Номер 3/02 Главная Архив К содержанию номера

Научная жизнь


Под таким названием в Москве 26 февраля 2002 г. проходила третья ежегодная российско-американская конференция по экономической ситуации
и инвестиционному климату в РФ. Форум организован Американской торговой палатой в России и Экспертным институтом при Российском союзе промышленников и предпринимателей.
С докладами и сообщениями по теме конференции выступили вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, посол США в РФ Александр Вершбоу, заместитель руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Козак, заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков, руководители промышленных и банковских компаний обеих стран

“Россия на подъеме”

Факторы
устойчивого роста

По единодушному мнению участников форума, российская экономика последние три года переживает период подъема. Несмотря на сложности и проблемы, с которыми столкнулось мировое сообщество в целом, удачным оказался и 2001 г. Иллюстрируя этот вывод конкретными фактами, директор Экспертного института при РСПП профессор Евгений Ясин сообщил, что в 2001 г. ВВП страны вырос на 5,1%, а золотовалютные резервы ЦБ достигли 36,6 млрд долл, тогда как в 1998 г. они составляли только 11 млрд долл. Удельный вес бартера в объеме продаж сократился с 60 до 13%, а сальдо торгового баланса увеличилось с 16,9 млрд долл. до 50 млрд. Долг России в 1998 г. составлял 158 млрд долл., или 60% ВВП, а в 2001 г. – 137,8 млрд, хотя объем ВВП в реальном исчислении за эти годы вырос на 20%.

Помимо традиционных для последних лет факторов роста экономики (благоприятной конъюнктуры цен на рынках основных видов российских экспортных товаров и девальвированного в 1998 г. курса рубля, стимулировавшего импортозамещение) значительное влияние на объем совокупного спроса оказали потребительские и инвестиционные расходы (которые росли опережающими темпами), что обусловило рост производства секторов экономики, работающих в первую очередь на внутренний рынок.

2001 г. ознаменовался интенсивной подготовкой к проведению институциональных реформ, нацеленных на модернизацию государства, завершение формирования рыночных механизмов в экономике, создание предпосылок, обеспечивающих долгосрочную стабильность, развитие страны в условиях постиндустриальной эпохи мировой экономики. Проведение столь широкомасштабных преобразований явилось революцией в жизни общества. Далеко не все новации, осуществленные в 2001 г., успели дать результат. Однако некоторые из них, вероятно, будут иметь долгосрочное положительное влияние, в том числе для инвестиционного климата.

По словам вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, реформаторские усилия правительства РФ были направлены на трансформацию институтов государственного управления, финансовой системы, прав собственности, социальной сферы. Главным результатом этой работы стали изменения в налоговой и пенсионной системах, начавшиеся реформы трудовых отношений и естественных монополий, разработка мер по дерегулированию экономики и снижению административных барьеров, повышению защиты прав инвесторов и собственников. Оценивая нынешнюю экономическую ситуацию, А.Кудрин подчеркнул, что правительство ищет новые факторы, которые обеспечат стабильный экономический рост. С этой целью созданы определенные предпосылки для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики и роста сбережений в экономике, последовательно уменьшается налоговое бремя на экономику. С 2002 г. началась пенсионная реформа, в ходе которой будет осуществлен переход от распределительной системы к накопительной. Созданы правовые основы для деятельности институциональных инвесторов – пенсионных и инвестиционных фондов. Данная форма повышает стимулы населения к сбережению, способствует росту долгосрочных инвестиционных проектов. Продолжается работа над реформой бюджетной сферы, охватывающей проблемы как структуры консолидированных государственных доходов и расходов, так и распределения и сбалансированности финансовых потоков между бюджетами различных уровней, повышения прозрачности и эффективности государственных финансов, макроэкономической стабильности.

Важно, что все эти законодательные акты – результат общественного согласия.

По мнению ораторов, затронувших эту же тему, разработка и реализация названных институциональных преобразований уже способствуют повышению роста инвестиционной привлекательности российской экономики. В частности, международные рейтинговые агентства повысили кредитный рейтинг России до уровня, превращающего ее в один из самых привлекательных развивающихся рынков в данный момент.

Тем не менее на форуме прозвучало и предупреждение: 2002 г. будет менее впечатляющим, чем предыдущие годы. Ожидается, что ВВП увеличится на 2 – 4%, инфляция составит 16, инвестиции вырастут на 5-6%. Это нормальное развитие, а не ухудшение, как говорят некоторые аналитики. “Дело в том, что 2000 г. – это год нашей удачи, как 1998 г. был годом неудачи”, – подчеркнул, в частности, профессор Е.Ясин. Он указал также, что в России сохраняется существенный нерыночный сектор. Если в промышленности он в основном ликвидирован, то в секторе монополий, жилищно-коммунальном хозяйстве действует множество льгот.

Россия и США:
новые отношения

В американской и российской прессе, с сожалением отметил посол США в РФ Александр Вершбоу, четко прослеживается тенденция эскалации разногласий между Россией и США. Это очень странно, считает дипломат, поскольку холодная война давным-давно закончилась. Конечно же, разногласия есть, и они неизбежны: Россия и США –великие страны, и у каждой есть свои интересы.

Президенты Буш и Путин пытаются сгладить эти противоречия, и в этом плане уже достигнуто многое. США и Россия сотрудничают по широкому спектру вопросов – от сокращения стратегических вооружений до изменения структуры Североатлантического альянса и вступления России в ВТО. Администрация США способствует понижению бюрократических барьеров на пути иностранных инвестиций в Россию и реализации рыночных реформ. В этом диалоге активно участвуют Американская торговая палата и совет деловых людей России. К сожалению, американские капвложения в РФ составляют менее 1% общего объема инвестиций США за рубежом. Чтобы устранить этот перекос, американское правительство намерено интенсивно продвигать инвестиционные программы. С этой целью министры США активно выступают перед деловыми людьми, особенно это ярко проявилось в последние полгода. В Вашингтоне состоялись обстоятельные переговоры по торговым вопросам с премьер-министром Касьяновым и министром финансов Кудриным, а в марте на Сахалине побывала американская делегация, представляющая предпринимателей нефтяного и газового комплекса США.

Свои инвестиционные проекты и программы сокращения административных барьеров в РФ выдвинули Экспортно-импортный банк США и Агентство по развитию торговли и экономики.

Правительство США также выделяет дополнительные средства для развития малого и среднего бизнеса в России, помогает российским предпринимателям программами или непосредственно инвестициями.

Посольство США в Москве активно представляет интересы американского бизнеса, ведет постоянный диалог с представителями Минэкономразвития РФ по таким темам, как прозрачность российской экономики, развитие банковского сектора, корпоративное управление. На эти же цели ориентируется частный сектор США, чтобы сделать российскую экономику более прозрачной и она могла получать больше кредитов.

Продолжая эту же мысль, директор департамента по экономическим связям Экспортно-импортного банка США с Россией и странами СНГ Пол Тумминия отметил, что Эксимбанк – заемщик последней категории и не конкурирует с частным сектором. Выполняя миссию поддержки американского экспорта, он стал основным двигателем инвестиций США на такие рынки, где традиционные формы сотрудничества развиты слабо. С этой целью банк дополнительно к существующей сети заграничных отделений учредил в 2002 г. еще два филиала: один – в Анкаре для финансирования проектов в Каспийском регионе и странах Восточной Европы и второй – в России. В 2004 г. на эти мероприятия планируется израсходовать 9,2 млрд долл. из 12 млрд долл. общего объема иностранных инвестиций. Программа предусматривает три формы сотрудничества – прямые заемы, гарантии для частного сектора и страховые проекты.

Для того чтобы гарантировать возврат кредита, Эксимбанк тщательно изучает историю проекта, отчетность потенциального партнера за два-три года, знакомится с управленческим опытом его команды, исследует другие индикаторы ликвидности. Не лишними могут быть рекомендации со стороны, а тем более гарантии государства или муниципальных образований.

В последний год присутствие банка в России хотя и снизилось (в 2000 г. вложено 500 млн долл., а в 2001 г. – 440 млн), тем не менее остается на высоком уровне. В целом же в 2000-2007 гг. общая сумма портфельных инвестиций достигнет 2 млрд долл., причем вложения в нефтегазовый сектор вырастут на 240%, в строительство – на 14, в залоговые сделки и банковский сектор – на 4%. Другая особенность инвестиций – участие в долгосрочных инвестиционных программах.

В сентябре 2001 г. после тщательного анализа Эксимбанк выбрал в России несколько банков в качестве своих постоянных партнеров, что позволит ему добиться многоуровневого выхода на потребителей. В частности, для участия в совместных инвестиционных проектах приглашены Внешторгбанк, Межкомбанк, Московский народный банк, Газпром-банк, Народный промышленный банк, Альфа-банк и Международная банковская корпорация, а также банки, которые могут выйти на среднесрочные проекты, – Промстройбанк (Санкт-Петербург), Промбизнесбанк, Дальневосточный банк, КМБ-банк и др.

По программе государственных гарантий с Эксимбанком работают правительства Москвы и Санкт-Петербурга, Самарская область, Башкортостан и Республика Коми. В частности, уже рассмотрен проект участия банка в финансировании реабилитации средних и начальных образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

В свою очередь первый вице-президент АФК “Система” Леван Васадзе подчеркнул, что его компания – единственная индустриально-финансовая группа, которая не создавала банки с привлечением ГКО. В результате, когда этот рынок в 1998 г. рухнул, компания не пострадала.

Другая особенность – АФК “Система” вкладывает деньги в основном в недвижимость и производство нефти, а в 1997 г. подключилась к приватизации, купив телекоммуникационные мощности. Активы компании, составляя большую часть портфеля инвестиций, развиваются с большой скоростью. Компания приобрела также контрольные пакеты акций таких компаний, как РОСНО в сфере страхования, “Детский мир” в торговле, “Галс” в строительстве офисов и жилья, “Aviation-Kamov” в вертолетостроении. Л.Васадзе подчеркнул, что менеджмент фирмы уделяет огромное внимание управлению портфелем этих акций. Поэтому в телекоммуникационном секторе, а это 11 компаний и основных групп, как и в других подразделениях, производительность очень высока.

Корпоративная структура АФК “Система” содержит несколько важнейших элементов. Во-первых, ее основу составляет диверсификация, т.е. одновременное развитие многих не связанных друг с другом производств. Мы знаем, что АО в мире не самые популярные для инвестиций. Однако на территории РФ инвестировать в такие компании очень выгодно. Надежность пакета акций нескольких компаний определяется на основании так называемого правила пяти пальцев: из каждых пяти акций такого портфеля одна может столкнуться с непредвиденными проблемами, три должны более или менее достигнуть поставленных целей и одна дать результаты, значительно превышающие ожидаемые.

Во-вторых, весь бизнес АФК в России и Восточной Европе ориентирован на наукоемкие услуги и производство. Поэтому все приобретения очень дорогостоящие: нам жизненно важны инвестиции, наличные деньги, чтобы увеличивать портфель “Системы”.

В-третьих, в компании существует политика финансовой стабильности. АФК не гонится за финансовым ростом, хотя поощряет его.

В-четвертых, проводится консервативная политика заимствования, т.е. кредиты со стороны берутся осторожно, что позволяет избежать ситуации 1998 г. с дефолтом.

Пятый компонент стратегии АФК – стремление создать корпоративную культуру внутри всех подразделений компании. Речь идет о менеджменте, производстве, бизнес-процессах и других аспектах. С этой целью внедряются планы поощрения работников, предоставления им пакетов акций компаний, развиваются другие формы моральной и материальной заинтересованности сотрудников.

Корпоративное управление
в России

Участники конференции отметили, что большинство иностранных инвесторов обычно содрогаются, читая статьи западных корреспондентов из Москвы о жестоких войнах внутри и вокруг российских корпораций. В этой борьбе за передел собственности используются различные методы, в том числе “размывание” пакетов акций через новые эмиссии, банкротства, реорганизация компаний, манипулирование с реестрами, создание параллельных советов директоров и т.д. Однако анализ, проведенный в ходе заседания, показал, что, к счастью, все далеко не так безнадежно. И даже в скандалах есть позитивное начало: более глубокое осознание общественностью необходимости кардинального улучшения системы корпоративного управления в России, обеспечивающей реальную защиту интересов и прав инвесторов.

Тем более что проблема корпоративного управления, связанная с установлением баланса интересов разных групп заинтересованных лиц (акционеров, в том числе крупных, миноритарных, владельцев привилегированных акций, менеджеров компании и ее работников, государственных органов), актуальна для большинства стран. Этот вопрос, например, был в центре внимания совета ОЭСР в мае 1999 г., где были утверждены Принципы корпоративного управления, которые носят рекомендательный характер и являются своеобразным ориентиром для создания правовой базы корпоративного управления на государственном уровне, а также для оценки и выработки компанией собственной практики. В документе изложены позиции, относящиеся к пяти областям – правам акционеров, равноправию акционеров, роли заинтересованных лиц в управлении корпорацией, раскрытию информации и прозрачности, обязанностям совета директоров.

Сегодня 100%-ный уровень реализации этих принципов не достигнут нигде. Ближе всего к ним приблизились наиболее развитые страны – США и Канада, затем идут страны континентального права, в особенности те, которые опираются на кодекс Наполеона. Так что сообщения об уникальности “ужасов” корпоративного управления в России не более чем миф. С такими же проблемами инвесторы сталкиваются в Индонезии, Корее, Бразилии, Мексике, Аргентине, Турции, Чехии, Индии и на многих других возникающих рынках. Более того, в России четко прослеживается тенденция к совершенствованию корпоративного управления, отметила исполнительный вице-президент компании “Standard & Poor's” (Нью-Йорк) Вики Тиллман. Для улучшения климата в этой области принято около 20 нормативных актов, среди которых федеральные законы “Об акционерных обществах”, “О рынке ценных бумаг”, “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”.

Тем не менее состояние дел с корпоративным управлением в России вызвало беспокойство многих участников форума, которые в числе основных причин, вызывающих это чувство, назвали:

• продолжающуюся на ряде предприятий борьбу за контроль над ними;

• возможность пересмотра итогов приватизации отдельных предприятий;

• неудовлетворительную систему правоприменения, в том числе неудовлетворительную работу судов;

• пассивную и неясную позицию правительства РФ;

• разобщенность инвесторов и пассивную позицию ряда миноритарных акционеров;

• пробелы в законодательстве, например отсутствие обязательного преимущественного права акционеров на покупку акций новых эмиссий и института групповых (коллективных) исков;

• недостаточно глубокую проверку ситуации перед осуществлением инвестиционных решений и ряд других.

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Анатолия Аксакова, улучшению корпоративного управления в России, а следовательно, и инвестиционного климата в стране будет способствовать принятие комплекса новых федеральных законов, связанных с судебной реформой и введением института третейских судов. В частности, предлагаемые нормативные акты обяжут все экономические споры рассматривать только в арбитражных судах, а суды общей юрисдикции от этих функций будут освобождены. Будет совершенствоваться и валютное законодательство. В частности, долю обязательной продажи валютной выручки предлагается сократить с нынешних 50 до 25%, а затем вообще упразднить. В ближайшее время будет также установлена государственная регистрация юридических лиц, что, по мнению депутата, поставит барьер на пути коррупции, решит проблему фирм-однодневок, которые раньше регистрировались в муниципальных органах. Другими законопроектами планируется в 5 раз сократить количество лицензионных видов деятельности и производства товаров, наладить юридическую защиту предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Важным фактором стал и Кодекс корпоративного поведения, принятый недавно правительством России. Опираясь на него, российский бизнес сможет разработать кодексы корпоративного поведения для своих фирм и компаний. Опыт показывает, что те предприятия, которые уже пошли по этому пути, смогли резко увеличить капитализацию. Одна из таких фирм – нефтяная компания ЮКОС – только в 2001 г. повысила капитализацию в 3 раза.

Реализация важнейшего конституционного положения о правах и свободах человека как высшей ценности – основное содержание деятельности государства, подчеркнул заместитель руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Козак. Эту цель предусматривают, в частности, реформы федеративных отношений и местного самоуправления в РФ.

К сожалению, сейчас условия хозяйствования, предпринимательской деятельности и степень вмешательства публичной власти в те или иные сферы зависят от того, о каком регионе и даже населенном пункте идет речь. Это обусловлено, с одной стороны, уровнем беззакония в регионе, а с другой – идеологическими, политическими пристрастиями руководителей субъектов РФ и глав муниципалитетов, вводивших те или иные ограничения, хотя в соответствии с Конституцией РФ регулирование гражданских правоотношений, основ экономической политики относится к исключительным полномочиям Федерации. Вопреки этой установке регионы брали столько полномочий, сколько могли переварить без какого бы то ни было ограничения со стороны федерального центра. Поэтому одной из первоочередных задач, которые были поставлены президентом РФ в мае 2000 г., стало восстановление единого конституционного и трудового пространства в РФ.

За прошедшие 1,5 года через суд или добровольно удалось отменить более 5 тыс. неконституционных актов субъектов РФ, за которым стоят массовые нарушения конституционных прав граждан. В их числе – несоблюдение прав предпринимательства, следствием которых является инвестиционный климат, не стимулирующий приток капиталовложений в экономику. И беда не только в том, что должностные лица в РФ не приучены исполнять законы. Проблема в значительной степени обусловлена качеством государственного регулирования отношений, которые осуществляются на федеральном уровне. В действующих законах очень трудно определить, какой орган публичной власти и за какие сферы государственной деятельности несет ответственность.

Если анализировать федеральные законы с этих позиций, то окажется: часто используется формула, когда за исполнение государственных функций отвечают три органа, три уровня публичной власти – федерация, субъект РФ и муниципалитет. А на деле как в пословице: у семи нянек дитя без глазу. Если сравнить конституционный закон о правительстве РФ и местный закон о правительстве субъекта РФ, то там в декларативном виде сформулированы практически одинаковые полномочия.

Поэтому в ходе решения задачи, поставленной президентом РФ, пришлось искать ответы на три элементарных вопроса. Первый: кто, за какие публичные функции и в каком объеме отвечает в нашей стране? Второй: какими материальными и финансовыми ресурсами обладают различные уровни публичной власти для осуществления этих государственных функций? Третий: кто и какую ответственность несет в случае, если носитель государственной функции свои обязанности не выполняет? Сегодня четких ответов на эти вопросы нет.

Понятно, что следует сделать так, чтобы за каждое право гражданина, особенно материальное, отвечал один орган, обладающий соответствующими полномочиями и ресурсами. С учетом функций каждого уровня власти должна быть разграничена и собственность – федеральная, субъекта РФ и муниципальная. Без четкого решения этих проблем мы будем обречены на правовую и экономическую чересполосицу, которую имеем в стране.

Что же касается ответственности, то существует два ее вида – политическая и юридическая. Недостатки политической ответственности должны быть дополнены юридической. Речь идет об ответственности в бюджетной сфере, где часто можно встретить ситуацию: чем беднее регион, тем большую дотацию он получает, а управленческие расходы у него больше, чем у богатых территорий. Сама по себе такая постановка вопроса споров не вызывает. Они возникают, когда речь заходит о применении этих принципов в реальной жизни. Но решать эту задачу необходимо, причем в сжатые сроки. Успех этого дела, несомненно, положительно скажется на формировании благоприятного инвестиционного климата в стране, заключил Д.Козак.

ВТО и Россия

Участники форума независимо от того, на какую тему говорилось в докладе, затрагивали и проблему вступления России в ВТО. По словам посла США А.Вершбоу, Россия должна стать полноправным членом этой организации, но для этого очень важна прозрачность в экономике. В свою очередь вице-премьер А.Кудрин считает, что вступать нужно без дополнительных условий, потому что слишком большие уступки мировому торговому сообществу уменьшат конкурентоспособность России даже на внутреннем рынке. А руководитель группы экспертов РСПП по ВТО, проректор Высшей школы экономики Андрей Кузнецов отметил парадоксальный факт: когда в России господствовала командно-административная система, отношения с международной торговой системой были гораздо лучше, чем сейчас. Достаточно сказать, что в 1992 г. против России имелось 12 ограничений, а в 2002 г. – 120.

Тем не менее вступать в ВТО надо, хотя этот шаг – не панацея. В противном случае страна окажется выброшенной за борт клуба, где вырабатываются нормы и правила мировой торговли. Получится парадокс: мы в выработке правил игры не участвуем, а потом все равно с ними сталкиваемся на двусторонней основе, так как международные правила воспроизводятся национальным законодательством всех развитых и развивающихся стран. Кроме того, ВТО – это юридическая база, которая определяет отношения между странами в области торговли. Поэтому признание ее необходимо, если мы хотим, чтобы наши отношения с США и ЕС строились на основе независимой юридической базы и не зависели от воли партнера.

Участники конференции сошлись во мнении, что главной проблемой на переговорах с ВТО является определение степени открытости российского рынка в таможенно-тарифной сфере и секторе услуг. Кроме того, есть опасность, что если в ВТО не действует политика, которая способна дать нам возможность получить льготы по политическим соображениям, то слаба роль и экономики как таковой, потому что преимуществом обладает коммерция. А это опасный подход, он не должен быть применен к России. Интересы глобализации, многостороннего регулирования экономических отношений отличаются от интересов отдельных, даже очень крупных, компаний, которые могут преследовать собственные выгоды. Поэтому, говоря о целях вступления в ВТО, участники форума пришли к выводу, что России нужен стандартный пакет прав без изъятий и дискриминации и ограниченные по времени и отраслям льготы, которые позволят российской экономике адаптироваться к международным правилам и стандартам.

Обзор подготовил
кандидат экономических наук
Павел ШИНКАРЕНКО

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz