Номер 1/02 Главная Архив К содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


Беларусь меняет “архитектуру” управления

– Господин Посол, в декрете Президента Александра Лукашенко о совершенствовании структуры и основных направлениях деятельности нового правительства страны подчеркивается, что президентская республика, какой является Беларусь, нуждается в цивилизованной исполнительной власти. Что кроется за этими словами? Какой принцип лежал в основе формирования нового состава Совета министров?

– Анализ деятельности Совета министров в предыдущие годы, сделанный в предвыборной программе Александра Лукашенко, показал, что для придания динамизма работе высшего исполнительного органа власти страны необходима его существенная модернизация. Речь идет даже не о том, что следует резко сократить число членов правительства с 60 до 38, органов управления системы Совета министров почти вдвое, а численность чиновников на 10-15%. Важнее другое. Президент пришел к выводу, что высший аппарат управления нуждается в изменении государственного мышления; в среде государственных служащих должно культивироваться понимание того факта, что только организованность и профессионализм помогут осуществить назревшие реформы.

Другими словами, можно говорить о придании не только большего веса, но и нового качества отраслевым министерствам и ведомствам. Этот тезис можно проиллюстрировать на примере Министерства экономики. Учредив в его структуре ряд новых департаментов и фондов, глава государства, по сути, вручил в руки сотрудников министерства судьбу всех экономических процессов. На него возложены функции управления государственным имуществом и приватизацией, поддержка предпринимательства, противодействие монопольной деятельности, развитие конкуренции. С другой стороны, немногочисленные комитеты, созданные при Совете министров, ориентированы на работу в интересах разных министерств. Скажем, Комитет по науке наряду с обеспечением отраслевых вопросов будет заботиться об интеллектуальной национальной собственности.

Таким образом, министерства без преувеличения выводятся на передовые рубежи белорусских реформ. А это значит, что министр не только получает «портфель», но становится опорной фигурой в правительстве. Аппарат же Совмина целиком лишается командных функций и осуществляет только организационно-техническое обеспечение деятельности премьер-министра и его заместителей, оказывает консультативную и методическую помощь подчиненным правительству государственным органам. Так, взяв за ориентир цивилизованный стандарт, государство обновляет «архитектуру» исполнительной власти, призванной теперь управлять преимущественно экономическими методами.

– К слову сказать, наша редакция на себе испытала перемены в белорусском правительстве. Входящий в состав научного редакционного совета нашего журнала Петр Бригадин декретом президента назначен министром образования Республики Беларусь. Поздравляем нашего коллегу с новым назначением и используем этот повод для следующего вопроса: из кого формировалось новое правительство Беларуси?

– Президент Лукашенко на ключевых постах сохранил большую часть команды. Что же касается новых лиц в кабинете, то и они пришли туда по долгой должностной и профессиональной лестнице. Кадровая преемственность – это один из признаков демократической власти. Но некоторые сомневаются, сможет ли прежняя команда действовать в новых условиях? Безусловно. Главой правительства с согласия Палаты представителей Национального собрания республики назначен Геннадий Новицкий, работавший до этого вице-премьером. Достоинства этого руководителя – не только опыт, принципиальность, порядочность, но и дипломатические способности, умение пойти на компромисс. Надеюсь, что у оппозиции не будет поводов к упреку в расстановке кадров.

Еще один характерный момент – назначение на высшие государственные посты представителей из регионов вице-губернаторов Сергея Сидорского и Владимира Дражина на должности заместителей председателя Совета министров. Это говорит о том, что государство не приемлет закрытой элиты (что в свою очередь предотвращает ее косность и учит адаптироваться к новым условиям). Из “глубинки” два года назад пришел в правительство и вице-премьер Александр Попков, сохранивший свой пост и в новом кабинете. Еще один повторно назначенный вице-премьер Андрей Кобяков родился и учился в Москве, но профессиональную и государственную карьеру сделал в Беларуси.

В состав президиума Совета министров РБ также вошли министры экономики, финансов, иностранных дел, а также главы Национального банка, Комитета государственного контроля и Администрации президента РБ. Все они блестящие экономисты и аналитики и, бесспорно, смотрят в завтрашний день.

Важным принципом подбора членов правительства является их умение владеть современными политическими, социальными и информационными технологиями, позволяющими своевременно получать и всесторонне анализировать информацию, принимать на этой основе эффективные решения, обеспечивать их реализацию. Скажем, ваш коллега профессор Бригадин до нынешнего назначения работал ректором Академии управления при президенте Республики Беларусь, а еще раньше – первым проректором Белорусского государственного университета. В частности, будучи руководителем главного в стране научного, учебно-методического и информационно-аналитического центра, каким является Академия управления при Президенте РБ, он отвечал за важнейший участок переподготовки и повышения квалификации кадров различных отраслей народного хозяйства, поэтому ему хорошо знакомы проблемы образования. В результате ему было предложено возглавить работу по трансформации этого сектора в соответствии с требованиями будущего развития нашей страны.

Для нас также очевидно, что проблема повышения эффективности управления во всех сферах общества требует от управленцев мыслить не стереотипно, а системно. Ведь, как известно, главное в управлении – не сила, а правильная конфигурация воздействия на сложную систему. Именно она призвана налаживать процессы саморегуляции, упорядочивания, происходящие в системе за счет действия ее составляющих.

Сейчас необходимо прогнозирование потребностей рынков труда, организации подготовки кадров всех уровней квалификации, создание отраслевых систем мониторинга кадрового потенциала, формирование экономического и правового механизма регулирования этих процессов. С учетом этих требований в республике разработана и утверждена президентом Концепция государственной кадровой политики.

Сегодня для государства крайне важно, чтобы иерархия взаимоотношений республиканского, регионального, местного уровней власти, самоуправления, разделение их полномочий и функций были прописаны четко и ясно. Концепция – это своего рода ответ на ряд непростых и противоречивых требований современности: как эффективно использовать наш кадровый потенциал для реформирования экономики? Как не выпасть из контекста мирового экономического и социально-политического развития?

И дело не только в экономике. Проблему мы рассматриваем шире – как эффективнее управлять всеми сферами общества?

У нас решено не ограничиваться частными законами, а концептуально осмыслить проблему кадрового обеспечения народнохозяйственного комплекса и предложить государству схему работы в этом направлении. Среди приоритетов – создание научных школ в области науки и теории государственного управления, интеграции образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности.

Долгосрочная стратегия кадровой политики у нас сформирована, а инструментом ее реализации станет государственная программа “Кадры ХХI века”.

– В одном из последних отчетов ООН по такому важнейшему интегральному показателю, как индекс человеческого развития, Беларусь заняла 60-е место. В сравнении с аналогичным показателем за 1998 г. – 68-е место – это рост. Но, думается, экономический и интеллектуальный потенциал белорусов заслуживает более высокой оценки. Какие меры предполагается принять для достижения этой цели?

– За 10 лет государственного суверенитета экономика страны прошла как минимум четыре этапа развития. На первом – 1991–1994 гг. одновременно с оформлением государственности происходило образование самостоятельных финансово-экономических, бюджетно-налоговых, таможенных и пограничных структур. Однако по-прежнему народнохозяйственная система республики продолжала функционировать в рамках единого экономического комплекса с другими странами СНГ, хотя прежние хозяйственные связи стремительно разрушались.

Второй этап – 1994 – 1998 гг. 10 июля 1994 г. был избран первый президент Республики Беларусь, им стал А.Г.Лукашенко. С его приходом страна упрочила свой политический суверенитет, вошла в мировое сообщество, стала развивать экономические связи с ближайшими соседями, прежде всего с Россией. Вместе с РФ и Казахстаном она подписала 20 января 1995 г. соглашение о Таможенном союзе, к которому позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. В результате в том же году наш внешнеторговый товарооборот с этими странами вырос на 68% при росте его в целом по СНГ на 7%, причем с Россией он увеличился вдвое. В расчете на душу населения ВВП страны начал постепенно приближаться к дореформенному состоянию, составив в 1998 г. примерно 80% уровня 1990 г. За 1997 г. прирост ВВП составил 11,4%, тогда как в России он был 0,9%.

Третий этап связан с мировым и российским финансовым кризисом августа-сентября 1998 г., когда экономика республики вынуждена была функционировать в условиях резко ухудшившейся конъюнктуры, высокой инфляции, финансовой разбалансированности. Как следствие, снижение темпов социально-экономического развития страны: в 1998 г. прирост ВВП составил 8,4, а в 1999 г. – 3,4%. Многим предприятиям пришлось искать рынки сбыта продукции в других странах, прежде всего на Западе. В результате наш экспорт вне СНГ вырос на 35,9%. Однако этот рост не компенсировал падение валютной выручки в торговле с Россией.

Сейчас экономика Беларуси переживает четвертый этап своего развития, начало которого относится к 1999 г. Энергичные меры, предпринятые руководством страны, поддержанные инициативой и трудолюбием народа, позволили стабилизировать ситуацию в народнохозяйственном комплексе, а затем постепенно наращивать темпы его развития. Как показывают предварительные итоги, в соответствии со стратегической задачей, поставленной президентом, в 2001 г. по основным макроэкономическим показателям республика вышла на уровень 1990 г. Среди бывших советских республик ее доля составляет: в производстве минеральных удобрений – 25%, химической продукции – 35, тракторов – 62, телевизоров и холодильников – 39, мяса – 14, масла – 16%.

Период государственной независимости показал, что Беларусь может успешно двигаться только по собственному пути. Национальная концепция устойчивого развития республики, принятая на высшем уровне, указывает направление этого движения – общие идеалы прав человека, демократия и свободная экономика. При этом учитываются основные тенденции современного мира, заключающиеся в переходе к постиндустриальной, информационной ступени, становлении нового технологического уклада, дальнейшем углублении международного разделения труда и глобализации хозяйственной жизни.

За прошедшие пять-семь лет впервые за многовековую историю нашего народа Беларусь состоялась как независимое и самостоятельное государство. В стране за это время были созданы эффективно функционирующие государственные институты и оптимальная социально-экономическая система. Достаточно сказать, что ВВП за минувшее пятилетие увеличился на 36%, продукция промышленности – на 65, инвестиции в основной капитал – на 26%. В 2000 г. был превышен уровень докризисного 1990 г. (самого эффективного в плане экономических показателей советской эпохи) по объему производства промышленности, потребительских товаров, реальных денежных доходов населения и другим показателям.

Это прочный фундамент, на котором мы намерены возводить наш счастливый и благополучный белорусский дом. А планы у нас большие. Хотя за прошедшие 7 лет среди республик бывшего Советского Союза Беларусь достигла самых высоких показателей развития, мы считаем это недостаточным.

Принятая в республике Программа социально-экономического развития на предстоящую пятилетку предусматривает почти двукратное повышение уровня благосостояния белорусского народа. Мы намерены увеличить ВВП на 40% и на четверть превысить уровень 1990 г. Причем, весь прирост должен быть обеспечен за счет более высокой производительности труда, прогрессивных ресурсосберегающих производств. Доля ручного труда должна сократиться вдвое.

На следующие пять лет мы не будем ломать сложившуюся систему основных приоритетов – экспорт, жилье, продовольствие. В качестве инструментов их реализации мы выделяем науку и рассматриваем ее как главный, основополагающий инструмент. Выделяем также заботу о здоровье людей.

Как известно, в Беларуси нет богатых запасов сырья, нет у нас и богатых спонсоров. Вот почему основанная на достижениях белорусской науки инновационная деятельность должна стать тем локомотивом, который выведет на новые рубежи и экспорт, и жилье, и продовольствие, и индустрию.

Достичь намеченного невозможно без повышения эффективности хозяйствования. Мы ежедневно решаем вопросы снижения общих издержек производства, себестоимости продукции, в том числе ежегодного сокращения материалоемкости валового внутреннего продукта до 2,5%, а энергоемкости ВВП – до 5% в год. В 2005 г. в общем годовом объеме производства удельный вес новой продукции должен составить до 30%, а доля сертифицированных товаров – до 60%.

Для достижения достойного качества жизни народа Беларуси важное значение имеет формирование социально ориентированной рыночной экономики. Но она может стать таковой лишь при условии, что и само государство является социальным. То есть если государство силой своей власти поворачивает экономику в сторону решения обозначенных социальных проблем. К слову, определяя стратегию социально-экономического развития на ближайшее пятилетие, мы исходили из необходимости резко повышать доходы населения. В частности, планируем выйти к концу 2005 г. на уровень средней зарплаты не менее чем 250 долл. в месяц.

Жизнь подтвердила справедливость нашего решения о том, что, во-первых, государство не должно уходить из сферы экономики. На наш взгляд, оно, особенно в переходный период, обязано регулировать экономическую деятельность исходя из интересов общества, бизнеса и отдельного потребителя. С этой целью в Беларуси создана эффективная система государственного управления – вертикаль власти. Заметьте, это не наше ноу-хау. Государственное регулирование в системе общественных отношений усиливается, это общемировая тенденция. В высокоразвитых странах четко прописана система взаимоотношений во властных структурах, органах власти, существуют законы, которые формируют функции и полномочия госуправленцев различных уровней. Во-вторых, республика не пошла по пути обвальной приватизации. Разумеется, это не означает, что трансформация государственных предприятий была заморожена.

Решая вопрос собственности, руководство республики исходило и исходит из того, что при развитии многоукладной экономики в стране за государством остаются градообразующие предприятия. Власть активно участвует в экономических преобразованиях, в Беларуси решается задача создания эффективного собственника, формирования оптимальных условий для развития деловой активности. Правительство реализует курс на большую экономическую свободу и на развитие предпринимательской инициативы, на сведение до минимума вмешательства в работу хозяйствующих субъектов.

Не секрет, что начальный процесс акционирования проходил у нас медленно, но уверенно, и сейчас набирает темпы. Наш народ по своему характеру рассудительный, и, поддерживая идею рыночных реформ, считает (по оценкам социологов), что проводить их нужно, обеспечивая одновременно социальную защищенность населения. В результате к 2000 г. продукция негосударственных предприятий в объеме промышленного производства составила 41%, строительных и ремонтных работ – 62,8, розничного товарооборота – 74%.

В-третьих, денежно-кредитная политика государства направлена на снижение инфляции и увеличение доходов населения. Это полностью соответствует желанию населения, которое, согласно опросам, в основной массе (69,3%) уверено, что государство должно регулировать цены на товары и услуги и предпочитает (57,8%) не высокую, но гарантированную зарплату.

В-четвертых, развитие экономики и рост благосостояния зависят от уровня профессиональной подготовки кадров, состояния трудовой и исполнительской дисциплины в общественном производстве. Устранить недостатки в этой сфере призван комплекс законодательных актов, в том числе декрет президента страны “О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины”.

– В этом ряду, очевидно, можно назвать и новое инвестиционное законодательство, призванное принципиально изменить инвестиционный климат в стране?

– Действительно, вступивший недавно в силу Инвестиционный кодекс – знаковый для белорусской экономики документ, который уже давно ждут не только белорусские, но и иностранные инвесторы.

Разрабатывая комплекс инвестиционных законов, правительство и законодатели исходили из понимания, что без иностранных инвестиций справиться с экономическим кризисом невозможно. В рамках международных соглашений о реализации совместных инвестиционных проектов нашими партнерами выступают компании и банки из 65 стран. Немало сделано и для привлечения внутренних инвестиций.

К сожалению, в производственных отраслях ситуация более сложная. Финансовое положение предприятий таково, что средств на техническое перевооружение у них нет. Возможности бюджета ограничены. В то же время износ основных фондов составляет около 74%, а по некоторым отраслям доходит до 90. В этих условиях 300 млн долл. прямых иностранных инвестиций, которые республика получила за последние 10 лет, явно недостаточно. Для оздоровления экономики нужно как минимум 50 млрд долл.

Последствия известны: продукция многих белорусских заводов и фабрик не выдерживает конкуренции с зарубежными аналогами, растут ее нереализованные запасы. В то же время российские предприятия именно за счет привлечения частного капитала вытесняют соседей не только с российского, но уже и с собственно белорусского рынка. В основном это касается товаров народного потребления, но уже подобные тенденции замечены в тяжелой промышленности, машиностроении.

Эти причины и побудили решительно изменить инвестиционный климат в нашей стране.

– Что могут ожидать потенциальные инвесторы от Инвестиционного кодекса?

– Новый кодекс – первый, но не единственный позитивный шаг в направлении потепления инвестиционного климата в нашей стране. На изменение ситуации ориентируют и другие меры правительства – в области реформирования аграрно-промышленного сектора, упрощения режима регистрации малых предприятий, либерализации ценовой политики, ликвидации перекрестного субсидирования и др.

В отличие от России, где инвестиционное законодательство распылено по нескольким актам, Инвестиционный кодекс Беларуси – компактный документ, в котором инвесторы найдут ответы на все интересующие их вопросы. Здесь собраны и обобщены все законы, а также наиболее важные декреты президента и постановления правительства, регулирующие инвестиционную деятельность. Но главное, что вложили разработчики, – отказ от административного вмешательства в инвестиционный процесс. И хотя роль государства в кодексе просматривается четко (иного и не следует ожидать, если госсобственность составляет в экономике 80%), в его основу заложен гражданско-правовой принцип отношений с иностранными и отечественными инвесторами, государство вступает с ними в партнерские отношения. Речь прежде всего идет о том, что предприниматель, если он видит риск для своего капитала, имеет право заключить инвестиционный договор с государством, в котором оговариваются необходимые, на взгляд инвестора, дополнительные гарантии и льготы.

Новый элемент в кодексе – положение о концессиях. Подобного акта нет ни в России, ни на Украине. Срок аренды (до 99 лет) и условия, на которых государство отдает в концессию то или иное предприятие, оговариваются в концессионном договоре. После его реализации решается вопрос о будущем предприятия. Варианты самые разные. Одни условия предлагаются для инвестора, берущего в концессию хорошо работающий завод, другие правила действуют для тех, кто занимается банкротом.

Заслуживает внимания и раздел о государственной поддержке инвестора. Размер преференций здесь тоже дифференцирован, он зависит от того, какие капиталы предлагаются, в какие отрасли они направляются и насколько приоритетны для общества. На поддержку могут рассчитывать прежде всего те, кто вкладывает деньги в экспортные и импортозамещающие производства, а также в новые наукоемкие технологии. Оговорена также ответственность государства и должностных лиц за противоправные действия. Для нашей страны это очень важно: вмешательство местных властей в работу частных, в том числе иностранных, предприятий, издание многочисленных подзаконных актов. Теперь использовать этот канал для обогащения поостерегутся и государство, и чиновники.

Другими словами, новый закон гарантирует инвестору сохранность его имущества, четко определяет обязанности не только инвестора, но и ответственность государства и должностных лиц за исполнение договора. Сроки регистрации совместных и иностранных предприятий сокращаются с 30 дней до 15, устранены все ограничения по формированию уставного капитала – теперь дело можно начинать имея любую сумму.

– В начале разговора Вы сказали, что всеми экономическими процессами в стране теперь занимается Министерство экономики. Коснутся ли эти перемены инвестиционной политики, за которую раньше отвечало Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации?

– В новой структуре такого министерства нет. Функции, которые выполняли это и еще несколько республиканских ведомств, сосредоточены под одной крышей – в соответствующем департаменте Минэкономики. По кабинетам чиновников инвесторам теперь ходить не надо, все вопросы решаются в одном месте. И это, кстати, касается не только иностранных, но и белорусских инвесторов – режим работы для них установлен единый. К тому же взгляд из “одного окна” – государственного – позволяет просматривать не отдельные эпизоды, а весь инвестиционный простор.

В упразднении Мингосимущества тоже есть логика. Поскольку приватизация государственной собственности тесно увязывается с инвестициями (акционировать ради того, чтобы изменить вывеску, никто не собирается), то такой шаг закономерен. Раньше ситуация была разорвана между двумя министерствами. Мы рассчитываем, что концентрация экономической власти в одних руках резко ускорит смену собственников, а, следовательно, станет на ближайшее время главным каналом поступления инвестиций в Беларусь.

Нас обнадеживает, в частности, стремление Европы отказаться от политики изоляции республики. Встречные шаги делает и наша страна. Этого нельзя не видеть, но чтобы изменить ситуацию, потребуется время. С россиянами общаться значительно проще – наши сложности им понятнее. Потому с ними мы уже начали разрабатывать совместные инвестиционные соглашения. Примером могут служить проект вхождения Минского автомобильного завода в создаваемый в России автомобильный холдинг, инвестиционный проект пивоваренной компании «Балтика». Есть совместные планы акционирования крупных предприятий в нефтеперерабатывающей отрасли, химии и нефтехимии. Пока они находятся на стадии инвестиционных исследований, но к ним уже не то отношение, которое наблюдалось несколько лет назад.

При всех внешних различиях, связанных с существующими в наших странах экономическими реалиями, новый кодекс полностью унифицирован с российскими законами. И если раньше белорусские предприниматели стремились перевести свой бизнес в Россию, то теперь, можно предполагать, начнется обратный процесс.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz