, стимулируя национальную промышленность, основал в Бельгии первую холдинговую компанию Societe Generale de Belgique (SG). До 1935 г. это был “смешанный” банк, который занимался как хранением депозитов, так и приобретением участий в других компаниях. В 1934 г. закон вынудил SG, как и другие холдинговые компании, отделить свою банковскую деятельность, выведя ее за пределы холдинга. В результате был создан самый крупный банк Бельгии General Bank.

Холдинговая компания – это финансовый институт, капитал которого используется преимущественно для приобретения пакетов акций компаний с целью установления контроля за их деятельностью. Другим инструментом такого контроля служит представительство в совете директоров этих компаний (основные акционеры, входящие в состав совета директоров, называются “влиятельными акционерами”).

Особенность бельгийского финансового капитала состоит в том, что влиятельными акционерами основных холдинговых компаний (групп), выступают члены ограниченного числа семей (преимущественно франкоговорящих). Существуют четыре основные группы – SG, Brussels-Lambert, Paribas, Almanij-Kredietbank, которые контролируют 70% бельгийских компаний (промышленных, банковских и страховых). Имеется также несколько семейных холдинговых компаний – Solvay (по производству химикатов, пластмасс и фармацевтической продукции), Delhaize (розничная торговля) и ряд других.

Если влиятельные акционеры принимают решение о продаже аутсайдеру принадлежащего им контрольного пакета акций, удержать их от этого шага нельзя. Это открывает возможность для поглощения бельгийских холдинговых компаний иностранным капиталом, что нередко и происходит вопреки желанию большинства мелких акционеров или вразрез с политикой, проводимой оперативным управленческим персоналом. Недавним примером тому является продажа Societe Generale французской группе Suez Lyonnaise des Eaux. В результате сделки и системы взаимного участия группа Suez стала владельцем 1 тыс. бельгийских компаний, в том числе всего энергетического сектора. Другим примером может служить продажа в 1998 г. влиятельным акционером А. Фрером единственной бельгийской транснациональной нефтяной корпорации Petrofina французской компании Total.

В целом в 90-х годах 2/3 бельгийских акционерных компаний сменили собственников, при этом большинство из них перешло под контроль французского капитала.

Если влиятельные акционеры, как правило, стремятся лишь к максимизации прибыли, не слишком заботясь о развитии компании, то управленческий персонал заинтересован в контроле над организацией деятельности, учете тенденций развития рынка, а также специфических производственных и коммерческих процессов. Таким образом, интересы основных акционеров и оперативных менеджеров компании часто не совпадают. В подобных случаях профсоюзы, как правило, становятся на сторону менеджеров, хотя и по разным причинам (например, при опасности возникновения избыточной рабочей силы). Пример борьбы за владение General Bank, развернувшейся в июне 1998 г., показал, что в Бельгии менеджеры не представляют собой “обслуживающий класс”, если подразумевать под этим покорных служителей владельцев капитала, каковыми их считает ряд социологов.

Вопреки мнению некоторых наблюдателей система бельгийских холдингов оказалась крайне нестабильной. Число компаний, акции которых котируются на Брюссельской фондовой бирже, в результате поглощений иностранным капиталом сократилось с 1995 по 1998 г. со 160 до 120. Этот процесс, видимо, продолжится. Можно утверждать, что после происшедшей в последнее 10-летие ХХ в. распродажи компаний в новом тысячелетии бельгийских ТНК не останется.

Реальностью является также уход правительства из промышленности и финансовой сферы. Так, крупнейший сберегательный банк страны General Savings and Life-Annuity Bank, основанный правительством в 1865 г., продан голладско-бельгийской холдинговой компании Fortis, которая приобрела General Bank и является сейчас самым мощным страховым и банковским конгломератом в Европе. В качестве других примеров могут служить бельгийская телефонная сеть Belgacom и национальная авиакомпания Sabena, 50% акций которой приобретены авиакомпанией Swissair. В распоряжении государства остается незначительный объем активов, в частности национальная железнодорожная компания Belgian National Railway Company, приватизации которой в ближайшем будущем не ожидается.

***

Подводя итог, можно отметить, что Бельгия стоит сегодня перед лицом сложных многоплановых проблем, затрудняющих ее экономическое развитие в первом 10-летии XXI в. и требующих решения.


1Hofstede G. Cultures and Organizations. Software of the Mind. London: HarperCollins. – 1994.

Российский конкурс
“Менеджер года”

Окончание. Начало на стр. 82.

Успех достигнут прежде всего за счет изменения структуры управления фирмой. Из состава порта был выделен пассажирский терминал – два причала для обслуживания пассажиров и туристов, который стал работать автономно, а на базе портового флота создана экологическая судоходная компания. С середины 1999 г. вместо группы экспедиторов в качестве самостоятельной фирмы начал функционировать транспортно-экспедиторский центр, который наряду с прежними обязанностями занимается очень прибыльным делом – снабжением судов горюче-смазочными материалами, водой, продуктами питания, выполняет другие поручения партнеров. Отдельно создали специализированную фирму “Порт- консалтинг”, которая консультирует клиентов по широкому кругу специальных вопросов, помогает коллективу в выборе стратегии развития порта.

В рамках подведения итогов конкурса организована встреча победителей с членами президиума Вольного экономического общества и Международной академии менеджмента, в ходе которой состоялся обмен мнениями о перспективах развития экономики страны и роли менеджмента. Подводя итоги дискуссии, академик РАН С.Ситарян сказал:

– В ряде отраслей народного хозяйства и на многих предприятиях наметился определенный рост производства. И мы рады, что в этом есть немалая заслуга участников нашего конкурса. Но перед нами стоит более сложная проблема – добиться устойчивого экономического подъема на длительную перспективу. Для этого правительством разрабатывается стратегия экономического развития на различные периоды – на 5, 10 и 15 лет. Такую же стратегию обязаны разрабатывать для себя и руководители предприятий, фирм и организаций, ибо выполнение общероссийской программы невозможно без усилий тех, кто непосредственно управляет производством. Сегодня никто не получает директив сверху. Поэтому менеджеры должны трезво оценивать ситуацию на своем предприятии, а самое главное – не только заниматься повышением технического и технологического уровня производства, но и изучать рынок сбыта своих товаров.

На многих научных форумах и в печати часто упоминают крупные производственные объединения, большие мощности. Мы же своим ежегодным конкурсом хотим привлечь внимание к среднему и малому бизнесу, который и составляет ядро экономики. Именно в этом секторе наблюдаются большие сложности как с точки зрения технической оснащенности, организации нового и поддержания старого производства, так и в поиске покупателя. А в этой работе роль менеджера огромна.

В условиях рыночных отношений невозможно руководить методами, которые еще 10 лет назад были оправданы. Руководитель фирмы должен знать не только секреты производства, но и финансы, управлять инвестиционной ситуацией, уметь работать с персоналом в современном режиме.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz