Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Из истории управления


О японском опыте управления

БОГДАН ГЛИНЬСКИЙ
профессор Варшавской школы
менеджмента и маркетинга
(Польша)


• Система управления в Японии базируется на синтезе национальных идей и лучших достижений западного мира
• Необходимость специальной подготовки кадров для аппарата правительства была осознана в Японии раньше, чем в большинстве стран Запада
• Сочетание общегосударственного индикативного планирования с рыночной экономикой дает позитивные результаты

Забота о “хорошей власти” прослеживается в Японии издревле. Многое в этой области уже с VII в. использовалось ею из опыта Китая. Именно оттуда были заимствованы, например, институт императора, а также практика создания специальных школ, готовящих кадры государственных чиновников.

Поскольку наследование власти не гарантировало прихода компетентного правителя, японцы еще в средние века решили эту проблему посредством института сёгуна – верховного военачальника, бравшего государственную власть в свои руки при сохранении за императором авторитета религиозного главы страны. Это продолжалось до 1868 г., когда в результате событий, последовавших за насильственным открытием в 1863 г. Японии внешнему миру после 250 лет изоляции, произошло свержение сёгуната и осуществился переход власти к императору. Тем самым было положено начало первой крупной трансформации политической и социально-экономической системы Японии, названной позже “реставрацией Мейдзи” и открывшей переход от феодализма к капиталистическому развитию.

В рамках данной статьи прослеживаются некоторые тенденции в сфере управления в период после 1868 г.


Важные вехи


Созданное императором Мэйдзи1 новое правительство, в состав которого вошли и наиболее влиятельные самураи из четырех юго-западных княжеств, сыгравшие значительную роль в свержении сёгуната, провело в течение нескольких лет ряд реформ в разных областях, носивших антифеодальный характер. В результате административной реформы (1871 г.) вместо княжеств создавались префектуры во главе с назначаемыми правительством префектами. Все сословия формально уравнивались в правах, и простые люди получили право на фамилию (ранее это была привилегия высших классов), а также свободу выбора профессии и места жительства, что способствовало профессиональной активизации общества. В январе 1873 г. был издан декрет о введении всеобщей воинской повинности. Большое значение имело проведение аграрной реформы (1873 г.), отменившей феодальную собственность на землю, и реформ в области просвещения по европейскому образцу.

В 70-е годы XIX в. началось быстрое промышленное развитие, результаты которого удивили мир. Стремясь догнать страны Запада, правительство начало строить за счет государства промышленные предприятия (текстильные, горные и др.), железные дороги, телеграфные линии, одновременно предоставляя частным предпринимателям субсидии, займы, налоговые льготы.

Широкие масштабы приобрел процесс “перенятия знаний” у индустриальных стран. С этой целью многих японцев посылали с ознакомительной миссией в США и европейские страны. Большой размах получило и приглашение правительством иностранных специалистов – в 1875 г. в Японии находилось около 600 западных экспертов. По французскому и немецкому образцам осуществлялась организация японской армии, по британскому – военно-морского флота. Германия создавала в Японии университеты и медицинские институты. Центрами знаний и культуры стали европейские кварталы в таких больших портах, как Йокохама и Кобе.

Как пишет А.Морита, “в самом начале процесса развития правительство Мэйдзи осознало, что оно может разрабатывать хозяйственные планы и определять ведущие к их реализации промышленные цели, но руководители государства быстро поняли, что не могут сами управлять заводами и производить товары. В этой ситуации правительство вместе с промышленностью разработало продуманную систему сотрудничества и взаимной поддержки”2.

В 1885 г. было сформировано первое японское правительство европейского типа по образцу прусского и созданы министерства иностранных дел, финансов, армии, военно-морского флота, юстиции, образования, сельского хозяйства и торговли, связи (в 1883 г. насчитывалось 12 министерств). Однако дело не ограничилось простым заимствованием зарубежного опыта. В 1886 г. принимается решение об учреждении под патронатом императора Тодай университета, готовящего необходимые правительству кадры, куда поступали самые способные выпускники средних школ со всей страны. К подобной идее пришли лишь немногие страны Европы, при этом им было далеко до японской последовательности.

Оканчивающие университет сдавали труднейшие экзамены. Чтобы попасть в ряды правительственной бюрократии, обязательными являлись два типа экзаменов: более трудный (А), открывавший путь к любым постам в правительственных структурах, и более легкий (Б), обеспечивавший продвижение только до должности руководителя отдела.

Приток кадров из элитарного университета значительно укрепил профессиональный уровень и позиции правительственной бюрократии, которые и так были очень сильны. По первой конституции, принятой в 1889 г. по образцу прусской, правительство имело больший вес, чем парламент. Глава правительства и Кабинет министров подчинялись и были ответственны только перед императором.

Основными партнерами правительственной бюрократии стали крупные японские фирмы и Либерально-демократическая партия, доминировавшая на политической сцене в течение почти 40 лет.

Правительственная бюрократия соблюдала принцип неназначения кандидатов политических партий на посты ниже министров. Это позволяло утверждать, что бюрократия является надпартийной силой и представляет национальные интересы.

В аппарате министерств существовали два главных поста - министр, предлагаемый премьером и утверждаемый парламентом, и вице-министр (изредка их было два), тщательно подбиравшийся из числа квалифицированных специалистов. Утвердился принцип, согласно которому вице-министр уходил на пенсию в возрасте 50 лет (как правило, ему предоставлялась возможность перейти на хороший пост в сферу бизнеса, реже в сферу политики). Это преследовало цель омолодить кадры на ключевых должностях. В некоторых министерствах вице-министр, уходящий в отставку, имел право указать своего преемника среди наиболее способных министерских чиновников.

В целом “реставрация Мэйдзи” (“эра Мэйдзи” закончилась со смертью императора Муцухито (Мэйдзи) в 1912 г.) способствовала реформированию экономики и государственного управления. Япония стала ведущей экономической и военной державой на территории Азии. Отставание от развитых стран Запада она пыталась преодолеть путем захвата чужих территорий (как известно, победой Японии окончились войны с Китаем (1894- 1895 гг.) и Россией (1904-1905 гг.).


Эффективная государственная промышленная политика


Следующая после “реставрации Мэйдзи” крупная трансформация – реализация программы форсированной индустриализации на основе проведения промышленной политики и планирования. В 1913 г. министерство сельского хозяйства и торговли (МАС) возглавил представитель концерна “Мицубиси” Ямамото, решивший укрепить в рамках министерства подразделение, занимавшееся торговлей и промышленностью. С этой целью он привлек на работу в министерство самого способного выпускника юридического факультета университета Тодай Ёсино и послал его на стажировку в США для изучения экономики труда, а также ознакомления с многочисленными промышленными предприятиями. После возвращения Ёсино в течение года работал в инспекции малых и средних предприятий в Кобе, а затем возглавил в МАС секцию малых и средних предприятий как специалист в данной области. На долю этих предприятий в то время приходилось около 60% японского экспорта, однако их положение было трудным из-за политики, проводимой крупными концернами – зайбацу (взвинчивание цен на материалы и полуфабрикаты и снижение их на готовую продукцию малых фирм при экспорте, невзирая на и без того заниженный уровень цен в результате сильной конкуренции).

В период первой мировой войны в Японии возникло большое перепроизводство товаров, сохранявшееся в течение длительного времени. Ситуация со сбытом готовой продукции была крайне трудной и в Европе. Японское правительство в этот период использовало опыт Германии по двум направлениям - одобрило проводимую там политику рационализации и признало полезность картелей. Уже в 1925 г. в Японии появляются отраслевые промышленные союзы, распределявшие среди своих членов квоты на производство и продажу продукции.

Важным этапом в развитии промышленной политики стало создание в 1925 г. нового министерства торговли и промышленности (MCI), которое выделилось из министерства сельского хозяйства и торговли (МАС). Инициаторами явились вице-министр МАС Сиё, а также работавшие тогда в этом министерстве Ёсино и Киси. Будучи выпускниками университета Тодай, они поддерживали тесную связь друг с другом и представляли влиятельную силу.

Новое министерство использовало финансовую панику 1927 г., возникшую в результате краха ряда банков, для концентрации капитала в стратегических отраслях3.

В мае 1927 г. Ёсино выступил с инициативой формирования внутри MCI Совещательного совета по торговле и промышленности для обсуждения недостатков в функционировании экономики и рассмотрения проектов по их устранению. В его состав вошли и крупные бизнесмены. Совет убедил аппарат MCI широко использовать статистику, увеличить в 10 раз займы, предоставляемые малым и средним фирмам, и т.д. Он работал до середины 1930 г.

Его сменил созданный премьером орган высшего порядка в рамках MCI – Временное бюро промышленной политики (TIBR) во главе с министром торговли и промышленности. В состав TIBR также вошли известные промышленники, а на его заседания приглашались ученые и журналисты. Временное бюро промышленной политики просуществовало до 1937 г., способствовав модернизации управления. Оно позволило сконцентрировать усилия аппарата министерства на наиболее важных вопросах, фактически открыв путь планированию.

30-е годы ознаменовались удачным государственным вмешательством в экономику на основе управления инвестициями, что ускорило преодоление страной мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. и способствовало динамичному росту промышленности. За этим успехом наряду с эффективной системой государственного управления стоял и японский менеджмент4.

На вопрос исследователей данного периода, каким образом японцы смогли применить методы, предложенные позже Дж. М. Кейнсом, следовал ответ: “Такахаси и есть наш Кейнс”5.

Представляется, что японские специалисты во главе с Такахаси могли использовать и практику централизованного планирования первой советской пятилетки (1929-1932 гг.), хотя, по мнению Ч. Джонсона, MCI проявляло интерес в основном к опыту Германии.

Параллельно с органами поддержки промышленной политики японское правительство создало в 1927 г. Бюро ресурсов при Кабинете министров, куда вошли пять известных специалистов по планированию.

В результате Япония пережила мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. легче, чем другие страны (в 1931 г. ее производство составило 91,6% от уровня 1929 г., в то время как в США (1932 г.) – 53,8%, Германии – 53,3%). Японии помогло “собственное кейнсианство” – дефицитное финансирование экономики и армии, а также девальвация иены, стимулировавшая экспорт японских товаров на мировые рынки.

Успехи промышленной политики способствовали дальнейшей территориальной экспансии. В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай и под видом “независимого” государства (Маньчжоу-го) фактически превратила эту область в свою колонию. С целью быстрого освоения аннексированной территории через год японское правительство сформировало и направило в Манчжурию команду администраторов и специалистов по планированию, а также многочисленные технические кадры. В 1936 г. уже был готов “план расширения производственных мощностей для Великой Японии”.

Соединение “собственного кейнсианства” с планированием принесло хорошие результаты. Чтобы упрочить эту тенденцию, в 1935 г. для интеллектуального обслуживания правительства при Кабинете министров создается Исследовательское бюро, которое в 1937 г. объединилось с Бюро ресурсов. Таким образом возник первый сильный орган планирования на уровне Кабинета министров, названный позднее Экономическим генеральным штабом. В его состав был включен ряд работников MCI.

Стремясь создать собственную империю, Япония в 30 - 40-х годах активно перестроила промышленный сектор. В 1940 г. на долю тяжелой промышленности приходилось уже 63% объема производства перерабатывающей промышленности против 35% в 1930 г. Это было достигнуто благодаря значительной концентрации материальных и административных ресурсов.

Несмотря на экономические успехи, экспансионистские планы Японии, как известно, потерпели полный провал, и после капитуляции 1945 г. она была оккупирована американскими войсками. Однако за день до их прибытия вице-министр министерства вооружений Сиина, собрав группу молодых чиновников, поручил им в течение ночи подготовить документы для восстановления министерства торговли и промышленности (MCI). Он заявил, что гражданские чиновники должны быть отделены от военных и что он хочет сделать это сам, опередив американцев. В результате администрация промышленности и торговли смогла сразу начать свою деятельность.

В мае 1949 г. было создано министерство внешней торговли и промышленности (MITI). В это время шла острая борьба между премьером Ёсида, который в 1946 - 1954 гг. четырежды формировал правительство, и сторонниками Киси и Сиина, склонявшихся к плановой экономике. Верх одержал курс Киси-Сиина. Его реализация осуществлялась в 1954 – 1971 гг.

В целом в послевоенный период Япония, обладая опытом 30-х годов в области промышленной политики и общегосударственного планирования, пошла в этом направлении дальше. Представляется, что 50-е, 60-е и 70-е годы – три десятилетия соединения рыночной экономики с плановой – можно считать классическим вариантом “третьего пути” между капитализмом и социализмом. Оказалось, что такой синтез дает хорошие результаты (см. таблицу).

Начиная с 50-х годов разработано 13 общегосударственных программ социально-экономического развития. Поскольку общегосударственное планирование в Японии носит индикативный характер, эти планы формально не являются законами, а содержат прогнозы и рекомендации правительству. Вместе с тем поставленные ими цели преследуют решение наиболее важных проблем, стоящих в тот или иной конкретный период. Большинство программ по показателям роста выполняются и перевыполняются.

Наряду с этим в Японии с начала 60-х годов разрабатываются всеохватывающие долгосрочные государственные программы, известные как комплексные планы национального развития, носящие законодательный характер.

В целом 45-летний опыт Японии в области общегосударственного экономического планирования в рыночных условиях свидетельствует, что оно является гибкой и эффективной формой государственного регулирования хозяйства.

Что касается управления японскими фирмами, то в отличие от стран Запада здесь учитываются интересы всех групп, связанных с предприятием, – акционеров, основного банка, крупных поставщиков, партнеров по кооперации, дистрибьюторов, работников, менеджеров. При этом интересам работников и менеджеров придается особое значение.

В заключение необходимо подчеркнуть, что японская экономика соединяет капитализм с элементами социалистической системы (умеренная дифференциация заработной платы, развитая система партнерства, обеспечение практически до последнего времени полной занятости, неуклонный рост заработной платы).

Опыт Японии позитивно влияет на экономические системы соседних стран Дальнего Востока. Представляется, что его главная ценность заключается в том, что японская система управления развивалась как синтез национальных идей в этой области и лучших достижений западного мира.

Три первых общегосударственных плана социально-экономического
развития Японии в послевоенные годы
 Пятилетний план экономического самообеспечения Новый долгосрочный экономический план План удвоения национального дохода
Дата принятия декабрь 1955 г. декабрь 1957 г. декабрь 1960 г.
Кабинет Хатояма Киси Икеда
Временные рамки плана 1956-1960 гг. 1958-1962 гг. 1961-1970 гг.
Планируемый среднегодовой экономической рост, % 5,0 6,5 7,2
Достигнутый среднегодовой экономический рост, % 9,1 10,1 10,4

Источник: Johnson Ch., MITI and the Japanese Miracle. The Growth of Industrial Policy. 1925 – 1975. – Stanford University Press. – Stanford, California. – 1982. – P. 231.


1Такое имя в 1867 г. принял император Муцухито.
2Morita A., Reingold E.M., Shimomura M. Made in Japan. Akio Morita i Sony. - Warszawa. – 1996. – S. 141.
3По мнению ряда специалистов, в частности Ч.Джонсона, именно тогда началась современная японская промышленная политика. См. Johnson Ch. MITI and the Japanese Miracle. The Growth of Industrial Policy. 1925-1975. Stanford University Press.– Stanford, California. – 1982. – Р. 102.
4В западных публикациях особое внимание обращается на нешаблонные действия известных японских предпринимателей, таких, как К.Мацусита, который в столь сложный период никого не уволил, наполовину сократил производственное время, а оставшуюся его часть заставил рабочих и служащих работать в качестве торговых агентов. В результате товарные излишки были быстро распроданы, а нормальное производство восстановлено. О деятельности К.Мацуситы в период мирового экономического кризиса см. Konosuke Matsuchita – pioneer nowoczesnego biznesu//Zarzadzanie na Swiecie. – 1997. – № 6; Pascale R.T., Athos A.G. The Art of Japanese Management. – Penguin Books. – London. – 1986.
5Такахаси был первым главой созданного в 1925 г. министерства торговли и промышленности (MCI).

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz