Номер 6/02 Главная Архив К содержанию номера

Структура американской программы повышения квалификации менеджеров в Европе

РОБЕРТ Х. ЭШТОН
доктор наук, декан
ФЕЛИКС МЮЛЛЕР
лиценциат экономики, директор службы маркетинга
Школа бизнеса Fuqua в Европе, г. Франкфурт-на-Майне
(Германия)


• Главными направлениями стратегии Школы бизнеса Fuqua являются технологическое лидерство, приближение к рынку учебных услуг, глобализация
• Американские программы МВА, предлагаемые на других континентах, должны менять формат, чтобы отвечать требованиям потребителя
• Сочетание очного и заочного (с помощью Интернета) обучения как эффективный способ передачи менеджерских знаний

В октябре 1999 г. Школа бизнеса Fuqua Университета Дьюка (США) открыла в Европе свой филиал. Этот первый шаг в рамках политики глобализации данной школы заключался в предложении новой международной программы повышения квалификации менеджеров, предусматривающей комбинацию очного и заочного (через Интернет) обучения.


Корни американской системы
подготовки менеджеров


Университет Дьюка образован в 60-е годы ХIХ столетия в г. Дарем, штат Северная Каролина. К концу ХХ в. он считался одним из ведущих частных университетов США. В то время как первая школа бизнеса в стране открылась в 1900 г., Университет Дьюка свою школу бизнес-администраторов учредил только в 1969 г. Была предложена традиционная для США программа подготовки менеджеров MBA (Mаster of Business Administration), рассчитанная на полный курс обучения в течение двух лет. В 1984 г. добавлен еще один формат программы для обучения менеджеров в выходные дни без отрыва от производства. В начале 90-х годов Школа бизнеса Fuqua имела три основных набора программ серии МВА: обе указанные программы МВА, рассчитанные на обучение с отрывом и без отрыва от производства (учеба в выходные дни), сокращенные программы повышения квалификации (четыре недели обучения) и развития менеджеров (две недели обучения) и программы повышения квалификации менеджеров с учетом фирменной специфики. С 1996 г. с запуском программы Global-Executive-MBA (GEMBA) стали интенсивно использоваться возможности Интернета. Новая программа рассчитана на повышение квалификации без отрыва от производства руководящих кадров с профессиональным стажем не менее 10 лет.

При этом “нормальная” программа МВА по полному курсу преобразовано в комбинацию очного обучения с учебой через Интернет. Особое значение здесь имеет технологическая база. Поскольку рынок еще не предложил адекватной технологии, то Школа Fuqua разработала свою технологическую платформу, которая дает возможность обучающимся использовать учебный материал и структуры в Интернете и в то же время изучать практические ситуации в группах вместе с другими учащимися, участвовать в дискуссиях и выполнять домашние задания. В обучении командной работе особенно большое внимание уделяется коммуникационной и интеракционной функции технологической платформы.

Еще одним элементом программы GЕМВА являются ее модули, рассчитанные на очную подготовку менеджеров практически во всех странах мира. Если надо подготовить глобального менеджера будущего, то лучше всего это делать на месте в важных экономических регионах. Программа GЕМВА “путешествовала” по всему миру, и каждый из пяти укороченных (двухнедельных) семестров проходил на другом континенте: стартовав в США, она переместилась в Европу, Азию, Латинскую Америку, а затем вернулась в США. За пределами США в течение каждого семестра одну неделю занятия проводились в какой-либо развитой стране, другую – в развивающейся. Модули программы, рассчитанные на очное обучение, были реализованы во Франкфурте-на-Майне и Праге.


Проблемы американской программы
в Европе


После освоения программы GЕМВА Школа Fuqua провела SWOT-анализ с целью определения месторасположения своего будущего филиала.

1. Сильные стороны. Марка Школы Fuqua хорошо известна в США, качество преподавания пользуется широким признанием. Наряду с лидерством в освоении программ типа GЕМВА она занимает ведущие позиции в интеграции информационной технологии в другие программы МВА, обладает уникальным опытом в области методики обучения и создания виртуальных учебных групп для занятий в Интернете.

2. Слабые стороны. В отличие от конкурентов Школа Fuqua располагает ограниченным рынком в США (он не охватывает метрополии типа Нью-Йорк или Сан-Франциско). Будучи относительно молодой и небольшой организацией, она не имеет ни широкой сети своих выпускников, ни финансовых средств в виде различных фондов помощи, что типично для более крупных и старых школ бизнеса.

3. Шансы. Глобализация, которую Школа Fuqua использовала в своих интересах, предлагая рынку программу GЕМВА, сыграла в дальнейшем позитивную роль: растущее понимание значения форм менеджмента в других культурных средах повысило спрос на программы МВА. Динамичность рынка и благоприятная конъюнктура способствовали росту спроса на программы серии МВА по обучению без отрыва от производства со стороны как отдельных лиц, так и компаний.

4. Опасности. Рыночные конкуренты имеют потенциальную возможность лишить Школу Fuqua технологических преимуществ. Кроме того, могут возникнуть проблемы с закреплением ее технологического лидерства, так как она не обладает необходимыми мощностями по программированию. Глобализация означает также участие в конкурентной борьбе за пределами США, где марка Университета Дьюка и его Школы бизнеса менее известна. Конкуренты на освоенных ими рынках предлагают свои программы по более низким, чем в США, ценам.

Этот анализ помог Школе Fuqua определить ударные направления своей будущей стратегии, которая опирается на следующие три фактора:

1) использование технологии – сохранение в будущем лидерства в технологической сфере;

2) близость к рынку – предложение новых программ в форматах, отвечающих требованиям потребителей и изменившейся динамике профессиональной деятельности;

3) глобализация – активная борьба за региональное присутствие на глобальных рынках повышения квалификации менеджеров.

Эти целевые установки объединяются под лозунгом “place and space” (“место и пространство”). В него вкладывается следующий смысл: будущие учебные услуги должны предлагаться в таком формате, который предусматривает сбор обучающихся в одном месте, чтобы усваивать основы знаний в традиционной учебной обстановке в аудиториях. Затем следует “пространственная” фаза, в которой обучающиеся возвращаются в привычную жизненную и трудовую среду, чтобы там продолжить обучение без отрыва от производства.


Реализация новой стратегии


Комбинация фактора глобализации с фактором близости к рынку неизбежно ставит проблему выбора нового места деятельности за пределами США. Интерес здесь с учетом экономической силы и общего значения представляют два главных рынка – Европа и Азия. Свой выбор Школа Fuqua сделала в пользу Европы по ряду причин – наличие связей с европейскими фирмами в области специфических фирменных программ повышения квалификации менеджеров, контакты с другими предприятиями, близость американской и европейскoй культур, а также кризисное состояние азиатского рынка.

Новая программа

Анализ конкурентной обстановки показал, что европейский рынок сильно фрагментирован. На нем работают как прочно укрепившиеся крупные конкуренты, так и множество мелких школ, которые из-за отсутствия гармоничных отношений предлагают рынку самые разнообразные программы подготовки менеджеров. Еще одно существенное различие заключается в сроках обучения, которые в Европе по традиционным полномасштабным программам составляют один год, а в США – 20 мес. Далее установлено, что европейские рынки программ подготовки менеджеров носят ярко выраженный национальный характер, особенно сильны школы во Франции и Великобритании, меньше школ работает в Германии, Испании, Нидерландах и Швейцарии. В регионе обосновались и филиалы неевропейских университетов, в том числе двух американских.

По результатам рыночного анализа Школа Fuqua решила предложить европейскому рынку программу с параметрами, в соответствии с которыми обучающиеся должны:

приобрести солидные знания по общему менеджменту;

обучаться в командах с представителями разных культур и устанавливать прочные связи с другими наиболее способными сокурсниками;

научиться, как с помощью современной технологии добиваться своих целей в международных организациях;

ознакомиться с методами работы в других фирмах и отраслях;

получить по завершении программы менеджерскую подготовку, пользующуюся на рынке абсолютным признанием, причем она должна осуществляться без отрыва от производства, чтобы не прерывать карьеру обучающихся.

Для достижения указанных целей разработана программа, учитывающая следующие аспекты.

Состав учебной группы. В нее должны включаться способные выпускники университетов, проработавшие по специальности от трех до девяти лет. Такая группа соответствовала бы тем, которые формируются в США по полной программе обучения, а ее участники по возрасту были бы моложе тех, кто обучался по программе GЕMВА.

Содержательный аспект. Программа по общему менеджменту содержит те же основные курсы, что и все программы МВА Университета Дьюка, а также четыре предмета по выбору, которые обеспечивают специализацию обучения. Сюда входят эффективность менеджмента, экономика менеджмента, глобальная экономическая среда, статистика, модели принятия решений, бухгалтерский учет, менеджерский учет, финансы, маркетинг, операционный менеджмент, разработка и реализация стратегии, курс интеграции менеджмента в управленческие системы (плюс четыре предмета на выбор).

Временная структура. Чтобы соответствовать годовому плану Школы Fuqua, общая продолжительность обучения составляет 20 мес. Этот период разбит на восемь минисеместров (так называемых термов) по десять недель каждый. Типичный укороченный семестр имеет следующую структуру: одна неделя предварительной подготовки, одна неделя очного обучения, одна неделя перерыва, шесть недель обучения в Интернете (от 20 до 30 ч в неделю) плюс неделя перерыва в программе.

При осуществлении стратегии “место – пространство” каждый терм (семестр) состоит из одной недели очного обучения и шести недель Интернет-занятий.

Окончание учебы. По завершении обучения выпускникам выдается сертификат об окончании курсов Университета Дьюка по программе повышения квалификации менеджеров, которую журнал Business Week в октябре 2000 г. назвал в числе пяти лучших американских программ МВА.

Преподавательский состав. Поскольку профессура представляет собой ключевой фактор качества программы, то решено для очного обучения приглашать преподавателей из США (при обучении же через Интернет не играет роли, где физически находятся преподаватели и обучаемые). При этом привлечено значительное число профессоров, которые имеют опыт работы по программе GEМВА в формате “место – пространство”.

Двойное использование модели. Хотя изначально внимание сосредоточивалось на внешнем рынке, интересно было проверить, найдет ли программа одобрение и на американском внутреннем рынке. Выяснилось, что эти надежды оправдались. Был разработан еще один вариант программы, которая может быть предложена как в Европе, так и в США. Школа Fuqua активно использовала эту параллельную структуру: половина класса европейских слушателей на неделю была откомандирована в США, а половина класса американских слушателей в течение недели обучалась в Европе. Затем эта практика повторилась. Таким путем налажено сотрудничество между разными континентами, и программа, приобретя своеобразный межконтинентальный статус, получила новое официальное название: Duke MBA – Cross-Continent.

Фирма Fuqua School
of Business Europe GmbH

Параллельно с разработкой программной концепции велись исследования с целью определения окончательного месторасположения филиала Школы Fuqua в Европе. Перед новой организацией встал вопрос о выборе партнеров. После основательных раздумий решено обойтись без привлечения европейских школ, работающих в области повышения квалификации менеджеров. Главная причина заключалась в опасении, что такая кооперация может снизить уровень качества программы Университета Дьюка. С другой стороны, американцы понимали сложность освоения европейского рынка, поэтому предпочтение в академической сфере отдано Школе Fuqua, а партнеры могли быть подобраны для решения других проблем. В конечном итоге фирма выбрала в качестве месторасположения своего первого европейского кампуса г. Франкфурт-на-Майне в Германии.

В правовом отношении Fuqua School of Business Europe GmbH получила в соответствии с немецким законодательством статус некоммерческой организации, весь капитал которой принадлежит Университету Дьюка. Чтобы обеспечить близость к европейскому рынку, в качестве консультирующего органа в США создан попечительский совет.

Для продажи программ на рынке и их использования налажено сотрудничество между американской материнской компанией и ее европейским филиалом. В области маркетинга все программы обслуживаются в основном через Франкфурт-на-Майне, при этом упор делается на программе GЕМВА и ее межконтинентальном варианте, которые больше отвечают требованиям европейского рынка. Основная ответственность за реализацию новой программы лежит на американской стороне, включая подбор преподавателей, подготовку учебного материала для обучения в Интернете и организацию очной части обучения. Для работы на месте, а также в Интернете франкфуртский филиал использует специалиста по информатике, который обеспечивает фирме локальное информационное обеспечение. Всего в европейском филиале на постоянной основе занято три человека, что позволяет выполнять работу рационально и с небольшими издержками.


Опыт эксплуатации новой программы


Контингент обучающихся

Программа Duke MBA – Cross-Continent с самого начала имела позитивный резонанс как в Европе, так и в США. В августе 2000 г. первый набор для обучения по этой программе составил 101 человек, в том числе 41 слушатель в европейском филиале во Франкфурте-на-Майне (остальные обучались в США). В общем контингенте доля женщин была равна 13%. Средний стаж работы по специальности учащихся превысил шесть лет.

Особенно отрадно, что европейской Школе Fuqua удалось добиться цели привлечь в число обучающихся как можно больше представителей разных национальностей, отраслей и профилей подготовки. Среди 41 “франкфуртца” наряду с гражданами западноевропейских стран (Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Испании) обучались менеджеры из Восточной Европы (Польши, Венгрии, Чехии), а также из Африки (ЮАР, Ганы) и Азии (Кувейта, Южной Кореи, Японии). В целом в обучение по указанной программе включились представители 25 стран.

С точки зрения профессоров подобный контингент является идеальным, так как позволяет приобрести дополнительный опыт, который они могут затем использовать в преподавании, учитывая запросы клиентуры. Учащиеся также высоко оценивают широкий спектр международного менеджерского опыта и возможность контакта с другими специалистами высокой квалификации.

Интернет-платформа

Из первоначальных технологических обоснований программы возникла платформа обучения на основе динамичного банка данных в Интернете. На соответствующем сайте предлагается меню, состоящее из четырех частей.

“Обучение”. Это главная область, которой пользуются учащиеся. Они включаются в календарную систему, где детально перечисляется учебный материал на все недели фазы дистанционного обучения. Это могут быть лекции, дискуссии, домашние задания или контрольные работы. При этом Интернет-платформу надо рассматривать прежде всего как коммуникационное и интеракционное средство, а не как способ загрузки данных. При реализации программы Школа Fuqua использует и другие средства информации, включая телефон, компакт-диски, а также книги, конспекты и пр., которые рассылаются учащимся или раздаются во время очного обучения. Домашние задания и контрольные работы предоставляются учащимся перед началом термов.

“Дискуссии”. Важной ячейкой здесь являются дискуссионные группы. Как и в ходе очного обучения предметом дискуссий могут быть лекционный материал, конкретные примеры и учебные задания, что способствует обмену опытом и защите участниками дискуссий своей точки зрения. Преподаватели, проводя дискуссию, выполняют функцию модераторов. Учебный класс готовится к дискуссии по материалам лекций, которые читаются во время очного обучения, или на основе конкретных примеров, которые обрабатываются в группах или индивидуально.

Главный недостаток асинхронных дискуссий в том, что они лишены спонтанности и эмоциональности. Этот изъян преодолевается с помощью бесед, которые проводятся в группах с участием преподавателей в специально выделенных виртуальных аудиториях. Во время бесед устанавливается прямая, спонтанная коммуникация между участниками.

Как дискуссии, так и беседы являются, по сути, открытыми средствами информации, хотя и пассивно защищенными и доступными лишь для учащихся, профессоров и администрации. Если возникает необходимость в ответах на личные вопросы, то к услугам участников программы предусмотрена электронная почта.

Из-за насыщенности обучения экзамены в очной фазе проводятся очень редко. Они, как и домашние задания, сдаются и обрабатываются в фазе Интернет-занятий. Кодекс чести Школы Fuqua предоставляет обучающимся определенную свободу действий. Каждый абитуриент в своих вступительных документах подписывает этот кодекс, в котором, в частности, указывается, чем разрешено пользоваться на экзаменах. На экзамены отводится определенный срок (например, неделя), во время которого обучающиеся должны работать над ними в течение 5 ч в день. Задания помещаются в Интернете перед началом экзаменационного периода, а выполненное задание отсылается по электронной почте с указанием даты отправления. В целом же большинство экзаменов является “открытой книгой”, т. е. каждый может использовать всё, что сочтет необходимым. Мотивация здесь проста: учащиеся учатся для своей пользы, а не ради оценки.

“Ресурсы”. В этой части обучающимся предоставляется широкий набор вспомогательных средств для персональных компьютеров (включая обновленное программное обеспечение), которые они получают в бесплатное пользование. Также бесплатно им обеспечивается доступ более чем к 80 электронным банкам данных Школы Fuqua, которые содержат данные по предприятиям, сообщения средств массовой информации и др.

“Люди”. В этой части содержатся краткие автобиографии всех учащихся. В них приводятся сведения о профессиональной карьере, личных интересах и целях обучающихся по рассматриваемой программе.

Опыт преподавателей и учащихся

Преподаватели считают чрезвычайно важными фазы очного обучения, во время которых преподавание ведется в классическом стиле и происходит личное знакомство с обучающимися. Концентрированная форма учебы требует от преподавателей тщательного планирования и управления временем. Высоко оцениваются встречи с учащимися в неформальной обстановке. В учебном плане многие профессора решаются на так называемую фронтальную загрузку, когда весь материал курса обрабатывается в течение одной присутственной недели, с тем чтобы в дальнейшем в Интернет-фазе он был вновь интенсивно изучен на основании конкретных случаев и отдельных заданий.

Что касается элементов электронного обучения, то преподаватели особенно ценят дискуссии в Интернете, которые могут устраивать по своему усмотрению. Отсутствие эмоций и спонтанности, по мнению преподавателей, компенсируется другими факторами: профессора имеют возможность лучше готовить выступления, свои мнения стороны могут излагать пространнее и точнее, дискуссии не ограничены во времени. Высокого мнения придерживаются преподаватели относительно еженедельных бесед (которые позволяют им сохранять столь необходимую близость с учащимися), а также коммуникаций с помощью электронной почты для обсуждения личных проблем. Элемент “ресурсы” для преподавателей не представляет особого интереса, краткие же автобиографии в разделе “люди” для них важны, так как содержащиеся здесь сведения помогают профессорам придать занятиям больший динамизм.

В целом преподаватели считают, что межконтинентальный вариант программы МВА Университета Дьюка дает возможность быстрее и интенсивнее преподносить учебный материал, обеспечивает более качественную и четкую коммуникацию с учащимися, позволяет избегать потерь времени из-за непонимания сторон.

Для обучающихся очная фаза также является важным компонентом программы, который они расценивают как непременное условие успешного обучения. Присутственная неделя значима не только в плане знакомства с преподавателями и сокурсниками, но и в отношении планирования последующих занятий в Интернет-фазе. Уже в начале каждого терма обучающиеся знакомятся с учебными материалами на Интернет-платформе, так что группа в состоянии спланировать временные затраты с учетом личной ситуации каждого члена. У любого в течение 6-недельной фазы обучения в Интернете возможна ситуация, когда из-за загрузки на основной работе он не может с полной отдачей осваивать учебную программу. Очное обсуждение программы позволяет найти решение, которое устраивает всех членов группы. Следует также иметь в виду, что в своих фирмах обучающиеся обычно занимают видное положение и неподготовленный контакт в группе с 40 лицами равного ранга чреват конфликтами. Присутственный период обучения существенно снижает их вероятность.

В Интернет-фазе обучающиеся особенно ценят календарную систему, которая позволяет им не отставать от программы и ничего не забывать. Что касается дискуссий, то мнение учащихся относительно преимуществ этого элемента обучения совпадает с точкой зрения преподавателей. Письменные работы особенно устраивают тех, для кого английский язык не является родным. Беседы обучающиеся расценивают выше, чем преподаватели, так как они помогают быстро сократить дистанцию между сокурсниками. Компонент “ресурсы” также очень важен для учащихся. Информационно-технологическая поддержка является решающим фактором успеха всей программы: никакой профессор не поможет, если учащийся не в состоянии выполнить задание из-за того, что дает сбои программное обеспечение или отказал компьютер.

В целом обучающиеся высоко оценивают гибкость программы Duke MBA – Cross-Continent, которая позволяет адаптировать учебу к условиям их трудовой и личной жизни, хотя и требует жесткой дисциплины, чтобы выдержать занятия в Интернет-фазе без отрыва от производства.

***

Реакция рынка показывает, что с помощью программы Duke MBA – Cross-Continent в Европе успешно удалось создать нишу, где удовлетворяют спрос как отдельные лица, так и фирмы. Концепция “место и пространство” показала себя как очень эффективный способ передачи менеджерских знаний. Вместе с тем предлагаемая модель, по мнению всех заинтересованных сторон, требует значительных изменений в отношении форм обучения.


Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства “Пауль Хаупт”.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz