Номер 6/02 Главная Архив К содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


Европейский Союз и Россия: современные аспекты взаимоотношений

ПЕТЕР ХАВЛИК
Венский институт международных экономических сопоставлений, Российско-европейский центр экономической политики


• Наращивание экспорта позволило бы России увеличить импорт инвестиционных товаров, крайне необходимых для модернизации промышленности
• Членство России в ВТО окажет большое воздействие на российское общество и экономику и станет дополнительным стимулом реформ
• Идея единого европейского экономического пространства, предусматривающая свободное передвижение товаров, услуг, капитала
и трудовых ресурсов, нуждается в уточнении

Евросоюз и Россия во многих отношениях являются неравными партнерами. (Майкл Эмерсон, возглавляющий программу ЕС “Большая Европа”, образно охарактеризовал это как сосуществование европейского слона и российского медведя1.) Для подтверждения приведу некоторые данные. В настоящее время население ЕС составляет 375 млн человек, а с вхождением в него 10 стран ЦВЕ (Болгарии, Чехии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии и Литвы) превысит 480 млн, тогда как в России насчитывается примерно 144 млн человек. ВВП России в пересчете на паритет покупательной способности не достигает 13%, а исчисленный по текущему обменному курсу (номинальный) – 4% показателя ЕС-15. Россия значительно беднее, ее реальный ВВП на душу населения составляет лишь треть среднего для ЕС уровня. По отношению к среднему уровню для расширенного Союза (ЕС-25) он будет менее 40%. Такой огромный разрыв в доходах, вероятно, сохранится и в обозримом будущем. По реальному объему экономики укрупнившийся ЕС будет почти в 10 раз превосходить Россию.

Аналогичная асимметрия существует и в торговле. После распада СССР и СЭВ в 1991 г. ЕС быстро превратился в основного торгового партнера России. В 1992 г. на его долю приходилось примерно 40% ее экспорта и импорта (без учета торговли со странами СНГ). В 2001 г. она и в экспорте и в импорте России составляла 37% (табл. 1), тогда как по данным Eurostat, на последнюю падало только 2,8% экспорта и 4,6% импорта Евросоюза. Для сравнения, доля ЦВЕ в экспорте ЕС была более 12%, а в импорте – 10%. Россия является для ЕС относительно малым партнером, во всяком случае намного меньшим, чем претендующие на вступление в него страны ЦВЕ. Такая ситуация усугубится после очередного расширения Евросоюза, тогда (при сохранении нынешней структуры торговли) на ЕС-25 будет приходиться более половины российского экспорта и импорта.

Обращает внимание резкое отличие товарных структур российского экспорта и импорта с данным регионом, что, по сути, означает отсутствие внутриотраслевого промышленного обмена между ЕС и Россией (как и между ней и странами ЦВЕ). Евросоюз поставляет в Россию преимущественно продукцию обрабатывающей промышленности (в ней машинное оборудование, транспортные средства и электрооборудование занимают более 40%, продукция химической промышленности – 13, продукция пищевой промышленности, напитки и табачные изделия –11%). Тогда как половину российского экспорта в него составляют энергоресурсы, и даже в вывозимой ею продукции обрабатывающей промышленности на долю энергоносителей (нефтепродукты и ядерное топливо) приходится примерно 30%, а металлургической и металлообрабатывающей продукции – 40% (табл. 2). Из приведенных данных видно, что Россия для остальной части Европы2 является в основном поставщиком энергии и сырья; по другим позициям ее роль как торгового партнера очень незначительна.

Что касается емкости российского рынка, то для ЕС он в настоящее время имеет примерно такое же значение, как рынок Венгрии. Между тем для России значимость Евросоюза (тем более после его расширения) в этом плане огромна: на ЕС-25 будет приходиться более половины ее экспорта и преобладающая часть положительного сальдо общего торгового баланса.

Нынешняя структура экспорта России, в которой превалируют энергоносители и сырье, не предполагает больших возможностей для его роста. Вместе с тем его наращивание позволило бы увеличить импорт инвестиционных товаров, крайне необходимых для модернизации российской промышленности, а также постепенно создать основу для последующего совершенствования собственной структуры. Предпосылкой для такого развития, бесспорно, является улучшение внутреннего инвестиционного климата и прекращение бегства капитала из страны. Кроме того, полезным было бы более тесное экономическое сотрудничество с ЕС в сфере торговли, формировании институтов и унификации технических стандартов и нормативов.


Институциональные связи между
ЕС и Россией


В декабре 1991 г. ЕС признал Россию в качестве правопреемника СССР. На первых порах их взаимоотношения регулировались торгово-экономическим соглашением, заключенным в 1989 г. с СССР. В 1992 г. начались переговоры по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое было подписано на заседании Европейского совета, состоявшемся на о. Корфу в июне 1995 г. Оно вступило в силу с декабря 1997 г. СПС заложило основу для политического диалога; оно поддерживает усилия России по укреплению демократии и переходу к рыночной экономике, нацелено на содействие торговле и инвестициям, создает “рамки для постепенной интеграции России с более широким кооперационным пространством в Европе”.

В декабре 1994 г. подписано Временное торговое соглашение (ВТС) России с ЕС, которое начало действовать с февраля 1996 г. Данное соглашение регламентирует торговый и тарифный режим, вопросы стандартизации, конкуренции и интеллектуальной собственности. Им, в частности, отменены все количественные ограничения (кроме квот на сталь, текстиль и радиоактивные материалы, которые подпадают под специальное регулирование)3.

1 января 1996 г. Россия принята в Совет Европы, несмотря на возражения по соблюдению ею прав человека и некоторых других демократических принципов. ЕС также оказывает России содействие в рамках программы ТАСИС (ее цель – поддержка институциональной, правовой и административной реформ, а также преодоление социальных последствий трансформации): в 1991 – 2001 гг. на это отпущено около 2,5 млрд евро. Но результаты осуществления программы пока противоречивы, поэтому в 2002 – 2003 гг. на нее выделено лишь по 90 млн евро в год.

Таблица 1

Торговые отношения ЕС-15, России и стран ЦВЕ-10, (млн долл.)
 19921993199419951996 19971998199920002001
Торговля ЕС-15

Экспорт
Импорт
Торговый баланс

    

712481
695529
16952

 

756419
717862
38557

 

765808
734160
31649

 

766487
764566
1921

 

765408
801596
-36188

 

816908
907802
-90895

 
Торговля ЕС-15 с Россией

Экспорт
Импорт
Торговый баланс

    

20049
23360
-3311

 

23141
23656
-515

 

27640
25173
2467

 

22216
20954
1262

 

14944
23310
-8366

 

17287
34312
-17025

 
Торговля ЕС-15 с Россией в % к итогу

Экспорт
Импорт

    

2,8
3,4

 

3,1
3,3

 

3,6
3,4

 

2,9
2,7

 

2,0
2,9

 

2,1
3,8

 

2,8
4,6

Торговля ЕС-15 с ЦВЕ-10

Экспорт
Импорт
Торговый баланс

    

66741
57269
9472

 

77056
58963
18093

 

83482
63385
20098

 

94026
74798
19227

 

93549
80106
13442

 

99348
88821
10527

 
Торговля ЕС-15 с ЦВЕ-10 в % к итогу

Экспорт
Импорт

    

9,4
8,2

 

10,2
8,2

 

10,9
8,6

 

12,3
9,8

 

12,2
10,0

 

12,2
9,8

 
Торговля России

Экспорт
Импорт
Торговый баланс

 

53605
42971
10634

 

59177
36055
23122

 

63285
38661
24624

 

78242
46807
31435

 

85107
46034
39073

 

85036
53039
31997

 

71314
43579
27734

 

72885
30278
42608

 

103002
33906
69096

 

99670
41730
57940

Торговля России с ЕС-15

Экспорт
Импорт
Торговый баланс

 

20781
16526
4255

 

19639
11198
8441

 

22328
15383
6945

 

26298
17945
8354

 

27350
15859
11490

 

28001
19572
8429

 

23208
15733
7476

 

24845
11180
13665

 

36871
11138
25734

 

36780
15360
21420

Торговля России с ЕС-15 в % к итогу

Экспорт
Импорт

 

38,8
38,5

 

33,2
31,1

 

35,3
39,8

 

33,6
38,3

 

32,1
34,5

 

32,9
36,9

 

32,5
36,1

 

34,1
36,9

 

35,8
32,8

 

36,9
36,8

Торговля России с ЦВЕ-10*

Экспорт
Импорт
Торговый баланс



8437
4958
3479


7726
2364
5362


7195
3739
3456


10424
4767
5658


12082
3738
8344


12838
4916
7922


10000
3659
6342


10784
2089
8695


17284
2282
15002


15750
2590
13160
Торговля России с ЦВЕ-10 в % к итогу*

Экспорт
Импорт

 

15,7
11,5

 

13,1
6,6

 

11,4
9,7

 

13,3
10,2

 

14,2
8,1

 

15,1
9,3

 

14,0
8,4

 

14,8
6,9

 

16,8
6,7

 

15,8
6,2

Источник: Данные Eurostat Comext, Госкомстата, расчеты автора.
*1992 – 1993 гг. кроме Словении.


Расширение ЕС и Россия


Политические и экономические перемены в странах ЦВЕ конца прошлого века оказали крайне негативное влияние на торговлю России с данным регионом. Российский экспорт туда резко сократился еще в 1990 г. Падение импорта (официально зарегистрированного) из этих стран в Россию было еще более резким. В результате в торговом балансе России с регионом создалось значительное положительное сальдо.

В 1993 г. по их взаимной торговле нанесен еще один удар – отменены специальные счета, через которые проходили остававшиеся централизованными межгосударственные поставки. Как следствие, импорт в Россию из этого региона сократился более чем наполовину. Особенно резко названная мера ударила по торговле машинами и оборудованием гражданского назначения. Российский экспорт в ЦВЕ по данному направлению, по сути, ограничился запасными частями к ранее поставлявшемуся оборудованию (прежде всего для действующих атомных электростанций) и легковым автомобилям. Тем не менее в 1995 – 2001 гг. общий объем экспорта в регион из России более чем удвоился (по большей части в силу повышения цен на энергоносители), а ввоз товаров оттуда продолжал падать. В 2001 г. он составлял лишь около 6% всего официально зарегистрированного объема российского импорта (при доле экспорта 16%). В результате у России образовалось положительное сальдо торгового баланса со странами ЦВЕ 13,2 млрд долл.

Таблица 2

Структура торговли ЕС с Россией
 Экспорт ЕC-15Импорт ЕС-15
199519961997199819992000 199519961997199819992000
Всего (тыс. евро)153264401825025124372871 1983539814008310187085991785756218656488 22197557187085372185015837133867
% к итогу
Сельское хозяйство2,32,82,62,63,4 2,73,23,52,43,43,02,1
Сырая нефть, природный газ, уголь0,00,00,0 0,00,00,029,036,637,332,4 39,645,0
Металлы0,20,10,10,00,1 0,20,30,20,30,50,30,2
Камни и глина0,00,00,10,10,2 0,30,91,23,33,73,62,1
Продукты питания, напитки, табачные изделия21,220,3 20,317,416,610,93,03,2 2,83,62,51,9
Текстиль и изделия из текстиля5,15,45,55,6 5,66,61,21,11,01,11,0 0,8
Кожа и кожаные изделия3,03,32,62,5 1,72,20,50,20,20,20,1 0,1
Древесина и изделия из дерева0,91,01,01,1 0,90,92,42,12,22,42,5 1,9
Целлюлоза, бумага, бумажные, полигр. изделия3,34,1 4,14,34,44,62,61,31,0 1,51,41,3
Кокс, нефтепродукты и ядерное топливо0,50,60,6 0,50,50,611,316,815,713,0 16,216,4
Хим. удобрения, хим. продукты, синт. волокна8,59,8 10,210,111,112,97,14,9 4,34,74,54,2
Резиновые и пластмассовые изделия2,22,73,1 3,33,13,50,10,00,00,0 0,00,0
Др. неметалл. Минеральные продукты1,71,71,8 1,91,82,00,20,20,20,2 0,20,2
Базовые металлы и металлопродукция5,75,65,3 5,46,95,732,122,525,028,9 21,221,1
Машины и оборудование (неклассифицир.)18,718,517,8 18,416,917,60,70,81,10,8 0,80,5
Электрическое и оптическое оборудование14,913,013,3 14,615,818,30,60,50,50,6 0,60,5
Транспортное оборудование7,26,37,27,8 7,07,12,11,60,90,90,6 0,4
Продукция обрабатывающей пром-сти (неклассифицир.)4,54,5 4,24,13,63,72,22,71,4 1,41,31,1
Электроэнергия0,00,00,00,00,0 0,00,40,50,40,50,50,2
Прочее0,30,20,20,20,30,4 0,10,10,10,10,00,1

Источник: Eurostat Comext

Отношение России к расширению ЕС скептическое, хотя она его официально приветствует и открыто против него не возражает (в отличие от расширения НАТО). Некоторые российские эксперты опасаются, что после этого произойдет дальнейшее сокращение торговли со странами ЦВЕ. Однако для такого хода событий осталось немного возможностей. Так, вступление в Евросоюз означает восприятие указанными странами его торговой политики, а объемы его торговли с Россией возрастают. Кроме того, вновь вступившие страны введут более низкие импортные тарифы, чем ныне действующие в ЕС (в среднем равные 6,3%), что в целом должно оказать позитивное влияние на их торговлю с Россией. Озабоченность появлением новых нетарифных барьеров, на мой взгляд, не вполне оправдана, по крайней мере имея в виду дальнейшую либерализацию торговли с ЕС и предполагаемое вступление России в ВТО. Но даже при нынешнем режиме торговли правила будут унифицированы, что сократит издержки российских экспортеров. По некоторым другим важным направлениям политика ЕС в отношении России также более благоприятна, чем проводившаяся некоторыми странами-кандидатами на вступление в него.

Вероятно, безосновательны опасения России по поводу укрепления “прозападной” ориентации Украины. Так как она “выпала” из текущих планов расширения ЕС, то, скорее всего, будет вынуждена искать более тесные связи с Россией. По-видимому, политика ЕС по сотрудничеству с Россией в области энергетики может существенно повлиять на ее отношения с Украиной.

В то же время некоторые опасения России по поводу отрицательных последствий расширения ЕС имеют под собой основу. Страны-кандидаты на вступление вводят для российских граждан шенгенский визовый режим при пересечении будущих границ ЕС (Чехия и Словакия сделали это в 2001 г., вскоре за ними собираются последовать Венгрия и Польша). Здесь важно, чтобы не появился новый “железный занавес” и расширение ЕС не оказало отрицательного воздействия на приграничные регионы.


Калининград – пилотный
кооперационный проект?


Положение Калининградской области4 России – первый и самый неотложный вызов, возникающий после расширения Евросоюза, потому что она станет российским анклавом в нем. Точнее она превратилась в анклав после распада СССР, когда возникли новые независимые государства Белоруссия и Литва. Это отрицательно сказалось на ее экономическом развитии: региональный продукт на душу населения, который в 1990 г. на 4% превышал средний показатель по России, к 1999 г., по официальным данным, упал до 60% этого уровня. Размер безработицы в области в 2000 г. достиг 15,4% (на 50% превысил среднероссийский). Официальный душевой доход домохозяйств был на 25% ниже, чем в среднем по стране.

Все это произошло несмотря на то (а вероятно, по причине того), что область имеет статус особой экономической зоны и в последние 10 лет является объектом ряда российских федеральных программ развития. Местная промышленность после отмены импортных тарифов почти исчезла, от нее осталось лишь несколько предприятий пищевой промышленности, завод по сборке автомобилей марки BMW, целлюлозно-бумажное и нефтеперерабатывающее производства. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения здесь ниже, чем в среднем по России, сальдо областного торгового баланса отрицательное. Однако процветает теневая экономика, о чем свидетельствует, к примеру, такой факт: в Калининградской области на 1тыс. человек приходится почти такое же количество зарегистрированных автомобилей (в 2000 г. – 208), как и в Москве (224).

Приведенные данные свидетельствуют, что несмотря на уникальное географическое и экономическое положение, Калининград сегодня представляет болевую точку как для России, так и для ЕС. Последний обеспокоен обеспечением “мягкой безопасности” – нелегальной миграцией, преступностью, распространением СПИДа, ядерными отходами и т.д. Россия же озабочена вопросами транзита, военными аспектами, а также будущими энергопоставками в область и ее общим экономическим развитием.

Долгосрочная региональная стратегия развития (до 2010 г.), принятая правительством России в 2001 г., основывается на тесном сотрудничестве с ЕС. Правовой базой должно стать специальное (еще не сформулированное) соглашение между этими сторонами по Калининграду – своего рода пилотный кооперационный проект. Оно будет регулировать пограничные и экологические вопросы, развитие инфраструктуры и туризма, принятие стандартов ЕС (ISO 9000). Россия прежде всего заинтересована в беспрепятственном движении товаров и людей (включая военные грузы и персонал) между Калининградской областью и остальной территорией страны, в поддержании безвизового режима с Литвой и Польшей, получении квот на лов рыбы в Балтийском море и участии анклава в региональных и прочих программах ЕС. Последний до сих пор отказывался от создания специального фонда развития Калининграда и не одобрял введения особого режима для области.


ЕС и Россия: формирование общеевропейского экономического пространства?


В “Единой стратегии ЕС в отношении России”, принятой в июне 1999 г., указывается, что “для поддержания длительного мира на континенте важна стабильная, демократическая и процветающая Россия, тесно закрепленная в рамках объединенной Европы, свободной от новых разделительных линий”. Эта стратегия (она опирается на СПС) включает следующие крупные экономические измерения – поддержку усилий России по вступлению в ВТО, создание в будущем зоны свободной торговли ЕС – Россия и формирование единого европейского экономического пространства. Однако идея более тесной интеграции в рамках единого европейского экономического пространства еще туманна. В частности, переговоры о зоне свободной торговли между Евросоюзом и Россией, которые предполагалось провести еще в 1998 г., пока не начались.

На встрече в верхах между ЕС и Россией (октябрь 2001 г.) подтверждена необходимость “содействовать стремлению к более тесному экономическому сотрудничеству между Россией и ЕС”. На ней достигнуто согласие о разработке концепции, которая могла бы стать основой для совместной среднесрочной и долгосрочной экономической стратегии, вновь подчеркнута значимость будущего единого европейского экономического пространства и принято решение, что до октября 2003 г. должны быть определены ключевые элементы в рамках этой задачи. Более того, стороны признали, что, несмотря на новые вызовы, расширение ЕС откроет дополнительные перспективы для развития взаимоотношений между ним и Россией. Благодаря совместной работе в структурах, создаваемых СПС, будут максимизированы благотворные эффекты от расширения ЕС и устранены любые озабоченности обеих сторон. Специфическими проблемами, с которыми сталкивается Калининградская область, должны заниматься соответствующие организации в рамках СПС (с тем, чтобы выработать практические пути их решения).

В конце декабря 2001 г. Комиссия ЕС приняла для Российской Федерации “Страновую стратегию на 2002-2006 гг.”. В ней вновь подчеркивается значение СПС, а также стратегическая и экономическая заинтересованность Евросоюза в развитии России (в том числе, как моста между ним и Азией). В документе говорится также, что “крайне желательно вступление России в ВТО на нормальных коммерческих условиях”. Однако в нем уже не упоминаются переговоры о зоне свободной торговли. Основная забота ЕС в настоящий момент в этом плане – несбалансированная структура торговли, ее зависимость от энергоимпорта из России и устранение ограничений к доступу на российский рынок.

Отмечу, что проблема вступления в ВТО (один из стратегических приоритетов российского руководства) широко и горячо обсуждается. Это событие должно стать важным шагом в направлении глобальной интеграции страны, оно в конечном итоге введет Россию в расширяющийся клуб “цивилизованных” государств (на 1 января 2002 г. их было 144). Членство в ВТО окажет большое воздействие на российское общество и экономику, будет служить дополнительным стимулом реформ и, вероятно, подстегнет инвестиции (в том числе прямые), а следовательно, и экономический рост. Кроме того, данная организация будет для России международным форумом для ведения переговоров и разрешения торговых споров. Процедура вхождения в нее (в том числе точные сроки) должна быть тщательно подготовлена, что потребует некоторых административных расходов. В то же время, думается, что большинство опасений, сопряженных с возможными отрицательными последствиями членства в ВТО (для некоторых отраслей промышленности, сельского хозяйства, сектора финансовых услуг или Таможенного союза стран СНГ), не обосновано5.

Эксперты ЕС и представители российского руководства регулярно встречаются для обсуждения вопросов, связанных с вступлением России в ВТО. ЕС готов содействовать этому процессу. Там, где у России особые проблемы (в части структурной адаптации, сроков осуществления программы экономического реформирования), он согласен обсуждать временные аспекты выполнения ею обязательств по ВТО. В мае 2002 г. ЕС объявил о своей готовности признать Россию страной с рыночной экономикой. Этот важный шаг затруднит введение различного рода ограничений и антидемпинговых процедур в отношении некоторых товаров российского экспорта (например, стали, текстиля, ядерного топлива), а также сотрудничества в космических технологиях.

На таких ограничениях Россия якобы теряет 2,5 млрд долл. в год6. На подобные аргументы некоторые прагматично настроенные ученые отвечают, что, несмотря на структуру российского экспорта и низкую конкурентоспособность ее промышленности, большая часть торговли ЕС с Россией фактически либерализована. Средняя ставка тарифа ЕС на российский экспорт составляет всего 1,5%, причем около 90% его вообще не подпадает под тарифы. И в этих условиях квоты российского экспорта в ЕС используются не полностью (в частности, на большинство текстильных изделий они реализуются только на 20%). Как следствие, ежегодные потери России от различных импортных ограничений ЕС составляют лишь 200 – 300 млн долл.7 Это, безусловно, немалая сумма, но по отношению к экспорту продукции обрабатывающей промышленности России она составляет примерно 1,5%.

Можно также утверждать, что требование ЕС по соблюдению технических нормативов и стандартов, хотя вначале и сопряженное с затратами, в итоге оказывается благоприятным для экспортеров, особенно на фоне вступления России в ВТО и ее общих усилий по модернизации8.

Евросоюз приветствует достигнутый Россией прогресс в переговорах по промышленным тарифам и принятие нового законодательства по защите прав интеллектуальной собственности (отмечу, что накануне вступления в ВТО она постепенно снижает и упорядочивает свои импортные тарифы9). Однако необходимы усилия в других областях (например, в сфере услуг), чтобы они достигли уровня, сопоставимого с правами и обязанностями, установленными в странах – нынешних членах ВТО. Принятие Россией правил и требований данной организации станет крупным подспорьем процессу реформ и создаст дополнительные условия для последовательного экономического роста и привлечения инвестиций. Вступление в ВТО также позволит России влиять на функционирование организации, особенно в рамках нового раунда многосторонних переговоров по торговле, начавшихся в конце 2001 г.

Однако помимо многочисленных политических деклараций, программы технического содействия ТАСИС, Северного плана действий Евросоюза на 2000 – 2003 гг. и “энергетического диалога”, начатого в конце 2000 г., экономическое сотрудничество ЕС – Россия не слишком активно продвигается вперед.

Российская сторона также сетует, что ее официальные отношения с Евросоюзом слабее не только, чем у стран ЦВЕ – кандидатов на вступление в него, но и чем у многих его ассоциированных членов из Африки и Латинской Америки. На мой взгляд, учитывая указанную выше экономическую асимметрию членство России в ЕС (даже ее ассоциированный статус) в обозримом будущем мало вероятно.

Поэтому дальнейшие практические шаги по активизации экономического сотрудничества должны быть направлены на создание зоны свободной торговли между Россией и расширенным ЕС. Эти меры должно быть увязаны со вступлением России в ВТО и подписанием торговых соглашений с другими странами СНГ, особенно с Украиной, во избежание издержек, вызванных переориентацией торговли. Идея единого европейского экономического пространства, предусматривающая свободное передвижение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов между ЕС и Россией, нуждается в уточнении. Причем выстраивание современного экономического партнерства ЕС – Россия следует начинать с реализации Северного плана действий EC, более тесного сотрудничества в энергетике и решения проблем Калининградской области.

Универсальные слагаемые эффективного менеджмента и маркетинга

Изучение трудов крупнейших в мире бизнеса лидеров (П.Друкера, Ли Якокки и др.) позволяет вывести универсальные, пригодные для руководителя любого ранга принципы (методы, приемы, советы и т.п.) эффективной работы. Сжатые формулировки этих слагаемых успеха предпринята в № 5 за 2002 г. Продолжаем их публикацию.

Cвое время нужно не просто “тратить”, а организовывать, относиться к минутам, часам, дням так, как будто это наёмные работники. Время – это деньги человеческой жизни, материал, из которого она сделана. Человек обладает только тем временем, которое он использует организованно.

Не заставлять работать “больше”, а учить, как работать правильно, чтобы сделать больше, затратив меньше (энергии, материалов и т.п.).

Традиции, привычки, устоявшиеся мнения и т.п. – всё должно периодически подвергаться сомнению.

Руководитель, который создаст систему, стимулирующую вскрытие недостатков и представление рацпредложений, будет иметь больше шансов на успех. Для этого необходимо максимально уменьшить боязнь наказаний за ошибки, увеличить значимость поощрений за результативные предложения и исключить возможность преследования за критику со стороны других виновных руководителей всех уровней.

Великие бизнесмены никогда не делали того, что мог выполнить кто-то из подчиненных, распоряжения шефа касались только стратегических вопросов. Нужно быть не диктатором и не “вседозволителем”, а организатором.

Согласно данным экспертов, нормальная чистая прибыль для среднего бизнеса равна 14% (у кого меньше, тот не застрахован от финансовых трудностей).

Принципиально фирмы делятся на 3 вида: лидеры – 1%; последователи (перенимающие все эффективное у других) – 20%; бездействующие (которые не утруждают себя даже поиском и внедрением нового и эффективного) – 79%.

Учитесь произносить импровизированные речи, что позволяет приобрести хорошие навыки выступления перед аудиторией. Участвуя в семинарах, тренируйтесь отстаивать попеременно противоположные точки зрения.

Изучение психологии и психопатологии, позволит в дальнейшем утверждать, что эти предметы, вероятно, дают знания более ценные, нежели инженерные дисциплины, так как в мире корпораций приходится гораздо чаще пользоваться именно этими знаниями.

Не выступайте перед клиентурой, не прорепетировав то, что намереваетесь сказать и продемонстрировать.

За исключением чрезвычайных обстоятельств, не занимайтесь делами, укрепляя тылы, ни в пятницу вечером, ни в субботу, ни в воскресенье.


1Emerson, M., “The Elephant and the Bear. The European Union, Russia and their Near Abroads”. CEPS, Brussels, 2001.
2Структура торговли Россия – ЦВЕ и Россия – ЕС сходны. С другой стороны, торговля между ЦВЕ и ЕС более диверсифицирована, быстро растет внутриотраслевой промышленный обмен (Havlik et al., 2001).
3ЕС, в частности, ввел ежегодную квоту на импорт текстиля из России в размере 140 млн долл.
4Калининградская область имеет площадь 15,1Ртыс. км2 и население Ж 950 тыс. человек (в основном русских).
5В частности, поступления в виде таможенных сборов (в 2001 г. – 18,5 млрд долл.) не обязательно сократятся, поскольку предусмотренные ВТО ставки импортных тарифов в некоторых случаях даже выше тех, что применяются сейчас к России. См. “Экономика и жизнь”, № 1, январь 2002 г., с. 27.
6См. речь президента Путина на Стокгольмском саммите ЕС в марте 2001 г., Moscow Times, 26 March 2001, p. 3.
7Шмелев Н. Россия и Европа на пороге XXI века, “Вопросы экономики”, №12, 2000, с. 120-134.
8Это один из аргументов, на которые опирается требование ЕС о том, чтобы страны-кандидаты на вступление соблюдали Acquis communautaires, см. например, ECOTEC et al. (2001).
9С 1 января 2001 г. введена четырехступенчатая система тарифов (со ставками в 5, 10, 15 и 20%), иные ставки тарифов применяются в исключительных случаях.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz